Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 26 июня 2012 г. N 161-ПП
"О Концепции управления государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики"
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 августа 2013 г. N 238-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 21 июля 2001 года N 70-РЗ "Об управлении государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики" Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Концепцию управления государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики;
План основных мероприятий по реализации Концепции управления государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2014 годы;
основные показатели развития государственного сектора экономики в сфере управления государственной собственностью и земельными ресурсами Кабардино-Балкарской Республики;
информацию по объектам инвестиций в санаторно-курортный комплекс открытого акционерного общества "Курорт "Нальчик".
2. Министерству государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики (Х.П. Лигидов), исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики обеспечить реализацию Концепции управления государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики В.Х. Жилова.
Председатель Правительства |
И. Гертер |
Концепция
управления государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2012 г. N 161-ПП)
Общие положения
1. Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Кабардино-Балкарской Республики в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, закрепленного за государственными предприятиями Кабардино-Балкарской Республики (далее - государственные предприятия), государственными учреждениями Кабардино-Балкарской Республики (далее - учреждения), находящегося в государственной казне Кабардино-Балкарской Республики, а также земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, и имущественных прав Кабардино-Балкарской Республики, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях.
2. Приоритетными направлениями в осуществлении управления государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики являются:
привлечение инвестиций;
обеспечение поступлений в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики (далее - республиканский бюджет) средств от управления государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики;
совершенствование системы управления имуществом, находящимся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики;
оказание поддержки малому предпринимательству.
3. Концепция управления государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики (далее - Концепция) содержит три раздела.
В первом разделе рассматриваются цели, задачи и приоритеты, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом.
Во втором разделе рассмотрены вопросы управления государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики.
В третьем разделе рассмотрены вопросы осуществления государственной политики в сфере приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, направленных на создание благоприятной экономической среды в Кабардино-Балкарской Республике, в том числе вопросы привлечения инвестиций.
1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики
Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели:
увеличить доходы республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики;
оптимизировать структуру государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики;
вовлечь максимальное количество объектов государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики в процесс совершенствования управления;
использовать государственное имущество Кабардино-Балкарской Республики в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;
повысить конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, улучшить финансово-экономические показатели их деятельности.
Для реализации указанных целей необходимо решить следующие задачи:
осуществить полную инвентаризацию объектов государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, разработать и реализовать систему учета этих объектов и оформления прав на них;
См. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 апреля 2010 г. N 65-ПП "О совершенствовании учета государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики"
См. также Приказ Министерства по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики от 14 декабря 2010 г. N 53 О проведении инвентаризации объектов недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики
повысить эффективность управления государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, обеспечить детальную правовую регламентацию процессов управления;
оптимизировать количество объектов управления и переход к пообъектному управлению;
обеспечить права государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
обеспечить контроль за использованием и сохранностью государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, а также контроль за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих (руководители государственных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики, управляющие компании).
Обеспечение комплексного подхода к решению вопросов в области управления государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики, в том числе земельными ресурсами, и усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики должно выступить одним из основных направлений деятельности Министерства государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики (далее - Минимущество КБР) и отраслевых исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики на предстоящий период.
2. Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики
2.1. Краткая характеристика имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики
По состоянию на 1 января 2012 года в Реестре государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики числятся:
17 государственных предприятий (в том числе 1 казенное);
215 государственных учреждений;
1433 объекта недвижимости общей площадью (протяженностью) 1467614,19 тыс. кв.м (3713,61 км), балансовой стоимостью 15537614,21 тыс. рублей, остаточной - 9842704,05 тыс. рублей.
Кроме того, по состоянию на 1 января 2012 года в собственности Кабардино-Балкарской Республики находятся акции 52 акционерных обществ и 7 обществ с ограниченной ответственностью. Дополнительно Кабардино-Балкарская Республика осуществляет контроль деятельности 1 акционерного общества, в котором используется специальное право ("золотая акция") на участие Кабардино-Балкарской Республики в управлении ими.
В зависимости от степени участия Кабардино-Балкарской Республики в уставных капиталах акционерные общества классифицированы:
100 процентов акций находятся в республиканской собственности - 22 акционерных общества;
более 50 процентов - 17 акционерных обществ;
от 25 до 50 процентов - 14 акционерных обществ;
менее 25 процентов - 6 акционерных обществ.
В государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, по состоянию на отчетную дату, зарегистрировано 1480 земельных участков общей площадью 154,3 тыс. га, в том числе:
579 земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, площадью 153,2 тыс. га;
705 участков, относящихся к категории земель населенных пунктов, площадью 786,18 га;
194 земельных участка, относящихся к категории земель промышленности и иного специального назначения площадью 113,5 га;
2 земельных участка, относящихся к категории земель особо охраняемых территорий, площадью 200,32 га.
2.2. Управление государственными предприятиями и учреждениями Кабардино-Балкарской Республики
По состоянию на 1 января 2012 года, в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики находятся 17 государственных предприятий, из которых 9 осуществляют финансово-хозяйственную деятельность, 2 предприятия - в стадии ликвидации, 5 - в различных стадиях банкротства и 1 - не осуществляет никакой деятельности.
Минимущество КБР в 2011 году осуществляло необходимые юридические действия по завершению процедуры ликвидации предприятий и инициированию необходимых действий по государственным предприятиям, находящимся на стадии банкротства.
В 2011 году в соответствии с решением Правительства Кабардино-Балкарской Республики создано 1 государственное предприятие, завершена процедура ликвидации в отношении 1 предприятия, исключены из Единого реестра юридических лиц в связи с завершением процедуры банкротства 6 государственных предприятий, приватизированы путем преобразования 2 государственных предприятия.
Отчисления государственных предприятий от прибыли после уплаты налогов и иных обязательных платежей в республиканский бюджет составили в 2011 году 1140,8 тыс. рублей при плане 1100,0 тыс. рублей.
В прошлом году Минимущество КБР совместно с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики провело оптимизацию сети государственных учреждений республики.
Государственное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям в Баксанском муниципальном районе" реорганизовано путем присоединения к ГУ "Комплексный центр социального обслуживания в Баксанском муниципальном районе" Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики.
В установленном порядке созданы и внесены в Реестр государственного имущества 8 государственных учреждений, в том числе 2 государственных бюджетных учреждения.
Путем изменения типа существующих государственных учреждений созданы 2 государственных казенных учреждения.
Помимо этого, в государственную собственность Кабардино-Балкарской Республики из муниципальной собственности городского округа Нальчик принято муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N 25 компенсирующего вида "Золотой орешек" с ведомственным подчинением Министерству образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. В Реестр государственного имущества внесена 1 некоммерческая организация - Гарантийный фонд Кабардино-Балкарской Республики.
Также в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 18 мая 2011 года N 136-ПП "О порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики функций и полномочий учредителя государственного учреждения Кабардино-Балкарской Республики" Минимущество КБР совместно с исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики организовало работу по изменению типов существующих государственных учреждений.
В 2011 году Минимущество КБР совместно с Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики приступило к реализации мероприятий, связанных с приемом в государственную собственность республики учреждений здравоохранения. В 2012 году указанные мероприятия завершены и государственные учреждения внесены в Реестр государственного имущества.
Цели и задачи управления государственными предприятиями и учреждениями заключаются в следующем:
а) повышении эффективности деятельности государственных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества;
б) оптимизации количества государственных предприятий и учреждений;
в) эффективном функционировании системы мониторинга и усилении контроля за деятельностью государственных предприятий и учреждений.
Для реализации вышеуказанных задач, и в частности, определения вида и количества государственных предприятий и учреждений, необходимых для выполнения полномочий исполнительных органов государственной власти, Минимуществу КБР совместно с отраслевыми исполнительными органами государственной власти КБР в первую очередь необходимо продолжить анализ их финансово-хозяйственной деятельности.
Основные критерии оценки - актуальность (необходимость) деятельности предприятия (учреждения), степень реализации поставленных целей и задач, соответствие направления деятельности требованиям действующего законодательства, эффективность и прибыльность работы, доходы республиканского бюджета от государственных предприятий.
Деятельность каждого государственного предприятия и учреждения должна анализироваться в том числе на предмет необходимости их сохранения в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики.
Данные мероприятия, а в частности осуществление контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений, Минимуществом КБР совместно с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики предполагается проводить в рамках принятого Правительством Кабардино-Балкарской Республики в декабре 2011 года постановления "О порядке осуществления контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Кабардино-Балкарской Республики".
При этом оценка результатов деятельности бюджетных и казенных учреждений, выявление отклонений в их деятельности (соотношение плановых и фактических значений результатам, осуществление дополнительных видов деятельности при невыполнении (некачественном выполнении) основных видов деятельности, оказание казенным учреждениями платных услуг, выявление нарушений действующего законодательства, содержащего нормы о порядке использования, распоряжения и сохранности бюджетными и казенными учреждениями государственного имущества, должны выступить основополагающими целями осуществления контроля.
Для проведения оценки по всем государственным предприятиям Минимуществу КБР совместно с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики необходимо усилить контроль за выполнением показателей, установленных планами (программами) деятельности и финансово-хозяйственными планами государственных предприятий, а также продолжить планомерную работу по рассмотрению и анализу отчетности руководителей государственных предприятий согласно порядку, утвержденному постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 мая 2011 года N 149-ПП "О порядке отчетности представителей интересов Кабардино-Балкарской Республики в органах управления открытых акционерных обществ, руководителей государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале".
См.:
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 мая 2011 г. N 150-ПП "О мерах по повышению эффективности деятельности акционерных (хозяйственных) обществ с долей Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале"
Приказ Министерства по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики от 8 апреля 2010 г. N 22-а "Об упорядочении деятельности Министерства по управлению государственным имуществом и земельным ресурсам Кабардино-Балкарской Республики в сфере корпоративного управления и о мерах по повышению эффективности деятельности государственных предприятий Кабардино-Балкарской Республики и акционерных (хозяйственных) обществ с долей Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале"
В случае несоответствия деятельности государственных предприятий и учреждений Кабардино-Балкарской Республики установленным критериям необходимо принять решение об их реорганизации (перепрофилировании), ликвидации, отчуждении (приватизации) либо о смене руководителя.
Результатом реализации мероприятий по повышению эффективности управления государственными предприятиями и учреждениями должно явиться изменение количества государственных предприятий и учреждений, а также снижение издержек производства и управления.
Достижение поставленных целей и решение задач управления государственными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики.
Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства, приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством.
2.3. Управление акциями, долями Кабардино-Балкарской Республики в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ
В настоящее время Кабардино-Балкарская Республика является акционером (участником) 59 акционерных (хозяйственных) обществ. Кроме того, в отношении 1 акционерного общества используется специальное право на участие Кабардино-Балкарской Республики в их управлении (далее - специальное право ("золотая акция").
В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить следующие группы организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства:
открытые акционерные общества - 50;
закрытые акционерные общества - 2;
общества с ограниченной ответственностью и товарищества - 7.
Поступления от дивидендов по государственным пакетам акций составили в 2009 году 1318 тыс. рублей, в 2010 году - 1313 тыс. рублей, в 2011 году - 6 640 тыс. рублей.
2.3.1. Цели управления акциями (долями)
Целями управления акциями (долями) являются:
увеличение неналоговых доходов республиканского бюджета;
стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных обществ;
оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением);
обеспечение выполнения хозяйственными товариществами и обществами общегосударственных функций (социальные программы, регулирование естественных монополий), а также достижения иных целей, определенных в соответствии с настоящей Концепцией;
привлечение инвестиций в санаторно-курортный комплекс.
2.3.2. Механизм управления акциями (долями)
Принципы и подходы к управлению акциями (долями), принадлежащими Кабардино-Балкарской Республике, аналогичны механизму, описанному в настоящей Концепции применительно к унитарным предприятиям и учреждениям. Наряду с построением взаимоотношений с управляющими необходима реализация системы управления государственным имуществом, заключающейся в непосредственном принятии исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики решений о распоряжении акциями и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных товариществах и обществах.
Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных товариществах и обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих.
Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в государственной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий:
1) классификация хозяйственных товариществ и обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение основных групп, находящихся в государственной собственности акций, долей Кабардино-Балкарской Республики, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления;
2) полная инвентаризации дочерних хозяйственных товариществ и обществ, учрежденных хозяйствующими субъектами, у которых в уставном капитале имеются акции (доли), принадлежащие Кабардино-Балкарской Республике;
3) осуществление общегосударственных функций при управлении акциями, закрепленными в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в том числе:
координация работы исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в процессе управления пакетами акций Минимуществом КБР;
назначение представителей государства в органы управления организаций, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, из числа специалистов отраслевых органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, Минимущества КБР, а также местных администраций муниципальных образований, на территории которых находятся открытые акционерные общества;
назначение представителей государства в органы управления дочерних хозяйственных обществ, учрежденных организациями, у которых в уставном капитале есть акции (доли), находящиеся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики;
выдача Минимуществом КБР письменных указаний для голосования представителям государства в органах управления организаций, акции (доли) которых находятся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики;
консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих однородную деятельность или деятельность по достижению аналогичных целей;
принятие мер по пересмотру уставов хозяйственных обществ для обеспечения интересов государства;
4) привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, в том числе:
использование акций, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов;
привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие;
повышение инвестиционной привлекательности предприятий для инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уставном капитале;
5) оптимизация управленческих затрат, в том числе сокращение количества и размеров находящихся в государственной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего государству реализовать регулирующую и контролирующую функции.
В отношении акционерных обществ, имеющих громоздкую структуру, используемую для производства разных видов продукции, должна осуществляться реструктуризация с выделением имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосударственных задач, и созданием на базе этого имущественного комплекса 100-процентного государственного акционерного общества, а также продажей остального имущества для развития нового производства либо проводиться диверсификация производства, обеспечивающая повышение эффективности функционирования указанного общества.
2.4. Управление недвижимостью
Одним из важнейших направлений в деятельности Минимущества КБР является управление и распоряжение объектами государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, в том числе недвижимым имуществом.
Здесь совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:
максимально возможно повысить доходность объектов недвижимости;
вовлечь в хозяйственный оборот неиспользуемые объекты недвижимости.
Для достижения указанных целей необходимо:
а) продолжить работу по формированию Реестра государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, содержащего количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости;
б) сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения);
в) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления;
См. Положение о порядке закрепления государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, передачи в аренду или безвозмездное пользование, утвержденное Приказом Министерства государственного имущества и земельных отношений Кабардино-Балкарской Республики от 4.06.2013 г. N 19
г) выявить и изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению государственное имущество Кабардино-Балкарской Республики, закрепленное на праве оперативного управления за государственными учреждениями.
По состоянию на 1 января 2012 года в казне Кабардино-Балкарской Республики находятся 273 объекта недвижимости общей площадью 745034,18 кв. м, из них:
на 67 объектов недвижимости общей площадью 409557,8 кв. м в установленном порядке заключено 88 договоров аренды;
23 объекта защитных сооружений ГО и ЧС общей площадью 8780,21 кв. м находятся в пользовании хозяйствующих обществ;
47 объектов недвижимости общей площадью 48656,4 кв. м находятся в безвозмездном пользовании федеральных структур и общественных организаций.
В отношении 136 объектов казны, не задействованных в хозяйственном обороте, в установленном порядке необходимо приступить к осуществлению мероприятий по передаче имущества в аренду, внесению в уставный капитал хозяйствующих обществ, включению в Прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, при необходимости - передаче в муниципальную собственность.
Уже сейчас осуществляются мероприятия по продвижению этих объектов в инвестиционных программах, целевых республиканских программах, рациональному использованию по различным ведомственным направлениям и включению в прогнозный план (программу) приватизации, если с этим имуществом нет иных государственных перспектив.
Отдельного внимания заслуживают вопросы аренды объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в государственной собственности республики.
Всего в Минимуществе КБР действуют 126 договоров аренды на общую площадь 413661,32 кв. м, из них 35 договоров аренды общей площадью 3872,7 кв. м заключены с субъектами малого и среднего предпринимательства по льготной ставке, в среднем составляющей 82 рубля за 1 кв. м в месяц (ГУ "Бизнес инкубатор"), 3 договора аренды общей площадью 76,93 кв. м закреплены на праве оперативного управления за государственными учреждениями, 69 объектов недвижимости общей площадью 409559,8 кв. м являются объектами казны Кабардино-Балкарской Республики.
Также в 2011 году Минимуществом КБР в установленном порядке заключены 12 договоров аренды на неиспользуемые ранее помещения общей площадью 2826,8 кв. м.
По состоянию на 1 января 2012 года размер поступлений в республиканский бюджет от аренды объектов недвижимости составил 17285,4 тыс. рублей при годовом плане 12500,0 тыс. рублей.
Следует отметить, что в целях проведения анализа и организации контроля за эффективным и целевым использованием имущества, находящегося в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, Минимуществом КБР в 2011 году во исполнение распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 3 декабря 2010 года N 500-рп проведена сплошная инвентаризация государственного имущества, в том числе по объектам, закрепленным на праве оперативного управления за учреждениями.
Проводимые мероприятия были направлены на выявление неэффективно используемого, используемого не по назначению имущества, установление его владельцев и пользователей и принятие необходимых решений, направленных на повышение эффективности использования государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики в целом.
Одновременно производилась проверка фактического наличия имущества, его характеристик, сопоставление фактического наличия имущества с данными Реестра государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, определение технического состояния имущества и возможности дальнейшей его эксплуатации.
По итогам проведенной работы Минимуществом КБР подготовлены предложения по неиспользуемым объектам недвижимости, в том числе по оптимизации структуры государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, использованию имущества по различным направлениям.
Работа по устранению выявленных нарушений действующего законодательства совместно с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики продолжается.
С учетом данных Реестра государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики регистрируются права собственности Кабардино-Балкарской Республики на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости.
Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах:
безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе;
использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях;
сокращение затрат при использовании объектов недвижимости;
прозрачность действий по предоставлению в пользование объектов недвижимого имущества. При наличии двух и более заявителей необходимо предоставлять в пользование объекты путем проведения аукциона (конкурса).
2.5. Управление земельными ресурсами Кабардино-Балкарской Республики
2.5.1. Оценка состояния развития земельных отношений и управления земельными ресурсами Кабардино-Балкарской Республики
По данным государственного учета земель, земельный фонд в Кабардино-Балкарской Республике составляет 1246,96 тыс. га, из них:
земли сельскохозяйственного назначения - 710,41 тыс. га (57,0 процентов);
земли населенных пунктов - 57,09 тыс. га (4,6 процента);
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 10,52 тыс. га (0,8 процента);
земли особо охраняемых территорий и объектов - 54,62 тыс. га (4,4 процента);
земли лесного фонда - 258,59 тыс. га (20,7 процента);
земли водного фонда - 2,82 тыс. га (0,2 процента);
земли запаса - 152,91 тыс. га (12,3 процента).
Количественные и качественные характеристики земель определенных категорий, входящих в земельный фонд Кабардино-Балкарской Республики, не являются величиной статической и постоянно изменяются во времени, характеризуя социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики.
Разграничение государственной собственности на землю в республике ведется с 2001 года. В 2006 году в целях упрощения и ликвидации излишних согласовательных процедур при разграничении прав государственной собственности на землю в законодательство были внесены существенные изменения, что дало толчок к регистрации государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельные участки.
По состоянию на 1 января 2012 года зарегистрированы права собственности Кабардино-Балкарской Республики на 1481 земельный участок общей площадью 153,5 тыс. га, что составляет 12,3 процента от общей площади земельного фонда республики, из земель:
сельскохозяйственного назначения - 591 земельный участок площадью 153,0 тыс. га;
населенных пунктов - 681 земельный участок площадью 187,53 га;
промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения - 201 земельный участок общей площадью 136,67 га;
особо охраняемых территорий и объектов - 6 земельных участков общей площадью 205,87 га;
водного фонда - 2 земельных участка общей площадью 0,5 га.
На отчетную дату заключено:
306 договоров аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 86,99 тыс. га, из них:
в Прохладненском муниципальном районе - 19 договоров аренды площадью 8461,8 га;
в Баксанском муниципальном районе - 1 договор аренды площадью 209 га;
в Черекском муниципальном районе - 41 договор аренды площадью 11974,6 га;
в Чегемском муниципальном районе - 20 договоров аренды площадью 5667,1 га;
в Зольском муниципальном районе - 186 договоров аренды общей площадью 46525,5 га;
в Эльбрусском муниципальном районе - 33 договора аренды площадью 10192,4 га;
в Урванском муниципальном районе - 1 договор аренды площадью 441,3 га;
в Терском муниципальном районе - 5 договоров аренды площадью 3522,0 га;
12 договоров аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения общей площадью 2,88 га.
В 2011 году доходы, получаемые от сдачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, составили 16 266,1 тыс. рублей при годовом плане 16 000 тыс. рублей.
2.5.2. Цели и задачи управления земельными ресурсами Кабардино-Балкарской Республики
Целями и задачами управления земельными ресурсами являются:
совершенствование институциональных основ регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами;
См.:
Земельный Кодекс Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 22-РЗ
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2004 г. N 23-РЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Кабардино-Балкарской Республике"
совершенствование системы государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
повышение эффективности использования земельных ресурсов;
формирование рынка земель и активизация оборота земель сельскохозяйственного назначения;
разграничение государственной собственности на землю;
создание условий для успешного развития всех сфер деятельности экономики республики (промышленности, лесного хозяйства, отдыха, туризма и т.д.);
обеспечение потребности населения в жилищном строительстве;
стимулирование граждан и юридических лиц к своевременному проведению государственного кадастрового учета и регистрации прав собственности на землю.
2.5.3. Механизм реализации поставленных задач в сфере управления земельными ресурсами Кабардино-Балкарской Республики
Достижение поставленных целей и решение задач предполагается путем:
совершенствования нормативных правовых основ по организации использования и охраны земельных ресурсов, обороту земельных участков и защите прав граждан и юридических лиц на земельные участки;
финансирования землеустроительных и кадастровых работ;
создания единого информационного поля, в том числе инфраструктуры пространственных данных, в виде электронных топографических карт и электронных планов территории Кабардино-Балкарской Республики;
совершенствования системы государственной и негосударственной форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации в области управления земельными ресурсами, землеустройства, кадастра, геодезии и картографии;
научного обоснования региональных мероприятий в области земельных отношений, землеустройства, кадастра, изучения и оценки земель, геоинформационных систем;
организации и проведения мониторинга правовых актов органов местного самоуправления по земельным вопросам;
проведения почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий;
оперативного обеспечения земельного рынка достоверными данными о правовом режиме, качественном состоянии и хозяйственном использовании земельных участков;
оказания органам местного самоуправления методической и консультативной помощи по вопросам управления земельными ресурсами;
совершенствования процедуры предоставления земельных участков из земель государственной собственности на основе конкурсов и аукционов, предусмотрев при этом безвозмездное выделение земельных участков для строительства индивидуального жилья молодым семьям, гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, гражданам, имеющим ребенка-инвалида, и другим категориям граждан, нуждающимся в социальной защите;
организации мероприятий по выявлению и привлечению к регистрации прав собственности юридических и физических лиц, фактически использующих земельные участки без оформления прав собственности;
организации мероприятий по выявлению земельных участков с недостающими для исчисления земельного налога сведениями и уточнению данных сведений;
установления дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка;
совершенствования условий и порядка предоставления земельных участков в аренду с учетом инвестиций в приоритетные отрасли и проекты;
осуществления мониторинга земель, особенно сельскохозяйственного назначения;
систематического проведения государственного земельного надзора за состоянием и использованием земель;
развития и совершенствования форм оказания органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями гражданам и организациям в сфере земельных отношений государственных и муниципальных услуг, связанных с подготовкой, согласованием и выдачей запрашиваемых ими документов в режиме "одного окна";
организации работ по актуализации кадастровой стоимости земель всех категорий в Кабардино-Балкарской Республике.
См. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 декабря 2012 г. N 291-ПП "О результатах актуализации государственной кадастровой оценки земель особо охраняемых территорий и объектов Кабардино-Балкарской Республики"
3. Приватизация государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики
3.1. Цели, задачи и принципы государственной политики приватизации
Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с настоящей Концепцией является кардинальное повышение эффективности функционирования отдельных предприятий и имущественного комплекса Кабардино-Балкарской Республики в целом.
См. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 21 июля 2009 г. N 36-РЗ "О перечне объектов государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, не подлежащих отчуждению"
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
вовлечь в гражданский оборот максимальное количество объектов государственной собственности, оптимизировать структуру государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных обществах, уменьшить расходы республиканского бюджета на управление государственным имуществом;
привлечь инвестиции в реальный сектор экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять;
создать широкий слой эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, расширение производства и создание новых рабочих мест;
пополнить доходную часть республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах в области приватизации:
а) решение о целесообразности приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики разрабатывает Минимущество КБР совместно с заинтересованными исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики с позиции повышения эффективности его использования. Окончательное решение о приватизации каждого предприятия, объекта недвижимости принимает Правительство Кабардино-Балкарской Республики на основе Программы приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики. В необходимых случаях государство должно сохранять свое участие в управлении предприятиями путем закрепления контрольных или блокирующих пакетов акций либо путем использования специального права ("золотой акции");
б) способ приватизации каждого объекта государственной собственности определяется Минимуществом КБР с учетом действующего законодательства, Программы приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики на основании анализа предложений независимых оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов.
Целевые ориентиры в части приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики должны быть сведены к обеспечению максимального поступления в республиканский бюджет доходов от приватизации имущества, не задействованного в исполнении государственных функций, и привлечению инвестиций в объекты государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики.
3.2. Методы реализации государственной политики в области приватизации
Методы реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества.
В отношении государственных предприятий Кабардино-Балкарской Республики необходимо определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые государственным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм.
При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия.
В отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности, необходимо:
проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в республиканский бюджет;
проводить в целях повышения эффективности продажи акций, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики, исследования для выявления потенциального спроса на них. Размеры пакетов акций, способы и сроки их приватизации определяются с ориентацией на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии их экономическим интересам республики.
В отношении земли и объектов недвижимости необходимо:
осуществить урегулирование вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений и элементов производственной инфраструктуры;
обеспечить организационные условия для приватизации объектов недвижимости вместе с земельными участками, а также возможность внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ при приватизации;
провести там, где это целесообразно, приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями.
Заключение
Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления Кабардино-Балкарской Республикой полномочий собственника государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов государства в государственном секторе экономики.
Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в республике и осуществления важнейших функций республики - развивающей и стимулирующей - в отношении экономики республики.
Переход к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики повысит его оборотоспособность, позволит республике стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов. Увеличение доходов от более эффективного использования государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики и оптимизация расходов на управление им должны в результате выступить основополагающими целями деятельности Минимущества КБР.
Основные показатели
развития государственного сектора экономики в сфере управления государственной собственностью и земельными ресурсами Кабардино-Балкарской Республики
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2012 г. N 161-ПП)
N п/п |
Наименование показателя |
Прогноз (тыс. рублей) |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||
I |
Структура государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики |
|
|
|
1.1. |
Количество организаций государственного сектора всего (единиц), в том числе: |
378 |
358 |
342 |
1.2. |
государственные предприятия Кабардино-Балкарской Республики |
16 |
13 |
12 |
1.3. |
государственные учреждения Кабардино-Балкарской Республики |
317 |
310 |
300 |
1.4. |
хозяйственные общества с долей государственной собственности в уставном капитале |
45 |
35 |
30 |
II. |
Доходы от использования государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики |
36500,0 |
40100,0 |
45500,0 |
2.1. |
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных обществ или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Российской Федерации |
5000,0 |
7000,0 |
10000,0 |
2.2 |
Доходы от сдачи в аренду имущества находящегося в оперативном управлении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и созданных ими учреждений |
14000,0 |
15000,0 |
16000,0 |
2.3. |
Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров за земли, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации |
16500,0 |
17000,0 |
18000,0 |
2.4. |
Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных предприятий субъектов Российской Федерации |
1000,0 |
1100,0 |
1500,0 |
III. |
Доходы от приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики |
808400,0 |
500000,0 |
500000,0 |
3.1 |
Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации |
634500,0 |
400000,0 |
450000,0 |
3.2 |
Доходы от реализации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации в части реализации основных средств по указанному имуществу |
173900,0 |
100000,0 |
50000,0 |
План
основных мероприятий по реализации Концепции управления государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2014 годы
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2012 г. N 161-ПП)
N п/п |
Содержание мероприятий по реализации Концепции |
Срок исполнения |
Исполнители |
Раздел 1. Управление государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики | |||
1.1. Управление хозяйственными обществами с долей Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале, государственными предприятиями и учреждениями КБР | |||
1.1.1. |
Обеспечение представления хозяйственными обществами с долей Кабардино-Балкарской Республики в уставном капитале, государственными предприятиями Кабардино-Балкарской Республики финансово-хозяйственных планов деятельности, планов (программ) деятельности государственных предприятий |
ежегодно в сроки, установленные правовыми актами КБР |
Минимущество КБР |
1.1.2. |
Осуществление контроля за выполнением плановых показателей, установленных программами деятельности и финансово-хозяйственными планами хозяйственных обществ и государственных предприятий Кабардино-Балкарской Республики |
в течение всего периода ежеквартально |
Минимущество КБР |
1.1.3. |
Проведение работы по сокращению количества неэффективно функционирующих государственных предприятий, хозяйственных обществ с государственным участием (приватизация, ликвидация, иные основания предусмотренные действующим законодательством) |
в течение всего периода |
Минимущество КБР |
1.1.4. |
Обеспечение контроля за проведением годовых общих собраний акционеров по итогам работы |
в сроки, установленные правовыми актами КБР и РФ |
Минимущество КБР |
1.1.5. |
Обеспечение представления отчетов представителей Кабардино-Балкарской Республики в органах управления и контроля акционерных обществ, анализ деятельности представителей государства в органах управления акционерных обществ на основе представленных годовых и полугодовых отчетов |
в течение всего периода |
Минимущество КБР |
1.1.6. |
Анализ финансово-хозяйственной деятельности государственных предприятий Кабардино-Балкарской Республики и хозяйственных обществ |
в соответствии с утвержденным графиком |
Минимущество КБР |
1.1.7. |
Обеспечение своевременного поступления доходов от управления государственной собственностью (дивидендов, платежей государственных предприятий), передачей претензионных материалов в отдел судебной защиты (при необходимости) |
в течение всего периода |
Минимущество КБР |
1.1.8. |
Сбор и анализ отчетности руководителей государственных предприятий Кабардино-Балкарской Республики и представителей интересов Кабардино-Балкарской Республики в органах управления открытых акционерных обществ |
ежеквартально |
Минимущество КБР |
1.1.9. |
Осуществление необходимых действий по изменению правового положения государственных учреждений в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальный) учреждений" |
в течение всего периода |
Минимущество КБР, исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики |
1.1.10. |
Осуществление контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, в том числе проведение документарных и выездных проверок |
в течение всего периода |
исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики Минимущество КБР |
1.2. Управление объектами недвижимости, находящимися в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики | |||
1.2.1. |
Регистрация права собственности Кабардино-Балкарской Республики на объекты недвижимости, находящиеся в государственной казне, закрепленные на праве оперативного управления за государственными учреждениями, хозяйственного ведения за государственными предприятиями. |
в течение всего периода |
Минимущество КБР, исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики |
1.2.2. |
Ведение Реестра государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики |
в течение всего периода |
Минимущество КБР, исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики |
1.2.3. |
Принятие решений по использованию объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики (заключение договоров аренды, безвозмездного пользования и доверительного управления государственным имуществом Кабардино-Балкарской Республики). |
в течение всего периода |
Минимущество КБР |
1.2.4. |
Обеспечение своевременного поступления доходов за переданные в аренду объекты недвижимости, передачей материалов в судебные органы |
в течение всего периода |
Минимущество КБР |
1.3. Управление земельными ресурсами Кабардино-Балкарской Республики | |||
1.3.1. |
Организация мероприятий по вовлечению в оборот неиспользуемых земельных участков, находящихся в государственной собственности. |
в течение всего периода |
Минимущество КБР |
1.3.2. |
Регистрация права собственности Кабардино-Балкарской Республики на земельные участки |
в течение всего периода |
Минимущество КБР |
1.3.3. |
Обеспечение своевременного поступления доходов за переданные в аренду земельные участки, передачей материалов в судебные органы |
в течение всего периода |
Минимущество КБР |
1.3.4. |
Организация и проведение проверки использования по целевому назначению арендаторами земельных участков, находящихся в собственности КБР |
в течение всего периода |
Минимущество КБР |
Раздел II Приватизация государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики | |||
2.1. |
Подготовка и представление на рассмотрение Правительства Кабардино-Балкарской Республики проектов постановлений о прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики, включающих в том числе приватизацию имущества, не задействованного в исполнении государственных функций. |
ежегодно |
Минимущество КБР |
2.2. |
Подготовка ежеквартальных отчетов о ходе приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики |
ежеквартально |
Минимущество КБР |
2.3. |
Осуществление мероприятий по исполнению постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики о прогнозном плане (программы) приватизации |
в течение всего периода |
Минимущество КБР |
Информация
по объемам инвестиций в санаторно-курортный комплекс открытого акционерного общества "Курорт "Нальчик"
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2012 г. N 161-ПП)
N п/п |
Наименование показателя |
Прогноз (тыс. рублей) |
Общий объем инвестиций (тыс. руб.) |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
1. |
ООО "Санаторий "Нарзан" |
32560,0 |
65120,0 |
65120,0 |
162800,0 |
2. |
ООО "Санаторий Терек" |
29600,0 |
59200,0 |
59200,0 |
148000,0 |
3. |
ООО "Санаторий "Грушевая роща" |
- |
77212,5 |
77212,5 |
154425,0 |
4. |
ООО "Санаторий "Дружба" |
- |
105860,0 |
105860,0 |
211720,0 |
5. |
ООО "Санаторий "Горный родник" |
- |
94157,5 |
94157,5 |
188315,0 |
6. |
ООО "Санаторий "им. Б.Э. Калмыкова" |
- |
53751,5 |
53751,5 |
107503,0 |
7. |
ООО "Санаторий "Лебедь" |
- |
44566,5 |
44566,5 |
89133,0 |
8. |
ООО "Санаторий "Маяк" |
- |
92439,5 |
92439,5 |
184879,0 |
9. |
ООО "Санаторий "Эльбрус" |
- |
39590,0 |
39590,0 |
79180,0 |
10. |
ООО "Санаторий "Нартан" |
- |
10303,9 |
10303,8 |
20607,7 |
Всего |
62160,0 |
642201,4 |
642201,3 |
1346562,7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утвержденная Концепция определяет основные цели, задачи и принципы использования государственного имущества КБР, закрепленного за предприятиями и учреждениями, находящегося в государственной казне КБР, а также земельных участков, находящихся в собственности КБР, и имущественных прав КБР, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях.
Концепция содержит 3 раздела. В первом разделе рассматриваются цели, задачи и приоритеты, направленные непосредственно на повышение эффективности управления государственным имуществом.
Во втором разделе рассмотрены вопросы управления госимуществом КБР.
Третий раздел включает вопросы осуществления госполитики в сфере приватизации имущества КБР, включая систему взаимосвязанных целей, задач, принципов и мер в области приватизации государственного имущества КБР, направленных на создание благоприятной экономической среды в КБР, в том числе вопросы привлечения инвестиций.
Также утверждены план основных мероприятий по реализации Концепции управления государственной собственностью КБР на 2012-2014 годы; основные показатели развития государственного сектора экономики в сфере управления государственной собственностью и земельными ресурсами КБР; информация по объектам инвестиций в санаторно-курортный комплекс ОАО "Курорт "Нальчик".
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2012 г. N 161-ПП "О Концепции управления государственной собственностью Кабардино-Балкарской Республики" (утратило силу)
Текст постановления опубликован на официальном информационном интернет-портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики www.pravitelstvokbr.ru, в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 29 июня 2012 г. N 26 (256)
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 августа 2013 г. N 238-ПП настоящее постановление признано утратившим силу