Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению Совета местного самоуправления
Зольского муниципального района КБР
от 28 сентября 2012 г. N 3
Положение
о порядке списания муниципального имущества (основных средств) Зольского муниципального района КБР
Настоящее Положение о порядке списания муниципального имущества (основных средств) Зольского муниципального района КБР (далее - Положение) разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; Федеральными законами от 6.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"; Приказами Минфина Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", Министерства по управлению государственным имуществом и земельным отношениям КБР от 31.05.2010 года N 35 "Об утверждении Положения о порядке списания государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики", Уставом Зольского муниципального района.
1. Общие положения
1.1. Действие настоящего Положения распространяется на объекты муниципального имущества (основные средства) (далее имущество), являющиеся муниципальной собственностью Зольского муниципального района:
- принятые к бухгалтерскому учету и закрепленные на праве хозяйственного ведения за муниципальными унитарными предприятиями (далее - предприятия);
- принятые к бухгалтерскому учету и закрепленные на праве оперативного управления за муниципальными казенными (автономными) учреждениями (далее - учреждения);
- принятые к бухгалтерскому учету органами местного самоуправления;
- учитываемые в муниципальной казне Зольского муниципального района, в том числе переданные организациям различных форм собственности по договорам аренды, в безвозмездное пользование или иным основаниям.
См. Решение Зольского районного Совета местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики от 16 октября 2015 г. N 4/24 "Об утверждении Положения о порядке учета и ведения реестра имущества казны Зольского муниципального района КБР"
1.2. Списание - заключительная хозяйственная операция при использовании объекта основных средств, включающая в себя следующие мероприятия:
- определение технического состояния каждой единицы;
- оформление необходимой документации;
- получение необходимых согласований и разрешений на списание;
- списание с балансового (забалансового) учета в предприятии, учреждении;
- демонтаж, разборка;
- выбраковка и оприходование возможных материальных ценностей;
- утилизация вторичного сырья;
- исключение объекта основных средств из реестра муниципальной собственности.
1.3. Имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за предприятиями и оперативного управления за учреждениями, а также имущество, составляющее муниципальную казну Зольского муниципального района и находящееся на балансах хозяйствующих субъектов, списывается с их балансов по следующим основаниям:
- пришедшее в негодность вследствие морального или физического износа, стихийных бедствий и иной чрезвычайной ситуации;
- ликвидация по аварии;
- частичная ликвидация при выполнении работ по реконструкции;
- нарушение нормальных условий эксплуатации;
- хищение или уничтожение имущества;
- нецелесообразность его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации), подтвержденная соответствующим заключением или экспертизой;
- по другим причинам.
1.4. Объекты муниципального имущества подлежат списанию лишь в тех случаях, когда восстановить их невозможно или экономически нецелесообразно. Начисленный износ в размере 100 процентов стоимости на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их по причине полного износа.
1.5. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми муниципальными учреждениями, предприятиями Зольского муниципального района, а также должностными лицами и органами местного самоуправления Зольского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики.
1.6. В правоотношениях, возникших на основании настоящего Положения, от имени собственника муниципального имущества Зольского муниципального района КБР выступает Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципального имущества и земельных отношений" местной администрации Зольского муниципального района (далее - Управление).
1.7. Муниципальное имущество, переданное в хозяйственное ведение, оперативное управление, в аренду (безвозмездное пользование) и др., списывается при обращении в установленном ниже порядке.
2. Порядок списания муниципального имущества
2.1. Определение непригодности объектов муниципального имущества и составление соответствующих документов балансодержателем.
2.1.1. Для определения непригодности основных средств, невозможности или нецелесообразности их восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации), а также для оформления необходимой документации на списание на предприятиях и учреждениях приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят:
- руководитель муниципального предприятия, учреждения;
- главный бухгалтер или его заместитель, руководитель группы бухгалтерского учета или бухгалтер по основным средствам;
- лица, материально ответственные за сохранность списываемого имущества;
- начальник МКУ "Управления муниципального имущества и земельных отношений" местной администрации Зольского муниципального района КБР (далее - начальник Управления) (по согласованию);
- представители иных служб и организаций (в случае необходимости).
2.1.2. Для определения непригодности муниципального имущества, учитываемого в муниципальной казне, к дальнейшему использованию, невозможности или нецелесообразности его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации), а также для оформления необходимой документации на списание Управлением подготавливается проект постановления главы местной администрации Зольского муниципального района КБР (далее - глава администрации) создается комиссия, в состав которой входят:
- заместитель главы администрации;
- начальник Управления;
- начальник правового отдела;
- специалисты Управления, отвечающие за учет и использование имущества;
- специалист отдела архитектуры, градостроительства и благоустройства (по согласованию);
- специалист отдела по делам ГО и ЧС Администрации (по согласованию);
- представитель муниципального образования поселения, на территории которого находится обследуемый объект недвижимости (по согласованию);
- представители иных служб и организаций (в случае необходимости).
2.1.3. В компетенцию комиссии входит:
- осмотр предлагаемого к списанию объекта с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета, установление непригодности объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
- установление причин списания объекта (износ, нарушение нормальных условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и другие);
- выявление лиц, по вине которых произошло преждевременное выбытие основных средств из эксплуатации, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной действующим законодательством РФ;
- определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и их оценка, исходя из рыночных цен;
- контроль за изъятием из списываемых основных средств годных узлов, деталей, материалов, цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;
- проверка акта на списание основных средств:
а) для муниципальных унитарных предприятий - по унифицированным формам N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)" и N ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств", утвержденным Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";
б) для муниципальных учреждений и органов местного самоуправления, а также имущества, составляющего казну Зольского муниципального района, по унифицированным формам N ОС-4б "Акт о списании групп объектов основных средств" и N ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств", в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" и Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению".
2.1.4. При списании с бухгалтерского учета муниципальных унитарных предприятий и учреждений, органов местного самоуправления, а также при исключении из муниципальной казны основных средств, выбывших вследствие утраты (аварий, кражи, пожара, стихийного бедствия, действия непреодолимой силы), к акту о списании прилагается акт об утрате (аварии, краже, пожаре, стихийном бедствии, действиях непреодолимой силы), материалы внутреннего расследования с указанием мер, принятых в отношении виновных лиц.
Руководитель предприятия, учреждения обязан немедленно информировать в письменной форме Местную администрацию Зольского муниципального района КБР (далее - Администрация) о фактах утраты имущества.
2.1.5. В случаях, когда в результате проведенного расследования по определению причин преждевременного выхода из строя имущества установлены виновные лица, руководитель предприятия или учреждения обязан принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности, предусмотренной действующим законодательством РФ. Материалы расследования, приказ руководителя о принятых мерах, соответствующий акт в количестве 2 экземпляров представляется в Администрацию.
2.1.6. По результатам работы комиссии руководитель предприятия или учреждения направляет в администрацию:
- ходатайство о списании муниципального имущества с указанием перечня имущества, подлежащего списанию, и обоснованием его необходимости;
- акты на списание основных средств;
- заключение о непригодности муниципального имущества к дальнейшему использованию, невозможности или нецелесообразности его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации) и другие необходимые документы (предусмотренные в п.п. 2.1 и 2.2 настоящего Положения);
- копию инвентарной карточки списываемого объекта основных средств, заверенную печатью учреждения (предприятия);
- акт (ведомость дефектов) о техническом состоянии списываемых объектов основных средств;
- фотографии списываемых объектов основных средств (в случае необходимости);
- копию лицензии организации, давшей заключение о техническом состоянии объектов основных средств, заверенную печатью организации, либо иной документ, подтверждающий право организации на осуществление деятельности по техническому обслуживанию и ремонту соответствующего вида основных средств (в случае, если для осуществления данной деятельности необходима лицензия и иное специальное разрешение).
2.1.7. При списании объектов недвижимости дополнительно:
- копию технического паспорта на объект;
- копию свидетельства о государственной регистрации права при его наличии;
- справку о техническом состоянии объекта недвижимости, составленную органом, уполномоченным на осуществление функций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;
- копии правоудостоверяющих документов на земельный участок при их наличии;
- справку об отсутствии или наличии финансовых обременении и иных обязательств, связанных со списываемым имуществом;
- информацию о дальнейшем использовании земельного участка под списываемым объектом недвижимости.
2.1.8. При списании транспортных средств дополнительно - копии паспорта транспортного средства и свидетельства о регистрации транспортного средства, заверенные печатью балансодержателя.
2.1.9. При списании муниципальным предприятием, учреждением имущества, утраченного вследствие кражи, повреждений, пожара, аварий и других чрезвычайных ситуаций, дополнительно представляются:
- документы, подтверждающие факт утраты имущества, подготовленные специализированными уполномоченными организациями;
- объяснительные записки руководителя муниципального предприятия, учреждения и материально ответственных лиц о факте утраты имущества с указанием сведений о возмещении виновными лицами в установленном законодательством порядке ущерба;
- копия приказа (распоряжения) о принятии мер в отношении лиц, виновных в преждевременном выбытии основных средств из эксплуатации, в случае установления таковых.
2.1.10. При списании муниципальным предприятием, учреждением основных средств - объектов недвижимости - в связи со строительством и реконструкцией дополнительно представляются:
- разрешение на строительство, выданное уполномоченным органом;
- проект организации строительства (реконструкции) объектов капитального строительства;
- проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
- заключение государственной экспертизы проектной документации, подготовленное уполномоченным органом или учреждением (предприятием) в установленном законодательством порядке;
- копии представляемых документов должны быть заверены подписью руководителя и печатью учреждения (предприятия). Представленные документы и их копии не должны иметь подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также должны позволять однозначно истолковать их содержание;
- Управление, как уполномоченный орган, в случае необходимости, вправе затребовать от предприятия, учреждения подлинные документы, фотоматериалы, а также дополнительные разъяснения, необходимые для рассмотрения вопроса о согласовании списания имущества.
2.1.11. Списание муниципального имущества, а также разборка, демонтаж, ликвидация (снос) без согласия Администрации, которое дается в форме постановления (распоряжения), не допускается.
2.2. Особенности списания объектов основных средств.
2.2.1. Списание объектов недвижимого имущества.
Отдельно стоящие здания, пристройки или сооружения списываются постановлением (распоряжением) главы администрации на основании акта о списании, акта проверки технического состояния объекта недвижимости и других необходимых документов, согласно обращению балансодержателя или пользователя.
Акт проверки технического состояния предлагаемого к списанию имущества должен содержать подробное описание объекта недвижимости с указанием дефектов и степени износа его конструктивных элементов. В акте должна быть отражена целесообразность списания объекта или должен содержаться мотивированный отказ в списании.
2.2.2. Списание автотранспортных средств.
Автотранспортные средства списываются постановлением (распоряжением) главы администрации на основании акта о списании, заключения о техническом состоянии автотранспортного средства (дефектный акт), согласно обращению балансодержателя или пользователя.
Заключение о техническом состоянии автотранспортного средства (дефектный акт, лицензия) составляется специализированной организацией. Заключение о техническом состоянии автотранспортного средства (дефектный акт) должно содержать следующие реквизиты: дату проведения осмотра, подробное описание объекта с указанием номера двигателя и кузова (шасси, рамы) автотранспортного средства, наименование балансодержателя объекта, реквизиты организации, выдавшей техническое заключение (дефектный акт).
2.2.3. Списание сложной бытовой техники и бытовой радиоэлектронной аппаратуры.
При списании сложной бытовой техники и бытовой радиоэлектронной аппаратуры к акту на списание прикладывается заключение о техническом состоянии объекта (дефектный акт, лицензия).
Заключение о техническом состоянии объекта (дефектный акт) составляется специалистами специализированных организаций, оказывающих услуги по ремонту и обслуживанию соответствующего оборудования. Заключение о техническом состоянии (дефектный акт) должно содержать следующие реквизиты:
дату проведения осмотра, подробное описание объекта с указанием его заводского и (или) инвентарного номера, наименование балансодержателя объекта, реквизиты организации, выдавшей техническое заключение (дефектный акт).
2.2.4. Списание компьютерной техники, оргтехники.
Для получения разрешения на списание компьютерной техники и оргтехники руководителями предприятий или учреждений направляются в Администрацию следующие документы:
- сопроводительное письмо, подписанное руководителем предприятия, учреждения;
- акты о списании муниципального имущества.
Акты о списании компьютерной техники и оргтехники согласовываются с начальником Управления.
2.2.5. Списание прочих основных средств.
Для получения разрешения на списание прочих основных средств руководителями предприятий и учреждений направляются в Администрацию следующие документы:
- сопроводительное письмо, подписанное руководителем предприятия, учреждения;
- акты о списании муниципального имущества;
- заключение о непригодности муниципального имущества к дальнейшему использованию, невозможности или нецелесообразности его восстановления (ремонта, реконструкции, модернизации).
Акты о списании прочих основных средств согласовываются с начальником Управления.
2.3. В случае, если представленные предприятием, учреждением документы содержат недостоверную и (или) неполную информацию о предлагаемых к списанию объектах, администрация вправе отказать в списании до приведения документов в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ и настоящего Положения.
2.4. Администрация в месячный срок с даты издания нормативного акта о списании объектов муниципального имущества осуществляет постановку в муниципальную казну высвободившихся в результате списания материалов, а также узлов, агрегатов и прочих деталей, годных для дальнейшего использования (только для имущества, составляющего муниципальную казну Зольского муниципального района).
2.5. Отражение списания основных средств в бухгалтерском учете.
2.5.1. Администрация в течение 30 дней с момента представления предприятием, учреждением, органом местного самоуправления всех необходимых документов (Приложение N 1) дает согласие на списание муниципального имущества в форме постановления (распоряжения) главы администрации;
2.5.2. Руководитель муниципального унитарного предприятия, учреждения и других форм собственности, органа местного самоуправления после получения постановления (распоряжения) главы администрации о списании муниципального имущества обязан:
- отразить списание муниципального имущества в бухгалтерском учете;
- снять с учета в соответствующих федеральных службах списанные основные средства, подлежащие учету и регистрации;
- произвести демонтаж, ликвидацию списанных основных средств.
При списании объекта недвижимого имущества предприятие, учреждение производит снос объекта, снятие объекта недвижимого имущества с технического учета, производит работу по исключению объекта недвижимого имущества из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2.5.3. Ценности, поступившие от выбытия основных средств, а также расходы, связанные с выбытием основных средств, приходуются по соответствующим счетам и отражаются в бухгалтерском учете муниципального унитарного предприятия, учреждения, органа местного самоуправления в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим законодательством РФ.
Все детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного имущества, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также материалы, полученные от ликвидации основных средств, приходуются как лом или утиль по цене возможного использования или реализации, а непригодные детали и материалы приходуются как вторичное сырье.
Учет, хранение, использование и списание лома и отходов черных, цветных металлов, а также утильсырья осуществляются в порядке, установленном для первичного сырья, материалов готовой продукции.
2.5.4. Руководитель предприятия, учреждения обязан уведомить администрацию о выполнении постановления (распоряжения) о списании муниципального имущества и представить документы, подтверждающие ликвидацию имущества.
При списании объекта недвижимости, руководитель предприятия, учреждения направляет в администрацию акт о сносе объекта недвижимости, подтвержденный документами органов технической инвентаризации.
2.6. Исключение основных средств из реестра муниципальной собственности Зольского муниципального района (далее - Реестр).
2.6.1. Списанные основные средства подлежат исключению из Реестра.
2.6.2. Исключение муниципального имущества из Реестра осуществляется Управлением после получения уведомления от предприятия, учреждения о выполнении распоряжения о списании.
2.6.3. Администрация в течение 30 дней с момента получения всех необходимых документов:
- дает согласие в форме постановления Администрации на исключение муниципального имущества из Реестра;
- вносит соответствующую запись в Реестр;
- информирует о выбывших объектах недвижимости (только для имущества, составляющего муниципальную казну Зольского муниципального района):
- Зольское отделение ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ";
- Зольский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике.
3. Заключительные положения
3.1. В случаях нарушения настоящего Положения при списании с баланса основных средств, а также при бесхозяйственном отношении к материальным ценностям виновные в этом должностные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном действующим законодательством РФ.
Условия применения уголовной ответственности к должностным лицам установлены в федеральном нормативном акте - Уголовном кодексе Российской Федерации, административной - в Кодексе об административных правонарушениях, дисциплинарной - нормами Трудового кодекса, условия гражданско-правовой ответственности - положениями Гражданского кодекса
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.