1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении мониторинга наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
См. Указ Президента РФ от 18 октября 2007 г. N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава Кабардино-Балкарской Республики |
А. Каноков |
город Нальчик
23 марта 2012 года
N 55-УГ
Положение
об осуществлении мониторинга наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике
(утв. Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2012 г. N 55-УГ)
Настоящее Положение разработано на основе Методики и порядка осуществления мониторинга, а также критериев оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденных Государственным антинаркотическим комитетом 21 декабря 2011 года, и регламентирует организацию проведения мониторинга наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике (далее - мониторинг наркоситуации).
Мониторинг наркоситуации осуществляется Антинаркотической комиссией Кабардино-Балкарской Республики (далее - Антинаркотическая комиссия).
Организационное обеспечение деятельности Антинаркотической комиссии по осуществлению мониторинга наркоситуации возлагается на аппарат Антинаркотической комиссии при участии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Кабардино-Балкарской Республике.
Мониторинг наркоситуации осуществляется по итогам года.
Финансирование работ, связанных с осуществлением мониторинга наркоситуации, включается в республиканскую целевую антинаркотическую программу.
В целях осуществления мониторинга наркоситуации Антинаркотической комиссией могут создаваться рабочие группы из представителей органов власти и организаций, принимающих участие в данной работе.
Аппаратом Антинаркотической комиссии в целях проведения мониторинга наркоситуации осуществляется сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка следующей информации:
статистические сведения, получаемые из территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, органов местного самоуправления и организаций;
информационно-аналитические сведения и экспертные оценки (в виде информационно-аналитических справок) указанных органов по вопросам, касающимся оборота наркотиков, а также противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации больных наркоманией;
результатов социологических исследований.
В целях проведения мониторинга наркоситуации допускается также сбор, изучение, обобщение, анализ и оценка иной информации, предусмотренной Положением о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 485.
См. Положение о создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 января 2006 г. N 31
В соответствии с Методикой и порядком осуществления мониторинга, а также критериями оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденными Государственным антинаркотическим комитетом 21 декабря 2011 года, статистические сведения по установленным формам, а также информационно-аналитические сведения и экспертные оценки в виде информационно-аналитических справок предоставляются следующими участниками мониторинга наркоситуации:
Управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Кабардино-Балкарской Республике;
Министерством внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике;
Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике;
Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Кабардино-Балкарской Республике;
Минераловодской таможней Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы;
Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике;
Управлением Федеральной миграционной службы по Кабардино-Балкарской Республике;
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике;
Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кабардино-Балкарской Республике;
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Кабардино-Балкарской Республике;
федеральными органами исполнительной власти, имеющими в Кабардино-Балкарской Республике подведомственные образовательные учреждения;
Управлением Судебного департамента в Кабардино-Балкарской Республике;
военным комиссариатом Кабардино-Балкарской Республики;
Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики;
Министерством образования и науки Кабардино-Балкарской Республики;
См. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2014 г. N 178-ПП "О Министерстве образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики"
Министерством труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики;
Министерством спорта, туризма и курортов Кабардино-Балкарской Республики;
Министерством по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики;
Министерством культуры Кабардино-Балкарской Республики;
Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики;
Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения;
Государственным комитетом Кабардино-Балкарской Республики по средствам массовой информации.
См. Приказ Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Кабардино-Балкарской Республике, Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, Управления Федеральной службы безопасности России по Кабардино-Балкарской Республике, ПУ ФСБ России по Кабардино-Балкарской Республике, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Кабардино-Балкарской Республике, Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики, Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 20 марта 2015 г. N 19/38/233/5ДСП/137/104/61-П/19/213 "О создании межведомственной рабочей группы по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов"
Участники мониторинга наркоситуации осуществляют обобщение, анализ и оценку ведомственных статистических данных, а также результатов их антинаркотической и связанной с ней деятельности.
По итогам проведенного анализа участниками мониторинга наркоситуации составляется информационно-аналитическая справка, в которой:
приводятся основные показатели, характеризующие развитие наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике, а также состояние иных процессов и факторов, оказывающих влияние на уровень распространения незаконного потребления и оборота наркотиков;
определяются муниципальные образования, в которых произошли наибольшие изменения (как положительные, так и отрицательные) основных показателей, отражающих развитие наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике, по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
проводится анализ причин произошедших изменений, в том числе по муниципальным образованиям;
отражаются основные результаты антинаркотической деятельности и мероприятия, проведенные в рамках антинаркотической деятельности;
проводится краткосрочное прогнозирование развития наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике;
представляются предложения по принятию управленческих решений либо организационных мер, направленных на изменение развития наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
Представление статистических сведений и информационно-аналитических справок участниками мониторинга наркоситуации осуществляется по единым показателям в сроки и по формам в соответствии с прилагаемым Порядком осуществления мониторинга наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
Статистические сведения и информационно-аналитические справки участниками мониторинга наркоситуации направляются в аппарат Антинаркотической комиссии.
Участниками мониторинга наркоситуации допускается представление статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения представляются в Антинаркотическую комиссию до 1 мая года, следующего за отчетным.
Для получения достоверных сведений об уровне и структуре наркопотребления, масштабах распространения незаконного потребления наркотиков и влияющих на них факторов в Кабардино-Балкарской Республике аппаратом Антинаркотической комиссии либо органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, определенными председателем Антинаркотической комиссии, организуется работа по проведению социологических исследований.
Объектом социологического исследования является общественное мнение населения Кабардино-Балкарской Республики.
Предмет исследования - отношение населения Кабардино-Балкарской Республики к проблемам наркотизации общества.
Вид исследования - аналитический.
Используемые в исследовании методы - анализ линейных распределений, корреляционный анализ.
Цель исследования - выявление уровня наркотизации общества и отношения населения к проблемам наркомании.
Указанная цель предполагает решение основных задач:
выявление проблемы наркомании в списке социальных проблем отдельно взятого населенного пункта;
анализ ценностных установок на употребление наркотиков;
выявление отношения различных групп населения и социальных институтов к проблеме наркомании, особенно к проблеме потребления наркотиков;
анализ уровня распространения наркомании в Кабардино-Балкарской Республике, в том числе динамика числа лиц, употребляющих наркотики;
выявление степени наркотизации различных возрастных групп населения, особенно уровня распространения наркомании среди молодежи;
определения наиболее распространенных наркотиков;
выявление степени доступности наркотиков;
определение наиболее популярных мест и способов распространения наркотиков;
определение причин распространения наркомании;
определение мотивов потребления наркотиков среди различных групп населения;
выявление основных механизмов приобщения к наркотикам;
анализ социокультурных факторов, способствующих и препятствующих возникновению и развитию наркотической зависимости;
выявление наиболее действенных мер по борьбе с наркоманией.
В исследовании должна быть использована многоступенчатая типологическая выборка с применением квотных значений на последней стадии отбора респондентов.
Рекомендуемый объем выборки - не менее 2000 человек.
На первом этапе определяются районы исследования. Ключевой принцип отбора - репрезентация основных территориально-экономических зон Кабардино-Балкарской Республики (промышленная и сельскохозяйственная). На территориях, где ярко выражены этнические группы, необходимо учитывать и распределение населения по наиболее крупным этническим группам и территориям их дислокации.
На втором этапе производится отбор населенных пунктов с учетом соотношения городского и сельского населения с реальным статистическим распределением этих групп населения региона.
На третьем этапе учитываются половозрастной, образовательный и национальный составы населения. Определяется количество респондентов, необходимых для опроса.
Четвертый этап - анкетирование (полевое исследование). Метод сбора первичной социологической информации - опрос населения проводится методом раздаточного анкетирования.
В целях определения уровня распространенности наркопотребления возможно проведение анкетирования в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Основными принципами полевого исследования являются доверительность и анонимность. При проведении полевого исследования необходимо учитывать следующее:
опрос необходимо проводить только в группах методом раздаточного анкетирования;
опрашиваемым предварительно должно быть доведено условие анонимности анкеты;
анкетеры не должны проверять полноту и правильность техники заполнения анкет в присутствии анкетируемых (незаполненные или неправильно заполненные анкеты выбраковываются позднее при их обработке и вводе данных в компьютер).
При проведении социологического исследования используется базовая модель опросника для массовой анкеты (приложение N 2 к Методике и порядку осуществления мониторинга, а также критериям оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденным Государственным антинаркотическим комитетом 21 декабря 2011 года).
Результаты социологических исследований направляются в аппарат Антинаркотической комиссии.
Полученная аппаратом Антинаркотической комиссии в целях осуществления мониторинга наркоситуации информация (статистические сведения, информационно-аналитические справки, экспертные оценки) обрабатывается и анализируется, по результатам чего составляется проект доклада о наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
В проект доклада о наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике включается следующая информация:
характеристика Кабардино-Балкарской Республики (площадь территории, наличие государственной границы и ее протяженность, количество муниципальных образований, количество населенных пунктов, численность постоянного населения (с разбивкой по половым и возрастным категориям), уровень жизни населения, демографическая ситуация, структура занятости населения с динамикой уровня безработицы, динамика денежных доходов населения, миграционная ситуация);
анализ и оценка уровня и структуры наркотизации населения на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований (в целом по республике и по муниципальным образованиям);
зарегистрированный и экспертный (с учетом латентности) уровень распространенности немедицинского потребления наркотиков, смертности от злоупотребления наркотиками, структура наркопотребления с учетом немедицинского потребления психоактивных веществ, находящихся в легальном обороте, лекарственных средств и изготовленных на их основе наркотиков;
анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения;
оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, медико-социальной реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками;
анализ численности прошедших лечение наркозависимых лиц, получивших социальные (социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые и иные) услуги в системе учреждений социального обслуживания населения;
анализ численности лиц, являющихся родственниками наркозависимых лиц или "созависимыми" лицами, получивших социальные (социально-психологические, социально-медицинские, социально-педагогические, социально-правовые и иные) услуги в системе учреждений социального обслуживания населения;
степень доступности психоактивных веществ;
анализ и оценка результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ (в первую очередь по линии органов образования и науки, физкультуры, спорта и туризма, молодежной политики, культуры). Состояние ситуации, связанной с организацией досуга молодежи и несовершеннолетних (в том числе, доступность досуга), раннего выявления лиц, злоупотребляющих наркотиками, работы с "группами риска", общей и индивидуальной профилактики;
анализ и оценка ситуации в сфере противодействия незаконного оборота наркотиков, включая, в том числе, описание уровня преступности, структуры и объема наркорынка (отметив новые виды наркотиков), ситуации с уничтожением дикорастущих и культивируемых наркосодержащих растений (с приведением данных, в том числе графических, на карте республики о выявленных и ликвидированных очагах произрастания наркосодержащих растений в динамике за 5 лет), административной и судебной практики;
анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков;
анализ основных мероприятий в области противодействия распространению немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков, проведенных участниками мониторинга наркоситуации;
оценка реализации республиканской целевой антинаркотической программы;
краткосрочное прогнозирование динамики дальнейшего развития наркоситуации;
оценка состояния наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике (по муниципальным образованиям) в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации (приложение N 3 к Методике и порядку осуществления мониторинга, а также критериям оценки развития наркоситуации в Российской Федерации и ее субъектах, утвержденным Государственным антинаркотическим комитетом 21 декабря 2011 года) с графическим наложением на карту республики.
управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике и Российской Федерации.
К проекту доклада о наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике прилагаются:
результаты социологических исследований;
таблицы статистических данных;
графические и иллюстративные материалы, в том числе и в отношении оценки развития наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации.
Оценка развития наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике (по муниципальным образованиям и в целом) осуществляется по 5 критериям: удовлетворительное, напряженное, тяжелое, предкризисное, кризисное.
Критерии оценки развития наркоситуации определяются по четырем параметрам оценки наркоситуации:
масштабы незаконного оборота наркотиков (включает показатели оценки наркоситуации: распространенность противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотиков, криминальная пораженность, удельный вес наркопреступлений в общем количестве зарегистрированных преступных деяний, удельный вес лиц, осужденных за совершение наркопреступлений, в общем числе осужденных лиц, удельный вес молодежи в общем числе лиц, осужденных за совершение наркопреступлений);
масштабы немедицинского потребления наркотиков (включает показатель оценки наркоситуации: распространенность немедицинского потребления наркотиков с учетом латентности);
обращаемости за наркологической медицинской помощью (включает показатели оценки наркоситуации: общая заболеваемость наркоманией и обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями, первичная заболеваемость наркоманией и первичная обращаемость лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями);
смертность от употребления наркотиков (содержит показатель оценки наркоситуации: смертность, связанная с острым отравлением наркотиками по данным судебно-медицинской экспертизы).
Критерии оценки наркоситуации в проекте доклада о наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике определяются по четырем параметрам оценки наркоситуации. При этом по параметрам "масштабы незаконного оборота наркотиков" и "обращаемости за наркологической медицинской помощью" критерии оценки наркоситуации определяются исходя из среднего показателя критериев содержащихся в них показателей.
Проект доклада о наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике аппаратом Антинаркотической комиссии вносится на рассмотрение Антинаркотической комиссии.
Рассмотрение Антинаркотической комиссией проекта доклада о наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике организуется не позднее 25 марта года, следующего за отчетным.
Антинаркотическая комиссия по результатам рассмотрения проекта доклада о наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике принимает решение о его утверждении и направлении в Государственный антинаркотический комитет либо о доработке и последующем направлении в Государственный антинаркотический комитет, а также вырабатывает управленческие решения по изменению наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
Доклад о наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике направляется Антинаркотической комиссией в Государственный антинаркотический комитет в I квартале года, следующего за отчетным.
После направления доклада о наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике в Государственный антинаркотический комитет он подлежит опубликованию в части, не противоречащей законодательству о защите государственной и иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайны.
При направлении доклада о наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике допускается включение в него статистических сведений, носящих предварительный характер. Уточненные статистические сведения и справка-дополнение к результатам мониторинга наркоситуации, утвержденная председателем Антинаркотической комиссии, представляются в Государственный антинаркотический комитет до 15 мая года, следующего за отчетным.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указ Главы Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2012 г. N 55-УГ "Об утверждении Положения об осуществлении мониторинга наркоситуации в Кабардино-Балкарской Республике"
Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания
Текст Указа опубликован на официальном сайте Главы Кабардино-Балкарской Республики www.president-kbr.ru