Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 марта 2019 г. N 19-АПА19-1 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении административного искового требования Коваленко Н.Е. о признании недействующей части 7 статьи 52 правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127 (в редакции, действующей до принятия решения Ставропольской городской Думы от 12 декабря 2018 года N 299)
Часть 7 статьи 52 правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127 (в редакции, действующей до принятия решения Ставропольской городской Думы от 12 декабря 2018 года N 299), признана не действующей со дня принятия в той мере, в которой на собственников помещений в многоквартирном доме возлагается обязанность по уборке, мойке и поливке дворовых (внутриквартальных) территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
при секретаре судебного заседания Гапоновой В.А,
с участием представителей :
административного истца - Коваленко Н.Е. - Атрощенко С.В,
административного ответчика - Ставропольской городской Думы - Глызь О.П,
заинтересованного лица - администрации города Ставрополя, главы города Ставрополя - Лязгуновой С.Н,
представителя прокуратуры Ставропольского края - Ледовской Н.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Коваленко Николая Евгеньевича к Ставропольской городской Думе о признании недействующим в части нормативного правового акта,
установил:
Решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края (Правила благоустройства).
Решение Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127 опубликовано в газете "Вечерний Ставрополь" (N 159 от 6 сентября 2017 года) и вступило в законную силу с 7 сентября 2017 года (статья 63 Устава муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края).
28 августа 2018 года административный истец Коваленко Н.Е. обратился в Ставропольский краевой суд с административным иском, впоследствии уточненным, о признании недействующими со дня принятия решения суда Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127, в части :
- статьи 3 в части слов - "дворовая (внутриквартальная территория - территория, ограниченная по периметру многоквартирными жилыми домами (границами земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома), используемая собственниками помещений в многоквартирном доме, на которой в интересах указанных лиц размещаются детские и спортивные площадки, места отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, контейнерные площадки, въезды, сквозные проезды, внутриквартальные проезды (улицы дублеры), тротуары, газоны, иные зеленые насаждения";
- части 6 статьи 26 - "6. Включение и отключение освещения подъездов жилых домов, архитектурного освещения и световой информации производится в режиме работы наружного освещения" - в части слов "освещения подъездов жилых домов;
- части 7 статьи 52 "7. Обязанность по уборке, мойке и поливке тротуаров, подъездов к многоквартирным жилым домам, входящих в состав имущества многоквартирного дома, дворовых (внутриквартальных) территорий, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством или договором (управления многоквартирным домом, возмездного оказания услуг и т.п.)".
В обоснование заявленных требований административный истец сослался на то, что является собственником жилого помещения в многоквартирном доме, несет бремя содержания общего имущества в таком доме. На истца, как на субъекта регулируемых Правилами благоустройства правоотношений, незаконно возложена обязанность по содержанию земельного участка, который не входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме, а незаконное правовое регулирование порядка освещения подъездов многоквартирных домов влечет дополнительные расходы по оплате коммунальных ресурсов (электроэнергии), потребленных при использовании и содержании общего имущества.
Оспариваемые статьи нормативного правового акта, принятого административным ответчиком, противоречат : положениям Жилищного Кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлению Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения", постановлению Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качестве и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 29 сентября 2003 года N 170.
Оспариваемая истцом статья 3 Правил благоустройства является понятием неопределенного правового содержания, так как не позволяет однозначно установить границы земельного участка, объединенного понятием, изложенным в данной статье.
Оспариваемая часть 7 статьи 52 Правил благоустройства подлежит признанию недействующей, поскольку вопросы содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме не является вопросом местного значения городского округа. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с федеральным законодательством.
Оспариваемая часть 6 статьи 26 в части слов "освещения подъездов жилых домов" подлежит признанию недействующей, поскольку в данном правовом регулировании административный ответчик вышел за пределы предоставленных ему полномочий. Установление режима работы осветительного оборудования, установленного в подъездах жилых домов, не относится к компетенции административного ответчика и регулируется федеральным законодательством в рамках установления требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
По ходатайству представителя административного ответчика к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены - администрация города Ставрополя и глава города Ставрополя (том 2 л.д. 23, 29).
В суде представитель административного истца Коваленко Н.Е. - Атрощенко С.В. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика - Ставропольской городской Думы - Глызь О.П. требования административного иска не признала, поддержали доводы представленных в дело возражений. Пояснила, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий Думы города Ставрополя, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.
Представитель заинтересованных лиц - администрации города Ставрополя и главы города Ставрополя - Лянгузова С.Н. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, ссылаясь на доводы письменных возражений, представленных в материалы настоящего административного дела.
Заслушав объяснения представителей сторон, представителя заинтересованных лиц, исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Ледовской Н.В, полагавшей, что исковые требования удовлетворению не подлежат, Ставропольский краевой суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Федеральный закон N 131-ФЗ).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 28 статьи 8 Устава муниципального образования города Ставрополя, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 11 мая 2016 года N 847.
Согласно абзацу 20 части 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года Федерального закона N 131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение Правил благоустройства территории городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Судом установлено, что оспариваемые Правила благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя утверждены решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127.
В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части в суд может обратиться лицо, в отношении которого применен этот акт, а также лицо, которое является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из представленных административным истцом доказательств следует, что истец является собственником квартиры в многоквартирном доме в городе Ставрополе. Как собственник жилого помещения в многоквартирном доме несет бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме и является субъектом регулируемых Правилами благоустройства правоотношений как по изложенным основаниям, так и в соответствии с частью 2 статьи 1 Правил, согласно которой Правила обязательны для всех юридических лиц, находящихся на территории города Ставрополя и (или) осуществляющих свою деятельность на территории города Ставрополя.
Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого решения Думы Ставропольского края, суд установилследующее.
К полномочиям Ставропольской городской Думы согласно пункту 33 части 3 статьи 31 Устава города Ставрополя относится утверждение Правил благоустройства территории города Ставрополя, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий. Таким образом, Правила благоустройства утверждены Ставропольской городской Думой в пределах полномочий, установленных Уставом города Ставрополя.
Пунктом 3 части 3 статьи 20 Устава города Ставрополя на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития города Ставрополя, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
На основании постановления администрации города Ставрополя от 13 июля 2017 года N 16-п "О проведении публичных слушаний по проекту решения Ставропольской городской Думы "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя" 28 июля 2017 года в 11 часов 00 минут были проведены публичные слушания по проекту Правил благоустройства, по результатам проведения которых комиссией по проведению публичных слушаний рекомендовано главе города Ставрополя доработать и внести проект Правил благоустройства на рассмотрение Ставропольской городской Думы.
Доработанный проект Правил благоустройства с учетом предложений, поступивших в ходе проведения публичных слушаний, был внесен главой города Ставрополя на рассмотрение Ставропольской городской Думы. Проект Правил благоустройства прошел правовые экспертизы в администрации города Ставрополя, Ставропольской городской Думе, прокуратуре города Ставрополя и был рассмотрен на заседании профильного комитета Ставропольской городской Думы.
На заседании Ставропольской городской Думы, состоявшемся 23 августа 2017 года, Правила благоустройства единогласно утверждены всеми присутствующими на заседании депутатами Ставропольской городской Думы (27 депутатов).
В соответствии с частью 3 статьи 57 Устава города Ставрополя Ставропольская городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции и в пределах своих полномочий, принимает решения. Согласно части 5 статьи 57 Устава города Ставрополя председатель Ставропольской городской Думы подписывает решения Ставропольской городской Думы. Частью 4 статьи 60 Устава города Ставрополя установлено, что нормативный правовой акт, принятый Ставропольской городской Думой, направляется главе города Ставрополя для подписания и обнародования в течение 10 дней.
Подписанное председателем Ставропольской городской Думы решение Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127 "Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края" было направлено главе города Ставрополя для подписания и опубликования в газете "Вечерний Ставрополь".
Исполняющим полномочия главы города Ставрополя первым заместителем главы администрации города Ставрополя Мясоедовым А.А. решение N 127 года было подписано 1 сентября 2017 года, опубликовано в газете "Вечерний Ставрополь" N 159 от 6 сентября 2017 года и вступило в силу с 7 сентября 2017 года.
Исходя из изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком соблюдены процедура принятия и порядок опубликования оспариваемого решения, принятого полномочным коллегиальным представительным органом местного самоуправления города Ставрополя. Данные обстоятельства не оспариваются административным истцом.
Разрешая заявленные административным истцом требования в части неопределенного правового содержания статьи 3 Правил благоустройства в части слов - "дворовая (внутриквартальная территория - территория, ограниченная по периметру многоквартирными жилыми домами (границами земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома), используемая собственниками помещений в многоквартирном доме, на которой в интересах указанных лиц размещаются детские и спортивные площадки, места отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, контейнерные площадки, въезды, сквозные проезды, внутриквартальные проезды (улицы дублеры), тротуары, газоны, иные зеленые насаждения", поскольку этот термин не позволяет однозначно установить границы земельного участка, объединенного данным понятием, чем нарушаются права административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Нормой, закрепленной в статье 3 Правил благоустройства "Основные понятия и термины" дано понятие термину - "дворовая (внутриквартальная) территория".
В обоснование несогласия с изложенной в иске позицией по данному требованию, административный ответчик и заинтересованные лица сослались на то, что необходимость определения в Правилах благоустройства понятия "дворовая (внутриквартальная) территория" связана, прежде всего, с необходимостью разграничения полномочий органов администрации города Ставрополя, уполномоченных в области жилищно-коммунального хозяйства (комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, администрации Промышленного, Ленинского и Октябрьского районов города) и уполномоченных в области благоустройства (комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, комитет градостроительства администрации города Ставрополя).
Во избежание спорных ситуаций, которые могут возникнуть при реализации полномочий, возложенных на вышеуказанные органы администрации города соответствующими положениями, определяющими их функции и задачи, а также Правилами благоустройства в части возложения обязанностей на отраслевые и территориальные органы администрации города Ставрополя, в Правилах благоустройства определено понятие - "дворовая (внутриквартальная) территория".
По мнению суда, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170 и оспариваемые Правила благоустройства, а также терминология (в частности, определение дворовой (внутриквартальной) территории), используемая в них, не могут рассматриваться как противоречащие нормам гражданского и жилищного законодательства. Разработка и принятие правил благоустройства находятся в пределах полномочий местных властей и отнесены подпунктом 19 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения.
Кроме того, введение в Правила благоустройства понятия дворовой (внутриквартальной) территории, не может нарушать права и законные интересы административного истца, как участника общей долевой собственности многоквартирного дома, поскольку статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме, бремя содержания которого возложено на собственников. Границы и размер земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно подпункту 3.6.1 пункта 3.6 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что включенное в Правила благоустройства оспариваемое понятие - "дворовая (внутриквартальная) территория" введено с целью организации деятельности органов администрации города Ставрополя по выполнению требований, изложенных в Правилах благоустройства и не направлено на возникновение каких-либо обязательств для административного истца.
Оспаривая законность пункта 6 статьи 26 Правил благоустройства - "включение и отключение освещения подъездов жилых домов, архитектурного освещения и световой информации производится в режиме работы наружного освещения" административный истец указал, что в части слов "освещения подъездов жилых домов" административный ответчик вышел за пределы предоставленных ему полномочий, поскольку установление режима работы осветительного оборудования, установленного в подъездах жилых домов, не относится к его компетенции.
Действительно, в силу пункта 4 части 2 статьи 45 Федерального закона от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Правила благоустройства муниципального образования могут регулировать вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений.
Вместе с тем, из содержания названия и иных частей статьи 26 Правил благоустройства следует, что данной нормой регулируются включение и отключение наружного освещения подъездов жилых домов. Режим работы осветительного оборудования внутри подъездов жилых домов данной нормой не устанавливается.
Таким образом, указанная норма Правил благоустройства не противоречит федеральному законодательства, а потому исковые требования в указанной части удовлетворению не подлежат.
В обоснование требований в части признания недействующим пункта 7 статьи 52 Правил благоустройства - "Обязанность по уборке, мойке и поливке тротуаров, подъездов к многоквартирным жилым домам, входящих в состав имущества многоквартирного дома, дворовых (внутриквартальных) территорий, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством или договором (управления многоквартирным домом, возмездного оказания услуг и т.п.)", истец указал, что административный ответчик не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов власти, поскольку вопросы содержания общего имущества в многоквартирном доме являются вопросами федерального регулирования, и не являются вопросами местного значения городского округа. Возложение на собственников, владельцев, пользователей земельных участков обязанности по содержанию территории, прилегающей к их земельным участкам, может быть осуществлено либо на основании федерального закона либо на основании договора. Помимо этого, оспариваемая норма незаконно возлагает на административного истца обязанность содержать не принадлежащее ему имущество - "дворовая (внутриквартальная) территория".
Разрешая исковые требования в указанной части, суд приходит к выводу об отказе в их удовлетворении ввиду их необоснованности по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном дома, и порядка их оказания и выполнения", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 29 сентября 2003 года N 170, регулируются вопросы выполнения работ по содержанию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации такого дома (придомовая территория), в том числе в теплый период года.
Оспариваемые Правила благоустройства фактически воспроизводят содержание вышеуказанных нормативных правовых актов федерального уровня в области жилищных отношений и согласуются с аналогичными правовыми нормами, содержащимися в указанных правовых актах, не противоречат им.
Федеральное законодательство не исключает возможности воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации и актах местного самоуправления положений федерального законодательства (пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части"), как не исключает и возможности наличия в региональных законодательных актах ссылок (отсылок) на положения федеральных нормативных правовых актов. Дублирование в муниципальных нормативных актах положений федерального законодательства само по себе не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого правового акта и не влечет за собой нарушение законных прав и интересов административного истца.
Кроме того, употребление в указанной части термина - "дворовая (внутриквартальная) территория" в контексте указанной нормы подтверждает также факт того, что в данную территорию включена территория, в границах которой находятся земельные участки с расположенными на них многоквартирными домами, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данных домов и расположенные на земельных участках объектами, которую, в соответствии с вышеуказанными нормами гражданского и жилищного законодательства должны содержать собственники помещений многоквартирного дома.
Таким образом, оспариваемая часть 7 статьи 52 Правил благоустройства, предусматривающая обязанность собственников многоквартирного дома по организации уборки в летний период, полностью соответствует законодательству Российской Федерации в указанной области, имеющему большую юридическую силу, не противоречит ему и не нарушает права, свобод и законных интересов истца.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемое в части решение Ставропольской городской Думы принято в пределах компетенции административного истца, в соответствии с требованиями федерального законодательства, без нарушения прав и свобод административного истца, опубликовано и введено в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания его недействующим в части.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Коваленко Николая Евгеньевича к Ставропольской городской Думе о признании недействующими :
- статьи 3 в части слов - "дворовая (внутриквартальная территория - территория, ограниченная по периметру многоквартирными жилыми домами (границами земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома), используемая собственниками помещений в многоквартирном доме, на которой в интересах указанных лиц размещаются детские и спортивные площадки, места отдыха, сушки белья, парковки автомобилей, контейнерные площадки, въезды, сквозные проезды, внутриквартальные проезды (улицы дублеры), тротуары, газоны, иные зеленые насаждения";
- части 6 статьи 26,
- части 7 статьи 52 Правил благоустройства территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от 23 августа 2017 года N 127 - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ставропольский краевой суд.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.