В целях стабильного функционирования системы дополнительного образования детей, перехода на нормативно-подушевое финансирование приказываю:
1. Утвердить Региональные требования к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике (далее - учреждение).
2. Руководителям государственных учреждений организовать работу вверенных учреждений в соответствии с Региональными требованиями к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра А. Кирина.
Заместитель Председателя правительства КБР - |
Н. Емузова |
Региональные требования
к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике
(утв. приказом Минобрнауки КБР от 17 августа 2015 г. N 778)
Нумерация пунктов настоящих Требований приводится соответствии с источником
1. Настоящие региональные требования к регламентации деятельности образовательных организаций дополнительного образования детей (далее - Требования) регулируют деятельность государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике (далее - организация).
В соответствии со ст. 23 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 20.12.2012 года N 273-ФЗ организацией дополнительного образования является образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели своей деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Дату Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ следует читать "от 29 декабря 2012 г."
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявляющих выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. (Статья 75 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 20.12.2012 года N 273-ФЗ).
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не предусмотрено спецификой реализуемой образовательной программы.
2. Условия организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей (УДОД) Кабардино-Балкарской Республики регламентируются:
Конституцией Российской Федерации, Законом "Об образовании в российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), Законом Кабардино-Балкарской Республики "Об образовании" 24 апреля 2014 г. N 23-РЗ, другими законодательными и нормативными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ними, Указами и Распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Указами и Распоряжениями Главы Кабардино-Балкарской Республики, Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008, Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.4.3172-14, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г.), приказами Минобрнауки КБР, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики, Уставом учреждения, его локальными актами и настоящими Требованиями.
3. Требования к организациям дополнительного образования детей.
Организация может реализовать дополнительные общеобразовательные программы как общеразвивающие, так и предпрофессиональные.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Содержание дополнительных предпрофессиональных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными требованиями, (п. 4, ст. 75 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 20.12.2012 года N 273-ФЗ).
Дополнительные общеразвивающие программы могут иметь следующие направленности:
- научно-техническую;
- спортивно-техническую;
- физкультурно-спортивную;
- художественно-эстетическую;
- туристско-краеведческую;
- эколого-биологическую;
- военно-патриотическую;
- социально-педагогическую;
- культурологическую;
- естественно-научную.
4. Наряду с образовательной деятельностью организация может:
- проводить массовые мероприятия с учетом запросов региона, муниципальных образований, детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально-культурных традиций;
- оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности учащихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям на договорной основе.
5. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
6. Комплектование учебных групп осуществляется в соответствии с порядком, определенным Положением о комплектовании и наполняемости групп (объединений), разработанным организацией, принятом на педагогическом совете и утвержденным руководителем организации.
В целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 (Увеличение к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов) и достижения целевых показателей "дорожной карты" численный состав объединений должен быть:
на I году обучения - 12-15 человек;
на II году обучения - 10-12 человек;
на III и последующих годах обучения - 8-10 человек.
На этапе 4 и последующих годах обучения, а также на ранних этапах при работе с одаренными детьми, детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, допускается создание творческих объединений в количестве менее 8 человек при наличии индивидуального плана работы с группой, или программы индивидуального образовательного маршрута. Решение о создании таких групп принимается педагогическим советом учреждения и оформляется приказом директора.
В случае снижения фактической наполняемости в течение учебного года до 50% и ниже от списочного состава, учебные группы могут быть объединены или расформированы. Высвобожденные при этом средства могут быть использованы на открытие новых детских объединений.
7. Сроки реализации программ зависят от поставленных целей и объема содержания. Для достижения высоких результатов и оказания качественных услуг дополнительного образования рекомендуемый срок реализации программ должен быть не менее 3 лет.
8. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не предусмотрено спецификой реализуемой образовательной программы в возрасте от 4 до 18 лет.
9. Деятельность детей в организации осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных детских объединениях по интересам (клуб, студия, театр, центр, группа, кружок, секция, лаборатория и др.).
10. Образовательный процесс в организации осуществляется с учетом принципов добровольности, свободного выбора детьми и подростками видов занятий, их инициативы и самостоятельности.
Каждый ребенок имеет право заниматься в двух объединениях разного профиля, менять их. При выборе ребенком более двух профилей за последующие ежемесячно вносится плата от 20 до 30% от расходов на содержание ребенка в данном конкретном учреждении в месяц.
7. Учет контингента обучающихся осуществляется путем формирования электронного списка по структурным подразделениям (отделам) в разрезе каждого кружка, объединения, секции и т.п. и алфавитной книги.
См. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27 апреля 2016 г. N 70-ПП "О Положении о Региональном сегменте единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам"
8. Прием детей в организацию осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей).
При приеме детей в спортивные, хореографические, туристические и др. объединения, связанные с физической нагрузкой, к заявлению прикладывается справка о состоянии здоровья ребенка.
9. Организация самостоятельно разрабатывает и утверждает:
- дополнительные образовательные программы с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений, детских и юношеских общественных объединений и организаций, особенностей социально-экономического развития региона и национально-культурных традиций;
- учебные планы.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
10. Учебный план содержит перечень направленностей, реализуемых в соответствии с лицензией, программ, количество групп и занимающихся в них детей, объем педагогических и концертмейстерских часов по годам обучения и другие необходимые для планирования средств показатели. Разрабатывается на основе программы развития, образовательной программы, в соответствии с государственным заданием организации. В установленном порядке согласуется с органом, осуществляющим управление в сфере образования, наделенным полномочиями учредителя. Учебный план может быть откорректирован до 1 октября текущего года.
В течение учебного года по представлению руководителя в учебный план УДОД могут быть внесены изменения и (или) дополнения.
11. В составе контингента обучающихся в организации должно быть не менее 60% детей в возрасте от 10 до 17 лет.
12. Норма часов преподавательской нагрузки за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю (Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников").
Верхний предел учебной нагрузки педагогических работников образовательных учреждений дополнительного образования детей в Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам не предусмотрен. (Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников Трудового кодекса Российской Федерации).
13. Нормируемая часть рабочего времени работников, ведущих преподавательскую работу, определяется в астрономических часах.
В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная. Диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-спортивных, творческих и иных мероприятий. Проводимых с обучающимися. (п. 6 Ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 20.12.2012 года N 273-ФЗ).
Конкретная продолжительность учебных занятий, а также перерывов между ними предусматривается Уставом либо локальным актом образовательной организации с учетом соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Выполнение преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006 N 69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений").
Продолжительность одного занятия (1 академического часа) определяется образовательной программой и устанавливается для детей дошкольного возраста 30-35 минут, младшего школьного возраста - 35-40 минут, для среднего и старшего школьного возраста - 40-45 минут с обязательным перерывом между занятиями 10-15 минут. Академический час не превышает 45 мин.
При этом в образовательных программах и журналах учета занятий проставляются академические часы, а в расписании - астрономические.
Занятия могут проводиться со всем составом объединения, по группам и индивидуально в соответствии с программой и в пределах отпущенных часов на объединение. Занятия объединений фиксируются в журнале учета и контроля работы детского объединения.
14. В период летних каникул допускается работа детских творческих объединений в рамках деятельности профильных смен, учебно-тренировочных сборов, слетов, летних оздоровительных площадок, экспедиций, лагерей и т. д. по дополнительным образовательным программам, разработанным на данный период с учетом здоровьесберегающих технологий.
15. Занятия в организации проводятся согласно расписанию. Расписание составляется в начале учебного года (до 15 сентября), утверждается директором УДОД и заверяется печатью, согласуется в установленном порядке.
Перенос занятий или временное изменение его производится только с согласия администрации и оформляется документально.
16. Учебный год в организации начинается в сентябре и заканчивается в мае. Занятия в детских объединениях первого года обучения должны начинаться не позднее 15 сентября.
Комплектование объединений всех годов обучения проходит в августе каждого календарного года и завершается до 15 сентября.
Зачисление детей для обучения в организации осуществляется приказом директора.
Все изменения, происходящие с контингентом обучающихся в течение учебного года, должны отражаться в приказах по организации.
17. В период школьных каникул объединения могут работать по специальному расписанию с переменным составом.
18. Условиям осуществления образовательного процесса должно соответствовать необходимое дидактическое, методическое, материально- техническое обеспечение в соответствии с образовательными программами детских объединений.
Организации могут иметь специально оборудованные помещения для осуществления образовательного процесса (учебные кабинеты, лаборатории, секции, концертные, выставочные залы, танцевальные классы, спортивные сооружения (помещения), в том числе спортивно-технические, теплицы, бассейны, опытные участки (хозяйства), манежи, оборудованные трассы, библиотеки, медиатеки, другие объекты социальной инфраструктуры.
19. Результативность образовательного процесса (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) отслеживается в ходе участия обучающихся в рейтинговых мероприятиях различного уровня, а также по результатам тестов, творческих работ, защиты проектов, отчетных мероприятий, открытых занятий, выставок, соревнований, в иных формах, предусмотренных образовательной программой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены региональные требования к регламентации деятельности государственных учреждений дополнительного образования детей в КБР.
Так, дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявляющих выдающиеся способности.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не предусмотрено спецификой реализуемой образовательной программы.
Указано, что организация может реализовать дополнительные общеобразовательные программы как общеразвивающие, так и предпрофессиональные. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей дополнительное образование детей.
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются в течение всего календарного года, в том числе и в каникулярное время. Рекомендуемый срок реализации программ должен быть не менее 3 лет.
Каждый ребенок имеет право заниматься в двух объединениях разного профиля, менять их. При выборе ребенком более двух профилей, за последующие ежемесячно вносится плата от 20 до 30% от расходов на содержание ребенка в данном конкретном учреждении в месяц.
Продолжительность одного занятия определяется образовательной программой и устанавливается для детей дошкольного возраста 30-35 минут, младшего школьного возраста - 35-40 минут, для среднего и старшего школьного возраста - 40-45 минут с обязательным перерывом между занятиями 10-15 минут. Академический час не должен превышать 45 мин.
Результативность образовательного процесса (промежуточная и итоговая аттестация обучающихся) отслеживается в ходе участия обучающихся в рейтинговых мероприятиях различного уровня, а также по результатам тестов, творческих работ, защиты проектов, отчетных мероприятий, открытых занятий, выставок, соревнований, в иных формах, предусмотренных образовательной программой.
Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики от 17 августа 2015 г. N 778 "Об утверждении Региональных требований к регламентации деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Кабардино-Балкарской Республике"
Текст приказа официально опубликован не был