Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел III "Основные направления модернизации общего образования муниципального образования на период до 2020 года"
3.1. Краткое описание механизмов модернизации системы общего образования муниципальной системы образования до 2020 года.
Несмотря на большой объем проделанной работы и на позитивные изменения в системе образования городского округа Прохладный, существует ряд проблем, которые требуют дальнейших действий, пересмотра подходов к их решению, обновлению форм работы.
Основные направления развития муниципальной системы общего образования в городском округе Прохладный КБР на период до 2020 года выстраиваются в соответствии муниципальной целевой программой "Развитие образования в городском округе Прохладный КБР на 2012 - 2013 годы" и т.д.).
Требуется предпринять ряд значимых шагов с целью построения новой, современной системы общего образования. Принципиальной инновацией должна стать ориентация на достижение нового качества образования. Этот принцип должен быть реализован как при осуществлении реформ, и в частности, в рамках реализации Комплекса мер по модернизации муниципальной системы общего образования, так и в повседневной практике управления и обучения.
К 2020 году планируется достичь следующих качественных изменений в муниципальной системе общего образования:
1. Повышение доступности качественного образования:
- внедрение новых образовательных стандартов общего образования;
- внедрение в образовательный процесс школы современных информационных и коммуникационных технологий образования, эффективных методик обучения, развитие его дистанционной формы;
- внедрение эффективных воспитательных систем в образовательный процесс;
- интеграция систем общего и дополнительного образования детей, включение дополнительного образования в структуру общего;
- создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
2. Подготовка нового поколения педагогических кадров:
- формирование адекватного задачам региональной системы образования по возрасту, профессиональной компетентности и ценностям педагогического корпуса;
- создание условий для непрерывного педагогического образования, повышения квалификации учителей.
3. Сохранение и укрепление здоровья детей:
- внедрение системы здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс;
- создание системы сбалансированного питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях;
- создание мощной физкультурно-спортивной базы в каждом учреждении общего образования.
4. Укрепление, развитие материально-технической, учебно-материальной базы учреждений общего образования:
- развитие учебно-материальной, лабораторной базы учреждений общего образования;
- ремонт ветхих и аварийных зданий образовательных учреждений;
- снижение неэффективных расходов в образовании;
- внедрение системы мер, направленных на развитие энергоэффективности учреждений общего образования.
Предстоит серьезная работа по оборудованию рабочих мест учащихся, обеспечению свободного доступа к электронным образовательным ресурсам. Серьезного решения требуют вопросы оборудования отдельных спортивных залов для начальных классов и автогородков для изучения правил дорожного движения, комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем и игровых зон. На все эти мероприятия необходимо дополнительное финансирование.
Требуют отдельного проектного решения вопросы, связанные с повышением социального статуса учителя, развитием учительского потенциала, поддержкой молодых специалистов.
Основным условием аттестации является своевременное повышение квалификации. Этого требуют и новые образовательные стандарты. Будет организована курсовая подготовка по переходу на новые образовательные стандарты учителей среднего и старшего звена, учителей начальных классов по изучению методики системно-деятельностного подхода, специалистов дошкольных образовательных учреждений, руководителей и команд школ по проектному менеджменту.
В республике централизованно решен вопрос повышения квалификации по новым образовательным стандартам. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.
Меняются требования к школе, меняется ее инфраструктура, не меняется только наша главная цель: учить детей, понимать их, любить, помогать найти свой путь в жизни.
В результате реализации в системе образования республики масштабных программ и проектов в последние пять лет существенно улучшилась оснащенность современным учебно-лабораторным и иным оборудованием.
Претерпела качественные изменения вся образовательная инфраструктура. Запущен механизм внедрения новых образовательных стандартов в начальной школе, а вместе с ним начался сложный процесс смены доминирующей знаниевой парадигмы образования на системно-деятельностную (компетентностную).
В значительной степени развитие системы образования на период до 2020 года будет предопределяться эффективностью применения программно-целевых, проектных методов управления, а также ресурсным наполнением указанных программ и проектов бюджетным финансированием.
В Кабардино-Балкарской Республике в настоящее время принята и реализуется республиканская целевая программа "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2012 - 2016 годы". Мероприятия данной программы согласованы и синхронизированы с мероприятиями одноименной федеральной программы. В данную программу включены ряд объектов системы образования г.о. Прохладный КБР:
Строительство пристройки к дошкольному отделению МБОУ СОШ N 8 ДО N 14 проектной мощность 200 мест, (Постановление Правительства КБР от 10 января 2013 г N 7-ПП). Срок ввода в эксплуатацию 2014 г. Общая сумма финансирования 78,0 тыс. руб. За счет средств: федерального бюджета 59,0 тыс. руб, республиканский бюджет 19,5 тыс. руб.
Строительство пристройки к дошкольному отделению МБОУ СОШ N 102 ДО N 24 проектной мощность 200 мест. (Постановление Правительства КБР от 10 января 2013 г N 7-ПП). Срок ввода в эксплуатацию 2014 г. Общая сумма финансирования 78,0 тыс. руб. За счет средств: федерального бюджета 59,0 тыс. руб, республиканский бюджет 19,5 тыс. руб.
В рамках Республиканской адресной инвестиционной программы Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год., подпрограмма: ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009 - 2018 годы"(Постановление Правительства КБР от 14 января 2013 года N 15-ПП) запланировано:
Реконструкция МБОУ СОШ N 8 им. А.С. Пушкина, подпрограмма: ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009 - 2018 годы" (Постановление Правительства КБР от 14 января 2013 года N 15-ПП). Общая сумма финансирования 23 287,95 тыс. руб.
Реконструкция кровли здания дошкольного отделения N 19 МБОУ СОШ N 5 Данный объект включен в Республиканскую адресную инвестиционную программу Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год., подпрограмма: ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ на 2009 - 2018 годы" (Постановление Правительства КБР от 14 января 2013 года N 15-ПП)
В данное время идет разработка муниципальной программы "Развитие образования в г.о. Прохладный Кабардино-Балкарской Республики на 2014 - 2020 годы". При ее ресурсном наполнении на уровне, сложившемся в период модернизации системы общего образования в 2011 - 2013 годах, можно прогнозировать, что к 2020 году будет обеспечено:
формирование современной, насыщенной образовательной среды, позволяющей осуществлять учебно-воспитательный процесс на высоком современном уровне;
широкое внедрение архитектурно-планировочных решений школьных зданий нового поколения, позволяющих реализовывать образовательные программы в комфортных условиях с соблюдением оптимальных условий здоровьесбережения, а также обеспечивающих возможность для занятий учащихся творческими, проектными видами деятельности, спортом;
решение вопросов комплексной цифровизации всех процессов в школе - управленческих, образовательных, экономических и иных, доступности и широкого применения сетевых технологий.
К данному сроку заметные подвижки должны произойти в вопросах участия во внутришкольных процессах институтов гражданского общества. При всей известной инерционности данных процессов, их достаточно медленном развитии уже наметившиеся тенденции повышения внимания к школе со стороны социального окружения должны привести в предстоящий период к ощутимым изменениям во влиянии общественности на работу школы.
Замещение используемых в настоящее время образовательными учреждениями зданий и сооружений - процесс длительный и весьма дорогостоящий. В данной связи должны найти широкое распространение процессы их реконструкции, позволяющие приблизить функциональные возможности старых зданий к современным требованиям.
Безусловно, развитие системы образования в г.о. Прохладный КБР, повышение ее социокультурной эффективности в существенной степени предопределяется приоритетным и постоянным вниманием к школе со стороны как муниципалитета так и Правительства КБР, институтов гражданского общества, бизнеса и общества в целом. Инвестиции, производимые в рамках проекта модернизации муниципальной системы общего образования в настоящее время, беспрецедентны и создают исторический шанс для прорывного развития школы.
В данной связи динамика и содержательное наполнение развития системы образования г.о. Прохладный до 2020 года, как и всей системы образования КБР, будут в значительной степени определяться тем, насколько благоприятно будут складываться вышеобозначенные факторы.
С учетом указанных обстоятельств спрогнозированы значения некоторых ключевых индикаторов развития системы образования города до 2020 года (таблица 6).
Из данных, приведенных в таблице 6, следует, что в 2013 году доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться в соответствии с ФГОС учебным оборудованием для практических работ, в общей численности обучающихся по ФГОС достигнет процентов.
Также в текущем году будет полностью решена проблема обеспечения возможности пользоваться в соответствии с ФГОС интерактивными учебными пособиями для всех учащихся начальной школы. Все учащиеся получат возможность воспользоваться бесплатными учебниками.
Задача предоставления всем семьям, имеющим детей школьного возраста, возможности оперативно в электронном виде получать информацию об успеваемости своих детей будет полностью решена в 2014 году.
К 2015 году все общеобразовательные учреждения должны быть обеспечены туалетами, оборудованными в соответствии с СанПин.
С 2017 года наименьшая скорость доступа в сеть Интернет составит 2 Мб/с, а для школ с численностью обучающихся более 500 человек она должна будет составить не менее 10 Мб/с.
Таблица 6
Некоторые индикаторы развития образования в г.о. Прохладный Кабардино-Балкарской Республики до 2020 года
N |
Индикаторы, показатели |
Значения индикаторов по годам |
||||||||
Фактические значения |
Прогнозные значения |
|||||||||
|
|
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
1.1 |
Доля обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения, в общей численности обучающихся по основным программам общего образования (%) |
88,89% |
95% |
96% |
97% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.2 |
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современными библиотеками и медиатеками, в общей численности обучающихся (%) |
89,59% |
90% |
92% |
95% |
98% |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.3 |
Доля общеобразовательных учреждений, в которых обеспечена возможность пользоваться современными столовыми, соответствующими всем требованиям, в общей численности общеобразовательных учреждений (%) |
30% |
80% |
90% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
100% |
1.4 |
Доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться современно оборудованными спортзалами, в общей численности обучающихся (%) |
30% |
60% |
70% |
80% |
90% |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.5 |
Доля школьников, обучающихся в зданиях школ, в которых обеспечено медицинское обслуживание, включая наличие современных (лицензионных) медицинских кабинетов и не менее 1 квалифицированного медицинского работника, в общей численности обучающихся (%) |
44,01% |
60% |
80% |
90% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.6 |
Доля общеобразовательных учреждений, учащиеся которых обеспечены лабораторным оборудованием по всем разделам предметов учебного плана |
55% |
60% |
65% |
70% |
75% |
80% |
85% |
90% |
100% |
1.7 |
Доля школьников, имеющих возможность пользоваться современно оборудованными студиями, специализированными лабораториями, театральными площадками, площадками для проведения наблюдений и др. от общего числа обучаемых (%) |
10% |
18% |
20% |
30% |
50% |
60% |
80% |
90% |
100% |
1.8 |
Доля общеобразовательных учреждений, имеющих достаточное количество компьютерных классов, отвечающих всем требованиям (%) |
80% |
80% |
90% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.9 |
Доля учителей, прошедших курсы повышения квалификации, в общей численности учителей общеобразовательных учреждений (%) |
49,55% |
65% |
90% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.14 |
Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей (%) |
45,36% |
56% |
67% |
75% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
1.15 |
Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (%) |
46,06% |
50% |
60% |
63% |
65% |
65% |
65% |
65% |
65% |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.