Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2019 г. N 51-АПА19-2 настоящее решение оставлено без изменения
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Знаменщикова Р.В,
при секретаре Сунцовой А.В,
с участием прокурора "данные изъяты"
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению "данные изъяты" к управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании недействующим пункта 1465 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГ, утвержденного приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ ***,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании недействующим пункта 1465 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГ, утвержденного приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ *** (далее - Перечень).
В обоснование административных исковых требований указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит нежилое помещение Н3 с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: "адрес". Оно представляет собой самостоятельный объект недвижимости, изолированный от других частей здания, занимает его отдельный этаж, имеет отдельный вход и используется для размещения гостиницы. Ссылаясь на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, полагает, что гостиничные услуги не относятся к видам деятельности по размещению офисов, торговых объектов, а также объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем спорное помещение необоснованно включено в Перечень, так как оно не подпадает под объекты недвижимости, перечисленные в п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ в качестве заинтересованного лица для участия в административном деле привлечена "данные изъяты"
Представитель административного истца "данные изъяты" в судебном заседании поддержал административные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске, и дополнил, что права "данные изъяты" оспариваемым правовым актом нарушены тем, что на него возложено бремя по уплате налога на имущество организаций. Поскольку административный истец считает необоснованным включение в Перечень объекта недвижимости с кадастровым номером ***, то налог на имущество организаций за ДД.ММ.ГГ им не уплачен. Кроме того, в связи с тем, что административным ответчиком фактически осмотр спорного нежилого помещения не производился, то включение его в перечень является незаконным.
Представитель административного ответчика "данные изъяты" в судебном заседании возражал против заявленных административных исковых требований по доводам, изложенным в письменном отзыве, и объяснил, что включение нежилого помещения Н3 с кадастровым номером *** в Перечень было произведено на основании анализа документов, представленных Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Алтайскому краю, из которых следовало, что оно находится в здании магазина, расположенного на земельном участке с видом разрешенного использования "для эксплуатации здания рынка". В соответствии с положениями ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации наличие данного основания было достаточным для принятия решения в оспариваемой части.
Законный представитель административного истца и заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
Руководствуясь требованиями ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения представителей административного истца и административного ответчика, заключение прокурора, полагавшей административные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ *** утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГ, под пунктом 1465 которого включено нежилое помещение Н3, расположенное в здании по адресу: "адрес", с кадастровым номером *** (л.д. 31-61).
Включение указанного объекта недвижимости в Перечень послужило основанием для обращения административного истца ДД.ММ.ГГ в суд с требованием признать недействующим пункт 1465 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГ, утвержденного приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ ***.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании ч. 3 ст. 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административными истцами могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, общественные объединения и религиозные организации, а также общественные объединения и религиозные организации, не являющиеся юридическими лицами.
Исходя из положений ч. 1 ст. 383 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 2 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" следует, что налог на имущество организаций на территории Алтайского края уплачивается по истечении налогового периода не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В данном случае включение спорного объекта в Перечень произведено в целях налогообложения на ДД.ММ.ГГ. Из материалов административного дела следует, что на момент подачи административного иска в суд срок уплаты налога не наступил.
При таких обстоятельствах административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и он полагает, что этим актом нарушены или нарушаются его права и законные интересы. Поэтому суд находит, что "данные изъяты" вправе обращаться в суд с требованиями о признании недействующими отдельных положений Перечня в части, затрагивающей его права и законные интересы.
Анализ Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГ, утвержденного приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ ***, позволяет суду сделать вывод о том, что он является нормативным, поскольку отвечает признакам нормативности, которые предусмотрены п. 9 и п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а именно содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, возникающих в связи с исполнением организациями обязанности по уплате налога на их имущество.
Следовательно, Перечень может быть оспорен "данные изъяты" в Алтайском краевом суде в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу п. "и" ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и п. 1 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций, согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации, признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, ст. 378.1 и ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 1 и п. 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых предусмотрен п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества (п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
На территории Алтайского края принят Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края", который определяет в отношении отдельных видов недвижимого имущества налоговую базу как кадастровую стоимость имущества, утвержденную в установленном порядке,
На основании Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О системе органов исполнительной власти Алтайского края" и указа Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Положения об управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры" управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры является самостоятельным органом исполнительной власти Алтайского края.
Постановлением Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил формирования перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения" уполномоченным органом по определению Перечня определено управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры (п. 4).
Аналогичное предписание содержится в п. ДД.ММ.ГГ Положения об управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в редакции указа от ДД.ММ.ГГ *** (л.д. 24-26).
С учетом изложенного суд соглашается с позицией административного ответчика о том, что оспариваемый Перечень принят в пределах компетенции субъекта Российской Федерации - Алтайского края и уполномоченным на то государственным органом - управлением Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры.
В силу ч. 1 и п. 6 ч. 2 ст. 5 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти Алтайского края входят в систему нормативных правовых актов Алтайского края.
Согласно п. 9.1 постановления Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об организации правотворческой деятельности Губернатора Алтайского края, Правительства Алтайского края и иных органов исполнительной власти Алтайского края" органы исполнительной власти Алтайского края вправе принимать правовые акты нормативного и ненормативного характера.
На основании ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 31 и ч. 1 ст. 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" органы исполнительной власти Алтайского края обеспечивают направление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю копий нормативных правовых актов, принятых (изданных) этими органами, в семидневный срок после дня первого официального опубликования названных актов, а также сведений об источниках их официального опубликования для включения этих актов в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и проведения правовой экспертизы. Нормативные правовые акты Алтайского края подлежат публикации. Официальным опубликованием считается первая публикация их полных текстов в газете "Алтайская правда" или первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
В то же время п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Из материалов административного дела следует, что приказ управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГ" в полном объеме опубликован ДД.ММ.ГГ на официальном сайте Алтайского края и ДД.ММ.ГГ на официальном интернет-портале правовой информации, а также включен в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ДД.ММ.ГГ с присвоением номера государственной регистрации *** (л.д. 62-64 и 112).
В настоящее время оспариваемый приказ действует в редакции приказов от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, которым в Перечень внесены изменения в части включения и исключения из него отдельных объектов недвижимости. При этом данные изменения не касаются нежилого помещения Н3 с кадастровым номером ***.
Данные обстоятельства подтверждаются приобщенными к административному делу скриншотами с официального интернет-портала правовой информации (л.д. 64), официального сайта Алтайского края (л.д. 62-63) и ответом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Алтайскому краю (л.д. 112).
В связи с этим суд полагает, что требования закона о регистрации и опубликовании нормативного правового акта применительно к оспариваемой части Перечня соблюдены.
Проверяя соответствие пункта 1465 Перечня положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении налога на имущество организаций законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества.
В соответствии с подп. 1 и подп. 2 п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определено понятие торгового центра (комплекса), которым признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно подп. 1 и подп. 2 ст. 1 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О налоге на имущество организаций на территории Алтайского края" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как следует из материалов административного дела, в Перечень под пунктом *** было включено нежилое помещение, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: "адрес". Его сособственниками являются административный истец и "данные изъяты" (л.д. 45, 68-69).
Судом установлено, что спорный объект недвижимости находится в здании магазина, расположенного на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью "данные изъяты", принадлежащем на праве общей долевой собственности "данные изъяты" с видом разрешенного использования "для эксплуатации здания рынка" (л.д. 67, 70-72, 154-157).
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГ указаны следующие характеристики здания, в котором располагается спорное нежилое помещение: кадастровый ***, дата присвоения кадастрового номера ДД.ММ.ГГ, площадь "данные изъяты", назначение - нежилое здание, наименование - магазин, количество этажей - четыре, в том числе один подземный (л.д. 68-69).
Согласно договору аренды нежилого помещения *** от ДД.ММ.ГГ "данные изъяты" передало "данные изъяты" во временное владение и пользование нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", площадью "данные изъяты", для использования под гостиницу (л.д. 80-110).
Таким образом, на указанном земельном участке находится здание магазина, в котором расположено нежилое помещение административного истца, используемое "данные изъяты" под размещение гостиницы.
Объяснениями представителя административного ответчика подтверждается, что спорный объект недвижимости включен в Перечень по одному критерию - по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, с кадастровым номером ***, с находящимися в нем нежилыми помещениями с кадастровыми номерами ***.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно приложению 1 "Карта градостроительного зонирования городского округа - "адрес" Алтайского края" к Правилам землепользования и застройки городского округа - "адрес" Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ, земельный участок по адресу: "адрес", находится в общественно-деловой зоне (л.д. 180-181).
На основании статьи 66 приведенных правил, определяющей градостроительный регламент общественно-деловой территориальной зоны (ОД), данная территориальная зона в качестве основного вида разрешенного использования предусматривает: объекты розничной торговли: отдельно стоящие, встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные; торгово-выставочные комплексы; рынки продовольственных и непродовольственных товаров розничной и мелкооптовой торговли (подп. 1.1 пункта 1).
Соответственно, определение вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером ***, - "для эксплуатации здания рынка" вполне согласуется с документами территориального зонирования городского округа - "адрес" Алтайского края.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, который вступил в законную силу ДД.ММ.ГГ.
В данном приказе под кодом 4.3 значится вид разрешенного использования земельного участка "рынки", который предполагает размещение объектов капитального строительства, сооружений, предназначенных для организации постоянной или временной торговли (ярмарка, рынок, базар), с учетом того, что каждое из торговых мест не располагает торговой площадью более 200 кв. м.; размещение гаражей и (или) стоянок для автомобилей сотрудников и посетителей рынка.
Подпунктом 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" установлено, что розничный рынок - это имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места. Рынки подразделяются на универсальные и специализированные.
На основании п. 11 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ *** "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
До вступления в силу приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, согласно его п. 2, виды разрешенного использования земельного участка указывались в соответствии с классификацией, утвержденной приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов".
Вышеназванными Методическими указаниями определен в том числе, такой вид разрешенного использования земельных участков, как "земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания" (п. 1.2.5).
Вид разрешенного использования земельного участка для "для эксплуатации здания рынка" соответствует и п. 1.2.5 Методических указаний, и коду 4.3 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, так как позволяет размещать на нем объекты торговли, к которым относятся как рынок, так и магазин.
Из акта обследования здания (строения, сооружения) и помещения и определения вида его фактического использования торгового центра "Столичный", с кадастровым номером *** от ДД.ММ.ГГ и фотографий к нему следует, что подвальное помещение, а также помещения второго и третьего этажей указанного здания используются для размещения торговых объектов (л.д. 210-243).
В судебном заседании представитель административного истца подтвердил, что торговые объекты в указанных помещениях размещались, в том числе, и на момент принятия оспариваемого Перечня.
По смыслу правового регулирования, установленного гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации, после внесенных в нее изменений Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ ***, федеральный законодатель ввел использование кадастровой стоимости объектов недвижимости при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций с целью более справедливого распределения налоговой нагрузки, поскольку переход на кадастровую стоимость и отказ от использования остаточной балансовой стоимости при исчислении налога на имущество организаций, указанного в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, касается объектов так называемой коммерческой недвижимости, прежде всего офисно-делового и торгового назначения, которые являются высокодоходными объектами.
Таким образом, исходя из целеполагания ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации по виду разрешенного использования земельного участка подлежат включению в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, без проверки фактического использования такие здания (строения, сооружения), которые могут быть использованы в качестве офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или как торговые объекты, объекты общественного питания и (или) бытового обслуживания, то есть такие объекты недвижимости, которые с экономической точки зрения в процессе их самостоятельной эксплуатации могут обеспечить их владельцу извлечение дохода и принесение прибыли в названных сферах общественных отношений, и именно поэтому налогообложение таких объектов регулируется законодателем в специально установленном порядке.
Нежилое помещение административного истца находится в здании магазина, занимает один из четырех его этажей и является его частью. Магазин расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого позволяет размещать на нем объекты торговли, и в этой связи он обладает признаками объекта налогообложения, предусмотренными подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, нежилое помещение с кадастровым номером ***, включенное в Перечень под пунктом 1465, отвечает признакам объектов недвижимого имущества, которые расположены в здании торгового центра (комплекса) по смыслу подп. 1 п. 1 и подп. 1 п. 4 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку спорный объект недвижимости включен в Перечень по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание, а не по фактическому использованию, следовательно, является ошибочным довод представителя административного истца о необходимости учитывать то обстоятельство, что фактически нежилое помещение используется для оказания гостиничных услуг.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд, признав оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Поскольку в ходе судебного разбирательства противоречий между оспариваемым решением и нормативно-правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не установлено, то административные исковые требования "данные изъяты" оспаривающего отдельные положения Перечня, не подлежат удовлетворению.
На основании п. 2 ч. 4 ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно ч. 1 ст. 31 и ч. 1 ст. 33 Закона Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "О правотворческой деятельности" нормативные правовые акты Алтайского края подлежат официальной публикации. Официальным опубликованием считается опубликование их текстов в газете "Алтайская правда" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований "данные изъяты" к управлению Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры о признании недействующим пункта 1465 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на ДД.ММ.ГГ, утвержденного приказом управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГ ***, отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете "Алтайская правда" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Р.В. Знаменщиков
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.