Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Положение
о наставничестве в Министерстве спорта Кабардино-Балкарской Республики
(утв. приказом Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики от 16 сентября 2015 г. N 74)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение о наставничестве в Министерстве спорта Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министерство) определяет цели, задачи, порядок организации работы по наставничеству.
2. Наставничество представляет собой форму обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) Министерства.
3. Наставничество является кадровой технологией, предполагающей передачу знаний и навыков от более квалифицированных лиц менее квалифицированным, а также содействие обеспечению их профессионального становления и развития.
4. Наставничество представляет собой целенаправленную деятельность руководителей структурных подразделений Министерства, наиболее опытных гражданских служащих этих подразделений по оказанию помощи гражданским служащим, в отношении которых осуществляется наставничество, в профессиональном становлении и развитии, по адаптации к исполнению должностных обязанностей, по самостоятельному выполнению служебных обязанностей, по повышению заинтересованности в высокой результативности профессиональной служебной деятельности.
5. Участниками наставничества являются:
- лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, - гражданский служащий, впервые поступивший на гражданскую службу;
- гражданский служащий, вновь принятый на гражданскую службу после продолжительного перерыва в ее прохождении;
- гражданский служащий, назначенный на вышестоящую должность гражданской службы в порядке должностного роста;
- гражданский служащий, изменение и/или выполнение новых должностных обязанностей которого требует назначения наставника;
- наставник - гражданский служащий, назначаемый ответственным за профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- представитель отдела государственной службы, кадров, делопроизводства и правового обеспечения (далее - кадровая служба) Министерства, осуществляющий организационное и документационное сопровождение процесса наставничества;
- руководитель структурного подразделения Министерства;
- заместитель министра спорта Кабардино-Балкарской Республики (далее - заместитель министра), курирующий структурное подразделение.
II. Цели и задачи наставничества
6. Целями наставничества являются подготовка гражданских служащих к самостоятельному выполнению должностных обязанностей, минимизация периода их адаптации к замещаемой должности, помощь в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных знаний и навыков выполнения служебных обязанностей.
7. Задачами наставничества являются:
- оказание помощи в профессиональной и должностной адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления служебной деятельности, а также в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных обязанностей;
- оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний и навыков лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорение процесса профессионального становления и развития лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с замещаемой должностью;
- содействие в выработке навыков служебного поведения лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего профессионально-этическим принципам и правилам служебного поведения, а также требованиям, установленным законодательством;
- обучение лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, эффективным формам и методам индивидуальной работы и работы в коллективе, развитие их способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них служебные обязанности, повышать свой профессиональный уровень;
- формирование у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, высокой сознательности, дисциплинированности, трудолюбия, приверженности службе, чувства ответственности за порученное дело и свои поступки, доброжелательного и уважительного отношения к сослуживцам, гражданам и другим лицам;
- развитие у лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, интереса к служебной деятельности, содействие их закреплению на гражданской службе;
- формирование активной гражданской и жизненной позиции лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе.
8. Наставничество является выполнением особо важного и сложного задания на гражданской службе.
III. Организация наставничества
9. Наставничество устанавливается в отношении лиц, исполнение должностных обязанностей которых требует обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей гражданских служащих, в том числе расширения или освоения новых профессиональных знаний, овладения новыми практическими навыками.
10. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех до шести месяцев. Срок наставничества предлагается руководителем структурного подразделения в зависимости от степени профессиональной и должностной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество, и устанавливается приказом министра спорта Кабардино-Балкарской Республики (далее - Министр). В указанный срок не включается период временной нетрудоспособности и другие периоды отсутствия по уважительным причинам лица, в отношении которого осуществляется наставничество. В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых навыков, наставничество по согласованию с руководителем структурного подразделения Министерства и наставником может быть завершено досрочно.
11. К работе в качестве наставников привлекаются профессионально компетентные гражданские служащие Министерства, показавшие высокие результаты служебной деятельности, проявившие способности к воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические навыки осуществления должностных (служебных) обязанностей по должности, замещаемой гражданским служащим, в отношении которого осуществляется наставничество, замещающие должность не ниже должности лица, в отношении которого осуществляется наставничество.
12. Утверждение кандидатуры наставника осуществляется приказом Министра не позднее одного месяца со дня назначения лица, в отношении которого осуществляется наставничество, на должность гражданской службы или приступления его к выполнению должностных обязанностей. Основанием для издания приказа о наставничестве является служебная записка руководителя структурного подразделения Министерства, согласованная с курирующим заместителем министра, в котором осуществляется наставничество, на добровольной основе и при обоюдном согласии наставника и лица, в отношении которого будет осуществляться наставничество. Согласие наставника оформляется письменным заявлением на имя Министра в произвольной форме.
13. В случаях увольнения наставника, перевода на другую работу наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество, продолжительной болезни или длительной командировки наставника, замена наставника оформляется приказом Министерства. При этом период осуществления наставничества не изменяется.
14. Замена наставника осуществляется приказом Министерства по письменной просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество:
- при прекращении наставником трудовых отношений с Министерством;
- при переводе (назначении) наставника или гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество, в другое подразделение Министерства или на иную должность;
- при неисполнении наставником своих обязанностей;
- по просьбе наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления гражданского служащего, в отношении которого осуществляется наставничество.
При этом период осуществления наставничества не изменяется.
IV. Руководство и контроль за организацией наставничества
15. Руководство и контроль за организацией наставничества осуществляет комиссия по наставничеству Министерства спорта Кабардино-Балкарской Республики (далее - комиссия по наставничеству), которая:
- обеспечивает систематическое рассмотрение вопросов организации наставничества на заседаниях комиссии;
- разрабатывает мероприятия по наставничеству на основе анализа существующих процессов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и критериев оценки наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- рекомендует руководителю структурного подразделения кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников;
- оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы наставников;
- заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, о проделанной работе;
- предлагает меры поощрения наставников.
16. Организацию наставничества в конкретном структурном подразделении Министерства и контроль за организацией наставничества осуществляет руководитель структурного данного подразделения Министерства, который:
- несет ответственность за организацию наставничества в структурном подразделении Министерства, руководителем которого он является;
- оказывает методическую и практическую помощь в составлении плана мероприятий по наставничеству, утверждает его и осуществляет общий контроль его выполнения;
- обеспечивает проведение промежуточного и итогового контроля за ходом наставничества;
- определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы;
- определяет кандидатуру наставника, осуществляет контроль его деятельности и деятельности закрепленного за ним лица, в отношении которого осуществляется наставничество, вносит необходимые изменения и дополнения в процесс работы по наставничеству;
- определяет (предлагает) срок наставничества в зависимости от уровня профессиональной подготовки лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- создает необходимые условия для совместной работы наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- проводит по окончании периода наставничества индивидуальное собеседование с лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, обеспечивает своевременное представление надлежаще оформленных документов по итогам наставничества.
17. Кадровая служба Министерства осуществляет организационное и документационное сопровождение процесса наставничества и координацию работы по наставничеству.
Организационное сопровождение наставничества заключается в:
- информационном обеспечении подбора наставников;
- анализе, обобщении опыта работы наставников;
- поддержании контакта с наставником и лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, для оказания необходимой помощи в рамках своей компетенции.
Документационное сопровождение процесса наставничества заключается в:
- подготовке проектов документов, сопровождающих процесс наставничества, в частности, приказа "О назначении наставника";
- оказании консультационной помощи в разработке плана мероприятий по наставничеству;
- осуществлении контроля за завершением периода наставничества и внесением в личные дела гражданских служащих соответствующих записей и документов.
Координация работы по наставничеству заключается в:
- проведении собеседований с лицами, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью выявления эффективности работы с ними наставников;
- устранении выявленных трудностей в процессе адаптации лиц, в отношении которых осуществляется наставничество;
- анализе, обобщении и распространении позитивного опыта наставничества.
Кадровая служба Министерства может проводить выборочное тестирование лиц, в отношении которых осуществляется наставничество, с целью проверки приобретенных ими знаний и навыков.
18. Промежуточный контроль за ходом наставничества осуществляется руководителем структурного подразделения наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество, по истечении трех месяцев с даты установления наставничества по следующим критериям:
- результаты выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, служебных обязанностей;
- уровень приобретения профессиональных навыков;
- способность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, самостоятельно исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом.
19. По окончании срока, установленного для наставничества, наставник составляет отчет по итогам наставничества и представляет его на рассмотрение комиссии по наставничеству Министерства.
Рассмотрение комиссией отчета по итогам наставничества осуществляется при участии наставника и лица, в отношении которого осуществляется наставничество, а также руководителя структурного подразделения, в котором осуществляется наставничество.
Заседание комиссии оформляется протоколом и сдается в кадровое подразделение Министерства.
V. Права и обязанности наставника
20. Наставник обязан:
- разрабатывать план мероприятий по наставничеству для лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с последующим их утверждением у руководителя структурного подразделения согласно приложению N 1;
- содействовать ознакомлению лица, в отношении которого осуществляется наставничество, с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы Министерства, с порядком исполнения распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью;
- организовать изучение лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, правовых актов антикоррупционной направленности;
- оказывать индивидуальную помощь в изучении законодательства, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Министерства, в овладении практическими приемами и способами качественного выполнения служебных заданий и поручений;
- выявлять и совместно устранять допущенные ошибки в служебной деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество;
- в качестве примера выполнять отдельные поручения и должностные обязанности совместно с лицом, в отношении которого осуществляется наставничество;
- передавать лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, накопленный опыт профессионального мастерства, обучать его наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;
- всесторонне изучать деловые и моральные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его отношение к службе, коллективу, гражданам;
- по отношению к лицу, в отношении которого осуществляется наставничество, быть требовательным, своевременно и принципиально реагировать на возможные проявления с его стороны недисциплинированности, используя при этом методы убеждения, воздействия коллектива;
- проявлять чуткость и внимательность, в корректной форме давать оценку результатам работы лица, в отношении которого осуществляется наставничество, терпеливо и тактично помогать в преодолении имеющихся недостатков;
- личным примером развивать положительные качества лица, в отношении которого осуществляется наставничество, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, при необходимости корректировать его поведение на службе;
- периодически докладывать руководителю структурного подразделения о процессе адаптации лица, в отношении которого осуществляется наставничество, его дисциплине и поведении, результатах профессионального становления;
- составлять отчет по итогам наставничества.
21. Наставник имеет право:
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения руководителю структурного подразделения Министерства о поощрении лица, в отношении которого осуществляется наставничество, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителя;
- осуществлять контроль деятельности лица, в отношении которого осуществляется наставничество, в форме личной проверки выполнения заданий, поручений, проверки качества подготавливаемых документов;
- требовать выполнения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, обязанностей, предусмотренных настоящим Положением;
- контролировать обеспеченность лица, в отношении которого осуществляется наставничество, соответствующим рабочим местом и техническим оборудованием, оказывать содействие в создании необходимых условий служебной деятельности.
22. За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от осуществления наставничества.
VI. Права и обязанности лица, в отношении которого осуществляется наставничество
23. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, обязано:
- изучать требования законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, законодательных и нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, правовых актов антикоррупционной направленности, нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов Министерства, определяющих права и обязанности гражданского служащего, вопросы прохождения гражданской службы и профессиональной подготовки гражданского служащего;
- изучать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в Министерстве;
- выполнять указания и рекомендации наставника, связанные с изучением порядка исполнения должностных (служебных) обязанностей, учиться у него практическому решению поставленных задач;
- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы качественного выполнения служебных задач и поручений;
- совместно с наставником устранять допущенные ошибки;
- сообщать наставнику о трудностях, возникших в связи с исполнением определенных должностных (служебных) обязанностей;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;
- дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на службе и вне службы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.
24. Лицо, в отношении которого осуществляется наставничество, имеет право:
- пользоваться имеющейся в подразделении служебной, нормативной, учебно-методической документацией;
- в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;
- при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к руководителю структурного подразделения.
VII. Завершение наставничества, стимулирование работы наставника
25. В течение десяти календарных дней по окончании установленного приказом Министерства срока наставничества наставник подготавливает отчет о результатах наставничества. При необходимости лицу, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства.
26. Согласованный руководителем структурного подразделения формализованный отчет о результатах наставничества передается в кадровую службу Министерства.
27. Кадровая служба Министерства подготавливает сводный доклад об организации и результатах наставничества.
28. Результатами эффективной работы наставника считаются:
- освоение и использование лицом, в отношении которого осуществлялось наставничество, в практической деятельности нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей, умение применять полученные теоретические знания в служебной деятельности;
- самостоятельность лица, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;
- дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных со служебной деятельностью.
29. Результаты работы наставника учитываются при проведении аттестации наставника, продвижении его по службе, материальном и нематериальном стимулировании.
Наставник, показавший высокие результаты, решением Министра может быть представлен к поощрению в виде объявления благодарности Министерства, награждения Почетной грамотой Министерства или выплаты премии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.