Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к приказу Минобрнауки КБР
от 2 апреля 2015 г. N 290
Порядок
предоставления услуг по содействию и сопровождению замещающих семей, предоставления им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи
1. Общие положения
1.1. Настоящий порядок регулирует вопросы, связанные с организацией деятельности по сопровождению замещающих семей, семей, находящихся в опасном социальном положении, представления им медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи (далее Сопровождение).
1.2. Под сопровождением замещающих семей понимается система деятельности специалистов органов опеки и попечительства, специалистов образовательных организаций, медицинских организаций, организаций оказывающих психолого-педагогические и социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым переданы отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также специалистов образовательных учреждений всех видов и типов, учреждений дополнительного образования, учреждений здравоохранения и социальной защиты, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, направленная на оказание комплексной социальной помощи замещающим семьям посредством предоставления социальных услуг, организации психолого-педагогических и культурно-досуговых мероприятий, посещения на дому в целях создания оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
1.3. Сопровождение замещающего семейного устройства в Кабардино-Балкарской Республике реализуют: специалисты по опеке и попечительству, специалисты образовательных организаций, медицинских организаций, организаций оказывающих психолого-педагогические и социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым переданы отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, а также специалисты образовательных учреждений всех видов и типов, учреждений дополнительного образования, учреждений здравоохранения и социальной защиты, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, иных уполномоченных организаций на основе межведомственного взаимодействия.
1.4. Реализация комплексного сопровождения замещающего семейного устройства осуществляется поэтапно. Специалистами службы сопровождения оформляется унифицированный пакет документов по оценке благополучия ребенка и разрабатывается программа реабилитационной работы, утверждаемая на заседании психолого-медико-педагогического консилиума сопровождающей службы (ПМПк).
1.5. Программа сопровождения (далее Программа) - это комплексный документ, включающий в себя социальные данные о семье, цели и задачи сопровождения. Программа определяет формы работы, период сопровождения, а также результат деятельности
1.6. Сопровождение замещающего семейного устройства осуществляется на республиканском, муниципальных уровнях.
1.7. Республиканский уровень представлен Министерством образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, выступающим в качестве заказчика оказываемых услуг в сфере семейного жизнеустройства во взаимодействии с Министерством труда и социального развития населения Кабардино-Балкарской Республики Министерством здравоохранения и курортов Кабардино-Балкарской Республики, Министерством культуры и спорта Кабардино-Балкарской Республики и другими ведомствами, задействованными в работе с семьями и детьми.
1.8. Муниципальный уровень представлен интегрированными муниципальными образовательно-управленческими структурами, которые включают органы опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Кабардино-Балкарской Республики, образовательные учреждения всех видов и типов, учреждения дополнительного образования детей, учреждения здравоохранения и социальной защиты населения, иные уполномоченные организации. Данные структуры обеспечивают диагностику и прогнозирование тенденций развития семейного устройства, формируют запрос с учетом полученных данных, обеспечивают сопровождение замещающих семей на основе договора, а также оказывают информационно-консультационную поддержку гражданам, выразившим желание принять детей на воспитание в семью.
2. Основные направления деятельности по сопровождению замещающего семейного устройства
Основными направлениями деятельности являются:
2.1. Сопровождение ресурсной семьи
На республиканском уровне осуществляется повышение профессиональной компетентности специалистов по вопросам сопровождения ресурсной семьи; осуществляется разработка программно-методических комплектов и рекомендаций по организации подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами; организация и проведение указанной подготовки, а также с их согласия психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами, для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
На муниципальном уровне организация и проведение указанной подготовки, а также с их согласия психологического обследования граждан, выразивших желание стать опекунами, для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью, формируется банк данных о кандидатах в усыновители, опекуны или попечители, приемные родители; проводится информационно-просветительская работа, направленная на пропаганду замещающего семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Органами опеки и попечительства осуществляется отбор образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, иных организаций, в том числе учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по передаче полномочий по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами. Организациями, которым переданы по договору указанные полномочия, осуществляется организация и проведение подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами, а также с их согласия психологического обследования для оценки психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.
2.2. Сопровождение ребенка, оставшегося без попечения родителей.
На республиканском уровне региональный оператор формирует региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, на основании сведений поступивших из органов опеки и попечительства, осуществляет учет этих детей и организует их устройство на воспитание в семьи граждан.
На муниципальном уровне органы опеки и попечительства ведут учет сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществляют подбор семьи для ребенка; осуществляют контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
2.3. Сопровождение кровной семьи ребенка, воспитывающегося в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На республиканском уровне осуществляется целенаправленная работа по формированию ответственного материнства и отцовства в кровных семьях; проводится комплекс профилактических мероприятий по восстановлению семейного благополучия; участие в разработке комплексных региональных программ.
На муниципальном уровне проводится диагностика условий жизни, родительских установок и стилей воспитания, разработка и реализация индивидуального маршрута социальной адаптации ребенка, обеспечивающего возможность его возврата в кровную семью, с использованием оптимальных технологий коррекции.
2.4. Комплексное сопровождение замещающей семьи.
На республиканском уровне осуществляется разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих сопровождение замещающих семей: методическая деятельность по подбору инновационных форм и методов сопровождения замещающей семьи; организуется повышение профессиональной компетентности специалистов по опеке и попечительству, специалистов различных служб сопровождения, обеспечивается координация и контроль деятельности по сопровождению.
На муниципальном уровне осуществляется реализация программ поддержки всех членов замещающей семьи, включая кровных детей, в адаптационный период; осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности замещающей семьи обеспечить потребности развития подопечного.
2.5. Кризисное сопровождение замещающей семьи
На республиканском уровне осуществляется разработка документов, методических рекомендаций по организации кризисного сопровождения замещающей семьи, обеспечивается координация деятельности специалистов различных служб. Для этого создается Ресурсный центр по сопровождению замещающих семей.
На муниципальном уровне работа по кризисному сопровождению замещающей семьи организуется в соответствии с порядком организации кризисного сопровождения замещающих семей в Кабардино-Балкарской Республике.
2.6. Информационное сопровождение семейного жизнеустройства.
На республиканском уровне проводится целенаправленная работа по презентации позитивного опыта семейного жизнеустройства детей-сирот; организуются конкурсы и акции для замещающих семей; осуществляется выпуск радио и видеороликов, статей в периодических изданиях по пропаганде развития института замещающей семьи.
На муниципальном уровне обеспечивается информирование граждан, членов замещающих семей и родительской общественности по вопросам развития и воспитания приемных детей.
3. Категории граждан имеющих право на сопровождение
К категориям граждан, имеющих право на Сопровождение, относятся:
3.1. Граждане, имеющие желание принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание.
3.2. Замещающие семьи всех форм устройства (усыновление, безвозмездная опека, приемная семья), принявшие на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3.3. Семьи, находящиеся в социально-опасном положении.
4. Основные цели и функции деятельности по Сопровождению
4.1. Основные цели:
4.1.1. Профилактика насилия, жестокого обращения, нарушения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях.
4.1.2. Создание благоприятных условий для продолжительного и комфортного пребывания, развития и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях.
4.1.3. Профилактика повторных отказов от приемных детей в замещающих семьях.
4.2. Основные функции:
4.2.1. Оказание социальных услуг семьям, находящимся в опасном положении, в целях сохранения ребенка в кровной семье.
4.2.2. Организация подготовки и индивидуальных консультаций для граждан, принимающих детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи.
4.2.3. Социальное правовое и психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи.
4.2.4. Осуществление мероприятий по профилактике возвратов детей из замещающих семей в государственные учреждения.
4.2.5. Развитие позитивного имиджа института замещающей семьи, привлечение общественности к решению задач семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействие объединению принимающих родителей в общественные формирования.
4.2.6. Оказание индивидуально-ориентированного комплекса социальных услуг замещающим семьям.
4.2.7. Мониторинг воспитания и развития детей в замещающих семьях, изучение социального положения замещающей семьи и ребенка.
4.2.8. Составление и реализация индивидуальной программы помощи замещающей семье.
4.2.9. Повышение психолого-педагогической и социально-правовой компетенции граждан в области семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.2.10. Ведение банка данных замещающих семей, состоящих на сопровождении.
4.2.11. Мотивирование замещающих семей для обращения за предоставлением социальных услуг.
5. Основные формы и виды деятельности по сопровождению.
5.1. Индивидуальное и групповое психолого-педагогическое и социально-правовое консультирование замещающих родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.
5.2. Организация групп взаимной поддержки, клубов общения замещающих родителей.
5.3. Проведение групповых занятий для замещающих родителей (детско-родительские группы).
5.4. Организация и проведение семинаров, мастер классов, круглых столов, лекционных занятий и других мероприятий для замещающих родителей и приемных детей, направленных на популяризацию семейной заботы о детях, оставшихся без попечения родителей.
5.5. Организация и проведение совместных праздников и выездных мероприятий для замещающих семей.
5.6. Выезд на дом специалистов с целью проведения психолого-педагогических консультаций для замещающих семей, находящихся в кризисной ситуации.
5.7. Привлечение учреждений и организаций для обеспечения благополучия ребенка в замещающей семье (или замещающей семьи в целом) и, при необходимости, оказание посредничества при осуществлении данного взаимодействия.
5.8. Организация и проведение диагностики психоэмоционального, интеллектуального развития приемного ребенка, психологической совместимости родителей и детей.
5.9. Психологическая коррекция нарушений общения и поведения детей и родителей, консультирование замещающих семей по вопросам предоставления мер социальной поддержки.
5.10. Практическая помощь в оформлении документов.
5.11. Составление индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи.
5.12. Иные социальные услуги, соответствующие действующему законодательству о социальном обслуживании населения.
6. Основные этапы сопровождения замещающей семьи.
6.1. Поступление информации о замещающей семье, либо личное обращение семьи в орган опеки и попечительства.
6.2. Информирование семьи о деятельности службы сопровождения.
6.3. Получение от семьи согласия на сотрудничество со специалистами службы сопровождения.
6.4. Определение куратора замещающей семьи.
6.5. Заключение с замещающей семьей договора на оказание услуг по сопровождению, либо постановка семьи в банк данных службы сопровождения.
6.6. Диагностика проблем замещающей семьи, определение целей и задач сопровождения.
6.7. Проведение первичного консилиума.
6.8. Разработка индивидуальной программы сопровождения замещающей семьи.
6.9. Реализация программы сопровождения замещающей семьи.
6.10. Проведение контрольного консилиума.
6.11. Совместное обсуждение замещающими родителями и специалистами службы сопровождения результатов сопровождения.
6.12. Проведение итогового консилиума.
6.13. Снятие замещающей семьи с учета, либо определение необходимости дальнейшего сопровождение семьи (пролонгация договора).
7. Права и обязанности Учреждения, на базе которого созданы службы сопровождения, при осуществлении сопровождения.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
7.1.1 Уполномоченная служба сопровождения имеет право: запрашивать в установленном порядке и получать необходимые материалы от специалистов органов опеки и попечительства муниципальных образований, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения, муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, общественных организаций в целях эффективной работы по сопровождению замещающих семей.
7.1.2. По согласованию со специалистами службы сопровождения и замещающих семей привлекать к сотрудничеству специалистов других учреждений, организаций для улучшения качества работы с замещающими семьями.
7.1.3. Посещать семьи граждан в рамках своей профессиональной деятельности в случае и порядке, предусмотренных действующим законодательством.
7.1.4. Вносить предложения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также учреждения и органы профилактики безнадзорности несовершеннолетних по вопросам сопровождения замещающих семей.
7.1.5. Проводить психодиагностические обследования детей, преданных на воспитание в замещающие семьи и замещающих родителей с соблюдением этических требований к проведению психодиагностики в порядке, предусмотренном законодательством.
7.1.6. Разрабатывать и реализовывать программы по сопровождению замещающих семей.
7.1.7. Обеспечивать клиентов необходимыми информационными материалами.
7.1.8. Разрабатывать методические материалы и оказывать помощь в разработке проектов нормативных актов по вопросам сопровождения.
7.1.9. Принимать участие в профессиональных мероприятиях (конференции, семинары, практикумы, тренинги) различного уровня по вопросам, относящимся к компетенции.
7.1.10. Осуществлять иные права в соответствии с действующим законодательством.
7.2. Служба сопровождения обязана:
7.2.1. При осуществлении сопровождения исходить из интересов детей и семей.
7.2.2. При осуществлении сопровождения руководствоваться настоящим Порядком и иными нормативными документами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики.
7.2.3. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в рамках своей профессиональной компетенции.
7.2.4. Незамедлительно сообщать информацию в органы местного самоуправления, осуществляющие отдельные государственные полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, в образовательные учреждения, учреждения здравоохранения, социальной защиты населения, в муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в органы внутренних дел, в общественные организации о фактах нарушения прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей в замещающих семьях.
7.2.5. Сохранять тайну и не разглашать сведения, полученные в результате консультативной деятельности и диагностирования замещающих семей.
7.2.6. Информировать родителей и детей из замещающих семей о целях, задачах, содержании и результатах проводимой работы.
7.2.7. Обеспечивать качество и доступность социальных услуг по сопровождению замещающих семей.
8. Организация деятельности по сопровождению.
8.1. Сопровождение замещающих семей осуществляется уполномоченной службой сопровождения на основании письменного обращения одного или обоих замещающих родителей (Приложение N 1).
8.2. За каждой семьей, поставленной на сопровождение, закрепляется ответственный специалист-куратор семьи, непосредственно организующий, контролирующий предоставление услуг по сопровождению и отвечающий за конечный результат. Куратор мотивирует семью на сотрудничество, организует подписание договора на оказание услуги по сопровождению (Приложение N 2), проводит первичную диагностику, оценивает риски семьи, информирует семью о предоставляемых услугах.
8.3. Куратор составляет программу сопровождения каждой замещающей семьи и согласовывает ее с замещающими родителями (Приложение N 3).
8.4. При групповых формах работы формируются группы заявителей. Количество участников группы должно быть не менее 3 человек и не должно превышать 15 человек. В иных случаях осуществляется индивидуальная работа.
8.5. График проведения занятий и список кураторов, ответственных за организацию сопровождения, утверждается приказом руководителя службы сопровождения,
8.6. На каждого клиента (замещающую семью) формируется личное дело (личная карточка), отражающее полную информацию о семье и предоставленных услугах о сопровождении. Замещающие семьи, поступившие на сопровождение, регистрируются в базе данных (журнале, картотеке) учета.
8.7. Документация по сопровождению замещающих семей включается в общую номенклатуру дел Учреждения, на базе которого создана служба сопровождения: журнал (картотека) учета семей, личное дело (личная карточка) семьи, журнал учета групповых занятий, журнал учета индивидуальных консультаций, программа сопровождения семьи
8.8. Основанием для досрочного прекращения сопровождения (расторжения договора) являются отказ замещающих родителей от дальнейшей работы со специалистами службы сопровождения, а также невыполнение одной из сторон условий Программы сопровождения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.