Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Избирательной комиссии
Кабардино-Балкарской Республики
от 6 декабря 2013 г. N 65/6-5
Информация
о практике работы Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики, государственных органов, органов местного самоуправления по осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума, составлению и уточнению списков избирателей
В соответствии с Планом работы Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики на 2013 год был проведен анализ практики работы Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики, государственных органов, органов местного самоуправления по осуществлению регистрации (учета) избирателей, участников референдума, составлению и уточнению списков избирателей и отработка автоматизированной передачи сведений об избирателях из прикладного программного обеспечения территориального органа Федеральной миграционной службы России по Кабардино-Балкарской Республике "Территория" в базу данных Регистра избирателей, участников референдума (далее - Регистр) Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы").
1. Нормативное регулирование регистрации (учета) избирателей, участников референдума
В настоящее время Государственная система регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Кабардино-Балкарской Республики осуществляется в соответствии:
с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), которым установлены основные понятия и принципы организации регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, закреплены основные обязанности избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления по регистрации (учету) избирателей, участников референдума;
с Положением о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации в редакции постановлений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 164/1084-4 и от 19 ноября 2008 года N 138/1017-5 (далее - Положение), которым урегулированы порядок регистрации (учета) избирателей, участников референдума, установления численности зарегистрированных избирателей, участников референдума, формирования и ведения Регистра;
с Регламентом применения ГАС "Выборы" для решения задач, связанных с регистрацией (учетом) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 февраля 2006 года N 172/1112-4 (далее - Регламент), которым установлены порядок использования ГАС "Выборы" при формировании и ведении Регистра на комплексах средств автоматизации ГАС "Выборы" (далее - КСА ГАС "Выборы") всех уровней.
Во исполнение Положения в Кабардино-Балкарской Республике приняты Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 февраля 2006 года N 47-ПП "О мерах по реализации положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации" и постановление Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 28 февраля 2006 года N 98/18-1 "Об обеспечении функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Кабардино-Балкарской Республики", определяющие порядок функционирования Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Кабардино-Балкарской Республики. Во всех муниципальных районах, городских округах приняты соответствующие решения глав местных администраций, регулирующие указанные вопросы.
В соответствии с указанным Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики утвержден состав Комиссии по координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума и установлении численности зарегистрированных избирателей, участников референдума. Также предусмотрены сокращенные сроки представления органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Кабардино-Балкарской Республики, органами записи актов гражданского состояния, республиканскими органами, осуществляющими воинский учет, местным администрациям муниципальных районов, городских округов для регистрации (учета) избирателей, участников референдума в период проведения избирательных кампаний. Решением избирательной комиссии предусмотрено осуществление контроля главами местных администраций за формированием и ведением территориальных фрагментов Регистра избирателей, участников референдума, а заместителем председателя Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики - за соблюдением установленного Федеральным законом и Положением порядка регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Кабардино-Балкарской Республики, своевременной актуализацией регионального фрагмента базы данных.
Кроме того, при осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, формировании и ведении Регистра должны учитываться требования федеральных законов "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", "О персональных данных", а также нормативных актов ЦИК России.
В настоящее время существующая нормативная база является достаточной для осуществления достоверного учета избирателей, участников референдума, их регистрации и установления численности зарегистрированных в Кабардино-Балкарской Республике.
Численность избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории муниципальных образований, а также численность избирателей, участников референдума в Кабардино-Балкарской Республике устанавливается в определенном Федеральным законом и Положением порядке и размещается в сети Интернет на сайте Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики. Данные о численности избирателей используются при образовании избирательных округов, избирательных участков на территории республики, а также при совершении иных избирательных действий.
Нарушений порядка передачи установленных законом сведений о гражданах Российской Федерации главе местной администрации органами УФМС России по КБР, главами поселений, органами записи актов гражданского состояния, органами, осуществляющими воинский учет, органами (учреждениями) уголовно-исполнительной системы, участвующими в Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Кабардино-Балкарской Республики (далее - органы регистрационного учета населения), практически не отмечается.
2. Взаимодействие с УФМС России по КБР
УФМС России по КБР сведения о фактах выдачи и замены паспорта, в том числе о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации по достижении 14-летнего возраста и выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации по месту пребывания (обращения), а также о фактах регистрации и снятия с регистрационного учета по месту жительства граждан Российской Федерации предоставляются на машиночитаемом и на бумажном носителях главам местных администраций городских округов и муниципальных районов по форме и в сроки, установленные Положением.
В местных администрациях муниципальных районов и городских округов определены ответственные за сбор, обобщение и передачу системным администраторам КСА ТИК ГАС "Выборы" указанных сведений. Системные администраторы КСА ТИК обрабатывают поступающие сведения об избирателях в соответствии с установленными сроками и передают в Избирательную комиссию Кабардино-Балкарской Республики.
В настоящее время ФМС России разработано и установлено новое единое программное обеспечение для подразделений территориального уровня (далее - ППО "Территория"), одним из требований к которому является формирование сведений об избирателях в формате, позволяющем загрузку сведений в ГАС "Выборы" в автоматизированном режиме. В Кабардино-Балкарской Республике проверка возможности автоматизированного взаимодействия ППО "Территория" и СПО ПРИУР ГАС "Выборы" проводилась на реально работающей системе, установленной в УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике на массиве данных республики. В ходе проверки достигнуты положительные результаты, подтверждающие корректность выгружаемых из ППО "Территория" сведений об избирателях и возможность их загрузки в ГАС "Выборы" в автоматизированном режиме. ППО "Территория" развернуто во всех территориальных подразделениях УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике.
Следует отметить, что в связи с использованием в ППО "Территория" ФМС России справочника адресов Федеральной информационной адресной системы в 2014 году запланирована разработка автоматического сопряжения адресных справочников ПРИУР ГАС "Выборы" и справочника адресов Федеральной информационной адресной системы, что является важным для загрузки сведений в автоматизированном режиме в ГАС "Выборы".
В некоторых случаях у участников Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Кабардино-Балкарской Республики возникают сложности, связанные с наличием неоднократной регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства на территории различных муниципальных образований (субъектов Российской Федерации). Это происходит, как правило, из-за возникающих задержек (до нескольких месяцев) в передаче сведений о регистрации гражданина Российской Федерации по новому месту жительства в подразделение УФМС России по КБР по старому месту жительства для снятия гражданина с регистрационного учета.
3. Взаимодействие с органами ЗАГС
На территории Кабардино-Балкарской Республики сведения о фактах регистрации смерти граждан представляются главам местных администрации в порядке и по форме, установленными Положением. Сведения представляются на бумажных носителях. Проблем в предоставлении указанных данных не отмечается.
4. Взаимодействие с органами, осуществляющими воинский учет.
На территории Кабардино-Балкарской Республики сведения о призыве на военную службу и об увольнении с военной службы представляются регулярно в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Положением.
Остается открытым вопрос учета граждан Российской Федерации, завершивших военную службу по призыву. Это связано с тем, что при призыве гражданина Российской Федерации на военную службу он по информации военного комиссара исключается из числа избирателей, участников референдума и из территориального фрагмента Регистра того муниципального образования, где он зарегистрирован по месту жительства. По завершении военной службы по призыву граждане, вернувшись к месту своего жительства, могут не включаться в число избирателей, участников референдума в территориальный фрагмент Регистра и, соответственно, в списки избирателей на выборах, так как порядок представления военными комиссариатами сведений о завершении военной службы по призыву ни Федеральным законом, ни Положением не установлен. Учет данной категории граждан еще более усложняется в связи с тем, что окончившие военную службу по призыву граждане могут не вставать на воинский учет либо продолжить военную службу по контракту.
5. Взаимодействие с органами (учреждениями) уголовно-исполнительной системы
На территории Кабардино-Балкарской Республики сведения о гражданах, поступивших отбывать наказание в места лишения свободы, представляются в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Положением. Указанные граждане не снимаются с регистрационного учета по месту жительства, а при выдаче (замене) паспорта гражданина Российской Федерации во время отбывания наказания в местах лишения свободы отметка о регистрации по месту жительства не проставляется.
Сложности возникают в учете граждан, срок отбывания наказания которых в местах лишения свободы истек. Эта ситуация обусловлена тем, что в большинстве случаев осужденные к отбыванию наказания в виде лишения свободы граждане не снимаются с регистрационного учета по месту жительства, а из числа избирателей, участников референдума и территориального фрагмента Регистра исключаются на основании сообщений органов (учреждений) уголовно-исполнительной системы. В то же время обязанности у этих органов в представлении главам местных администраций сведений об освобождении граждан из мест лишения свободы действующим законодательством не установлено.
В результате гражданин, освободившийся из мест лишения свободы и вернувшийся к месту своего жительства, своевременно не учитывается в числе избирателей, участников референдума и, соответственно, не включается в Регистр и в списки избирателей.
Избирательным комиссиям, действующим на территории Кабардино-Балкарской Республики и главам местных администраций при учете данной категории граждан Российской Федерации необходимо иметь в виду, что согласно ст. 180 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не позднее, чем за два месяца до истечения срока ареста либо за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев - после вступления приговора в законную силу, администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении. Данные сведения целесообразно использовать в качестве дополнительного источника информации об освобождении граждан из мест лишения свободы.
6. Взаимодействие с судами
Суды сообщают о признании граждан недееспособными и о признании дееспособными граждан, ранее признанных недееспособными, в установленном Положением порядке.
Необходимо отметить, что информация о недееспособных гражданах в Кабардино-Балкарской Республике на региональном уровне ни одним органом не обобщается, поэтому у избирательных комиссий вызывает затруднение учет данной категории граждан при смене их места жительства в пределах республики.
7. Формирование и ведение Регистра
В избирательных комиссиях, действующих на территории Кабардино-Балкарской Республики, формирование и ведение Регистра осуществляется в соответствии с Положением и Регламентом применения ГАС "Выборы" для задач, связанных с регистрацией (учетом) избирателей, участников референдума в Российской Федерации. Передача изменений территориальных фрагментов Регистра и их обработка на КСА Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики осуществляется в строгом соответствии с установленными Регламентом сроками. Передача осуществляется на защищенных от записи машиночитаемых носителях нарочным способом.
Сведения об избирателях, участниках референдума ежемесячно передаются главами местных администраций или уполномоченными ими лицами как на бумажном, так и на машиночитаемом носителях с сопроводительным письмом. Глава администрации в целях осуществления контроля правильности ввода в базу данных представляемых им сведений о гражданах вправе ежеквартально по письменному запросу получать статистические сведения по введенным данным согласно формам отчетности, установленным программным изделием "Регистр избирателей, участников референдума". Работники аппарата Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики, выполняющие функции системных администраторов КСА ТИК ГАС "Выборы", получают сведения от глав администраций. Поступающие сведения учитываются в специальном журнале. Сведения вводятся в Регистр незамедлительно после их получения. Изменения соответствующего территориальных фрагмента базы данных передаются из территориальных избирательных комиссий на КСА Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики. Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики ежеквартально представляет на КСА ЦИК России сведения об изменениях регионального фрагмента базы данных.
В большинстве муниципальных районов, городских округов глава местной администрации или ответственный за данное направление работник местной администрации накапливает поступающие от органов регистрационного учета населения сведения и, не обобщая, передает их с сопроводительным письмом или по акту системным администраторам КСА ТИК. Вместе с тем следует отметить, что несмотря на такой весьма формальный подход, главы местных администраций все же выполняют значительную роль в учете избирателей, участников референдума, фактически осуществляя координацию работы органов регистрационного учета населения и получая от них сведения.
В ходе анализа отмечается потребность в представлении главами местных администраций сведений о переименовании населенных пунктов, улиц, изменении и присвоении новых адресов жилых домов системным администраторам КСА ТИК для учета в работе по формированию и ведению Регистра, составления и уточнения списков избирателей, а также совершения иных избирательных действий, что фактически и происходит.
Одной из основных задач по ведению Регистра в настоящее время является работа избирательных комиссий по уточнению информации о дважды и более раз учтенных избирателях, участниках референдума. В соответствии с Положением и Регламентом сведения об указанных избирателях, участниках референдума ежеквартально выявляются на КСА ТИК и направляются через глав местных администраций в соответствующие подразделения УФМС России по КБР для их уточнения. На протяжении пяти лет количество "двойников" по республике не превышает 0,45% от общего количества избирателей.
Несмотря на то, что большинство территориальных избирательных комиссий оценивает наполнение Регистра сведениями о гражданах в возрасте 14 - 20 лет как "хорошее" и "очень хорошее", на основании анализа сведений об избирателях, участниках референдума необходимо отметить значительно меньшее число включенных в Регистр граждан Российской Федерации, не достигших 20-летнего возраста и имеющих одинаковый год рождения, по сравнению с числом избирателей, участников референдума старше 20-летнего возраста и имеющих также одинаковый год рождения. Например, в базу данных на КСА Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики по состоянию на 20 ноября 2013 года включены 3 737 граждан в возрасте 15 лет, 6 499 - в возрасте 18 лет, 9 556 - в возрасте 21 года, 13 138 - в возрасте 23 года и 14 018 - возрасте 25 лет, что не может быть объяснено демографическими факторами.
В отношении передачи избирательными комиссиями сведений о событиях, произошедших с гражданами Российской Федерации не по месту жительства, отмечается стабильная передача на КСА ЦИК России всех четырех потоков данных (по умершим, военнослужащим, лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, гражданам, заменившим паспорта).
8. Составление и уточнение списков избирателей
Основным критерием оценки качества работы избирательных комиссий, органов регистрационного учета населения и органов местного самоуправления по регистрации (учету) избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей является полнота и достоверность содержащихся в списке избирателей сведений.
Особое внимание Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики уделяет вопросам работы избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления по составлению и уточнению списков избирателей. Благодаря этому наблюдается тенденция к снижению количества жалоб избирателей на качество списков избирателей. Ведение Регистра избирателей, участников референдума, составление и уточнение списков избирателей является комплексной задачей, в решении которой участвуют как избирательные комиссии, так и главы местных администраций, командиры воинских частей, УФМС России по КБР, органы (учреждения) уголовно-исполнительной системы, органы записи актов гражданского состояния, военные комиссариаты.
В целом на основании анализа практики регистрации (учета) избирателей на территории Кабардино-Балкарской Республики, составления и уточнения списков избирателей можно утверждать, что к настоящему времени избирательным комиссиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, участвующим в Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума на территории Кабардино-Балкарской Республики, удалось добиться высокого качества работы по учету избирателей, участников референдума, формированию и ведению Регистра, составлению и уточнению списков избирателей, что подтверждается высоким уровнем достоверности сведений, содержащихся в списках избирателей на прошедших в 2011 - 2012 годах выборах в единые дни голосования, а также незначительным числом жалоб и обращений, поступающих в избирательные комиссии от участников избирательного процесса, по вопросам регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики от 6 декабря 2013 г. N 65/6-5 "О практике работы... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.