Во исполнение постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 июля 2014 г. N 154-ПП "О Государственной программе "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике" на 2014 - 2020 годы приказываю:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015 - 2017 годов".
См. также Приказ Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 30 октября 2014 г. N 121 "О ведомственной целевой программе "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Кабардино-Балкарской Республике на 2015 - 2017 годы"
2. Признать утратившим силу приказ Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 28 октября 2013 года N 80 "О ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2012 - 2014 годов".
Заместитель Председателя |
М. Дадов |
Ведомственная целевая программа
"Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015 - 2017 годов"
(утв. приказом Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
от 30 октября 2014 г. N 120)
Паспорт ведомственной целевой программы
Наименование субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя средств федерального бюджета) |
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики |
Наименование программы |
"Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015 - 2017 годов" |
Должностное лицо, утвердившее программу (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта |
Утвержден Министром сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Приказ от 30 октября 2014 г. N 120 |
Номер и дата учета в Министерстве экономического развития Российской Федерации |
N ___________ от ___________ 2014 года |
Цель и задачи |
Цель программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции. Для достижения указанной цели предполагается решение следующих задач: 1) обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств; 2) создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов; 3) стимулирование создания гражданами, в том числе гражданами занимающимися ведением личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств |
Целевые индикаторы и показатели |
Целевой индикатор: увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2014 года на 126,6%. Целевые показатели: количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки - 364, в том числе: в 2015 году - 114, в 2016 году - 121, в 2017 году - 129, количество созданных рабочих мест - 1089 |
Характеристика программных мероприятий |
Комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления: 1. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства. 2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров. 3. Участие в других мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014 - 2020 годы (субсидирование процентной ставки по привлеченным инвестиционным и краткосрочным кредитам/займам, погашение части взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота, строительство (приобретение) жилья для начинающих фермеров, строительство и ремонт инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров, реализация экономически значимых региональных программ и пр.) |
Сроки реализации программы |
2015 - 2017 годы |
Объемы и источники финансирования |
Общий объем финансирования Программы за счет бюджетных средств составляет 544,5 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета (бюджет действующих обязательств) - 480 млн. рублей, средства из бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 64,5 млн. рублей. Из общего объема финансирования Программы по годам средств федерального бюджета: 2015 год - 150 млн. рублей; 2016 год - 160 млн. рублей; 2017 год - 170 млн. рублей. Из общего объема финансирования Программы по годам средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики: 2015 год - 20,5 тысяч рублей; 2016 год - 21,5 тысяч рублей; 2017 год - 22,5 тысяч рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности |
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2015 - 2017 годы составит не менее 59 млн. рублей; - начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств. Реализация программы также позволит получить следующие социально-экономические результаты эффективности реализации Программы: развитие конкурентной среды; создание условий для развития фермерских хозяйств и для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета; создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий |
Раздел 1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015 - 2017 годов"
В последние годы в Кабардино-Балкарской Республике значительно увеличилось число крестьянских (фермерских) хозяйств. В производстве сельскохозяйственной продукции на них приходится более 30%.
Однако, начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели Кабардино-Балкарской Республики, занимающиеся сельскохозяйственным производством, сталкиваются с целым рядом проблем. Они ощущают недостаток первоначального капитала для развития хозяйства. Очень часто хозяйства создаются на единовременные пособия по безработице. Им недоступны кредиты, так как у них недостаточно залогового имущества. В последние годы создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Формирование нового крестьянского (фермерского) хозяйства требует также значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
В целях обновления кадрового состава на селе, развития малого семейного бизнеса и новых рабочих мест, повышения заинтересованности и занятости сельской молодежи предлагается разработать комплекс мер по созданию крестьянских (фермерских) хозяйств - программу "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015 - 2017 годов".
Без решения всех перечисленных проблем начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить деятельность.
Программа "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015 - 2017 годов" призвана помочь начинающим крестьянским (фермерским) хозяйствам закрепиться на рынке.
По состоянию на 1 января 2014 г. на территории Кабардино-Балкарской Республики зарегистрировано 1368 крестьянских (фермерских) хозяйств.
В 2013 году ими произведено зерновых и зернобобовых культур - 677,6 тысяч тонн (62,9% от общего объема производства зерна республики), подсолнечника - 16,6 тысяч тонн (45,7%), картофеля - 46,2 тысяч тонн (20,8%), овощей - 142,0 тысяч тонн (41,4%), плодов и ягод - 21,6 тысяч тонн (20,2%), скота и птицы на убой (в живом весе) - 37,0 тысяч тонн (42,8%), молока - 320,0 тысяч тонн (70,9%), яиц - 151,6 млн. шт. (83,3%).
В секторе АПК Кабардино-Балкарской Республики производство сельскохозяйственной продукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами с каждым годом возрастает, данные приведены в таблицах 1 и 2.
Таблица 1
Производство основных видов продукции растениеводства по категориям хозяйств Кабардино-Балкарской Республики.
Во всех категориях хозяйств
тысяч тонн
Наименование продукции |
2011 |
2012 |
2013 |
Зерновые и зернобобовые |
739,9 |
817,5 |
1078,0 |
Подсолнечник |
45,6 |
32,9 |
36,3 |
Овощи |
346,2 |
346,3 |
343,2 |
Картофель |
238,8 |
237,5 |
221,7 |
Плоды и ягоды |
84,4 |
93,4 |
106,7 |
в сельскохозяйственных организациях: тысяч тонн | |||
Наименование продукции |
2011 |
2012 |
2013 |
Зерновые и зернобобовые |
311,8 |
304,2 |
392,0 |
Подсолнечник |
20,6 |
19,2 |
19,6 |
Овощи |
53,9 |
54,6 |
64,9 |
Картофель |
18,0 |
20,9 |
12,7 |
Плоды и ягоды |
9,0 |
20,0 |
32,3 |
в КФХ и ИП тысяч тонн | |||
Наименование продукции |
2011 |
2012 |
2013 |
Зерновые и зернобобовые |
418,8 |
505,0 |
677,6 |
Подсолнечник |
24,8 |
13,6 |
16,6 |
Овощи |
159,5 |
157,4 |
142,0 |
Картофель |
59,6 |
54,2 |
46,2 |
Плоды и ягоды |
23,2 |
20,5 |
21,6 |
в хозяйствах населения тысяч тонн | |||
Наименование продукции |
2011 |
2012 |
2013 |
Зерновые и зернобобовые |
9,2 |
8,2 |
8,2 |
Подсолнечник |
0,08 |
0,08 |
0,08 |
Овощи |
132,8 |
134,3 |
136,3 |
Картофель |
161,2 |
162,4 |
163,0 |
Плоды и ягоды |
52,2 |
53,0 |
52,8 |
Прогноз производства основных видов растениеводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах Кабардино-Балкарской Республики в 2015 - 2017 годах представлен в таблице 4.
Таблица 2
Производство основной продукции животноводства по категориям хозяйств Кабардино-Балкарской Республики
Все категории хозяйств
(тысяч тонн)
Показатели в |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
мясо скота и птицы |
59,1 |
65,7 |
72,0 |
82,0 |
85,0 |
86,3 |
молоко |
312,0 |
337,8 |
369,8 |
405,8 |
444,3 |
451,3 |
яйцо (млн. шт.) |
151,6 |
161,9 |
168,1 |
174,9 |
176,8 |
182,1 |
В сельскохозяйственных организациях | ||||||
мясо скота и птицы |
8,9 |
13,5 |
21,1 |
24,8 |
27,0 |
27,4 |
молоко |
21,8 |
28,7 |
32,4 |
44,2 |
57,4 |
57,7 |
яйцо (млн. шт.) |
11,4 |
16,4 |
20,2 |
25,1 |
25,4 |
29,6 |
В хозяйствах населения | ||||||
мясо скота и птицы |
38,2 |
39,6 |
38,5 |
37,5 |
36,5 |
37,0 |
молоко |
273,6 |
280,6 |
300,2 |
310,7 |
316,7 |
320,0 |
яйцо (млн. шт.) |
134,6 |
139,8 |
143,1 |
146,6 |
151,0 |
151,6 |
КФХ и ИП | ||||||
мясо скота и птицы |
12,0 |
12,6 |
12,4 |
19,7 |
21,5 |
21,9 |
молоко |
16,6 |
28,5 |
37,2 |
50,9 |
70,2 |
73,6 |
яйцо (млн. шт.) |
5,6 |
5,7 |
4,8 |
3,2 |
0,4 |
0,9 |
Численность поголовья скота в фермерских хозяйствах в 2011 году к уровню 2010 года составила 130,5%, его удельный вес в общем объеме численности поголовья скота республики - 10,1% (табл. 3).
Таблица 3
Численность поголовья скота по категориям хозяйств Кабардино-Балкарской Республики
Все категории хозяйств
(тысяч голов)
Показатели в |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
КРС |
228,3 |
233,0 |
243,6 |
265,1 |
276,7 |
276,4 |
в т.ч. коровы |
103,7 |
108,4 |
112,4 |
129,0 |
133,7 |
135,2 |
свиньи |
34,8 |
55,5 |
56,9 |
56,5 |
55,2 |
48,4 |
овцы и козы |
289,5 |
304,5 |
339,9 |
385,6 |
413,6 |
381,5 |
В сельскохозяйственных организациях | ||||||
КРС |
26,0 |
29,0 |
30,9 |
41,5 |
44,6 |
37,1 |
в т.ч. коровы |
8,3 |
10,5 |
11,8 |
15,3 |
16,3 |
16,0 |
свиньи |
23,1 |
47,2 |
49,2 |
47,1 |
46,8 |
43,5 |
овцы и козы |
41,0 |
49,5 |
56,0 |
67,8 |
72,8 |
54,0 |
В хозяйствах населения | ||||||
КРС |
186,9 |
185,1 |
188,1 |
184,4 |
188,9 |
192,8 |
в т.ч. коровы |
89,7 |
88,5 |
88,3 |
91,8 |
95,1 |
93,2 |
свиньи |
11,1 |
8,0 |
7,5 |
9,1 |
8,4 |
4,9 |
овцы и козы |
221,7 |
205,8 |
229,8 |
211,4 |
217,8 |
13,3 |
КФХ и ИП | ||||||
КРС |
15,4 |
18,9 |
24,6 |
39,6 |
43,2 |
46,5 |
в т.ч. коровы |
5,7 |
9,4 |
12,3 |
21,9 |
22,3 |
26,0 |
свиньи |
0,6 |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
|
|
овцы и козы |
26,8 |
49,2 |
54,1 |
106,4 |
123,0 |
114,2 |
Основные понятия Программы
Начинающий фермер - участник Программы поддержки начинающих фермеров (далее Программа), определенный конкурсной комиссией Министерства сельского хозяйства и продовольствия Кабардино-Балкарской Республики по итогам конкурсного отбора.
Заявитель - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником Программы, и соответствующий условиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Раздел 2. Цель и задачи Программы
Цель программы - стимулирование развития КФХ в Кабардино-Балкарской Республике для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
Мероприятия Программы предусматривается осуществлять за счет средств, выделяемых на реализацию мероприятий Государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике" на 2014 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 июля 2014 г. N 154-ПП.
Таблица 4
Прогноз численности поголовья скота по категориям хозяйств Кабардино-Балкарской Республики
(тысяч голов)
Все категории хозяйств | ||||
Показатели в тысячах голов |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
КРС |
277,8 |
280 |
288,8 |
291,7 |
в т.ч. коровы |
135,8 |
143,1 |
144,5 |
145,9 |
свиньи |
48,6 |
49,0 |
49,4 |
42,9 |
овцы и козы |
389,4 |
387,2 |
391 |
394,9 |
В сельскохозяйственных организациях | ||||
КРС |
37,2 |
37,0 |
38,7 |
39,1 |
в т.ч. коровы |
16,1 |
17 |
17,2 |
17,9 |
свиньи |
43,6 |
44 |
44,4 |
44,8 |
овцы козы |
54,4 |
54,9 |
55,9 |
56,1 |
В хозяйствах населения | ||||
КРС |
193,9 |
197 |
198 |
200,9 |
в т.ч. коровы |
99,5 |
98,5 |
99,5 |
100,5 |
свиньи |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
5 |
овцы козы |
214,3 |
216,4 |
218,5 |
220,1 |
КФХ и ИП | ||||
КРС |
46,8 |
45,5 |
51,2 |
51,7 |
в т.ч. коровы |
26,2 |
27,6 |
27,8 |
28,1 |
свиньи |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
овцы козы |
117,7 |
115,9 |
116,6 |
118,7 |
Ожидаемое поголовье к 2017 г. в хозяйствах Кабардино-Балкарской Республики составит - 291,7 тысяч голов, по КФХ республики - 51,7 тысяч голов (18% от общего поголовья).
В результате реализации Программы произойдет рост удельного веса поголовья крупного рогатого скота в КФХ республики.
В 2013 году КФХ республики произвели - 21,9 тысяч тонн мяса, что составляет 25,4% от общего объема производства и 73,6 тонн молока, что составляет 16,3% от общего объема производства.
Таблица 5
Прогноз производства основной продукции животноводства по категориям хозяйств Кабардино-Балкарской Республики
(тысяч тонн)
Все категории хозяйств | ||||
Показатели в тысяч тонн |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
мясо скота и птицы |
99 |
101,1 |
103 |
105 |
молоко |
459,1 |
469,6 |
479,5 |
490,5 |
яйцо (млн. шт.) |
188,6 |
190,4 |
192,3 |
194,2 |
В сельскохозяйственных организациях | ||||
мясо скота и птицы |
31,4 |
32,1 |
32,7 |
33,4 |
молоко |
58,7 |
60,1 |
61,3 |
62,8 |
яйцо (млн. шт.) |
30,5 |
30,8 |
31,1 |
31,5 |
В хозяйствах населения | ||||
мясо скота и птицы |
42,4 |
43,3 |
44,1 |
44,9 |
молоко |
325,5 |
332,9 |
339,9 |
347,7 |
яйцо (млн. шт.) |
157,1 |
158,6 |
160,2 |
161,7 |
КФХ и ИП | ||||
мясо скота и птицы |
25,2 |
25,7 |
26,2 |
26,7 |
молоко |
74,9 |
76,6 |
78,3 |
80 |
яйцо (млн. шт.) |
|
|
|
1 |
Таблица 6
Прогноз производства основных видов продукции растениеводства во всех категориях хозяйств Кабардино-Балкарской Республики в 2014 - 2017 годах
(тысяч тонн)
Наименование культур |
Годы |
|||
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Зерновые и зернобобовые |
782,0 |
804,5 |
817,9 |
835,6 |
Картофель |
246,9 |
248,8 |
251,2 |
258,2 |
Овощи |
373,0 |
405,0 |
440,0 |
478,0 |
Плоды и ягоды |
129,6 |
152,3 |
203,4 |
234,5 |
В 2014 году рост объемов производства основных видов продукции растениеводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах республики составит 129% к уровню 2017 года.
Таблица 7
Прогноз производства основных видов продукции растениеводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах Кабардино-Балкарской Республики в 2014 - 2017 годах
тысяч тонн
Наименование культур |
Годы |
|||
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Зерновые и зернобобовые |
454,1 |
456 |
464 |
477,1 |
Картофель |
68,9 |
69,8 |
70,2 |
73,2 |
Овощи |
160 |
163 |
167 |
170 |
Плоды и ягоды |
30 |
50 |
80 |
100 |
В 2017 году рост объемов производства основных видов продукции растениеводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах республики составит 162% к уровню 2014 года.
Задачи программы:
- обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;
- создать дополнительные меры государственной поддержки начинающих фермеров;
- обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
- стимулировать переход граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Раздел 3. Результаты реализации и целевые индикаторы Программы
Ожидаемые конечные результаты реализации программы "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на 2015 - 2017 годы" и показатели социально-экономической эффективности:
- объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2015 - 2017 годы составит не менее 51 млн. рублей;
- 364 начинающих фермеров смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств.
Реализация программы также позволит получить следующие результаты:
1. Создание не менее 1089 рабочих мест.
2. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.
3. Создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности.
4. Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Целевыми индикаторами реализации Программы являются:
- количество КФХ, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
- количество созданных рабочих мест.
Таблица 8
Целевые индикаторы:
|
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Всего за 2015 - 2017 гг. |
Количество крестьянских (фермерских) хозяйств Кабардино-Балкарской Республики, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки |
114 |
121 |
129 |
364 |
Количество созданных рабочих мест |
341 |
363 |
385 |
1089 |
Результат реализации Программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости.
Таблица 9
Целевой индикатор |
Уровень стремления |
На 01.01.2014 (данные Росстата) |
Значения индикатора, ед. |
||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
|||
количество начинающих фермеров, которые с помощью государственной поддержки осуществили проекты развития своих хозяйств |
1732 |
1368 |
1482 |
1602 |
1732 |
Значение индикатора - увеличение числа хозяйствующих КФХ по отношению к уровню 2014 года - составит 126,6%.
Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):
где:
- целевой индикатор;
- число хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 01.01.2014 года;
- число хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по состоянию на 01.01.2017 года.
Значение целевого индикатора к концу реализации Программы 1,3.
Раздел 4. Перечень и описание программных мероприятий
В рамках реализации Программы намечается создание благоприятных социально-экономических условий в целях стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
На основе анализа проблемы и выявленных путей ее решения предусматриваются программные мероприятия, которые необходимо осуществить для достижения целей и задач, установленных Программой.
4.1. Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - денежные средства, предоставляемые из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой.
Гранты выделяются на цели создания в сельской местности или межселенных территориях Кабардино-Балкарской Республики производственной базы крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрации;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных; приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автотранспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемого начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией путем деления лимита бюджетных обязательств на количество претендентов, отобранных на участие в Программе.
Начинающий фермер может получить грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства один раз.
В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Начинающие фермеры наравне с другими категориями сельскохозяйственных товаропроизводителей могут также участвовать в мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Кабардино-Балкарской Республике на 2014 - 2020 годы, предусматривающих государственную поддержку сельскохозяйственного производства за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
4.2. Единовременная помощь на бытовое обустройство начинающих фермеров
Единовременная помощь на бытовое обустройство - денежные средства, предоставляемые из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования затрат начинающего фермера в целях:
приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
покупке одного грузопассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
приобретения установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым и электрическим сетям, сетям связи и интернету, водопроводу и канализации.
Размер единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемый начинающему фермеру не может превышать 250 тысяч рублей и определяется конкурсной комиссией с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и плана расходов.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в порядке, установленным нормативно-правовыми актами Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Для формирования инфраструктуры развития начинающих фермеров Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает участие начинающих фермеров в мероприятиях Государственной программы и ведомственных программ по развитию малого и среднего предпринимательства.
Начинающий фермер ежеквартально представляет отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Контроль за целевым использованием средств гранта и единовременной помощи осуществляется Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
4.3. Другие виды государственной поддержки начинающих фермеров
Помимо основных мероприятий поддержка начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств будет осуществляться посредством:
- субсидирования инвестиционных и краткосрочных банковских кредитов, полученным в российских кредитных организациях, и займов, привлеченных в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах начинающими фермерами;
- предоставления поручительств, залогов и гарантий по кредитам и займам, привлеченным начинающими фермерами, в том числе из региональных фондов поддержки;
- компенсации произведенных затрат по строительству, реконструкции или приобретению производственных мощностей;
- компенсации части затрат по приобретению или взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и сельскохозяйственных животных;
- строительства (приобретения) жилья для начинающих фермеров;
- строительства и ремонта инженерно-технической инфраструктуры к производственным и социальным объектам начинающих фермеров с учетом наличия генеральных планов развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры поселений;
- подключения хозяйств начинающих фермеров к инженерным сетям - газовым, тепловым, электрическим, водопроводным, канализационным сетям, сетям связи, обеспечения их круглогодичной связью по дорогам с твердым покрытием с дорожной сетью общего пользования, в том числе за счет субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на развитие социальной и инженерной инфраструктуры;
- обеспечения семей фермеров социальной инфраструктурой, доступности к услугам здравоохранения, культуры, образования, особенно в отдаленной местности (школьные автобусы, скорая медицинская помощь, офисы врачей общей практики или современные фельдшерско-акушерские пункты и т. д.);
- организации сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой начинающими фермерами, в том числе на кооперативной основе, включая организации потребительской кооперации, оказание содействия при создании сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- предоставления льготных условий аренды земель сельскохозяйственного назначения и субсидий при оформлении их собственность;
- включения начинающих фермеров в программы по улучшению жилищных условий, с учетом организации региональных и муниципальных жилищных фондов, позволяющих предоставлять нуждающимся жилье на правах аренды с минимальной платой либо на условиях социального найма;
- компенсации части расходов крестьянских (фермерских) хозяйств при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и оказания содействия в установленном порядке государственной регистрации прав на недвижимость (землю) в соответствии с земельным законодательством.
4.4. Отбор участников программы
1. В Конкурсную комиссию для отбора начинающих фермеров может подать заявку гражданин Российской Федерации (далее Заявитель), отвечающий следующим требованиям:
1.1. заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность в течение последних трех лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являлся учредителем (участником) коммерческой организации;
1.2. заявитель является главой хозяйства, деятельность которого на дату подачи заявки не превышает 24 месяцев со дня его регистрации и зарегистрирован на территории Кабардино-Балкарской Республики;
1.3. заявитель ранее не являлся получателем:
а) гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
б) гранта на развитие семейных животноводческих ферм;
в) выплаты на содействие самозанятости безработных граждан, полученной до регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - хозяйство), главой которого является заявитель;
г) средств финансовой поддержки субсидии или грантов на организацию начального этапа предпринимательской деятельности, полученных до регистрации хозяйства, главой которого является заявитель;
д) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам (далее - Помощь).
В случае, если указанные в пунктах "в" и "г" единовременные выплаты заявитель получает для создания и развития хозяйства, указанного в подпункте 1.2 настоящего пункта и не допускает финансирования за счет указанных выплат одних и тех же затрат, то заявитель может подать заявку на участие в конкурсе по отбору начинающих фермеров;
1.4. имеет среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, или получил дополнительное профессиональное образование по сельскохозяйственной специальности в соответствии с законодательством РФ, или имеет трудовой стаж в сельском хозяйстве не менее трех лет, или осуществляет ведение личного подсобного хозяйства или совместное ведение личного подсобного хозяйства в течение не менее трех лет;
1.5. хозяйство, главой которого является заявитель, подпадает под категории микропредприятия, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ;
1.6. имеет в наличии бизнес-план по созданию и (или) развитию хозяйства по направлению деятельности (отрасли), определенной Программой увеличению объема реализуемой сельскохозяйственной продукции;
1.7. представляет план расходов (далее - План) с указанием наименований приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг (далее - Приобретения), их количества, цены, источников финансирования (средств Гранта, Помощи, собственных и заемных средств);
1.8. обязуется оплачивать за счет собственных средств не менее 10% стоимости каждого наименования Приобретений, указанных в Плане;
1.9. обязуется использовать Грант и Помощь в течение 12 месяцев со дня поступления средств на его счет и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта исключительно на развитие хозяйства;
1.10. хозяйство обязуется создать не менее одного рабочего места на каждые 500 000 рублей гранта;
1.11. заключил договоры (предварительные договоры) о реализации сельскохозяйственной продукции на сумму более 30 тысяч рублей;
1.12. обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта;
1.13. заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, главой которого он является и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства заявителя;
1.14. соглашается на передачу и обработку данных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы, подтверждающие соблюдение указанных условий представляются вместе с заявкой в Конкурсную комиссию.
2. Участником Программы является начинающий фермер, прошедший конкурсный отбор.
3. Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики:
образует конкурсную комиссию по отбору начинающих фермеров - получателей гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее соответственно получатели гранта, единовременной помощи, конкурсная комиссия);
утверждает состав конкурсной комиссии и положение о конкурсной комиссии;
определяет сроки и порядок проведения конкурса, критерии отбора, правила представления и приема конкурсной документации, а также форму соглашения о предоставлении гранта и единовременной помощи.
4. Конкурсная комиссия определяет общее количество начинающих фермеров исходя из лимитов бюджетных обязательств
5. Количество участников Программы - глав КФХ, ранее ведущих ЛПХ и/или выпускников аграрных учебных заведений, должно быть не менее 70% от общего количества отобранных участников Программы.
6. Критерии по оценке заявок участников программы устанавливаются Министерством сельского хозяйства КБР.
Основным критерием для принятия решения конкурсной комиссией по заявке участника является эффективность проекта (бизнес-плана).
Конкурсная комиссия также положительно учитывает:
отдаленность КФХ от крупных населенных пунктов;
предоставление рабочих мест для местных жителей;
наличие земель сельскохозяйственного назначения;
наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
наличие племенных сельскохозяйственных животных;
условия проживания заявителя и высокую степень его бытового обустройства по месту расположения КФХ;
членство в сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
меньший размер запрашиваемого гранта на создание КФХ;
социальную и бюджетную ответственность;
положительные деловую репутацию и кредитную историю;
расположение КФХ на территории с низким уровнем занятости постоянного сельского населения;
итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании;
результаты очного собеседования.
При подаче заявки заявитель может предоставить дополнительно любые документы, в том числе рекомендательное письмо (письма) от органов местного самоуправления, или общественных организаций, или поручителей, если считает, что они могут повлиять на решение конкурсной комиссии.
7. Конкурсная комиссия может принять решение о предоставлении начинающему фермеру как одновременно и гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи, так и предоставления только одного из них.
Заседания Комиссии считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины ее членов. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии путем открытого голосования. В случае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.
Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами комиссии, принявшими участие в заседании, в день проведения конкурсного отбора.
8. Решения, принимаемые Комиссией, доводятся до крестьянских (фермерских) хозяйств, подавших заявление для участия в отборе в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола.
9. Победители конкурсного отбора утверждаются протоколами Комиссии и заносятся в республиканские реестры начинающих фермеров или семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
10. Реестры начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств представляются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
11. Комиссия совместно с участниками Программ утверждает план расходов финансовых средств за счет грантов и единовременной помощи по каждому участнику Программ.
12. После проведения конкурсного отбора, с каждым участником Программы Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики заключает соглашение, в котором предусмотрены обязательства начинающего фермера:
по осуществлению деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства сроком не менее пяти лет со дня предоставления гранта;
по созданию в крестьянском (фермерском) хозяйстве не менее 1 рабочего места на каждые 500 000 рублей гранта;
по реализации сельскохозяйственной продукции на сумму не менее 30 тысяч рублей в год.
13. Отчет о деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства за счет гранта представляется начинающим фермером ежеквартально в Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с формой отчетности, установленной Министерством сельского Российской Федерации
4.5. Информационное, консультационное обеспечение деятельности малых форм хозяйствования на селе и содействие организации их деятельности
Целью данного мероприятия является:
информационное обеспечение малых форм хозяйствования на селе, в том числе через средства массовой информации, проведение информационно-разъяснительной работы среди сельского населения, малых форм хозяйствования о реализации Программы;
предоставление консультационной помощи гражданам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство (в том числе желающим переехать для этого в сельскую местность из городов, других регионов и из-за рубежа) по правовым и экономическим вопросам по реализации Программы, а также программы развития агропромышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики;
выявление претендентов на участие в конкурсе;
оказание помощи участникам и претендентам Программы в подготовке документов;
предоставление информации и оказание содействия в установлении деловых связей сельскохозяйственных товаропроизводителей с производителями и поставщиками сельскохозяйственной техники и оборудования;
оказание содействия организации сбыта продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей;
содействие в предоставлении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении местных администраций муниципальных районов и государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики.
Исполнителями данного мероприятия являются Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, местные администрации муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики.
Результатом данного мероприятия является повышение уровня информированности малых форм хозяйствования на селе, консультационная помощь малых форм хозяйствования на селе по вопросам развития крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличения производства и сбыта производимой ими сельскохозяйственной продукции.
4.6. Принципы определения направления деятельности начинающих фермеров.
Основными направлениями деятельности сельскохозяйственного производства для начинающих фермеров республики на сегодняшний день являются:
- молочное и мясное животноводство;
- овощеводство;
- садоводство;
- производство зерновых, технических и кормовых культур;
- мероприятия по аква культуре.
Экономическая эффективность подотраслей сельского хозяйства зависит в первую очередь от природно-климатических особенностей зоны, в которой расположено хозяйство. Вместе с тем отбор участников Программы будет осуществляться по вышеуказанным направлениям с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических и фитосанитарных (карантинных) мероприятий, и на основе рационального и равномерного размещения производительных сил, расселения и диверсификации сельской экономики, достижения более полной занятости сельского населения в соответствии со Схемой территориального планирования Кабардино-Балкарской Республики, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 1 августа 2011 года N 221-ПП (прилагается), муниципальных районов и генпланами поселений. Кроме того приоритетность того или иного направления деятельности начинающего фермера будет рассматриваться с точки зрения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.
Диагностические исследования, ветеринарно-профилактические и противоэпизоотические мероприятия в хозяйствах начинающих фермеров будут проводиться по плану, утвержденному Ветеринарным управлением Кабардино-Балкарской Республики (план мероприятий прилагается).
В целях обеспечения охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов, в хозяйствах начинающих фермеров будут проводиться организационно-хозяйственные, агротехнические и карантинные мероприятия. В хозяйствах, расположенных в фитосанитарных карантинных зонах (постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики 18 февраля 2009 года N 21-ПП "О наложении карантина по карантинным объектам Кабардино-Балкарской Республики" и от 11 октября 2013 года N 280-ПП "О наложении карантина по карантинным объектам Кабардино-Балкарской Республики - бактериальный ожог плодовых культур на территории Кабардино-Балкарской Республики") будет проводиться комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию карантинных объектов. Ввоз в свободные от карантинных объектов зоны, вывоз из карантинных фитосанитарных зон, перевозки подкарантинной продукции в случаях, предусмотренных правилами обеспечения карантина растений, будут осуществляться по фитосанитарным и карантинным сертификатам согласно приказу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14.03.2007 года N 163.
Раздел 5. Сроки реализации Программы
Программа реализуется в период 2015 - 2017 годов.
Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.
Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели
Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Кабардино-Балкарской Республики в области сельского хозяйства: повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства; устойчивому развитию сельских территорий, повышению занятости и уровня жизни сельского населения.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач Кабардино-Балкарской Республики в области сельского хозяйства, являются увеличение численности КФХ и рост объемов производства в них.
Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития КФХ на селе, в т.ч. отработку опыта и механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.
6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы
В результате реализации программных мероприятий:
- государственная поддержка будет оказана 364 начинающим фермерам;
- общее количество КФХ в Кабардино-Балкарской Республике увеличится до 1732 хозяйств;
- будет создано не менее 1089 рабочих мест;
- будет обеспечена ежегодная реализация сельскохозяйственной продукции крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера на сумму не менее 30 тысяч рублей;
- будут созданы условия для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности, поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий и будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
Раздел 7. Оценка эффективности и мониторинг Программы
Выдача грантов начинающим фермерам требует проведения мониторинга за их использованием. На основании анализа собранной информации будут приниматься решения о дальнейшем развитии системы грантов в Кабардино-Балкарской Республике.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта об отчете использованных средств.
2. Периодичность предоставления отчетности грантополучателями.
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования грантов.
4. Увязку объемов выданных грантов с производственными и социальными показателями развития фермерских хозяйств в республике.
5. Создание новой формы отчетности в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства на текущий период.
Раздел 8. Методика оценки эффективности программы
Количественный метод:
Оценка проводится на основе анализа следующей информации указанных государственных статистических и ведомственных отраслевых форм отчетности:
Форма - "Число крестьянских (фермерских) хозяйств".
Форма 10 - АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета".
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств" (таблица 3), "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
Качественный метод:
Достижение плановых значений показателей и целевого индикатора
Раздел 9. Расчет потребности в необходимых ресурсах
Число начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики, получающих гранты на создание КФХ, общая сумма финансирования, в том числе из федерального и республиканского бюджетов, приведены в таблице 7.
Общая сумма грантов начинающим фермерам за 2015 - 2017 гг. составит 544,5 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 480,0 млн. руб. из республиканского бюджета КБР 64,5 млн. руб.
Таблица 10
Гранты на создание КФХ на 2012 - 2014 гг.
|
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Всего за 2015 - 2017 гг. |
Количество начинающих фермеров, получивших гранты (целевой индикатор) |
|
121 |
129 |
364 |
Финансирование грантов, всего млн. руб. |
170,5 |
181,5 |
192,5 |
544,5 |
в т.ч. из федерального бюджета, млн. руб. |
150 |
160 |
170 |
480 |
Увеличение числа КФХ в Кабардино-Балкарской Республике даст возможность трудоустроить более 1089 человек.
Раздел 10. Система управления реализацией Программы
Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик в лице Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015 - 2017 годов".
Главным распорядителем программы является Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Определены цели и задачи программы, среди них: стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции; обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы начинающих фермерских хозяйств; создание условий для крестьянских (фермерских) хозяйств по доступности финансовых ресурсов и другие.
Предполагается выделение грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, а также предоставление единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров.
Общий объем финансирования программы за счет бюджетных средств составляет 544,5 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 480 млн. руб., средства из бюджета КБР - 64,5 млн. руб.
С участием господдержки начинающие фермеры смогут осуществить проекты создания и развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств. Реализация программы также позволит создать условия для развития фермерских хозяйств для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства.
Запланировано дальнейшее продолжение и расширение поддержки малого предпринимательства (помощь начинающим фермерам, развитие семейных животноводческих ферм, господдержка кредитования малых форм хозяйствования).
Приказ Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики от 30 октября 2014 г. N 120 "О ведомственной целевой программе "Поддержка начинающих фермеров Кабардино-Балкарской Республики на период 2015 - 2017 годов"
Текст приказа опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 5 декабря 2014 г. N 48 (382)