Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 7. Социальная сфера и уровень жизни населения
7.1. Демография
В соответствии с прогнозными расчетами среднегодовая численность постоянного населения Кабардино-Балкарской Республики вырастет c 859,0 тыс. человек в 2011 году до 859,7 тыс. человек в 2015 году.
Увеличение численности населения республики произойдет главным образом за счет роста рождаемости и снижения смертности при сохранении миграционных потерь населения.
Рост рождаемости будет определяться благоприятными изменениями в возрастной структуре населения и мерами социальной поддержки семей с детьми. В результате ожидается увеличение общего коэффициента рождаемости (число родившихся в расчете на 1000 жителей) с 15,0 в 2011 году до 16,1 в 2013 году. В 2014 - 2015 годах прогнозируется снижение рождаемости (до 15,4 в расчете на 1000 жителей) в связи с сокращением контингента женщин в возрасте 20-29 лет. За пределами рассматриваемого периода снижение рождаемости будет более ощутимым.
Улучшению демографической ситуации будут способствовать меры по модернизации здравоохранения которые должны улучшить медицинское обслуживание населения и снизить смертность - с 9,4 в 2011 году до 8,6 в расчете на 1000 человек населения в 2015 году.
В результате естественный прирост населения составит в 2013 году - 7,3 человека в расчете на 1000 жителей, а в 2015 году - 6,8 человека, тогда как в 2011 году этот показатель составлял 5,6 человека в расчете на 1000 жителей.
Вместе с тем практически весь естественный прирост будет нивелироваться миграционным оттоком населения из республики. Поскольку в ближайшей перспективе не ожидается существенных изменений в социально-экономической и общественно-политической ситуации республике, к 2015 году сохранится миграционная убыль в размере 5,3 - 5,6 в расчете на 1000 человек населения.
Долговременные демографические процессы вызовут ощутимые изменения в возрастной структуре населения. Согласно прогнозным оценкам, в рассматриваемом периоде продолжится волна сокращения численности трудоспособного населения, вызванная вступлением в трудоспособный возраст малочисленного поколения 90-х годов XX века. К 2015 году численность этой категории уменьшится по сравнению с 2011 годом на 19,6 тыс. человек и составит 518,2 тыс. человек.
Численность лиц старше трудоспособного возраста будет расти в течение всего рассматриваемого периода и составит в 2013 году 147,4 тыс. человек, в 2015 году - 155,1 тыс. человек. За 2013 - 2015 годы численность населения младше трудоспособного возраста увеличится на 5,6 тыс. человек за счет существенного увеличения контингента детей дошкольного возраста и стабилизации числа детей школьного возраста.
Увеличение контингента моложе и старше трудоспособного возраста на фоне резкого сокращения численности трудоспособного населения вызовет изменения в возрастной структуре населения в сторону увеличения доли населения в нетрудоспособном возрасте и росту демографической нагрузки до 659 человек в 2015 году против 593 человек в расчете на 1000 трудоспособных граждан в 2011 году.
7.2. Труд и занятость
Прогноз развития ситуации в сфере занятости определен с учетом темпов экономического роста, перспектив ввода новых производств, намечаемых мероприятий республиканских и федеральных целевых программ, в том числе по развитию предпринимательства и самозанятости населения, а также других мер экономической политики, направленных на снижение напряженности на рынке труда и стимулирование занятости.
Также на развитие ситуации в сфере занятости окажет влияние существенное уменьшение численности трудоспособного населения и, соответственно, сокращение трудовых ресурсов с 558,1 тыс. человек в 2011 году до 536,9 тыс. человек в 2015 году. Исходя из ожидаемого развития экономической ситуации численность занятых в экономике (по методологии баланса трудовых ресурсов) несколько увеличится и составит в 2013 году 310,1, в 2015 году - 316,5 тыс. человек. Расширение занятости будет происходить за счет создания новых высокопроизводительных рабочих мест, а также за счет развития частного предпринимательства при некотором снижении численности работающих в бюджетных отраслях.
Ожидаемый рост занятости приведет к снижению напряженности на рынке труда в республике и снижению уровня безработицы.
Численность лиц, не имеющих работы и классифицируемых в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) как безработные, несколько снизится и составит в 2013 году 33,7 тыс. человек, в 2015 году - 30,9 тыс. человек. К концу рассматриваемого периода уровень общей безработицы снизится до 8,3 процента экономически активного населения республики.
Ожидается, что численность зарегистрированных безработных составит в 2013 году 8,9 тыс. человек, в 2015 году - 8,6 тыс. человек. Уровень официальной безработицы стабилизируется на уровне 2,2 - 2,4 процента экономически активного населения.
Рост заработной платы будет определяться главным образом возможностями республиканского бюджета и хозяйствующих субъектов по повышению оплаты труда, а также решениями руководства страны по стимулированию роста доходов работающих в государственном секторе.
Опережающий рост заработной платы ожидается в бюджетной сфере. С учетом реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" к 2015 году средняя зарплата в бюджетной сфере приблизится к средней зарплате по региону. В 2013 году прогнозируется рост заработной платы работников образования, здравоохранения и культуры в среднем на 30 процентов. Увеличение заработной платы будет сопровождаться мерами по оптимизации численности работающих в бюджетных организациях. В результате общая численность работников предприятий и организаций республики в 2013 году снизится на 2,3 процента и составит 136,7 тыс. человек.
В 2013 году фонд заработной платы прогнозируется в размере 30265 млн. рублей, что на 37 процентов выше уровня 2011 года. При этом номинальная заработная плата достигнет 18450 рублей. Рост номинальной заработной платы будет опережать рост потребительских цен, при этом реальная зарплата вырастет на 7-8 процентов. К 2015 году средняя зарплата вырастет до 23310 рублей, что почти вдвое выше уровня 2010 года.
7.3. Денежные доходы и расходы населения
Баланс денежных доходов и расходов населения на 2013 - 2015 годы разработан на основе анализа итогов функционирования экономики республики, отчетов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кабардино-Балкарской Республике и показателей баланса денежных доходов и расходов за 2012 год.
По первому варианту номинальные денежные доходы населения на 2015 год прогнозируются в размере 184100 млн. рублей с темпом роста 130,6 процента к показателю 2012 года. Реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут за этот период на11,2 процента. Фонд оплаты труда в Кабардино-Балкарской Республике в 2015 году возрастет в 1,4 раза, социальные выплаты - в 1,5 раза по сравнению с 2012 годом.
Сохранится тенденция роста прочих доходов, обусловленная динамичным развитием в республике предпринимательской деятельности.
Денежные расходы населения прогнозируются в сумме 159860 млн. рублей, что на 35,1 процента превышает показатель 2012 года.
В структуре расходов населения 87,3 процента общего объема приходятся на потребительские расходы, включающие покупку товаров и оплату услуг, в 2015 году они возрастут на 35,9 процента по сравнению с текущим годом и составят 139610 млн. рублей. Расходы населения на оплату обязательных платежей и взносов в сумме 12850 млн. рублей прогнозируются с ростом 118,8 процента.
Превышение денежных доходов над расходами составит 24240 млн. рублей.
По второму варианту Прогноза номинальные денежные доходы населения возрастут на 28 процентов по сравнению с 2012 годом и составят 180500 млн. рублей. Реальные располагаемые денежные доходы за 3 года увеличатся на 9,2 процента.
В структуре денежных доходов 19,8 процента приходится на оплату труда наемных работников, прогнозируемую в размере 35809,2 млн. рублей с темпом роста 130,8 процента к уровню 2012 года. Социальные выплаты населению за прогнозируемый период возрастут на 48,3 процента.
Общий объем денежных расходов населения увеличится на 32,5 процента по сравнению с 2012 годом и составит 156700 млн. рублей. Расходы на покупку товаров и оплату услуг возрастут на 34,2 процента.
7.4. Развитие отраслей социальной сферы
Основными задачами в области образования в рассматриваемой перспективе остаются:
повышение качества и доступности образования;
развитие системы непрерывного профессионального образования;
формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.
Потребность в развитии сети образовательных учреждений во многом будет обусловлена тенденциями в демографическом развитии.
В связи с прогнозируемой положительной динамикой численности детей дошкольного возраста и мерами государственной поддержки дошкольного образования ожидается рост численности детей в дошкольных образовательных учреждениях с 35,2 тыс. человек в 2011 году до 43,4 тыс. человек в 2013 году и 48,4 тыс. человек в 2015 году.
Также в силу демографических причин (уменьшение численности детей, родившихся в 90-е годы XX века) контингент обучающихся в общеобразовательных учреждениях продолжит сокращаться и составит в 2013 году 86,4 тыс. человек, в 2014 году - 85,8 тыс. человек. В 2015 году ожидается увеличение численности школьников до 87,6 тыс. человек.
На среднесрочный период ставится задача: обеспечить всех желающих дошкольными местами, перевести на односменный режим обучения всех учащихся общеобразовательных учреждений, вывести из эксплуатации объекты, находящиеся в неудовлетворительном состоянии.
С вводом новых школьных мест численность обучающихся в первую смену увеличится с 91,4 процента в 2011 году до 94,7 процента в 2015 году.
Разработка прогнозных цифр приема в образовательные учреждения профессионального образования осуществлялась с учетом процессов модернизации и обновления профессионального образования, структурной перестройки подготовки кадров по направлениям и специальностям, соответствующим потребностям рынка труда. Кроме того, учитывалось сокращение численности абитуриентов - выпускников учреждений общего образования, которое будет происходить в течение всего прогнозируемого периода.
Наибольшее сокращение контингента студентов ожидается по учреждениям начального и среднего профессионального образования - до 11,4 тыс. человек в 2013 году и 8,6 тыс. человек в 2015 году, что составит соответственно 91 и 79 процентов от уровня 2011 года. При этом намечается осуществить перевод всех учреждений начального профессионального образования в учебные заведения, дающие среднее профессиональное образование.
Сокращение контингента студентов ожидается и по учреждениям высшего образования - с 24,1 тыс. человек в 2011 году до 17,2 тыс. человек, или на 28,6 процента.
В прогнозируемом периоде основным направлением работы по совершенствованию системы здравоохранения, повышению доступности и качества медицинской помощи выступает модернизация здравоохранения, укрепление материально-технической базы медицинских учреждений, внедрение современных информационных технологий и стандартов оказания медицинской помощи.
Будет продолжена деятельность, направленная на реструктуризацию учреждений здравоохранения, переориентацию части объемов медицинской помощи на амбулаторно-поликлинический этап, широкое внедрение ресурсосберегающих, стационарозамещающих технологий, а также преимущественное развитие первичной медико-санитарной помощи.
Учитывая, что здравоохранение в республике по большинству показателей достигло нормативных значений, будет вестись работа не по наращиванию мощностей лечебно-профилактических учреждений, а по оптимизации коечного фонда, укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения.
Ввод новых больничных корпусов в г. Нальчике, ряде населенных пунктов не приведет к росту коечного фонда, а позволит вывести из эксплуатации старые корпуса и улучшить условия пребывания больных в стационарах.
В среднесрочной перспективе будет осуществляться снижение обеспеченности койками хронических больных, увеличение коек интенсивного лечения, в том числе коек хирургического, онкологического кардиологического профиля, а также приоритетное увеличение коек восстановительного лечения и реабилитации, медико-социальной помощи.
В течение прогнозируемого периода планируется достигнуть нормативного уровня обеспеченности врачами (44 врача в расчете на 10000 жителей) и среднего медицинского персонала (118,3 работника в расчете на 10000 жителей).
Реализация республиканских целевых программ в области охраны здоровья населения позволит направить финансовые ресурсы на решение наиболее значимых проблем, связанных с профилактикой заболеваемости, оказанием специализированной медицинской помощи, обеспечением определенных групп населения лекарственными средствами.
Развитие материально-технической базы культуры будет происходить по следующим направлениям:
сохранение памятников истории и культуры и проведение реставрационных работ;
строительство домов культуры в сельской местности;
ремонт, реконструкция объектов культуры;
строительство Национального театрального центра.
Проведение мероприятий, направленных на сохранение и развитие культурного потенциала республики, позволит улучшить условия работы театральных коллективов, а также продолжить обновление содержания и форм развития народного творчества на базе клубных учреждений. С учетом вывода из эксплуатации ветхих и аварийных зданий обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа практически не изменится.
В области физической культуры и спорта в соответствии с республиканской целевой программой развития физической культуры и спорта в Кабардино-Балкарской Республике на 2009 - 2015 годы предполагается увеличить обеспеченность населения республики спортивными залами и плоскостными сооружениями, что позволит привлечь различные слои населения к занятиям физической культурой и спортом.
Для улучшения условий занимающихся физической культурой и спортом в Кабардино-Балкарской Республике в 2013 - 2015 годах планируется ввести в эксплуатацию 50 спортивных зала, 229 спортивных площадок и футбольных полей, при этом обеспеченность спортивными объектами увеличится на 10 процентов, численность занимающихся физической культурой и спортом увеличится на 40 тыс. человек, или на 27 процентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "50 спортивных зала" следует читать: "50 спортивных залов"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.