Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Избирательной комиссии
Кабардино-Балкарской Республики
от 26 июня 2014 г. N 79/7-5
Рекомендации
по обеспечению избирательных прав граждан, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва
1.1. Целью настоящих Рекомендаций является определение стоящих перед избирательными комиссиями Кабардино-Балкарской Республики задач и путей их реализации в работе по обеспечению активного избирательного права граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами.
Рекомендации также могут быть использованы при организации голосования граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами (пожилые люди, временно нетрудоспособные граждане, иные маломобильные группы населения и др.)
1.2. Конституция Российской Федерации и Конституция Кабардино-Балкарской Республики гарантируют равенство прав и свобод гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Указанное равенство относится к избирательным правам всех граждан Российской Федерации, в том числе тех, которые в силу своего физического состояния имеют определенные трудности с самостоятельной реализацией своих прав.
1.3. Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав инвалидов при проведении выборов депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики пятого созыва (далее - выборы депутатов Парламента) регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о гарантиях), Конституцией Кабардино-Балкарской Республики, Законом Кабардино-Балкарской Республики "О выборах депутатов Парламента Кабардино-Балкарской Республики" (далее - республиканский закон о выборах депутатов).
См. также Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
1.4. Каждый гражданин Российской Федерации без ограничений по его физическому состоянию имеет право (и ему должна быть предоставлена возможность) участвовать в управлении делами государства через свободно избранных им тайным голосованием представителей, лично участвовать в тайном голосовании на выборах, основанном на всеобщем и равном праве, гарантированном, в том числе и международными правовыми актами.
1.5. В Рекомендациях рассматриваются особенности подготовки и проведения выборов применительно к следующим категориям инвалидов: слепые и слабовидящие, глухие и глухонемые, а также граждане с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники.
2. Организация работы Избирательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики и территориальных избирательных комиссий по подготовке ко дню голосования
2.1. Избирательная комиссия Кабардино-Балкарской Республики (далее Комиссия), территориальные избирательные комиссии (далее территориальные комиссии) разрабатывают мероприятия по обеспечению избирательных прав инвалидов, возложив контроль за исполнением указанных мероприятий на одного из членов Комиссии с правом решающего голоса.
При формировании плана мероприятий следует предусмотреть все этапы подготовки избирательной кампании и обеспечения процесса голосования, в том числе организацию системной работы по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, по обеспечению дополнительным оборудованием помещений для голосования, по информированию и правовому просвещению данной категории избирателей, организаторов выборов.
2.2. Комиссия, территориальные комиссии создают рабочие группы по обеспечению и реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами из представителей Министерства (управлений, отделов) труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, отделениями Пенсионного фонда и Фонда социального страхования по Кабардино-Балкарской Республике, общественных организаций инвалидов и иных учреждений.
2.3. Избирательным комиссиям республики рекомендуется:
при организации обучения членов избирательных комиссий предусмотреть специальные темы, связанные с особенностями подготовки ко дню голосования и организацией голосования избирателей, являющихся инвалидами. В данной работе рекомендуется использовать учебный фильм "Имею право. Обеспечение избирательных прав граждан, являющихся инвалидами", подготовленный ЦИК России совместно с Российским центром обучения избирательным технологиям при ЦИК России, иные материалы. Целесообразно привлекать к обучению представителей общественных организаций инвалидов и учитывать их рекомендации;
проводить обучение актива общественных организаций инвалидов, иных организаций, работников органов социальной защиты населения, которые будут задействованы в информировании о выборах обслуживаемых ими (в том числе и на дому) избирателей, являющихся инвалидами. Эти организации, как связующее звено между избирателями с инвалидностью и избирательными комиссиями, пользуются наибольшим доверием у инвалидов, в том числе и при получении информации и необходимых разъяснений.
2.4. При формировании участковых избирательных комиссий рекомендуется при необходимости включать в их состав представителей общественных организаций инвалидов, органов социальной защиты населения и т.д.
3. Организация работы по получению (уточнению) сведений об избирателях, являющихся инвалидами, включенных в списки избирателей на соответствующей территории
3.1. В соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона о гарантиях сведения о численности избирателей, являющихся инвалидами, с указанием групп инвалидности, представленные в Комиссию отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по КБР по состоянию на 1 июля 2014 года в разрезе муниципальных образований, передаются в территориальные комиссии.
Сведения об избирателях, являющихся инвалидами, содержащихся в следственных изоляторах, могут быть представлены руководителями следственных изоляторов по запросам соответствующих избирательных комиссий.
3.2. Территориальные комиссии организуют работу по уточнению вышеназванных сведений, в том числе по категориям инвалидности (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).
3.3. Территориальные и участковые комиссии, взаимодействуя с органами социальной защиты населения, органами местного самоуправления, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации по КБР в городских округах и муниципальных районах, соответствующими общественными организациями инвалидов, при уточнении сведений об избирателях, являющихся инвалидами, готовят следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, а также адрес фактического пребывания гражданина (если он отличается от адреса места жительства) (Форма N 1).
3.4. На основании уточненных сведений территориальные комиссии совместно с участковыми комиссиями организуют работу по выявлению желания избирателей, являющихся инвалидами, проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования избирательного участка.
4. Оборудование избирательных участков и помещений для голосования
4.1. Избирательным комиссиям республики при оборудовании избирательных участков и помещений для голосования следует учитывать, что инвалиды участвуют в выборах на равных условиях с иными гражданами, однако для них необходимо создавать специальные условия, позволяющие им реализовывать свои права в полном объеме. Нужно также иметь в виду, что личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков, общение с членами избирательных комиссий, использование технических средств для голосования благотворно влияют на их интеграцию в общество и служат хорошим стимулом для активной общественной жизни.
4.2. При согласовании и уточнении главами местных администраций муниципальных образований с территориальными избирательными комиссиями (в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона о гарантиях и частью 2 статьи 17 республиканского закона о выборах депутатов) вопроса об образовании избирательных участков должно быть учтено, что избирательные участки и помещения для голосования, где предполагается непосредственное участие в выборах избирателей, являющихся инвалидами, должны быть максимально доступны: размещаться на первых этажах, иметь удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и так далее.
4.3. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению и въезда инвалидов-колясочников, избирательным комиссиям следует обратиться в органы местного самоуправления, органы социальной защиты населения с просьбой решить вопрос об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей и т.д. (возможно, временных).
4.4. В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, а также избирателей, являющихся слепыми, пользующихся услугами сопровождающих, в соответствии с постановлением ЦИК России от 29 января 2014 года N 214/1405-6 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации" может устанавливаться специальная кабина для голосования (специальное место для тайного голосования).
Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей, заполняющих бюллетень сидя в силу физического состояния или возраста.
4.5. Для слепых и слабовидящих граждан на информационном стенде следует разместить информацию об избирательных объединениях, участвующих в выборах, о порядке заполнения избирательных бюллетеней, выполненную крупным шрифтом.
В соответствии с пунктом 7-1 статьи 61 Федерального закона о гарантиях, частью 5-1 статьи 58 республиканский закон о выборах депутатов избирательные участки, на информационных стендах которых размещаются вышеназванные материалы, определяются решением Комиссии.
С учетом потребностей указанной категории избирателей на избирательных участках в кабинах для тайного голосования следует размещать средства оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и др.), дополнительное освещение, стулья.
4.6. При организации голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, для самостоятельного заполнения ими избирательных бюллетеней на избирательных участках могут использоваться специальные трафареты двух видов:
с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака по строкам размещения наименований избирательных объединений, зарегистрированных кандидатов;
с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях для проставления знака по строкам размещения наименований избирательных объединениях, зарегистрированных кандидатов, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В соответствии с пунктом 2-1 статьи 63 Федерального закона о гарантиях, частью 2-1 статьи 60 республиканского закона о выборах депутатов перечень избирательных участков, для которых изготавливаются такие трафареты, определяется решением Избирательной комиссии КБР.
5. Организация информационно-разъяснительной работы
5.1. Комиссия при подготовке плана работы по информационному обеспечению выборов в целях повышения доступности информации должна предусмотреть необходимые меры по информированию избирателей, являющихся инвалидами.
5.2. Информирование избирателей, являющихся инвалидами, осуществляется с использованием различных способов обеспечения беспрепятственного доступа к информации, которые определяются с учетом категории инвалидности.
5.3. Избирательные комиссии республики могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей как самостоятельно, так и с помощью органов социальной защиты населения, общественных организаций инвалидов, иных общественных объединений, размещая их (по согласованию) в местах, наиболее часто посещаемых инвалидами всех категорий (поликлиники, аптеки, органы социальной защиты населения, отделения Пенсионного фонда РФ по КБР т.д.).
5.4. Избирательным комиссиям республики для информационного обеспечения избирателей, являющихся инвалидами по зрению, рекомендуется:
предусмотреть возможность подготовки информационных выпусков изданий (листков), напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения;
использовать для размещения информационных материалов, предназначенных для инвалидов по зрению на сайте Комиссии в информационно-телекоммуникационной сети.
5.5. Избирательным комиссиям республики целесообразно осуществлять информационное обеспечение избирателей, являющихся инвалидами по зрению, совместно с региональными и местными общественными организациями Всероссийского общества слепых.
5.6. Избирательным комиссиям республики для информационного обеспечения глухих и слабослышащих избирателей в период избирательных кампаний рекомендуется по возможности:
при взаимодействии со средствами массовой информации предусмотреть при подготовке к выходу в телеэфир различных тематических передач и трансляций информационных выпусков, в том числе видеороликов о ходе подготовки и проведения выборов с использованием бегущей текстовой строки (субтитров).
5.7. Визуальную информацию о выборах в публичных местах рекомендуется располагать так, чтобы избиратели, являющиеся инвалидами-колясочниками, могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий.
5.8. Избирательным комиссиям республики рекомендуется заблаговременно довести до избирателей, являющихся инвалидами, информацию о возможных способах голосования, предусмотренных законодательством о выборах: голосование по открепительным удостоверениям, голосование вне помещения для голосования, голосование с помощью других лиц.
6. Обеспечение процесса голосования избирателей, являющихся инвалидами
6.1. Участковые комиссии после получения из территориальной комиссии соответствующих данных об избирателях, являющихся инвалидами, до дня голосования уточняют сведения о месте голосования инвалидов (в помещении для голосования избирательного участка или вне помещения для голосования) и о необходимости оказания содействия при голосования.
6.2. Избиратели, являющиеся инвалидами, в соответствии со статьей 66 Федерального закона о гарантиях, статьей 69 республиканского закона о выборах депутатов имеют право обратиться с письменным заявлением или устным обращением (в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить это право в соответствии с вышеназванными нормами.
6.3. Инвалиды, которые в день голосования не будут находиться по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, где они включены в список избирателей, в соответствии с частями 3-1 и 4 статьи 59 республиканского закона о выборах депутатов вправе на основании письменного заявления с указанием причины, по которой им требуются открепительные удостоверения, получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 30-10 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 9 и менее дней до дня голосования) открепительные удостоверения и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на территории которого они будут находиться в день голосования.
В случае если избиратель не имеет возможности прибыть самостоятельно на избирательный участок для получения открепительного удостоверения, его может получить представитель избирателя на основании нотариально удостоверенной доверенности либо доверенности, удостоверенной администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении).
Избирательные комиссии республики при взаимодействии с органами социальной защиты населения могут по просьбе избирателя, являющегося инвалидом, оказать содействие в получении им открепительного удостоверения
6.4. На избирательном участке в день голосования избиратель, являющийся инвалидом по зрению, либо избиратель, имеющий другие нарушения здоровья, не позволяющие ему самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, принять участие в электронном голосовании, в соответствии с частью 10 статьи 61 республиканского закона о выборах депутатов вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, доверенным лицом или уполномоченным представителем избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.
Такой избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.
6.5. На избирательном участке члены участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса могут оказывать содействие инвалидам по их просьбе в ознакомлении с информацией об избирательных объединениях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования избирательного участка.
6.6. Для организации самостоятельного голосования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования рекомендуется использовать трафареты для заполнения избирательных бюллетеней.
Поместив незаполненный бюллетень в папку-трафарет, избиратель сможет найти наименование избирательного объединения и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив избирательный бюллетень, избиратель достает его из папки и опускает в ящик для голосования.
Трафареты для заполнения избирательного бюллетеня, изготовленные как с рельефно-точечным шрифтом Брайля, так и без него, могут быть использованы в зависимости от потребности. Они могут быть применены для голосования избирателей с глубоким нарушением зрения, не являющихся инвалидами.
7. Учет особенностей электорального поведения избирателей, являющихся инвалидами, в деятельности избирательных комиссий республики
7.1. Избирательные комиссии республики в своей работе с избирателями, являющимися инвалидами, должны учитывать их особенности, обусловленные категорией инвалидности.
7.2. При появлении в помещении для голосования избирателя, являющегося инвалидом, прежде всего следует выяснить, нуждается ли он в какой-либо помощи.
7.3. При общении с избирателем, являющимся слепым, рекомендуется общаться непосредственно с избирателем, а не с сопровождающим его лицом, в беседе с избирателем пользоваться обычной разговорной лексикой, в помещении не следует отходить от него без предупреждения.
7.4. При работе с избирателем, имеющим нарушение слуха, рекомендуется общаться непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами, уточняющими действия, связанные с процедурой голосования. С таким избирателем можно общаться в письменной форме либо через переводчиков жестового язык.
7.5. При работе с избирателем, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить ему стул либо освободить место у стола для выдачи бюллетеней для кресла-коляски, предложить сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, стационарного ящика, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.