Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная целевая программа
"Развитие образования городского округа Прохладный КБР на 2012-2013 годы"
(утв. постановлением главы местной администрации городского округа Прохладный КБР от 16 мая 2012 г. N 425)
Паспорт муниципальной целевой программы "Развитие образования городского округа Прохладный КБР на 2012-2013 годы"
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа "Развитие образования городского округа Прохладный КБР на 2012-2013 годы". (Далее программа). |
Основания для разработки программы |
Закон РФ "Об образовании"; Концепция Федеральной целевой программы развития общего образования на 2011-2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 г. N 163-р; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.11 г. N 61; "Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации", одобренные на заседании Правительства Российской Федерации от 9.12.2004 (протокол N 47, раздел 1); Республиканская целевая программа "Развитие образования на 2012-2016 годы, утверждённая постановлением правительства Кабардино-Балкарской республики от 23 декабря 2011 года |
Заказчик - координатор программы |
Местная администрация городского округа Прохладный КБР |
Исполнители программы |
Муниципальное учреждение "Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР" |
Основной разработчик программы |
Муниципальное учреждение "Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР" |
Основная цель программы |
Цели: 1. развитие образования городского округа Прохладный; 2. создание правовых и социально-экономических условий для развития интеллектуального, творческого, физического и духовно-нравственного потенциала детей и молодежи, их подготовки к профессиональной деятельности в процессе образования; 3. разработка и реализация эффективной образовательной политики как части социальной политики города, исходя из целей приоритетного национального проекта "Образование". |
Основные задачи программы |
Задачи: 1. обновление содержания образования, повышение его качества, доступности и воспитывающего потенциала; 2. внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий обучения и развития учащихся; 3. обеспечение условий для профессионального и личностного роста кадров системы образования города; 4. развитие психолого-педагогической и социальной поддержки детей, родителей и педагогов; 5. оптимизация сети образовательных учреждений; 6. совершенствование системы дополнительного образования детей и взрослого населения города; 7. оптимизация системы управления образованием, механизмов финансирования образования, использования финансовых средств муниципального бюджета и привлечения дополнительных ресурсов; 8. информатизация системы образования города, переход на современные информационно-коммуникационные технологии образовательного процесса. |
Основные разделы программы |
Развитие дошкольного образования в городском округе Прохладный. Развитие общего образования в городском округе Прохладный. Развитие системы дополнительного образования детей. Воспитательная работа и социально-психологическая поддержка. Здоровьесбережение учащихся. Одаренные дети. Развитие информатизации образования. |
Сроки и этапы реализации программы |
2012-2013 годы. I этап (2 полугодие 2012 - 1 полугодие 2013 года). Совершенствование нормативно-правовой и статистической базы в области образования, реструктуризация сети учреждений образования, совершенствование механизмов управления и финансирования образования. Реализация первоочередных мер по развитию образования и формирование проектов, обеспечивающих достижение приоритетных задач развития образования. II этап (2 полугодие 2013 года). Реализация основных направлений модернизации и переход к устойчивому развитию системы образования города. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
1. Расширение доступности дошкольного образования, сохранение сети детских дошкольных образовательных учреждений, ее оптимизация, организация целенаправленной подготовки детей дошкольного возраста к поступлению в школу; 2. достижение заданного качества образования, повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников общеобразовательных учреждений на рынке труда, укрепление и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования и усиление государственной и социальной поддержки работников и учащихся системы образования, в рамках национального проекта "Образование"; 3. модернизация образования, профилизация образования, углубление вариативности и индивидуализации образования, реструктуризация сети образовательных учреждений города с учетом дополнительного и профильного обучения; 4. формирование личности учащегося - патриота, лидера, способного влиять на социальное окружение. повышение роли общественных школьных объединений, развитие школьного самоуправления в каждом образовательном учреждении; 5. сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса; 6. совершенствование работы с одаренными детьми; 7. информатизация системы образования города, переход на современные информационно-коммуникационные технологии образовательного процесса. |
Объемы и источники финансирования программы |
Местный бюджет городского округа Прохладный КБР. Общий объём финансирования - 163,856 тысяч рублей. |
Система организации контроля за исполнением программы |
Управление программой осуществляет МУ "Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР" Контроль за исполнением программы осуществляет заместитель главы местной администрации городского округа Прохладный КБР по социальным вопросам |
Введение
Муниципальная целевая программа "Развитие образования городского округа Прохладный КБР на 2012-2013" годы (далее - программа) в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" является организационной основой государственной муниципальной политики.
Программа определяет стратегию развития системы образования и меры по ее реализации. Основные цели и задачи программы развиваются соответствующими разделами программы, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению муниципальных образований. Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
Реализация целей программы обеспечивается посредством как текущего финансирования за счет муниципального бюджета, необходимого для устойчивого функционирования системы образования города.
Исполнителями и соисполнителями программы является орган Управления образования городского округа Прохладный, орган местного самоуправления, образовательные учреждения различных форм, типов и видов.
Сроки реализации программы - 2012-2013 годы.
Главная цель программы - развитие образования города в интересах формирования гармонично развитой, социально-активной, творческой, здоровой личности в качестве важнейшего фактора экономического и социального прогресса общества в целях удовлетворения образовательных запросов социума; развитие городской системы образования, ориентированной на инновационное развитие города, обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего (полного) общего образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации, воспроизводство и развитие кадрового потенциала города.
Основные мероприятия (задания) программы:
- обеспечение условий для реализации равных прав граждан города на образование всех уровней и ступеней;
- создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие муниципальной системы образования в интересах личности, общества и государства;
- формирование и реализация экономических механизмов развития городской системы образования;
- внедрение нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
- формирование системы мониторинга качества обучения, экспертизы уровня обученности и социализации учащихся, обеспечение контроля качества образования;
- создание условий и внедрение инноваций (предпрофильная подготовка и профильное обучение, информатизация) в систему образования города;
- внедрение и реализация преемственных федеральных государственных образовательных стандартов и соответствующих им государственных образовательных программ различных уровней и направлений образования; совершенствование системы непрерывного образования;
- оснащение образовательных учреждений учебно-лабораторным оборудованием для обеспечения перехода на ФГОС начального и основного общего образования;
- оснащение базовых школ по введению ФГОС и распространению моделей образования, обеспечивающих современное качество общего образования;
- организация обеспечения фондов школьных библиотек, спортивных залов за счет средств бюджетов разных уровней;
- внедрение и реализация в образовательных учреждениях информационно-коммуникационных, в том числе дистанционных, образовательных технологий и методов обучения;
- развитие форм и методов работы с одаренными и мотивированными детьми;
- развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях;
- дальнейшее развитие системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров;
- развитие учебной, материально-технической базы образовательных учреждений; внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий обеспечения учреждений образования;
- разработка комплекса мер по государственной социальной поддержке работников муниципальной системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
- совершенствование воспитательной работы в учреждениях образования, совершенствование воспитательных систем образовательных учреждений, которые будут охватывать различные социальные группы учащихся;
- повышение эффективности профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других негативных явлений за счёт организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, организацию работы по месту жительства, создание "воспитательного пространства" микрорайона, города;
- развитие государственно-общественных форм управления образованием, современных подходов к развитию социального, государственно-частного партнерства.
Программа предполагает взаимодействие Управления образования и образовательных учреждений, участие в региональных, российских и международных проектах.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
Управление программой осуществляет местная администрация городского округа Прохладный КБР.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов: перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы, с определением разграничения деятельности исполнителей на разных уровнях образовательной системы, источников и объемов финансирования.
Контроль реализации программы осуществляет местная администрация городского округа Прохладный КБР.
I. Состояние и основные проблемы развития системы образования городского округа Прохладный КБР
1.1. Краткая характеристика городской системы образования
Система образования города представляет собой сеть муниципальных учреждений дошкольного, общего и дополнительного образования, которые реализуют многочисленные образовательные программы и в основном удовлетворяют потребности обучающихся.
Муниципальная система образования включает в себя 20 дошкольных образовательных учреждений (с численностью воспитанников 2388 человек), 10 общеобразовательных учреждений (5963 обучающихся), 6 учреждений дополнительного образования (3422 обучающихся) и одно учреждение начального профессионального образования (695 обучающихся).
В городе сложилась в целом эффективная система управления образованием, создана и успешно развивается система мониторинга за состоянием здоровья детей и внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий, развивается система дополнительного образования детей.
Приняты меры по обеспечению общедоступности дошкольного образования, развита сеть детских учреждений, ведется целенаправленная работа по осуществлению преемственности дошкольного и начального общего образования, созданию комплексов "Начальная школа - детский сад". Направленно решается проблема 100-процентного охвата детей дошкольным образованием.
Продолжается обновление содержания общего образования, осуществляется эксперимент по организации профильного обучения на старшей ступени, организована работа по разработке национально-регионального компонента государственного стандарта.
Последовательно осуществляется программа компьютеризации образовательных учреждений. Соотношение количества учащихся школ на один компьютер доведено до уровня 1 на 23 учащихся. 100% школ имеют выход в Интернет.
1.2. Проблемы образования в городе
Дефицит дошкольных мест составляет 1176 (по заявлению родителей или законных представителей). Удовлетворенность качеством услуг дошкольного образования составляет 96,2%. В дошкольных отделениях имеются ставки узких специалистов (психологов, логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре), но в недостаточном количестве. Наблюдается кадровый дефицит воспитателей. Приток молодых специалистов явно недостаточен по причинам низкого социального престижа профессии, высоких нагрузок, слабой социальной защищенности работников дошкольной сферы, низкого уровня оплаты труда. Средний размер заработной платы воспитателей значительно ниже среднего заработка учителя, а у молодого специалиста он меньше.
Охват детей обучением во вторую смену осуществляется в МБОУ "СОШ-5" из-за отсутствия школьных мест. Проектная мощность здания школы - 400 человек, а обучается - 589 человек. В связи с этим в МБОУ "СОШ-5" необходимо возведение пристройки.
Недостаточное финансирование системы образования не позволяет обеспечивать совершенствование технологий образования, оснащать школы и учреждения современными кабинетами химии, физики, биологии, лабораториями и мастерскими, своевременно и в полном объеме приобретать учебную литературу, соответствующую современным федеральным государственным стандартам общего и начального профессионального образования, технологиям профильного обучения и задачам подготовки учащихся к единому государственному экзамену. На муниципальном уровне формируется единая система оценки качества образования.
В образовательных учреждениях недостаточна материально-техническая база для целенаправленной работы с интеллектуально одаренными детьми, проявляющими познавательный интерес с общественным или естественным наукам, недостаточная финансовая поддержка одаренных детей, не сформированы основы системного подхода к сопровождению исследовательской деятельности учащихся. У педагогов недостаточно знаний об особенностях мышления и поведения одаренных детей, методах их обучения и воспитания. Необходима целенаправленная работа по подготовке обучающихся к участию в республиканских, региональных, всероссийских конкурсах, конференциях, олимпиадах, соревнованиях.
Материально-техническая база системы образования значительно изношена и устарела, требуется ее обновление, несмотря на поставку кабинетов и технологического оборудования в рамках ПНПО.
Остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений. Сохраняется тенденция старения педагогических работников. Медленно идет ротация педагогических кадров. Требует дальнейшего развития система социальной поддержки педагогов.
Существует комплекс проблем, связанных с ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными возможностями здоровья. Назрела необходимость организации направленной работы с этой категорией детей: открытие городского центра психолого-медико-педагогической поддержки, залов лечебной физкультуры в образовательных учреждениях или учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, создание городского общественного совета по питанию.
Острой остаётся проблема сохранения здоровья детей, развития здоровьесберегающих образовательных технологий, препятствующих заболеваниям детей, психическим расстройствам, детской наркомании и алкоголизма, детской и подростковой преступности.
Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и воспитания, формирования у подрастающего поколения толерантности, гражданственности и патриотизма.
Перечисленные проблемы являются основой определения целей, направлений и задач развития системы образования.
II. Сроки и этапы реализации программы
Программа краткосрочная.
На I этапе (2 полугодие 2012 - 1 полугодие 2013 года) важнейшими направлениями реализации программы будут совершенствование нормативно-правовой и статистической базы в области образования, реструктуризация сети учреждений образования, совершенствование механизмов управления и финансирования образования, реализация первоочередных мер по развитию образования и формирование проектов, обеспечивающих достижение приоритетных задач развития общего образования.
На втором этапе - 2 полугодие 2013 года - предполагается реализация основных направлений модернизации системы общего образования и переход к устойчивому эволюционному развитию системы образования города
IV. Заказчик программы
Заказчиком муниципальной целевой программы "Развитие образования городского округа Прохладный КБР на 2012-2013 годы" является местная администрация городского округа Прохладный КБР, которая организует ее выполнение и осуществляет функции заказчика товаров, работ и услуг, приобретаемых и выполняемых для реализации настоящей программы.
V. Исполнители муниципальной целевой программы
Исполнителями целевой муниципальной программы "Развитие образования городского округа Прохладный КБР на 2012-2013 годы" являются:
1. МУ "Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР":
1.1. МБОУ "СОШ N 1";
1.2. МБОУ "Лицей N 3";
1.3. МБОУ "СОШ N 4 им. А.Г. Головко";
1.4. МБОУ "СОШ N 5".
VI. Механизм реализации программы:
Механизм реализации Программы направлен на обеспечение выполнения всех программных мероприятий в рамках социальной, экономической, финансовой, а также инвестиционной политики. Необходимым условием реализации Программы является взаимодействие местной администрации с муниципальными учреждениями.
Реализация программы предусматривает использование всех имеющихся инструментов осуществления государственной политики на муниципальном уровне.
Механизм реализации Программы заключается в поэтапном продвижении к поставленным целям путем выполнения программных мероприятий. Программа считается полностью реализованной при достижении основной заявленной цели.
VII. Финансовое обеспечение муниципальной целевой программы:
По источникам финансирования |
2 полугодие 2012 - 1 полугодие 2013 года |
местный бюджет |
163,856 тыс. рублей |
VIII. Распределение средств местного бюджета на финансовое обеспечение программы по главным распорядителям (распорядителям) и получателям субсидии на иные цели:
Глава |
Наименование главного распорядителя, (распорядителя) бюджетных средств |
Наименование получателя субсидии на иные цели |
Сумма на 2 полугодие 2012 - 1 полугодие 2013 года (тыс. рублей) |
803 |
Местная администрация городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики |
1. МБОУ "СОШ N 1" |
39,00 - изготовление проекта на реконструкцию кровли в МБОУ "СОШ N 1". |
2. МБОУ "Лицей N 3" |
34,00 - приобретение материалов для проведения ремонтных работ по замене электрощитков и силовых шкафов в МБОУ "Лицей N 3". |
||
3. МБОУ "СОШ N 4 им. А.Г. Головко" |
45,00 - изготовление проекта на реконструкцию кровли в МБОУ "СОШ N 4 им. А.Г. Головко" |
||
4. МБОУ "СОШ N 5" |
45,856 - частичный ремонт мягкой кровли ДО N 19 МБОУ "СОШ N 5" |
||
Итого |
|
163,856 тыс. рублей |
IX. Ожидаемые результаты реализации программы
9.1. В сфере дошкольного образования
В планах по реализации демографической политики в городском округе Прохладный КБР обозначена работа, направленная на расширение доступности дошкольного образования и поддержки семей с детьми дошкольного возраста. Сохранение сети детских дошкольных образовательных учреждений, ее оптимизация. Полный охват детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования, организованным воспитательным процессом и целенаправленной подготовкой к поступлению в школу, организация предшкольной подготовки. Усовершенствование работы по взаимодействию с ПТК и КБГУ с целью привлечения специалистов для работы в ДО, соответствию дошкольных отделений лицензионным требованиям.
Использование в практике работы дошкольных отделений вариативных подходов и программ воспитания, развития и обучения, развитие разных форм дошкольного и предшкольного образования.
Обеспечение преемственности образовательно-развивающих программ дошкольного образования и начального образования.
Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки родителям в развитии и воспитании детей от рождения до дошкольного возраста. Обеспечение льготного пребывания и внеочередного приема в дошкольные отделения детей, имеющих законодательное право на льготы.
Обеспечение вариативного (из различных источников) финансирования дошкольных отделений: бюджетное, привлечение на договорной основе средств родителей и спонсоров, экономия бюджетных средств, комбинированные формы финансирования.
Поддержка инновационной деятельности педагогических коллективов дошкольных отделений, распространение результатов экспериментальной деятельности в учреждениях города.
9.2. В сфере общего образования
Создание условий, обеспечивающих доступность, качество и эффективность образования в системе общего образования города, посредством последовательной реализации бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, недопущение отсева детей из школ.
Отработка механизмов концентрации кадровых и материально-технических ресурсов в отдельных учреждениях.
Творческая реализация базисного учебного плана образовательных учреждений, отражающего нормативы федерального государственного образовательного стандарта, позволяющего удовлетворять запросы населения в образовательных услугах посредством личностно-ориентированных технологий воспитания и обучения.
Обеспечение в городе образовательных потребностей одаренных детей с целью воспроизводства интеллектуального потенциала.
В начальной школе - расширение масштабов использования технологий развивающего обучения, повышение качества образовательного процесса, создание преемственности в образовательных программах дошкольного и начального школьного образования. Раннее изучение иностранного языка и основ компьютерной грамотности.
В основной общеобразовательной школе - усиление внимания к психофизиологическим особенностям подростков, сосредоточение усилий педагогов и практических психологов на выявление и развитие индивидуальных познавательных потребностей и способностей учащихся, формирование у них готовности к непрерывному образованию.
Обеспечение преемственности в реализации технологий развивающего обучения. Введение предпрофильной подготовки учащихся в 8-9-ом классе.
В средней общеобразовательной школе: усиление влияния образования на социализацию и гражданскую идентификацию личности, ее профессиональное самоопределение, введение по выбору учащихся профильного обучения в 10-ом и 11-ом классах с сохранением общеобразовательных и универсальных классов и организацией профильного обучения в базовых (опорных) школах, создание однокомплектных школ.
Создание в городе системы мониторинга качества обучения, использование в образовательной практике различных форм независимой экспертизы уровней обученности и компетентности учащихся.
9.3. В сфере дополнительного образования детей
Для успешного развития системы дополнительного образования требуется совершенствование муниципальной правовой базы, обеспечивающей государственные гарантии доступности и равных возможностей получения обучающимися в муниципальных учреждениях дополнительного образования, позволяющей достигать эффективности и качества дополнительного образования. Дополнительное образование призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения к дополнительному образованию.
Реализация принципа дополнительности в образовательном процессе и во взаимодействии школы и учреждений дополнительного образования. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, создание образовательных учреждений полного дня и ассоциации образовательных учреждений.
Использование системы дополнительного образования для улучшения социально-культурной среды города, привлечение в систему дополнительного образования высококвалифицированных педагогов, в том числе и из других профессиональных сфер, а также обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических кадров - работников системы дополнительного образования детей.
Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования детей, сохранение и развитие системы межведомственного взаимодействия учреждений дополнительного образования детей, содействие конкурсной разработке авторских программ дополнительного образования и привлечение работников других сфер деятельности, расширение границ и увеличение объема образовательных услуг в учреждениях дополнительного образования, обновление содержания дополнительного образования и разработка мониторинга качества дополнительных образовательных услуг, включение УДОД в сетевое образовательное пространство по профильному обучению, повышение роли и активизация деятельности субъектов образовательной политики дополнительного образования детей: семьи, родительской общественности, педагогов, органов управления и самоуправления, общественных институтов; расширение сфер взаимодействия общего и дополнительного образования детей; расширение возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
9.4. В сфере воспитательной работы и социально-психологической поддержки
Целью модернизации системы воспитания в образовании учащихся является ее развитие в интересах развивающейся духовно богатой, толерантной, физически здоровой, граждански сознательной, социально активной творческой личности, формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи и увековечение памяти защитников Отечества. Создание и приумножение ценностей духовной культуры, участие в культурной жизни общества; организация и проведение конкурсов и фестивалей по различным направлениям художественного творчества.
Профилактика наркомании и алкоголизма, асоциальных явлений в подростковой среде. Развитие различных форм гражданско-патриотического воспитания в летних лагерях отдыха и функционирование клубов по месту жительства. Создание сетевой организации воспитательной работы на муниципальном уровне. Организация консультативной помощи разной категории педагогов города, занимающихся воспитательной деятельностью. Популяризация и разъяснение результатов педагогических и психологических исследований. Изучение образовательных потребностей педагогов и управленческих кадров, занимающихся воспитательной работой в общеобразовательных учреждениях города. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов, занимающихся воспитательной деятельностью, с целью дифференциации и удовлетворения потребностей к самореализации. Анализ состояния и результативности методической работы в области воспитания на разных уровнях для определения направлений и выбора оптимальных форм ее совершенствования.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих основных задач:
- воспитательный процесс в образовательных учреждениях тесно увязывать с учебным процессом, внешкольной работой, с региональными и местными особенностями жизни учащихся, с их интересами, профессиональными ориентациями;
- в реально существующих воспитательных системах конкретных образовательных учреждений стремиться к созданию "воспитательного пространства" для детей и молодежи в микрорайоне, в городе, что позволит включить в это пространство различные социальные институты общества;
- проводить военно-спортивные игры, поддерживать техническое творчество молодежи, осуществлять исследовательскую работу как в ОУ, так и в УДОД;
- увеличивать количество творческих объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в соответствии с социальным заказом;
- обеспечить привлечение семьи к воспитанию детей и молодежи;
- повысить эффективность профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, организацию работы по месту жительства, создание "воспитательного пространства" микрорайона, города; формирование эффективной системы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений; усиление педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышение их занятости;
- повышать социальный статус педагогических работников, создавать условия для их профессионального совершенствования и творчества, единую муниципальную методическую систему;
- укреплять взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросу воспитания детей и молодежи.
Исходя из региональных особенностей, приоритетными направлениями воспитания в системе образования определены:
- духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, трудовое, физическое воспитание и спортивно-оздоровительную работу; художественно-эстетическое, экологическое просвещение и воспитание;
- формирование качеств, направленных на обеспечение безопасности личности, ее жизни и здоровья, способности противостоять агрессии, неприятие алкоголизма, наркотиков и других рисков и угроз человеческому потенциалу, качеству жизни людей;
- создание условий для участия обучающихся в соуправлении образовательными учреждениями, развитие деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений в образовательных учреждениях разных типов и по месту жительства. Поддержка развития детского самоуправления; содействие созданию детских и молодежных общественных объединений.
9.5. В сфере здоровьесбережения учащихся
Приоритет развития данного направления в России и отдельных ее регионах, в том числе и КБР, обеспечивается и регламентируется рядом законов и нормативно-правовых документов разного уровня: "Конвенция о правах ребенка", законы РФ: "Об образовании", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", указы Президента России: "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ".
В концепции модернизации Российского образования к числу приоритетных задач отнесены достижения нового современного качества образования, обеспечения его доступности, подразумевающей охрану здоровья, прав личности ребёнка, его физическую и психологическую безопасность, социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в развитии ребенка. Обеспечение здоровья детей необходимо рассматривать в контексте проблем питания, физической активности, предупреждения факторов риска (алкоголь, наркомания, курение) экологической составляющей.
Важнейшей составляющей работы всех образовательных учреждений города является деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей и молодежи, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни за счет реальной разгрузки содержания общего образования; использования эффективных методов обучения; повышения удельного веса и качества занятий физической культуры; организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; создания здоровьесберегающей инфраструктуры в городском образовательном пространстве; оптимизации и рациональной организации учебного процесса в ОУ, ДО и учреждениях дополнительного образования; рациональной организации физкультурно-оздоровительной работы в городе; организации системы просветительской и воспитательской работы с учащимися, направленной на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; организации системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями по формированию здоровьесберегающей педагогики; консолидация усилий работников образования, здравоохранения, соцзащиты, правоохранительных органов для обеспечения безопасной жизни и полноценного развития детей.
Основные результаты:
- реализация новых технологий здоровьесберегающего образования;
- разработка и поддержка инновационных программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, их полноценное развитие;
- разработка и внедрение системы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных мероприятий без отрыва от учебного процесса;
- улучшение питания учащихся, санитарно-гигиенических условий образовательного учреждения, материально-технической и учебной базы, социально-психологического климата в коллективах;
- совершенствование системы взаимодействия медицинских специалистов и педагогов с родителями, семьей учащихся, усиления степени участия общественных организаций в пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний.
9.6. Одарённые дети
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все структуры народного хозяйства города, республики, страны наиболее развитых, неординарно мыслящих людей, то есть людей одаренных. Выявление и развитие способностей детей должно осуществляться на всех ступенях их развития, образования и воспитания, для чего необходимы совместные усилия педагогических коллективов, родителей, всей городской общественности.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Именно наличие социального заказа в творческих людях, способных быстро и оригинально решать научные и практические проблемы, обеспечивать прогресс общества, определяет необходимость создания специальной программы по выявлению и развитию одаренных детей в г.о. Прохладный. У нас накоплен определенный опыт работы по развитию творческих способностей детей. Имеются возможности для проведения целенаправленной работы в сфере экологического, эстетического, социально-экономического, естественнонаучного, физико-математического, технического образования, спортивной подготовки. Создана сеть научных обществ учащихся, активно работают учреждения дополнительного образования, профилируется обучение на старшей ступени. Традиционно проводится городской этап Всероссийских предметных олимпиад, городские научные конференции учащихся, творческие конкурсы и смотры, спортивные мероприятия.
В работе с одарёнными детьми необходимо создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, включая материально-техническое, методическое, кадровое, информационное и организационное обеспечение. Предполагается внедрение новых методов работы с одаренными детьми, адресной индивидуальной поддержки одаренных детей, проведение на городском уровне мероприятий, реализация которых позволит детям демонстрировать свои достижения, учащимся получить квалифицированную методическую помощь по профилю своей творческой, исследовательской деятельности, педагогам получить методическую помощь по вопросу особенностей работы в профильных классах, классах углубленного изучения предметов. Необходимо оснащение и материально-техническая поддержка образовательных учреждений, использующих новые технологии в работе с одаренными детьми.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- поднять статус и престиж исследовательской и творческой деятельности;
- разработать основы для развития способностей обучающихся в современных условиях;
- обеспечить равные возможности в развитии способностей детей независимо от социального положения и места проживания;
- увеличить количество выявленных одаренных детей,
- повысить профессиональное мастерство учителей, работающих с одаренными детьми.
9.7. В сфере информатизации образования
Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач:
- обеспечение инновационного характера базового образования;
- модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров;
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.
Для решения проблем информатизации образования необходимо:
- материально-техническое обеспечение процесса (с переходом на ФГОС);
- комплекс мероприятий по кадровому обеспечению процесса по направлению "Новый учитель для новой школы", повышение квалификации работников образования в сфере ИКТ;
- повышение эффективности информатизации процессов управления системой образования с использованием ИКТ;
- расширение единой образовательной информационной среды;
- внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
- развитие системы дистанционного образования, в т.ч. для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
- переход на использование ПСПО в образовательных учреждениях.
- мониторинг информатизации системы образования города Прохладного.
Ожидаемые результаты реализации:
- увеличение доли образовательных услуг;
- создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на всех уровнях системы образования;
- внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения;
- оснащение современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии;
- социальная адаптация для социально незащищенных групп населения;
- расширение информационного образовательного пространства города;
- активизация деятельности учащихся и педагогов с применением ИКТ (участие в вебинарах, форумах, сетевых олимпиадах, конкурсах, проектах);
- повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;
- повышение ИКТ - компетентности работников образования в условиях внедрения ФГОС;
- внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений всех уровней и образовательных процессов.
Оценка эффективности реализации программы
Социальная эффективность реализации программы определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих стратегические приоритеты развития образования города.
Реализация основных мероприятий программы по вопросам дошкольного образования позволит обеспечить потребность населения услугами дошкольного образования, обеспечить детей дошкольного возраста равными стартовыми возможностями для последующего обучения в начальной школе.
Решение задач по повышению качества образования обеспечивается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- совершенствование муниципальной системы оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;
- развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений, в том числе с привлечением общественности и профессиональных объединений;
- обеспечение выравнивания доступа к получению качественного образования;
- увеличение количества учащихся с предпрофильной подготовкой, профильным обучением;
- оптимизация и реструктуризация сети общеобразовательных учреждений.
В результате реализации мероприятий предполагается обеспечить следующие социально-экономические эффекты:
- повышение качества предоставляемых образовательных услуг;
- повышение эффективности использования бюджетных средств в сфере образования;
- развитие общественно-гражданских форм управления в системе общего образования.
Одной из стратегических целей деятельности МУ "Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР" является также создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества.
Реализация указанной цели обеспечит адаптацию молодых людей к быстро меняющимся социально-экономическим условиям, воспитание успешных и ответственных граждан, активизацию их участия в общественном, государственном строительстве, гарантии защиты прав и законных интересов, расширение доступности образования детей с ограниченными возможностями здоровья и других социально незащищенных групп детей и молодежи, обеспечение занятости, создание условий для социально значимой деятельности детей и молодежи, развития их интеллектуального и творческого потенциала.
Для успешной реализации поставленной цели необходимы следующие мероприятия:
совершенствование законодательной базы, обеспечивающей государственные гарантии доступности и равных возможностей получения обучающимися дополнительного образования, позволяющей достигать эффективности и качества дополнительного образования;
интеграция дополнительного и общего образования. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях, создание образовательных учреждений полного дня;
работа с руководящими и педагогическими кадрами, привлечение в систему дополнительного образования высококвалифицированных педагогов, в том числе и из других профессиональных сфер, а также обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических кадров.
укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей.
повышение роли воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
проведение мероприятий патриотической направленности с детьми и молодежью;
привлечение семьи к воспитанию детей и молодежи, изменение демографической системы в городе;
повышение социального статуса педагогических работников путем проведения конкурсов педагогического мастерства;
обеспечение эффективной профилактики асоциального поведения детей и подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через организацию работы по месту жительства, активной занятости детей и подростков в период летних каникул;
создание условий для развития ценностных ориентаций у молодежи, направленных на формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих;
использование эффективных методов обучения;
повышение удельного веса и качества занятий физической культуры;
организация мониторинга состояния здоровья детей и молодежи.
Реализация основных мероприятий программы по вопросам здоровьесбережения учащихся будет способствовать: созданию дружественной и здоровой среды вокруг детства; улучшению здоровья детей посредством воспитания у учащихся культуры здоровья, под которой понимается не только грамотность в вопросах здоровья, достигнутая в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о своем здоровье; организации здоровьесберегающей педагогики, включающей последовательное формирование в образовательных учреждениях здоровьесберегающего образовательного пространства, с обязательным использованием всеми педагогами комплекса мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой по работе с одарёнными детьми, позволит:
- поднять статус и престиж исследовательской и творческой деятельности;
- разработать основы для развития способностей обучающихся в современных условиях;
- обеспечит равные возможности в развитии способностей детей независимо от социального положения и места проживания;
- повысить профессиональное мастерство учителей, работающих с одаренными детьми.
Одной из основных целей деятельности МУ "Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР" является также реализация мероприятий в области информатизации образования, что обеспечит увеличение доли образовательных услуг, внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения, оснащение современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, активизацию деятельности учащихся и педагогов с применением ИКТ (участие в вебинарах, форумах, сетевых олимпиадах, конкурсах, проектах), повышение качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий, повышение ИКТ - компетентности работников образования в условиях внедрения ФГОС.
X. Перечень мероприятий муниципальной целевой программы "Развитие образования городского округа Прохладный КБР на 2012-2013 годы"
N |
Наименование мероприятия |
Исполнители мероприятия |
Сроки исполнения |
Основные виды товаров, работ, услуг, приобретение, выполнение или оказание которых необходимо для осуществления мероприятий (код расхода) |
Источники финансирования |
Объемы финансирования, тысяч рублей |
Результаты, достигаемые в ходе выполнения мероприятий Программы |
1 |
Организация и проведение мониторинга уровня удовлетворённости родителями качеством услуг образования |
МУ "Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР" |
ежегодно |
|
- |
Не требуется |
Повышение уровня удовлетворённости родителями качеством услуг образования |
2 |
Создание условий для привлечения высококвалифицированных кадров в ОУ |
МУ "Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР" |
постоянно |
|
- |
Не требуется |
Обеспеченность ОУ квалифицированными кадрами |
3 |
Организация в СМИ регулярных публикаций, направленных на повышение информированности населения о состоянии системы образования в городском округе |
МУ "Управление образования местной администрации городского округа Прохладный КБР" |
регулярно |
|
- |
Не требуется |
Повышение уровня информированности населения о состоянии системы образования в городском округе |
4 |
Изготовление проекта на реконструкцию кровли в МБОУ "СОШ N 1" |
МБОУ "СОШ N 1" |
2 полугодие 2012 - 1 полугодие 2013 года |
Оплата услуги по изготовлению проекта на реконструкцию кровли в МБОУ "СОШ N 1" (код расхода 803 0702 1008993 612 241000) |
Местный бюджет |
39,00 |
Подготовка проектно-сметной документации для реконструкции кровли в МБОУ "СОШ N 1" |
5 |
Изготовление проекта на реконструкцию кровли в МБОУ "СОШ N 4 им. А.Г. Головко" |
МБОУ "СОШ N 4 им. А.Г. Головко" |
2 полугодие 2012 - 1 полугодие 2013 года |
Оплата услуги по изготовлению проекта на реконструкцию кровли в МБОУ "СОШ N 4 им. А.Г. Головко" (код расхода 803 0702 1008993 612 241000) |
Местный бюджет |
45,00 |
Подготовка проектно-сметной документации для реконструкции кровли в МБОУ "СОШ N 4 им. А.Г. Головко" |
6 |
Приобретение материалов для проведения ремонтных работ по замене электрощитков и силовых шкафов в МБОУ "Лицей N 3" |
МБОУ "Лицей N 3" |
2 полугодие 2012 - 1 полугодие 2013 года |
Приобретение материалов для проведения ремонтных работ по замене электрощитков и силовых шкафов в МБОУ "Лицей N 3" (код расхода 803 0702 1008993 612 241000) |
Местный бюджет |
34,00 |
Бесперебойная и эффективная работа электропроводки в МБОУ "Лицей N 3" |
7 |
Частичный ремонт мягкой кровли ДО N 19 МБОУ "СОШ N 5" |
МБОУ "СОШ N 5" |
2 полугодие 2012 - 1 полугодие 2013 года |
Приобретение строительных материалов для проведения частичного ремонта мягкой кровли ДО N 19 МБОУ "СОШ N 5" (код расходов 803 0702 1008993 612 |
Местный бюджет |
45,856 |
Устранение дефекта - протечки кровли в ДО N 19 МБОУ "СОШ N 5" |
Итого: 163,856 |
<< Назад |
>> III. Перечень основных разделов программы |
|
Содержание Постановление Главы местной администрации городского округа Прохладный Кабардино-Балкарской Республики от 16 мая 2012 г. N... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.