Приказ Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики
от 17 сентября 2013 г. N 133-П
"Об организации деятельности по опеке и попечительству"
31 марта, 1 апреля 2014 г., 31 августа 2017 г.
В целях реализации постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14.03.2013 года N 88-ПП "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Кабардино-Балкарской Республике", которым утверждено Положение об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Кабардино-Балкарской Республике в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, управлению имуществом безвестно отсутствующих лиц, при осуществлении деятельности в сфере опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан приказываю:
См. Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики от 26 апреля 2016 г. N 96-П "Об утверждении Методических рекомендаций по обеспечению контроля за хранением, использованием и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой"
1. Руководителю департамента социального обслуживания (Кумыков А.Д.), заведующему сектором опеки и попечительства (Дышекова А.А.) и руководителям территориальных Управлений труда и социального развития Министерства труда и социального Кабардино-Балкарской Республики (далее - УТ и СР МТ и СР КБР, МТ и СР КБР) обеспечить:
- исполнение возложенных полномочий и функций в соответствии с правами и принципами деятельности органов опеки и попечительства;
- реализацию вышеуказанного постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Приказом Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики от 1 апреля 2014 г. N 49-П в пункт 2 настоящего приказа внесены изменения
2. Руководителям территориальных УТ и СР МТ и СР КБР при осуществлении своих полномочий по вопросам опеки и попечительства:
- обеспечить доведение до сведения сотрудников, осуществляющих деятельность по вопросам опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, положений нормативных правовых актов в указанной сфере опеки и попечительства;
- в целях назначения опекунов и попечителей в течение одного месяца со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над гражданином, обеспечить подбор кандидатов в течение 10 дней путем информирования их о возможности стать опекунами, в том числе на возмездной основе, из числа членов семьи и родственников, граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, в том числе через средства массовой информации (без указания персональных данных по форме согласно приложению N 1); При подборе опекуна (попечителя) обеспечивать ознакомление всех членов семьи и близких родственников, т.е. бабушек и дедушек, родителей, супругов, совершеннолетних детей, совершеннолетних внуков, братьев и сестер совершеннолетнего подопечного, о возможности быть опекунами (попечителями) и, при отсутствии желания быть ими, истребовать от них соответствующую расписку о том, что они осведомлены о возможности быть опекуном (попечителем) и об отсутствии желания быть опекуном (попечителем) в отношении недееспособного (не полностью дееспособного) гражданина в произвольной форме.
- исполнять обязанности опекуна по истечении одного месяца со дня, когда органу опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над гражданином;
- при отсутствии кандидатов в опекуны (попечители) принимать меры, направленные на устройство в установленном порядке под временную опеку или попечительство граждан, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, по истечении месячного срока со дня, когда стало известно о необходимости установления опеки и попечительства, до решения вопроса об их передаче под постоянную опеку или попечительство;
- при отсутствии кандидатов в опекуны (попечители) по истечении срока временного устройства, или при невозможности, в том числе временного, устройства, осуществлять помещение лиц, признанных судом недееспособными, в психиатрические или психоневрологические учреждения соответственно системы здравоохранения или социальной защиты населения на полное государственное обеспечение;
- в соответствии с частью 1 статьи 41 закона РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" принимать решение о помещении в психоневрологическое учреждение, на основании заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра. Заключение должно содержать сведения о наличии у лица психического расстройства, лишающего его возможности находиться в неспециализированном учреждении для социального обеспечения:
- в соответствии с частью 2 статьи 41 закона РФ от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" принимать меры для охраны имущественных интересов лиц, помещаемых в психоневрологические учреждения, в том числе:
1) выдавать заключение территориального органа опеки и попечительства о наличии/отсутствии у недееспособного лица имущества, а также наличии/отсутствии фактов нарушения законных прав и имущественных интересов лица, помещаемого в психоневрологическое учреждение.
Заключение формировать на основании правоустанавливающих, правоудостоверяющих и иных документов и сведений: свидетельства о праве собственности по закону или завещанию, свидетельства о регистрации права собственности, выписки из государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории РФ, информации о сделках, произведенных с жилым помещением, в которой прописан/был прописан поступающий в интернат (при наличии), сберегательных книжек и др.
При отсутствии нарушений прав и имущественных интересов недееспособных со стороны третьих лиц, в заключении отмечать, что фактов нарушения законных прав и имущественных интересов не усматривается.
При наличии фактов нарушения прав и имущественных интересов недееспособных, в заключении перечислять предварительно усматриваемые факты нарушений прав и меры, которые необходимо предпринять руководству учреждения, выступающем в дальнейшем в качестве опекуна, для охраны имущественных интересов лиц, помещаемых в психоневрологические учреждения (предъявление в суд иска об истребовании имущества подопечного из чужого незаконного владения или принять иные меры по защите имущественных прав подопечного);
2) вносить предложения о передаче имущества подопечного в доверительное управление в установленном порядке и случаях:
- обеспечить подбор кандидатов в доверительные управляющие путем информирования их о возможности быть доверительными управляющими, в том числе на возмездной основе, из числа членов семьи и родственников, граждан, проживающих в Кабардино-Балкарской Республике, в том числе через средства массовой информации (без указания персональных данных по форме согласно приложению N 2);
- при помещении подопечного под надзор в медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию на постоянной основе вносить предложения об освобождении ранее назначенного опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, если это не противоречит интересам подопечного, в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- обеспечить прием граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями), помощниками, доверительными управляющими по месту их жительства;
- запрашивать в течение 2 рабочих дней, а также безвозмездно получать в порядке межведомственного взаимодействия документы и информацию, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, если такие документы и информация не были представлены самостоятельно гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем;
- осуществлять обработку персональных данных гражданин в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
- обеспечить принятие мер по формированию личных дел подопечных документов подопечных в соответствии с пунктами 2 и 3 Правил ведения личных дел совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 927 и представление медицинских документов, в том числе заключения врачебной комиссии учреждения здравоохранения с обязательным участием врача-психиатра, о состоянии здоровья совершеннолетнего подопечного и рекомендуемом типе стационарного учреждения для социального обслуживания, заключение противотуберкулезного диспансера об отсутствии активной формы туберкулеза;
- обеспечить ведение реестра граждан, в отношении которых установлена опека, попечительство, патронаж, доверительное управление, по форме согласно приложению N 3 к настоящему приказу и представление его на бумажном и электронном носителях 1 раз в полгода по состоянию на 1 января и 1 июля в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В столбце N 6 формы реестра указывать сведения об имущественных правах подопечных, поступающие, в том числе, от нотариусов соответствующих нотариальных округов;
- обеспечить учет сведений, в том числе поступающих от нотариусов соответствующих нотариальных округов, в отношении имущества подопечных в Журнале учета имущества совершеннолетних недееспособных и безвестно отсутствующих граждан согласно приложению N 4;
- обеспечить продолжение представления ежеквартальных отчетов по соблюдению государственных стандартов социального обслуживания населения, в срок до 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по форме согласно приложению N 5;
- направлять сведения в предусмотренных случаях в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, и граждан, признанных судом безвестно отсутствующими в соответствии ст. 43 Гражданского кодекса Российской Федерации, в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня принятия соответствующего решения об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством, управлением имуществом, в соответствии с ч. 5 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации, по "Форме ОП", утвержденной Приказом ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@, согласно приложению N 6 к настоящему приказу;
- в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в предусмотренных случаях направлять сведения:
а) в органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по месту жительства подопечного в срок не позднее трех дней со дня установления опеки или попечительства сведения о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством по форме согласно приложению N 8;
б) в территориальные управления органов, осуществляющих пенсионное обеспечение граждан, по месту жительства в срок не позднее трех дней со дня принятия соответствующего решения копию акта об установлении (отмене) опеки или попечительства, а также о последующих изменениях, связанных с опекой или попечительством;
- запрос в органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлять по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития РФ от 14 мая 2010 года N 180, согласно приложению 7;
Абзац двадцать восьмой утратил силу
- обеспечить представление опекунами (попечителями) - гражданами и учреждениями системы здравоохранения или социальной защиты населения, которые в установленном законодательством порядке осуществляют опекунские обязанности в отношении совершеннолетних граждан, отчетов опекунов (попечителей) в установленном порядке;
- обеспечить контроль представления доверительным управляющим органу опеки и попечительства (учредителю управления) отчет о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом в период действия договора доверительного управления имуществом подопечного или безвестно отсутствующего лица;
- рассматривать и утверждать годовые отчеты опекунов (попечителей) только при наличии приложенных к ним документов (копии товарных чеков, квитанции об уплате налогов, страховых сумм и другие платежные документы), подтверждающие указанные сведения, за исключением сведений о произведенных за счет средств подопечного расходах на питание, предметы первой необходимости и прочие мелкие бытовые нужды;
- обеспечить внесение изменений в опись имущества подопечного по результатам отчета;
- при обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) составлять об этом акт и предъявлять требование опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному; При представлении ежеквартального отчета за I квартал в сопроводительном письме представлять сведения обо всех выявленных фактах ненадлежащего исполнения опекунами или попечителями обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного, в том числе неисполнения опекунами или попечителями требований пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", принятых мерах по привлечению законных представителей к ответственности и результатах принятых мер.
- при обнаружении в действиях опекуна оснований для привлечения его к административной, уголовной или иной ответственности принимать соответствующие меры не позднее чем через семь дней с момента получения отчета или не позднее чем через четырнадцать дней с момента обнаружения оснований для привлечения опекуна к ответственности;
- обеспечить контроль представления опекунами (попечителями) и доверительными управляющими имуществом подопечных и безвестно отсутствующих лиц документов, указанных в выдаваемых им разрешениях о распоряжении имуществом подопечных или договорах, в указанные в данных договорах сроки или в срок в установленном порядке (т.е. в течение одного месяца после совершения сделки, но не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, или не позднее трех дней со дня, когда лицу, выполнявшему обязанности опекуна или попечителя, стало известно о прекращении опеки или попечительства);
- вносить предложения об отстранении опекунов и попечителей от исполнения ими обязанностей в соответствии со ст. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем лежащих на нем обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, выявляемых в том числе в результате плановых и внеплановых проверок;
- осуществлять проверку соответствия проектов договоров, на основании которых были выданы разрешения, содержанию заключенных договоров, прошедших государственную регистрацию;
- представлять сведения о фактах нарушения прав и законных интересов подопечных (заключение договора от имени подопечного без предварительного разрешения органа опеки и попечительства, о других действиях опекунов (попечителей), противоречащих действующему законодательству или интересам подопечных и т.д.), о необходимости обращения в суд для признания граждан недееспособными, не полностью дееспособными, дееспособными, с приложением подтверждающих документов для обеспечения защиты в судебном порядке;
- обеспечить представление законных интересов недееспособных граждан, находящихся под опекой, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству Кабардино-Балкарской Республики или интересам подопечных, либо если опекуны не осуществляют защиту законных интересов подопечных, а также представление в судах общей юрисдикции при рассмотрении дел, связанных с опекой и попечительством в отношении совершеннолетних граждан, на основании доверенности, выданной в установленном порядке;
- обеспечить надзор за деятельностью опекунов и попечителей, помощников, доверительных управляющих, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;
- обеспечить контроль исполнения актов, издаваемых по вопросам опеки и попечительства;
- представить в течение 10 дней предложения по изменению состава районных (городских) комиссий.
3. Заведующему сектором опеки и попечительства (Дышекова А.А.) обеспечить разработку административных регламентов по оказанию государственных услуг и исполнению функций в сфере опеки и попечительства.
4. Признать утратившим силу приказ МТ и СР КБР от 5 апреля 2011 года N 48-П "Об организации работы по опеке и попечительству".
5. Настоящий приказ направить в Прокуратуру Кабардино-Балкарской Республики, Министерство юстиции Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, разместить в средствах массовой информации на официальном сайте МТ и СР КБР в течение 10 дней.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
А.И. Тюбеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики от 17 сентября 2013 г. N 133-П "Об организации деятельности по опеке и попечительству"
Текст приказа опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 6 декабря 2013 г. N 48 (330)
Приказом Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики от 29 января 2020 г. N 24-П настоящий приказ признан утратившим силу с 10 февраля 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства труда, занятости и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики от 31 августа 2017 г. N 195-П
Приказ Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики от 1 апреля 2014 г. N 49-П
Приказ Министерства труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики от 31 марта 2014 г. N 46-П