В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", в целях создания условий, направленных на улучшение положения детей в Кабардино-Балкарской Республике Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую стратегию действий в интересах детей в Кабардино-Балкарской Республике на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия).
См. Положение о совете по реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей в Кабардино-Балкарской Республике на 2012 - 2017 годы, утвержденное распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 8 июля 2015 г. N 454-рп
2. Министерству образования и науки Кабардино-Балкарской Республики (П.Г. Семенов), Министерству экономического развития Кабардино-Балкарской Республики (А.Т. Мусуков) совместно с исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, реализующими государственную политику в сфере семьи и детства, до 1 марта 2013 года разработать план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Стратегии.
См. План мероприятий на 2015 - 2017 годы по реализации Республиканской стратегии действий в интересах детей в Кабардино-Балкарской Республике на 2012 - 2017 годы, утвержденный распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 апреля 2015 г. N 274-рп
3. Исполнительным органам государственной власти Кабардино-Балкарской Республики руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации республиканских целевых программ.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики Г.А. Портову.
И.о. Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
И. Марьяш |
Республиканская стратегия действий в интересах детей в Кабардино-Балкарской Республике на 2012 - 2017 годы
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 10 декабря 2012 г. N 275-ПП)
I. Введение
Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из главных национальных приоритетов в Российской Федерации. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства.
Дети - одна из основных демографических и социальных групп населения республики и согласно Всеобщей декларации прав человека имеют право на особую заботу и помощь государства. Они наиболее подвержены потенциальным и реальным социальным рискам в быстроменяющемся и усложняющемся мире и требуют постоянного внимания и поддержки со стороны общества.
Усилия органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики (далее - КБР) и общественных институтов в предыдущие годы были сосредоточены на первоочередных вопросах жизни детей и проблемах, требующих незамедлительного решения. Предпринимались конкретные меры по обеспечению условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации положения детей. Социальная политика носила проблемно-целевой характер и формировалась по мере изменения ситуации и положения детей в КБР, а также в соответствии с финансово-экономическими возможностями республики.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", федеральных и республиканских целевых программ по вопросам, касающимся различных сторон жизни детей.
В результате принятых мер удалось в основном сохранить, модернизировать и по ряду направлений успешно развивать социальную инфраструктуру для детей, которая включает государственные учреждения в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, детского творчества, досуга для детей. Сформирована современная система государственных учреждений социального обслуживания населения и социальной реабилитации несовершеннолетних, увеличился объем финансирования социальных расходов из бюджета республики, приняты дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми. Создан институт уполномоченного при Главе КБР по правам ребенка, формируется безопасная и благополучная среда для развития детей. Имеется интеллектуальный и научный потенциал в различных направлениях работы с детьми.
В результате наметились позитивные тенденции к увеличению рождаемости и снижению детской смертности, улучшению социального, экономического положения семей с детьми, повышению доступности образования и медицинской помощи для детей.
Однако назрела необходимость перехода от проблемно-целевой социальной политики первоочередных мер, сосредоточенной на вопросах и проблемах, требующих незамедлительного решения, к стратегическому управлению социальной политикой в отношении детей, к оптимизации всех ресурсов республики, формированию единого подхода органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению принципов, целей, задач, приоритетных направлений и механизмов реализации политики КБР в интересах детей, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения.
По-прежнему у значительной части детей дошкольного и школьного возраста обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения. Так, количество зарегистрированных больных среди детского населения увеличилось за 2011 год на 9,2%.
Наблюдается рост семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации. В самом уязвимом положении находятся дети из неполных семей и дети безработных родителей.
Остаются неблагоприятными условия социальной среды для полноценной жизнедеятельности детей-инвалидов.
Серьезную тревогу вызывают прогрессирующие проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Развитие высоких технологий, открытость как страны в целом, так и республики мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Наличие перечисленных факторов обусловило актуальность разработки и принятия Республиканской стратегии действий в интересах детей в Кабардино-Балкарской Республике на 2012 - 2017 годы (далее - Стратегия) как основного документа, отражающего государственную политику КБР в отношении детей.
Стратегия разработана на период до 2017 года с учетом международно-правовых документов ООН, содержащих основные требования к государственной политике в отношении семьи и детей.
Государственная политика республики в отношении детей направлена на обеспечение возможности эффективной социализации и полноценного развития детей, улучшение условий, уровня и качества их жизни, смягчение социальных проблем, влияющих на жизнеобеспечение детей, путем осуществления целостной системы мер организационно-управленческого, финансово-экономического, нормативно-правового, информационно-просветительского и кадрового характера на республиканском, городском и районном муниципальных уровнях, подкрепляемых гарантиями в рамках финансовых и социальных возможностей республики.
Стратегия является основой для разработки и реализации органами государственной власти, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, бизнес-сообществами, отдельными гражданами и самими детьми программ, проектов и мероприятий по различным аспектам жизнедеятельности детей, способствует объединению ресурсов государства и общества в интересах детей.
Стратегия предусматривает осуществление мер по следующим основным направлениям:
поддержка семьи и семейных ценностей;
доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни;
равные возможности для детей, нуждающихся в особой защите государства;
создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия;
участие детей во всех сферах жизни республики.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
1.1. Ключевые принципы Стратегии
Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
В КБР должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
Защита прав каждого ребенка. В КБР должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав, правовое просвещение, предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
Максимальная реализация творческого, интеллектуального потенциала каждого ребенка. В КБР должны создаваться оптимальные условия для формирования достойной жизненной траектории для каждого ребенка независимо от места его проживания, образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Необходимо расширять возможность доступа детей и молодежи к культурным и историческим ценностям для выявления и поддержки одаренных детей.
Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка. В КБР должны приниматься исчерпывающие меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, правильном питании, систематических занятиях физической культурой и спортом, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. В КБР необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
Особое внимание - уязвимым категориям детей. В КБР во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество. Необходимо создание системы региональных мер по формированию безопасной среды для несовершеннолетних, доступности этой среды для детей с особенностями развития.
Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В КБР формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Партнерство во имя ребенка. В КБР политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
II. Основные проблемы в сфере детства
Наиболее значимыми факторами социального положения детей являются здоровье, образование, отношение к детям в семье, доступ к социальным услугам, наличие комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, благоприятные условия для развития и социализации, материальное благосостояние.
Несмотря на благоприятные тенденции к улучшению положения детей в последние годы, в республике остро стоят следующие проблемы:
относительно высокий риск малообеспеченности при рождении детей в многодетных и неполных семьях;
нехватка мест в учреждениях дошкольного образования;
значительное число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
высокий уровень заболеваемости детей и подростков;
значительная доля детей, нуждающихся в особой заботе государства;
девиантное поведение детей в подростковой среде;
насилие и жестокое обращение с детьми;
диспропорция социальной инфраструктуры для детей, объема и качества доступных для детей и их семей услуг, объектов безопасной среды, благоприятной для роста и развития детей, в различных городах и районах республики;
отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, решении вопросов, затрагивающих их интересы;
нарастание рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей.
Острота существующих проблем в сфере детства настоятельно требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, гражданского общества республики принятия неотложных, взвешенных и скоординированных мер для улучшения положения детей и их защиты.
III. Поддержка семьи и семейных ценностей
1. Краткий анализ ситуации
Социально-экономическое положение семей, воспитывающих детей, является одним из существенных факторов, оказывающих влияние на динамику демографических показателей.
Заработная плата остается главным источником доходов большинства населения. Несмотря на некоторую положительную динамику в течение последних лет, заработная плата по КБР все еще остается на крайне низком уровне.
В наибольшей степени бедность распространена в семьях с высокой иждивенческой нагрузкой, прежде всего в многодетных семьях.
Вместе с тем размеры государственной помощи малообеспеченным семьям с детьми носят скорее символический характер и не могут рассматриваться как помощь государства нуждающимся. Так, ежемесячное детское пособие в 2011 году составляло всего 89,03 рублей, или менее 2% прожиточного минимума.
На учете в Министерстве труда и социального развития КБР на 1 января 2012 года состояло 70 960 семей с детьми в возрасте до 18 лет, из них 24 828 - с двумя и более детьми.
Согласно федеральному и республиканскому законодательству в КБР семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, в том числе многодетным, предоставляются различные виды детских пособий, выплачиваются ежемесячная денежная компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, предоставляются бесплатные путевки в детские оздоровительные учреждения республики, а также широкий спектр медико-социальных, психолого-педагогических, социально-экономических, юридических, реабилитационных услуг на базе учреждений социального обслуживания семьи и детей.
С целью обнаружения на ранней стадии семейного неблагополучия и оказания конкретной адресной поддержки совместно с органами опеки и попечительства, территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистами социально-психологической помощи семье и детям организуются специализированные рейды и выезды по месту жительства неблагополучных семей. В результате рейдов выявленные безнадзорные несовершеннолетние помещаются в медицинские учреждения, в учреждения соцзащиты и образования, ставятся на учет для ведения системной профилактической работы.
На 1 января 2012 года на учет в территориальных управлениях труда и социального развития поставлено 516 семей "группы риска", в которых воспитываются 1242 ребенка, в основном это малообеспеченные, неполные семьи.
2. Основные задачи
Сокращение бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода путем совершенствования законодательства КБР.
Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка и Рекомендациях Комитета министров Совета Европы о правах детей и социальных услугах, дружественных к детям и семьям.
Обеспечение для всех детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ними.
Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
3. Первоочередные меры
Обеспечение реформирования стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, определяющим основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное жилье, семейный отдых и качество питания.
Нормативно-правовое закрепление порядка межведомственного взаимодействия по предотвращению семейного неблагополучия, социального сиротства, защите прав и законных интересов детей.
Создание и распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть Интернет, организации и учреждения для детей.
4. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми
Соблюдение минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми, и их финансирование.
5. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей
Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.
Продолжение в КБР общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
Формирование полноценной системы подготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, на базе государственных учреждений высшего профессионального образования республики.
Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.
6. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства
Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
Обеспечение повсеместного внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.
Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в "группу риска", участковых социальных служб, мобильных бригад.
Оказание социальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Организация в период каникул отдыха детей и подростков в лагерях и санаториях.
Совершенствование системы выявления и организации профилактической работы органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении.
Изъятие детей из семей в исключительных случаях при наличии реальной угрозы жизни и здоровью ребенка. Замена лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.
7. Ожидаемые результаты
Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Создание эффективных механизмов, способствующих выявлению семей, входящих в "группу риска", их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
Повышение ценностей семьи, родительства, семейного образа жизни, уровня ответственности родителей за детей.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в "группу риска", их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Снижение числа детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
Снижение числа родителей (законных представителей), привлеченных к административной ответственности в связи с неисполнением обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации.
Снижение количества правонарушений и преступлений, совершаемых детьми и в отношении детей.
IV. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей
Нумерация пунктов в данном разделе приводится в соответствии с источником
3. Краткий анализ ситуации
Одним из главных направлений модернизации региональной системы образования является доступное и качественное дошкольное образование.
В республике функционируют 219 образовательных учреждений, реализующих программу дошкольного образования, в них получают образование более 40 тысяч детей в возрасте от 3 до 7 лет, что составляет 69,5% от общего числа детей данного возраста.
Обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
В республике функционируют 290 общеобразовательных учреждений. Общий контингент обучающихся составляет около 92 тыс. учащихся, образовательный процесс осуществляют 8425 учителей.
Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения, которое потребовало качественное изменение школьной инфраструктуры.
В рамках модернизации образования проведены работы по капитальному ремонту общеобразовательных учреждений, замене технологического оборудования и школьной мебели. Учебные кабинеты оснащаются современным учебно-лабораторным оборудованием, компьютерной техникой. Результатом стало увеличение до 74% доли обучающихся в условиях, соответствующих современным требованиям.
Вместе с тем состояние системы дошкольного и общего среднего образования в республике характеризуют следующие проблемы.
Образовательные учреждения, реализующие программы дошкольного образования, укомплектованы на 130%: средняя наполняемость в группах республики - 28 детей (при норме 20 человек). Дефицит дошкольных мест для детей в возрасте от 2 до 7 лет на 1 сентября 2012 года составил 4194 места, в том числе в возрасте от 3 до 7 лет - 2550.
Для изменения сложившейся ситуации необходимы конкретные меры по поддержке дошкольного образования, главным образом направленные на сокращение дефицита мест, а также внедрение вариативных форм организации дошкольного образования.
Необходимо решить комплекс вопросов по организации предпрофильного образования и профильного обучения и довести охват детей этим видом образования к концу 2015 года до 60%.
Требует дальнейшего продолжения работа по созданию современных условий для организации учебно-воспитательного процесса во всех общеобразовательных учреждениях.
В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в республике создается система оценки качества образования, которая строится на принципах охвата всех ступеней общего образования соответствующими оценочными процедурами, призванными обеспечить:
единство требований к подготовленности выпускников 9 и 11 классов;
объективность оценки достижений обучающихся;
преемственность между разными ступенями общего образования;
возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
Продолжает совершенствоваться система проведения единого государственного экзамена, усиливается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. В первую очередь это касается системы общественного наблюдения, которая с 2011 года введена на законодательной основе. В 2011 году в период проведения единого государственного экзамена в КБР работали более 70 общественных наблюдателей. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена путем развития информационно-коммуникационных технологий.
Вместе с тем результаты единого государственного экзамена, различных мониторинговых исследований и контрольно-надзорных мероприятий свидетельствуют о наличии серьезных проблем в достижении приемлемого качества дошкольного и общего образования.
В сфере образования КБР достигнуты определенные результаты по работе с одаренными детьми, в частности, создана система мер по работе с интеллектуально одаренными и творческими учащимися.
Вместе с тем существует ряд нерешенных проблем, среди которых:
отсутствие системы методического сопровождения работы с детьми, проявляющими интерес к интеллектуальной и творческой деятельности;
недостаточное использование ресурсов высшей школы для удовлетворения образовательных потребностей интеллектуально одаренных учащихся;
недостаточное использование дистанционных, заочных и очно-заочных форм работы с детьми, проявляющими интерес к интеллектуальной и творческой деятельности;
отсутствие системы подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах.
Важным звеном в воспитании и обучении, обеспечивающим реализацию потребностей детей и подростков за пределами основных общеобразовательных программ, является дополнительное образование.
На 1 января 2012 года в республике функционируют 46 образовательных учреждений дополнительного образования детей различной направленности, охватывающих своей деятельностью 49124 учащихся, что составляет 58,2% от общего количества детей школьного возраста.
Вместе с тем состояние дополнительного образования детей в республике характеризуют следующие проблемы:
не обеспечена в необходимом объеме доступность дополнительного образования для всех групп детей;
сокращается спектр образовательных программ дополнительного образования, требующих непрерывного пополнения и обновления учебно-материальной базы;
не созданы условия для получения дополнительного образования детям с ограниченным возможностями здоровья.
Важное значение для дальнейшего повышения качества образования имеет совершенствование воспитательной работы в образовательных учреждениях. Результатами работы в этом направлении в последние годы стали:
внедрение в практику программно-целевого подхода к организации воспитательной работы, благодаря чему созданы 49 различных программ воспитательной направленности городского и районного уровней;
развитие ученического самоуправления, в системе которого участвуют 13460 учащихся в 193 общеобразовательных учреждениях;
создание и развитие детских и молодежных организаций и объединений;
создание родительских комитетов в 11 муниципальных образованиях республики;
решение вопросов организации воспитания, отдыха и оздоровления детей в каникулярное время на базе лагерей с дневным пребыванием.
В то же время образовательные учреждения испытывают определенный дефицит в профессиональных кадрах для осуществления эффективной воспитательной деятельности, обеспечения единства процессов обучения и воспитания в образовательном учреждении, принятые и реализуемые в образовательных учреждениях программы воспитательной направленности не всегда соответствуют современным требованиям.
Таким образом, возникают проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования республики оказываются реализованными не в полном объеме. Это прежде всего:
дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;
дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному и дополнительному образованию;
отстающее от современных потребностей общества качество образования как целостного процесса обучения и воспитания детей;
неэффективное управление этим процессом и слабый контроль за качеством образовательных услуг;
несоответствие современной системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием сети Интернет и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту;
низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей, что приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям.
2. Основные задачи
Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования на основе модернизации общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
Создание республиканской системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.
Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.
Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей.
См. Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, Министерства культуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики от 20 мая 2015 г. N 530 "Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике"
Государственная поддержка развития детских библиотек, литературы, кино и телевидения для детей.
Организация профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде в соответствии с современными вызовами.
Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования
Обеспечение государственной поддержки строительства новых дошкольных образовательных учреждений, а также развития вариативных форм дошкольного образования, включая негосударственный сектор.
Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
Законодательное закрепление правовых механизмов реализации права детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на включение в существующую образовательную среду на уровне дошкольного, общего и профессионального образования.
Обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
Создание условий для развития различных вариантов поликультурной модели дошкольного и общего образования, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности.
Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации.
Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
Обеспечение разработки примерных программ, определяющих единую содержательную основу подготовки педагогов-психологов, а также детального правового регулирования оказания психологической помощи детям педагогами-психологами.
Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи
Поддержка и развитие образовательных учреждений КБР в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта, специализирующихся на работе с одаренными детьми.
Поддержка педагогических работников, работающих с одаренными детьми.
Развитие инфраструктуры по работе с одаренными детьми и молодежью.
Создание очно-заочных школ на базе государственных учреждений дополнительного образования детей в целях обеспечения развития, обучения и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
Формирование и обновление регионального банка одаренных детей. Обеспечение работы профильных лагерей для одаренных детей.
Обеспечение выявления и поддержки одаренных детей в рамках всероссийской олимпиады школьников, иных конкурсных мероприятий муниципального, регионального, федерального уровней.
Обеспечение участия одаренных детей и талантливой молодежи КБР в региональных и федеральных конкурсных мероприятиях в рамках приоритетного национального проекта "Образование", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61 "О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы".
Обеспечение всесторонней информационной поддержки государственной и региональной политики по выявлению, сопровождению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи.
Обеспечение нормативно-правового регулирования работы с одаренными детьми и молодежью.
Обеспечение реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
Научно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми и молодежью.
Создание системы переподготовки кадров для работы с одаренными детьми.
Государственная поддержка развития детских печатных изданий, художественной литературы, детских и молодежных телепередач на республиканских каналах.
5. Меры, направленные на воспитание и социализацию детей
Развитие научно-методических основ воспитания и социализации детей и подростков в КБР.
Реализация в образовательных учреждениях современных программ военно-патриотического, научно-технического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, экологического воспитания, направленных на формирование любви к Родине, семейных ценностей и традиций, общей культуры личности, российской гражданской идентичности обучающихся, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
См. Указ Главы Кабардино-Балкарской Республики от 19 мая 2016 г. N 55-УГ "Об образовании Общественного совета при Главе Кабардино-Балкарской Республики по вопросам духовно-нравственного воспитания"
Совершенствование форм патриотического воспитания детей и молодежи, мониторинг деятельности детских и молодежных организаций, занимающихся патриотическим воспитанием молодежи, проведение республиканских акций, направленных на гражданское, патриотическое, экологическое воспитание детей и молодежи.
Создание условий для воспитания и социализации обучающихся, их самоидентификации посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального и гражданского становления, в том числе через реализацию федеральных государственных образовательных стандартов.
Развитие форм государственно-общественного управления в образовании, в том числе форм детского общественного самоуправления.
Развитие региональной системы комплексных мер по профилактике негативных явлений в детской среде.
Обновление форм и методов борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией.
Внедрение эффективных механизмов профилактики девиантного поведения детей.
Расширение применения в практике деятельности эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, образовательных учреждений, гражданского общества, представителей различных конфессий, правоохранительных органов, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
Обеспечение занятости несовершеннолетних граждан в возрасте 14 - 18 лет во временных работах в свободное от учебы время, в том числе во время летних каникул, в целях социализации и воспитания.
Развитие форм общественного объединения молодых семей и повышение их социальной активности, развитие самопомощи и взаимопомощи в решении проблем молодой семьи.
6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
Обеспечение стабильного функционирования и развития сети муниципальных и государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей КБР, укрепление их материально-технической базы.
Развитие очно-заочных школ на базе государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе с использованием возможностей сети Интернет и применением дистанционных форм обучения.
Обеспечение качества и эффективности программ дополнительного образования детей за счет совершенствования содержания, организационных форм и технологий дополнительного образования детей.
Расширение спектра программ дополнительного образования для всех групп детского населения и учащейся молодежи.
Расширение направленности программ дополнительного образования, реализуемых на базе общеобразовательных учреждений.
Сохранение общедоступного бесплатного дополнительного образования детей.
Подключение всех образовательных учреждений дополнительного образования к единой информационной сети системы образования.
Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, клубов по месту жительства, летних оздоровительных лагерей, других форм самодеятельности детей и подростков, развитие разнообразных форм туризма и краеведения.
Внедрение системы оценки эффективности деятельности образовательных учреждений дополнительного образования детей, государственно-общественных форм управления учреждениями дополнительного образования и обеспечение открытости результатов их деятельности.
Развитие системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей КБР.
Расширение сети юношеских творческих объединений в учреждениях НПО и СПО, привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.
7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства
Создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в Интернет-пространстве, профилактики Интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участия во флешмобах.
Создание и внедрение программ обучения детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет.
Создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики.
Внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно-гигиенических требований к использованию информационно-компьютерных средств в образовании детей.
Создание общественных механизмов экспертизы Интернет-контента для детей.
Создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей, стимулирование родителей к использованию услуги "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети Интернет.
8. Ожидаемые результаты
Обеспечение всеобщей доступности дошкольного образования для всех категорий детей, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг на основе реализации существующих и новых форм их финансирования и организации.
Организация обучения и воспитания детей в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов, развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Расширение вариативности программ, рассчитанных на детей с разными уровнем, типом и формами проявления способностей, в том числе индивидуализированных программ развития (для детей с особой одаренностью).
Повышение рейтинга школьников республики в международных и российских оценках качества образования.
Обеспечение надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
Создание для всех детей, нуждающихся в специальной (коррекционной) помощи, специальных условий получения качественного образования с учетом их психофизических особенностей, обеспечивающих их лечение, воспитание, обучение, социальную адаптацию, приобщение к профессиональному труду.
Создание инфраструктуры постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствующей успешной социализации детей данной категории в период их вступления в самостоятельную жизнь.
Внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения, предоставление государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронном виде.
Увеличение доли детей дошкольного и школьного возраста, имеющих возможность по выбору получать доступные качественные услуги дополнительного образования, до 100%, а долю вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ на бесплатной основе - до 60%.
Повышение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих дополнительное образование, до 25%, а доли учреждений дополнительного образования детей, осуществляющих образовательную деятельность в сетевом взаимодействии с образовательными учреждениями всех типов и видов, - до 100%.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
IV. Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни
1. Краткий анализ ситуации
Показатель рождаемости в КБР за 2011 год увеличился на 6,4% и составил 14,9% (2010 год - 14,0%). В абсолютных числах в 2011 году родились 12848 детей, что на 2,1% больше, чем в 2010 году (12577). Сохраняется положительная динамика естественного прироста населения, которая по итогам 2011 года составила +5,5 против +5,0 в 2010 году.
Показатель младенческой смертности на 1000 родившихся живыми в 2011 году составил 5,7 (73 ребенка в абсолютных числах) против 6,0 в 2010 году (в Российской Федерации 7,5 в 2010 году, СКФО 12,0). В структуре младенческой смертности, как и в целом по России, ведущее место занимают перинатальные причины (60,7%). 40% умерших детей от общего числа умерших за год - это недоношенные дети. В неонатальном периоде умерли 61,5% детей. Основными причинами младенческой смертности являются внутриутробные инфекции (27%), врожденные пороки развития (20,5%).
По итогам 2011 года в структуре заболеваемости детей в возрасте от 0 до 14 лет 1-е место занимают болезни органов дыхания (44,65%), 2-е - болезни органов пищеварения (7,9%), 3-е место - болезни кожи и подкожной клетчатки (7%), на 4-м - болезни эндокринной системы (5,4%), на 5-м месте - травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин (4,9%).
Министерством здравоохранения и курортов КБР проводится планомерная работа по улучшению основных показателей службы материнства и детства - материнской и младенческой заболеваемости и смертности, способствующая охране и укреплению здоровья подрастающего поколения, формированию здорового образа жизни и снижению инвалидизации и смертности детского населения.
2. Основные задачи
Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
Развитие подростковой медицины, клиник, дружественных к детям и молодежи, стимулирование потребности в здоровом образе жизни.
Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями, внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов.
Формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.
Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях, лечебных и лечебно-профилактических, санаторно-курортных и реабилитационных учреждениях.
3. Меры по созданию дружественного к ребенку здравоохранения
Совершенствование нормативно-правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям. Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям.
Осуществление комплекса мер, направленных на снижение младенческой и детской смертности.
Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи. Обеспечение родильных отделений и ГУЗ "Перинатальный центр" необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг-диагностики.
Обеспечение повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний.
Изучение потребностей детей в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, обеспечение их предоставления нуждающимся в них детям, сокращение времени ожидания такой помощи и лечения.
Создание регистра детей с редкими заболеваниями и организация адресного финансирования лечения таких детей за счет ассигнований из федерального бюджета согласно этому регистру, ускорение решения вопроса об обеспечении детей с орфанными заболеваниями специальным лечением, питанием и реабилитационным оборудованием. Распространение ежегодной обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных учреждениях, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях.
Повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.
Решение проблем кадрового дефицита врачей-педиатров, врачей узких специальностей. Разработка и реализация межведомственной программы кадрового обеспечения учреждений здравоохранения КБР врачами и средним медицинским персоналом, включающей меры социальной поддержки медицинских работников в целях укрепления их в государственном здравоохранении.
Улучшение условий предоставления медицинской помощи женщинам и детям. Строительство перинатального центра, новых детских поликлиник, отвечающих санитарным нормам и правилам, проведение капитального и текущих ремонтов учреждений здравоохранения. Внедрение информационных технологий в работу учреждений здравоохранения (электронной записи на прием, электронной версии медицинских документов).
4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков
Работа по формированию здорового образа жизни осуществляется в рамках республиканской целевой программы "Формирование здорового образа жизни в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства КБР от 24 февраля 2011 года N 47-ПП. В рамках Программы реализуется комплекс мер, направленных на профилактику заболеваний, охрану и укрепление здоровья, пропаганду здорового образа жизни.
Так, в 2010 году открыт Центр здоровья для детей при ГБУЗ "Медицинский консультативно-диагностический центр". Основам здорового образа жизни обучены 300938 человек, в том числе 107735 детей. В 2011 году в Центр обратились 2005 детей.
Ведется совместная работа со средствами массовой информации по пропаганде здорового образа жизни.
5. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка
Одним из наиболее эффективных путей управления здоровьем детей является обеспечение их развития через поддержание оптимальности питания в период внутриутробного и постнатального развития. Дополнительное питание для беременных и кормящих женщин способствует профилактике возникновения врожденных пороков развития, анемии, рахита, отставания в интеллектуальном развитии будущего ребенка.
Наиболее доступным и эффективным инструментом является дополнение (сапплементация) рациона специальными формулами - фортификаторами пищевого рациона, подобранного в соответствии с потребностями беременных и кормящих матерей.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительством Кабардино-Балкарской Республики внесен в Парламент Кабардино-Балкарской Республики проект закона Кабардино-Балкарской Республики "Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Кабардино-Балкарской Республике".
6. Ожидаемые результаты
Снижение показателей младенческой и детской смертности.
Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, в том числе с орфанными заболеваниями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.
Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию, наркотики, психотропные и другие токсические вещества.
Сокращение числа детей и подростков с социально значимыми заболеваниями.
V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства
1. Краткий анализ ситуации
Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в КБР на 1 января 2012 года составило 2127 человек, что составляет 1,8% детского населения (в 2011 году - 859063). Из них 1758 детей (82,7%) находится на воспитании в семьях опекунов и приемных родителей, 369 - в государственных учреждениях.
Направленная государственная политика на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, привела к сокращению числа детей, воспитывающихся в государственных учреждениях для детей-сирот. Так, за последние 5 лет контингент воспитанников государственных учреждений для детей-сирот сократился на 25%.
Вместе с тем существенно изменился контингент детей в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: около 60% - дети подросткового возраста, 24% - дети с ограниченными возможностями здоровья, 65% - дети, имеющие братьев и сестер. При существующей системе материального и нематериального стимулирования граждан таких детей сложно передать в семьи.
Актуальна проблема социального сиротства. За 2011 год 140 родителей были лишены родительских прав, 23 родителя ограничены в родительских правах, и только 11 человек восстановлены в родительских правах.
Не в полной мере реализуется право детей-сирот и лиц из их числа на обеспечение льготным жильем. Так, в настоящее время не реализовано право на получение льготного жилья около 1 тысячи человек данной категории.
Численность детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями школьного возраста составила 2484.
В республике функционирует система специального (коррекционного) образования, включающая 3 специальных (коррекционных) образовательных учреждения I - VIII видов, в которых обучаются и воспитываются 335 детей, 149 из которых являются детьми-инвалидами.
С 2009 года в республике действует Центр дистанционного образования. Обучением с применением дистанционных технологий охвачено 377 детей-инвалидов.
В республике функционирует учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, - "Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения".
Ежегодно проходят комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное обследование и получают рекомендации по адекватным условиям получения образования (индивидуальный образовательный маршрут) более 2800 детей. Психолого-педагогическую и медико-социальную помощь в дошкольных и общеобразовательных учреждениях получают более 1600 детей.
Программой "Доступная среда на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 "О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", определены основные направления улучшения условий жизни лиц с ограниченными возможностями на основе повышения доступности и качества услуг, гарантированных государством.
Вместе с тем не созданы условия для обучения детей с ограниченными возможностями в массовых общеобразовательных школах.
Существует потребность в обеспечении детей-инвалидов техническими средствами реабилитации.
Недостаточно специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями.
В работе учреждений для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в недостаточной мере используются современные методики комплексной реабилитации детей.
После выхода из домов-интернатов дети-инвалиды не могут проживать самостоятельно.
Требуют дальнейшего развития формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Необходимо принятие кардинальных мер по реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на льготное получение жилья.
2. Основные задачи
Социализация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот.
Развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
Развитие современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.
Развитие системы интегрированного и инклюзивного образования, обеспечивающей получение качественного образования всех уровней детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Социализация детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии.
Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей.
Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.
Организация систематической работы по размещению в средствах массовой информации о детях-сиротах, нуждающихся в семейном устройстве, мерах государственной поддержки детей-сирот, переданных на воспитание в семьи граждан.
Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот, путем расширения перечня мер социальной поддержки гражданам и детям, переданным им на воспитание.
Применение обязательного психологического тестирования и подготовки кандидатов в усыновители, опекуны (попечители) в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа.
Развитие сети учреждений, осуществляющих подготовку потенциальных замещающих родителей на высоком профессиональном уровне, осуществление сопровождения усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в семье.
Развитие региональной системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совершенствование законодательства КБР по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования, подведомственных Министерству образования и науки Кабардино-Балкарской Республики.
Обеспечение в учреждениях профессионального образования психолого-педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в период обучения.
Оказание адресных услуг по профессиональной ориентации детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, в том числе с использованием мобильных офисов занятости населения.
Обеспечение медицинского наблюдения и обследования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от рождения до 4-х лет в медицинских организациях и домах ребенка, в том числе в специализированных. Своевременное выявление и постановка на жилищный учет детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, обеспечение лиц из их числа благоустроенным жильем.
Проведение в средствах массовой информации просветительской работы по поддержке детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование отношения к ним как к равным членам общества, пропаганда социальной значимости ответственного родительства.
4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Обеспечение возможности получения профессиональной подготовки и трудоустройства для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, завершивших обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.
Совершенствование нормативно-правового регулирования порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях.
Разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей.
Организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования КБР с использованием их научно-практического потенциала.
Создание в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей условий для максимально полной реабилитации детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии.
Создание условий и обеспечение доступа к получению дополнительных образовательных услуг в сфере искусства и культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие системы творческой реализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом.
Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости, создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах.
5. Ожидаемые результаты
Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации, до 85%.
Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот своевременно обеспеченных жильем.
Увеличение количества выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования из числа детей, нуждающихся в заботе государства, трудоустроенных по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям.
Своевременное выявление заболеваний у воспитанников интернатных учреждений и качественное проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.
Снижение уровня заболеваемости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Улучшение качества жизни, социальной реабилитации и интеграции детей инвалидов в общество.
Создание образовательной инфраструктуры, обеспечивающей получение образования 99% детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Постепенное увеличение числа выпускников детских домов-интернатов для умственно отсталых детей, способных трудиться и вести самостоятельную жизнь.
Увеличение доли детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7. Ожидаемые результаты
Снижение уровня бедности, дефицита доходов у семей с детьми и ликвидация крайних форм проявления бедности.
Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении, безнадзорных несовершеннолетних, детей, остающихся без попечения родителей.
Формирование в обществе ценностей семьи, детства, ответственного родительства.
Организация эффективной работы по оказанию помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, сокращение случаев лишения родительских прав.
Повышение качества услуг для семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Создание эффективных механизмов, способствующих сокращению случаев лишения родительских прав, выявлению семей, входящих в "группу риска", их социальному сопровождению и реабилитации, сокращению числа случаев жестокого обращения с детьми в семьях.
Увеличение численности трудоустроенных одиноких, многодетных родителей, родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов.
Дальнейшее развитие семейных форм воспитания: увеличение количества семей с усыновленными детьми, опекунских, приемных и патронатных семей.
VI. Создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия
1. Краткий анализ ситуации
В настоящее время в республике, как и в Российской Федерации в целом, не удалось выстроить эффективную систему защиты детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка, не определен координирующий орган исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей.
Сотни детей в республике вовлекаются в сферу гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
По данным Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, за первое полугодие 2012 года выявлено 205 безнадзорных несовершеннолетних, что в 2 раза выше показателя прошлого года. Совершено 10 суицидов и 2 попытки (5 - в 2011 году). В органы внутренних дел за совершение преступлений доставлены 723 несовершеннолетних (233 - за аналогичный период прошлого года) составлено 985 протоколов на родителей и лиц, их замещающих, за невыполнение обязанностей по воспитанию детей, что в 3 раза больше по сравнению с предыдущим годом.
Одной из наиболее опасных проблем остается насилие над детьми. Так, в 2012 году зарегистрировано более 90 случаев насильственных действий в отношении несовершеннолетних. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Регулярными стали уходы несовершеннолетних из дома, детских учреждений.
С 2006 года по различным основаниям разыскивалось 465 несовершеннолетних.
За 2011 год количество осужденных от 14 до 17 лет составило 172.
В недостаточной мере ведется работа по психологической реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и вступивших в конфликт с законом.
Координацию деятельности органов и учреждений, призванных осуществлять профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиту их прав, осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних. Однако правовая основа работы этих комиссий не соответствует стоящим перед ними целям и задачам.
Таким образом, ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав, остается сложной и требует принятия соответствующих мер.
2. Основные задачи
Совершенствование системы профилактики правонарушений, совершенных детьми и в отношении детей, системы правосудия и системы исполнения наказания.
Разработать критерии оценки для определения эффективности участия каждого ведомства, входящего в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В число оценочных показателей включить выявление и восстановление прав и законных интересов несовершеннолетних.
Проведение мероприятий по развитию системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Реформирование комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Дальнейшее совершенствование эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства.
3. Меры, направленные на совершенствование законодательства в части, касающейся защиты прав и интересов детей
Анализ законодательства и правоприменительной практики в отношении защиты прав детей, отражение актуальных вопросов в ежегодном докладе о положении семей и детей в республике.
Совершенствование работы по обеспечению взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами социальных служб - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации в целях расширения комплекса воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Дальнейшее совершенствование эффективности деятельности органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, в целях своевременного выявления семейного неблагополучия и сохранения для ребенка его родной семьи.
Определение координирующего органа исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей.
4. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия
Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается система гражданского, административного и уголовного судопроизводства, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение с учетом принципов, закрепленных в рекомендациях Совета Европы по правосудию в отношении детей, а также с учетом возраста, степени зрелости ребенка и понимания им обстоятельств дела.
Основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия:
соответствие возрасту и развитию ребенка;
незамедлительное принятие решений; направленность на обеспечение потребностей, прав и интересов ребенка;
уважение личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни;
признание ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка;
активное использование в судебном процессе данных о детях, условиях их жизни и воспитания, полученных судом в установленном законом порядке;
наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка.
В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается:
проведение научных, социологических исследований в целях выработки эффективной политики в отношении детей, совершивших правонарушения, планирования ее реализации и оценки достигнутых результатов;
проведение анализа в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;
создание сети психолого-педагогических учреждений и служб для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;
организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков;
включение в реабилитационные программы обязательной работы с семьей несовершеннолетнего, находящегося в конфликте с законом, с рассмотрением всех проблем в контексте его семьи;
разработка инновационных программ по работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, и их семьями с участием государственных и негосударственных организаций, имеющих практический опыт, реализация пилотных проектов, последующий анализ и обобщение полученных результатов, внедрение позитивного опыта;
привлечение педагогов-психологов к участию в уголовном судопроизводстве в отношении несовершеннолетних в целях поддержки несовершеннолетнего на этапе следствия и судебного процесса и недопущение совершения им повторных нарушений;
внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.
В целях законодательного обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав предусматривается:
участие в разработке проекта федерального закона "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав", определяющего место и роль комиссии в системе органов профилактики, механизмы реализации правозащитной, координирующей и профилактической функций комиссий в целях обеспечения прав детей, защиты от насилия и всех форм посягательств на их жизнь и здоровье, применения мер социализации и реабилитации, а также наделяющего комиссии правом ведения персонифицированного банка данных безнадзорных несовершеннолетних детей и семей, находящихся в социальноопасном положении, при этом комиссии освобождаются от функции органа внесудебной юрисдикции;
внедрение в деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав подходов, гарантирующих соблюдение процессуальных прав родителей, привлекающихся к административной ответственности, и направленных на профилактику необоснованного привлечения родителей к административной ответственности.
5. Меры, направленные на улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период
Создание в республике системы пробации, позволяющей обеспечить высокую эффективность работы с детьми, находящимися в конфликте с законом.
Организация работы по сохранению отношений детей, находящихся в местах лишения свободы, с их семьями и ближайшим социальным окружением в период нахождения несовершеннолетнего в учреждении и оказание помощи таким детям и их семьям в адаптации и ресоциализации по окончании отбывания наказания.
Развитие системы общественного контроля за соблюдением прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении или в конфликте с законом.
Создание системы дистанционного обучения для детей, отбывающих наказание в закрытых учреждениях, для расширения возможностей выбора учебных заведений, а также для предоставления возможности обучаться в учебном заведении, которое посещал до лишения свободы, с целью сохранения позитивных социальных связей.
Использование справедливой и эффективной системы стимулирования осужденных к законопослушному поведению с учетом их поведения и личностных характеристик.
Включение участия в воспитательную работу с осужденными деятелей культуры, спортсменов, представителей молодежных движений и организаций, имеющих авторитет и известность.
Привлечение потенциала традиционных религиозных конфессий в духовно-нравственном просвещении и воспитании осужденных.
Разработка и реализация мероприятий, направленных на профессиональное обучение детей, лишенных свободы, для приобретения ими современных профессий, востребованных на рынке труда.
Распространение на лиц, осужденных к лишению свободы в несовершеннолетнем возрасте и освободившихся в возрасте от 18 до 23 лет, права на получение социальной поддержки, сопровождение и постпенитенциарную реабилитацию со стороны служб, осуществляющих эту работу в отношении несовершеннолетних.
Отнесение несовершеннолетних, находящихся в следственных изоляторах и воспитательных колониях, к категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Меры, направленные на предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей - жертв насилия
Закрепление порядка межведомственного взаимодействия органов и организаций - субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних по своевременному выявлению жестокого обращения и насилия в отношении детей и оказанию им помощи.
Участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Организация распространения и внедрения передового опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.
Разработка обучающих программ и методических материалов по различным аспектам работы в сфере противодействия насилию в отношении детей для специалистов учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, в области молодежной политики, для правоохранительных органов, общественных организаций.
Организация повышения квалификации специалистов учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, в области молодежной политики, членов общественных организаций в сфере выявления детей - жертв насилия и оказания им помощи.
Разработка методических рекомендаций по профилактике жестокого обращения с детьми, реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения.
Разработка для родителей тематического сайта, справочно-информационных материалов и обучающих программ (в том числе дистанционных) по предотвращению насилия в отношении ребенка.
Информационное содействие общенациональной кампании по противодействию жесткому обращению с детьми.
7. Ожидаемые результаты
Определить и по возможности расширить перечень организаций, осуществляющих психологическую и социальную реабилитацию детей - жертв насилия, а также оказывающих помощь следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
Развитие волонтерского движения в целях объединения усилий в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного и сексуального характера, в том числе совершенных с использованием сети Интернет.
Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия медицинской и социально-психологической помощи.
Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
Повышение качества реабилитационной и социализирующей деятельности в отношении детей, лишенных свободы, сокращение сроков нахождения детей в местах лишения свободы, расширение оснований применения мер ответственности, не связанных с лишением свободы.
Расширение практики применения технологий восстановительного подхода в сфере правосудия, а также в иных сферах, затрагивающих права и законные интересы ребенка.
Расширение спектра мер воспитательного характера.
VII. Участие детей во всех сферах жизни
1. Краткий анализ ситуации
Право ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы, закреплено в Конвенции о правах ребенка. Содействие участию детей в принятии таких решений на муниципальном, республиканском, федеральном и международном уровнях является одной из целей Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012 - 2015 годы.
В республике создается правовая основа и реализуются мероприятия для участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, действуют детские и молодежные общественные объединения, Молодежное правительство Кабардино-Балкарской Республики, Молодежная палата при Парламенте Кабардино-Балкарской Республики, комитеты, молодежные советы. В большинстве школ образованы и активно работают органы школьного самоуправления.
Для выполнения планов по активному участию детей в защите своих прав в КБР принимаются меры по включению в реализацию инициативы Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Города, доброжелательные к детям".
Процесс расширения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, сопровождается определенными рисками, к которым относятся:
усиление формализма, недооценка возможностей и заниженные ожидания результатов участия детей в принятии решений;
дискриминация определенных групп детей (девочек, детей младшего и среднего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей из малообеспеченных семей, детей из семей мигрантов, детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей);
усиление элитизма (создание элитных групп "детей-профессионалов"); массовая пассивность, разочарованность детей;
нарушение принципа приоритета развития ребенка и принципа добровольности его участия в принятии решений;
нарушение конфиденциальности в отношении ребенка и стремление взрослых манипулировать его мнением.
2. Основные задачи
Развитие на основе принципов и норм международного права законодательной базы в области регулирования участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы во всех сферах жизнедеятельности.
Обеспечение правового обучения и воспитания детей, а также специалистов, работающих с детьми.
Привлечение детей к участию в общественной жизни.
Воспитание у детей гражданственности, расширение их знаний в области прав человека.
Освещение в средствах массовой информации темы участия детей в общественной жизни.
Разработка и внедрение в практику стандартов и методик участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Создание системы мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Обеспечение основных принципов участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, таких как:
добровольность, включенность всех групп детей;
приоритет развития ребенка;
повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей);
доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
открытость, честность взрослых в общении с детьми; недопущение использования детей различными политическими силами в качестве инструмента достижения собственных целей.
3. Первоочередные меры
Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 28 июня 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений".
Разработка и внедрение усовершенствованных образовательных программ, обеспечивающих получение детьми знаний в области прав человека и прав ребенка, с включением в них специального раздела о практическом применении полученных знаний.
Включение в учебные программы подготовки и переподготовки специалистов, работающих с детьми, специального раздела, разъясняющего право детей на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, и принципы его реализации.
Обучение детей способам обеспечения конфиденциальности и защиты своих личных данных в сети Интернет.
Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Внедрение социальных технологий для привлечения детей к участию в жизни местного сообщества, в рассмотрении и экспертизе решений, касающихся прав и интересов детей, на всех уровнях.
Разработка стандартов и методик расширения участия детей в различных сферах жизнедеятельности.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая систематический сбор качественных и количественных данных об уровне такого участия детей всех возрастных и социальных групп, а также о ресурсном обеспечении процесса участия детей в принятии указанных решений.
4. Ожидаемые результаты
Создание правовой основы участия детей во всех сферах жизни общества.
Преодоление устоявшихся стереотипов, связанных с возможностью участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
Развитие законодательства КБР в части, касающейся обеспечения участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, включая ратификацию международных актов.
Создание усовершенствованных образовательных программ и методик обучения по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав ребенка, а также их внедрение в образовательный процесс, в том числе с использованием средств массовой информации и сети Интернет.
Расширение влияния института уполномоченного при Главе КБР по правам ребенка на всех уровнях.
Создание системы постоянного мониторинга и оценки участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы.
VIII. Механизмы реализации Стратегии
Стратегия реализуется во взаимосвязи с Программой социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2012 - 2015 годы, принятой Законом Кабардино-Балкарской Республики от 16 мая 2012 года N 29-РЗ "О Программе социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики на 2012 - 2015 годы", и Республиканской целевой программой улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года, утвержденной Законом Кабардино-Балкарской Республики от 18 июля 2011 года N 76-РЗ "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Республиканская целевая программа улучшения демографической ситуации в КБР на период до 2015 года утверждена Законом КБР от 4 декабря 2007 г. N 89-РЗ
Неотъемлемой частью Стратегии являются принятые в ее развитие программы действия в отношении детей, разработанные с учетом как общих, так и особенных, присущих данному региону проблем детства.
Для достижения поставленных в Стратегии целей следует сформировать консолидированный бюджет в интересах детей.
Стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2012 - 2014 годах, второй - в 2015 - 2017 годах.
Сроки и основные этапы реализации Стратегии должны быть согласованы с бюджетным процессом. Необходимость внедрения программно-целевого принципа организации деятельности республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также создания условий для планирования бюджетных ассигнований в интересах детей по новым принципам потребует изменения порядка составления и утверждения бюджетов соответствующего уровня.
Для успешной реализации Стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики.
На основе постоянного мониторинга реализации Стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.
Контроль за эффективностью использования финансовых и иных ресурсов должны осуществлять контрольно-счетные органы КБР с привлечением общественности.
В качестве инструмента финансового контроля следует использовать аудит эффективности, предполагающий независимую оценку экономической эффективности и результативности проводимых мероприятий, их соответствия поставленным целям.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 10 декабря 2012 г. N 275-ПП "О Республиканской стратегии действий в интересах детей в Кабардино-Балкарской Республике на 2012 - 2017 годы"
Текст постановления опубликован на официальном информационном интернет-портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики www.pravitelstvokbr.ru, в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 14 декабря 2012 г. N 50 (280)