Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2019 г. N 19-АПА19-2 настоящее решение оставлено без изменения
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Пика А.И,
с участием представителей :
административных истцов - Матвиец Т.А. и Преображенской Е.С. - Ивановой И.В,
административного ответчика - Министерства имущественных отношений Ставропольского края - Синещековой А.Е,
заинтересованного лица - администрации города Ставрополя - Лянгузовой С.Н,
прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края - Ледовской Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Матвиец Т.А. и Преображенской Е.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части и взыскании судебных расходов,
установил:
Административные истцы Матвиец Т.А. и Преображенская Е.С. обратились в Ставропольский краевой суд с иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, впоследствии уточненным, о признании не действующими со дня принятия приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края : от 26 декабря 2016 года N 1093 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" в части включения в пункт 1727 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и от 27 декабря 2017 года N 1122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" в части включения в пункт 3343 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, нежилого здания с кадастровым номером N
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются индивидуальными предпринимателями и собственниками находящегося в общей долевой собственности объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью 5222,8 кв.м, расположенного в городе "адрес" : Преображенская Е.С. - 3/4 долей, Матвиец Т.А. - 1/4 доли. Данное здание расположено на земельном участке, находящемся в аренде у истцов, площадью 2474 кв.м. с кадастровым номером N, вид разрешенного использования - "для продолжения строительства торгово-офисного центра" в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанный объект недвижимого имущества оспариваемыми приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края включен в Перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 и 2018 годы (далее Перечень). Критерием внесения спорного объекта в Перечни стал вид разрешенного использования земельного участка.
При этом мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания, принадлежащего административным истцам, на момент включения его в Перечень административным ответчиком не проводились. На самом деле фактическое использование здания осуществляется следующим образом : нежилые помещения на первом этаже общей площадью 980 кв.м. переданы в аренду ПАО "Сбербанк России" и используется под размещение офиса Ставропольского отделения банка (18,76% общей площади здания); нежилые помещения на третьем и четвертом этаже общей площадью 1859,3 кв.м. переданы в аренду ООО "Алекс Фитнес" для размещения фитнес-клуба; нежилые помещения площадью 378 кв.м, расположенные на втором этаже, переданы для размещения медицинского центра, организации приема врачей общей и/или специальной практики.
Таким образом, спорное здание не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. Фактически часть здания площадью менее 20% общей площади используется в качестве офиса банка, остальная площадь используется в спортивных и медицинских целях, что не предусматривает возможности включения в обжалуемые Перечни.
Земельный участок площадью 2474 кв.м. с кадастровым номером N, на котором расположен спорный объект, предоставлен ООО "Ставропольская инженерно-строительная компания" (Общество) постановлением главы города Ставрополя от 8 ноября 2006 года N 3725 для проектирования и строительства офисно-торгового центра, сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2007 году.
Постановлением администрации города Ставрополя от 25 декабря 2009 года N 1856 указанный земельный участок предоставлен тому же Обществу для продолжения строительства торгово-офисного центра.
17 октября 2014 года на расположенное на данном земельном участке здание площадью 5222,8 кв.м. зарегистрировано право собственности за истцами как на "нежилое здание".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19 июля 2018 года разрешенное использование земельного участка - "для продолжения строительства офисно-торгового центра". Однако данный вид разрешенного использования не свидетельствует, что он предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, в связи с чем содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть установлено с учетом фактического использования объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Одновременно с подачей административного иска в суд административными истцами заявлено ходатайство о возмещении с административного ответчика судебных расходов в размере 52000 рублей : госпошлина по делу - 300 рублей; доверенность нотариуса на представителя - 1700 рублей; расходы на оплату услуг представителя - 50000 рублей.
Определением суда, вынесенным в предварительном судебном заседании 27 августа 2018 года, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - администрация города Ставрополя и МИФНС России N 12 по Ставропольскому краю.
В судебном заседании представитель административных истцов - Иванова А.В. заявленные исковые требования поддержала, просила суд признать недействующими с даты принятия оспариваемые приказы министерства имущественных отношений Ставропольского края по основаниям, указанным в иске, как противоречащие законодательству, имеющему большую юридическую силу, на которое указано в иске.
Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Ставропольского края - Синещекова А.Е. возражала в удовлетворении иска, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск. Пояснила, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости спорное здание расположено на земельном участке вид разрешенного использования которого - "для продолжения строительства офисно-торгового центра", что и явилось основанием для включения спорного объекта недвижимости в Перечни приказов министерства имущественных отношений края в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица - администрации города Ставрополя - Лянгузова С.Н. возражала в удовлетворении заявленных исковых требований. Между истцами и администрацией города Ставрополя заключен договор аренды земельного участка в границах муниципального образования города Ставрополя, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым номером N предоставлен арендаторам для продолжения строительства торгово-офисного центра. Договор аренды от 19 апреля 2017 года N 6398 зарегистрирован в установленном порядке и является действующим. В соответствии с разрешением на ввод объекта в эксплуатацию введен объект капитального строительства - офисно - торговый центр. Истцы в обоснование заявленных требований сослались на то, что принадлежащий им на праве аренды земельный участок используется ими не как торгово-офисный центр, что, по их мнению, является основанием для удовлетворения заявленных ими требований, несмотря на то, что положениями действующего законодательства предусмотрен порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства.
Участвующий в деле прокурор от дела по обеспечению участия прокуроров в гражданском, арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Ледовская Н.В. предложила суду заявленные исковые требования отклонить, как необоснованные, ссылаясь на отсутствие законных оснований для удовлетворения иска.
Рассмотрев материалы настоящего административного дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления, заслушав представителя административных истцов, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив представленные доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого Закона Ставропольского края, суд установилследующее.
26 декабря 2016 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ N 1093 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" и 27 декабря 2017 года - приказ N 1122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год". В указанные перечни объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое здание с кадастровым номером N под N 1727 и 3343 соответственно.
Приказы министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в сетевом издании "Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края" - www/pravo.stavregion.ru : 28 декабря 2016 года приказ N 1093 (номер публикации 4059) и 27 декабря 2017 года приказ N 1122 (номер публикации 5672).
В соответствии с пунктами 16.1 - 16.3 Положением о министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 6 марта 2012 года N 137, министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, оспариваемые приказы от 28 декабря 2016 года N 1093 и от 27 декабря 2017 года N 1122 об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 и 2018 годы, приняты административным ответчиком в пределах предоставленных полномочий, что не оспаривается административными истцами.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2016 года N 1093, в пункте 1727 содержит пункт (строку) следующего содержания : номер по порядку - 1727, кадастровый номер здания (строения, сооружения) - N, адрес объекта - город Ставрополь, улица Ленина, 381.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2016 года N 1093, в пункте 3343 содержит пункт (строку) следующего содержания : номер по порядку - 1727, кадастровый номер здания (строения, сооружения) - N, адрес объекта - город Ставрополь, улица Ленина, 381.
Состав сведений, включенных в данные Перечни объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенные приказорм Федеральной Налоговой Службы России от 28 ноября 2014 года N ММВ-7-11/604@ "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 м 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме".
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административными истцами.
Проверяя соответствие пунктов Перечней, утвержденных оспариваемыми приказами Министерства имущественных отношений Ставропольского края в части включения в них объекта капитального строительства - нежилого здания с кадастровым номером N, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на 2017 год и 2018 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральными законами и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной сласти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац 1 пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацами 1, 2 пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 402 данного кодекса.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из содержания Закона Ставропольского края от 28 ноября 2014 года N 104-кз усматривается, что его положения приняты в целях обеспечения проведения налоговой политики и направлены на установление особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций на 2016 год определяется как их кадастровая стоимость.
Статьей 402 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ, вступившего в законную силу с 1 января 2015 года) законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации предписано в срок до 1 января 2020 года определить единую дату начала применения на территории субъекта порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Законом Ставропольского края от 5 ноября 2015 года N 109-кз "Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такая дата определена - с 1 января 2016 года.
Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года N 104-кз "О внесении изменений в Закон Ставропольского края "О налоге на имущество организаций", вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения :
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов;
3) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий :
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На территории Ставропольского края в соответствии со статьей 1.1 Закона Ставропольского края N 44-кз "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующего недвижимого имущества :
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается министерством имущественных отношений Ставропольского края.
На основании приведенных выше норм федерального закона и закона Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м, предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий :
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) нежилое помещение предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.
Как усматривается из материалов административного дела, в соответствии с разрешением на строительство от 15 апреля 2015 года административным истцам разрешено продолжение строительства объекта капитального строительства - "офисно-торгового центра" в связи с корректировкой проекта.
26 сентября 2014 года Преображенской Е.С. и Матвиец Т.А. разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - "офисно-торгового центра".
15 октября 2014 года данный объект капитального строительства поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера - N
17 октября 2014 года за административными истцами зарегистрировано право общей долевой собственности на спорное здание, назначение - нежилое здание, площадью 5222,8 кв.м, этажность : 5, подземная этажность : 1, расположенное по адресу : Ставропольский край, город Ставрополь ул. Ленина, 381, в квартале 480 (Преображенская Е.С. - 3/4 доли, Матвиец Т.А. - 1/4 доля), что подтверждается свидетельствами о госрегистрации права и выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N категория земель : земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - "для продолжения строительства офисно-торгового центра", площадью 2474 кв.м, изначально принадлежащего административным истцам на основании договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования города Ставрополя со множественностью лиц на стороне арендатора N 2832 от 3 декабря 2012 года. Срок аренды установлен на 3 года - с 6 ноября 2013 года по 5 ноября 2016 года.
19 апреля 2017 года между администрацией города Ставрополя и административными истцами заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования города Ставрополя со множественностью лиц на стороне арендатора (на котором расположены здания, сооружения) N 6398. Право аренды зарегистрировано за истцами в установленном законом порядке 24 мая 2017 года.
Из указанного договора аренды земельного участка следует, что арендаторам передан в пользование земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером N на котором расположены здания, сооружения, для продолжения строительства офисно-торгового центра (вид разрешенного использования земельного участка соответствует коду видов разрешенного использования земельного участка - 4.0, предусмотренных классификатором видов разрешенного использования. На участке имеется здание, принадлежащее на праве общей долевой собственности Матвиец Т.А. и Преображенской Е.С. (запись о госрегистрации права от 17.10.2014 N 26-0-1-133/2004/2014-712). Срок аренды установлен - на 49 лет.
В деле N 30_1-67728 МКУ "МФЦ в г. Ставрополе" о предоставлении услуги : предоставление в аренду без проведения торгов земельных участков под зданиями, сооружениями содержится заявление от 22 марта 2017 года, подписанное Матвиец Т.А, Преображенской Е.С, в котором цель используемого земельного участка указана ими - "под офисно - торговым центром".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1382 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в Ставропольском крае" утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, согласно которым кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости с кадастровым номером N составила - 72093357 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Из кадастрового паспорта указанного здания следует, что оно представляет собой нежилое здание, 5 этажей, 1 этаж подземный, год ввода в эксплуатацию - 2014. По сообщению представителя административных истцов Ивановой А.В. технический паспорт на данный объект недвижимого имущества не оформлялся.
Из объяснений представителя административного ответчика следует, что спорное здание административных истцов включено в Перечни на 2017 и 2018 годы по критерию, предусмотренному подпунктом 1 части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и статьей 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-кз "О налоге на имущество организаций", то есть по виду разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание - "для продолжения строительства офисно-торгового центра".
На основании установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права суд считает правомерным доводы административного ответчика о том, что установленный в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:12:010520:71 вид разрешенного использования земельного участка - "для продолжения строительства офисно-торгового центра" предусматривает и допускает возможность его использования для размещения объектов торговли.
Поскольку данный вид разрешенного использования земельного участка предусматривает размещение на земельном участке торговых объектов, то включение указанного выше объекта недвижимости в Перечни объектов недвижимого имущества (зданий, строений, сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, полностью согласуется с положениями статьи 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года N 44-кз "О налоге на имущество организаций" и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Мотивируя заявленные в иске требования, административные истцы сослались на то, что земельный участок, на котором расположено спорное нежилое здание, формировался на момент его предоставления в 2007 году, на тот период было выдано разрешение на строительство торгово-офисного центра и, соответственно, земельный участок был предоставлен именно для этой цели. В последующем, после того как здание было достроено и на него истцы зарегистрировано право собственности как на нежилое здание, были утверждены Правила землепользования и застройки города Ставрополя, которые не позволяют в данной зоне жилой застройки изменить вид разрешенного использования на данный момент, который соответствовал бы данному зданию. Поэтому изменение вида разрешенного использования земельного участка под нежилым зданием в настоящее время и приведение в соответствие с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя не представляется возможным. В связи с этим для защиты своего нарушенного права истцы обратились в суд с настоящим иском.
Действительно, пунктом 11 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ от 23 июня 2014 года "О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540, вступившим в законную силу 24 декабря 2014 года.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного Кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
Решением Ставропольской городской Думы от 27 сентября 2017 года N 136 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (Правила), в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером N площадью 2474 кв.м. находится в территориальной зоне Ж-1.2 - Зона разноэтажной жилой застройки с ограничением коммерческой деятельности. Данные Правила вступили в законную силу с 8 октября 2017 года.
Изложенное свидетельствуют о возможности использования истцами земельного участка под спорным зданием по ранее установленному виду разрешенного использования земельного участка, указанного в договорах аренды 2013 и 2017 годов.
Вместе с тем, в части 13 статьи 34 указанного Закона N 171-ФЗ установлен порядок принятия решений по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков.
Исходя из указанной нормы, в данном случае имеет место не выбор вида разрешенного использования земельного участка о том назначении, в котором это предусматривается Земельным и Градостроительным кодексами, а установление соответствия вида разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков. В этом случае действия уполномоченных органов, предусмотренные частью 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, не являются изменением вида разрешенного использования или выбором вида разрешенного использования правообладателем земельного участка, а являются процедурой технического приведения в соответствие с видами разрешенного использования и их описанием, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования.
Установление соответствия между видами разрешенного использования земельного участка в соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ не должно приводить к фактическому изменению вида разрешенного использования земельного участка в обход установленных процедур.
Анализ вышеуказанных норм закона и фактических обстоятельств по делу свидетельствует о том, что оспаривание Приказов министерства имущественных отношений Ставропольского края о включении спорного здания в Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость и установление в рамках данного спора фактического использования нежилого здания, как на то указано в административном иске, расположенного на земельном участке, разрешенное использование которого предусматривает возможность его использования для размещения объектов торговли, не может подменять собой установленный законодательством порядок изменения вида разрешенного использования земельного участка или приведения его в соответствие с классификатором видов разрешенного использования, с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя в установленном порядке по заявлению заинтересованного лица.
Довод административных истцов о том, что сдается в аренду под офис лишь часть (менее 20%)
принадлежащего им на праве общей долевой собственности нежилого здания правового значения не имеет, поскольку здание включено в Перечни по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено, что является самостоятельным основанием для отнесения объекта недвижимости к объектам, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость.
Ссылка административных истцов на необоснованное не проведение административным ответчиком мероприятий по определению вида фактического использования спорного здания, по мнению суда, является несостоятельной, поскольку включение нежилого здания в Перечни производилось исключительно по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно расположено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В связи с изложенным, по мнению суда, объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером N обоснованно включено в пункт 11727 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год и в пункт 3343 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год. Поэтому оснований к признанию приказов административного ответчика от 26 декабря 2016 года N 1093 и от 27 декабря 2017 года N 1122 недействующими в части со дня их принятия, не имеется.
Разрешая заявленное административными истцами ходатайство о взыскании с административного ответчика судебных расходов, суд, с учетом положений статей 103, 111, 112 Кодекса административного производства Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований к этому, поскольку в удовлетворении исковых требований административным истцам отказано.
Руководствуясь статьями 103, 106, 112, 175-180, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Матвиец Татьяны Алексеевны и Преображенской Екатерины Сергеевны к министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании не действующими со дня принятия : приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 26 декабря 2016 года N 1093 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год" в части включения в пункта 1727 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2017 год, нежилого здания с кадастровым номером N; приказа министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2017 года N 1122 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год" в части включения в пункт 3343 перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, нежилого здания с кадастровым номером 26:12:010520:740; взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Ставропольский краевой суд.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.