Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к постановлению Главы местной администрации
Баксанского муниципального района
от 28 октября 2010 г. N 350-п
Методические рекомендации
по проведению антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов Баксанского муниципального района и их проектов
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях выявления наиболее типичных и формализованных проявлений коррупциогенности в муниципальных правовых актах Баксанского муниципального района и проектах актов (далее - правовой акт) и указывают на основные коррупциогенные факторы.
2. Цели проведения антикоррупционной экспертизы:
выявление в правовом акте коррупциогенных факторов, создающих возможность совершения коррупционных действий и (или) принятия коррупционных решений;
выработка предложений и рекомендаций по устранению в правовом акте коррупциогенных факторов.
3. Предметом антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов являются:
соблюдение установленных Конституцией Российской Федерации предметов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, ведения субъектов Российской Федерации;
соблюдение установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики компетенции при регулировании правоотношений;
полнота правового регулирования правоотношений;
соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, правовым актам Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, Конституции Кабардино-Балкарской Республики, законам Кабардино-Балкарской Республики и иным правовым актам исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики;
соблюдение установленного порядка разработки и принятия муниципального правового акта.
4. Антикоррупционная экспертиза муниципальных правовых актов проводится органами местного самоуправления Баксанского муниципального района в установленной сфере деятельности, уполномоченным Главой местной администрации Баксанского муниципального района муниципальным органом по реализации антикоррупционной политики в Баксанском муниципальном районе (далее - уполномоченный орган).
Органы местного самоуправления Баксанского муниципального района, уполномоченный орган вправе направить правовой акт на независимую антикоррупционную экспертизу, которая проводится саморегулируемыми или иными организациями, осуществляющими свою деятельность в соответствующей сфере.
II. Правила проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов
5. При проведении антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов выявляются и оцениваются следующие коррупциогенные факторы:
а) широкие дискреционные (реализуемые по собственному усмотрению) полномочия органов местного самоуправления Баксанского муниципального района и их должностных лиц (например, отсутствие сроков для совершения должностными лицами обязательных действий в отношении граждан и организаций, оценочные формулировки обстоятельств, являющихся основанием для совершения таких действий, возможность должностного лица по своему усмотрению начинать и завершать юридические процедуры);
б) необоснованно завышенные требования к лицу, предъявляемые для реализации его права (например, большой перечень документов, которые необходимо представить для реализации прав, необходимость получения большого числа согласований, экономически необоснованные размеры платы за оказание государственных услуг, установление большого числа специальных признаков, которыми должно обладать физическое лицо или организация для занятия определенным видом деятельности или получения государственной поддержки);
в) отсутствие административных процедур (например, недостаточно четкое установление порядка принятия должностным лицом решений, отсутствие гарантий прав физического лица или организации на представление необходимых документов и пояснений);
г) отсутствие или дефекты конкурсных процедур при предоставлении какого-либо права или преимущества, выделении физическим лицам и организациям средств из республиканского и районного бюджетов (например, отсутствие механизма обеспечения достаточного количества участников конкурса, низкая информированность потенциальных участников конкурса о его проведении, недостаточный период времени между объявлением конкурса и окончанием приема заявок участников, необоснованное применение закрытого конкурса, отсутствие четких критериев конкурсного отбора);
д) большое количество отсылочных (бланкетных) норм (например, необоснованное наделение органа местного самоуправления Баксанского муниципального района правом разрабатывать и принимать нормативные акты);
е) наличие в правовом акте пробела в правовом регулировании отношений, которые призван регулировать данный правовой акт;
ж) коллизии правовых норм (например, несоответствия между правовыми актами, разными по юридической силе или имеющими одинаковую юридическую силу);
з) наличие юридико-лингвистической коррупциогенности (например, использование в правовом акте неясных формулировок, терминов, понятий и категорий оценочного характера);
и) отсутствие положения, предусматривающего ответственность должностного лица за правонарушения;
к) отсутствие механизма контроля за деятельностью органов местного самоуправления Баксанского муниципального района и их должностных лиц;
л) наличие дублирующих полномочий у субъектов правоприменения одного и того же органа власти (организации) без четкого разграничения их компетенции;
м) нарушение единства прав и обязанностей должностных лиц (необходимо следить за тем, чтобы фиксация полномочий органа не подменялась перечнем его прав).
6. В ходе проведения антикоррупционной экспертизы муниципального правового акта эксперт оценивает коррупциогенные факторы, указанные в пункте 5 настоящих Методических рекомендаций, в их совокупности, степень их влияния на уровень коррупциогенности правового акта, рассматривает возможность устранения или уменьшения действия данных факторов.
В случае выявления в муниципальном правовом акте коррупциогенных факторов, устранение или уменьшение действия которых невозможно, эксперт обосновывает это в отношении каждого фактора в отдельности и предлагает возможные способы нейтрализации коррупционных рисков.
7. По результатам проведения антикоррупционной экспертизы муниципального правового акта экспертом составляется заключение.
8. При подготовке заключения эксперту следует учесть наличие следующих норм:
информационная открытость органов местного самоуправления, и уровень их конкретизации;
использование информационных технологий для обеспечения гласности в деятельности органа местного самоуправления (наличие официального сайта в сети Интернет, его регулярное обновление, обращения организаций и граждан, публичное обсуждение проектов правовых актов);
возможность осуществления тех или иных полномочий саморегулируемыми организациями и их ответственности;
отчетность органа местного самоуправления или его должностных лиц перед населением либо перед соответствующими профессиональными и иными сообществами (например, публикация ежегодных отчетов);
возможность общественных проверок данного органа местного самоуправления, условий и процедуры проверок, мер, осуществляемых по результатам проверок.
9. При подготовке заключения эксперт:
использует системный подход, анализируя муниципальный правовой акт, его цели и приоритеты;
анализирует статутный акт, определяющий компетенцию органа местного самоуправления (закон, положение об органе местного самоуправления) в установленной сфере, после чего оценивает, насколько принятие анализируемого проекта правового акта соответствует полномочиям органа местного самоуправления;
оценивает возможность устранения законодательных пробелов при помощи принятия муниципального правового акта органа местного самоуправления;
рассматривает вопрос о наличии в законе (статутном акте) критериев и условий подзаконного регулирования муниципального правового акта.
Необходимо учитывать возможность такой ситуации, когда муниципальный правовой акт органа местного самоуправления разрабатывается на основе коррупциогенного закона. В случае обнаружения данного фактора коррупциогенности эксперту необходимо дать рекомендации по устранению коррупциогенных норм не только в анализируемом проекте муниципального правового акта, но и в отраслевом законе как первоисточнике коррупциогенности;
проверяет соблюдение необходимых формально-технических требований в анализируемом проекте муниципального правового акта. Для выявления этих факторов необходимо соблюдать действующие требования к форме проекта муниципального правового акта, порядку принятия, регистрации и опубликования. Соответственно, анализу подвергаются действия муниципальных служащих при принятии проекта муниципального правового акта, которые могут создавать условия для реализации коррупциогенных норм или указывать на коррупционные нарушения.
10. При подготовке заключения на проект муниципального правового акта эксперт проверяет соблюдение порядка принятия муниципального правового акта органом местного самоуправления. Нарушения порядка принятия могут выражаться в таких действиях, как:
принятие проекта муниципального правового акта без обязательного согласования (визы) другого органа государственной власти;
принятие проекта муниципального правового акта без обязательной государственной экологической экспертизы, когда она необходима в соответствии с законодательством;
принятие проекта муниципального правового акта без учета мнения профсоюзов в установленных законом случаях;
нарушение внутреннего порядка принятия (например, отсутствие визы юридической службы);
нарушение сроков принятия проекта муниципального правового акта и при необходимости его государственной регистрации;
нарушение порядка вступления в силу принятого проекта муниципального правового акта;
принятие проекта муниципального правового акта структурным подразделением, а не органом местного самоуправления.
11. Эксперт проверяет соблюдение установленной формы муниципального правового акта органа местного самоуправления по следующим критериям:
подписание муниципального правового акта не руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, а другим лицом;
наличие подписи (визы) ненадлежащего лица;
отсутствие обязательной (при необходимости) государственной регистрации муниципального правового акта;
нарушение установленной структуры и реквизитов муниципального правового акта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.