Закон Кабардино-Балкарской Республики от 11 февраля 2003 г. N 22-РЗ
"Об утверждении республиканской целевой Программы реформирования и
модернизации жилищно-коммунального комплекса
Кабардино-Балкарской Республики на 2002 - 2010 годы"
(принят Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 26 декабря 2002 г.)
Президент
Кабардино-Балкарской
Республики |
В.Коков |
г. Нальчик, Дом Правительства
11 февраля 2003 г.
N 22-РЗ
Приложение
к Закону
Кабардино-Балкарской Республики
от 11 февраля 2003 г. N 22-РЗ
Республиканская целевая программа
реформирования и модернизации жилищно - коммунального
комплекса Кабардино-Балкарской Республики
на 2002 - 2010 годы
Содержание
Паспорт Программы
/--------------------------------------------------------------------\
|Наименование - Республиканская целевая программа |
|Программы реформирования и модернизации жилищно - |
| коммунального комплекса Кабардино-Балкарской |
| Республики на 2002 - 2010 годы |
|--------------------------------------------------------------------|
|Дата принятия - Поручение Президента Кабардино-Балкарской |
|решения о Республики от 3 июня 2001 года |
|разработке Распоряжение Правительства |
|Программы Кабардино-Балкарской Республики от 25 июня |
| 2001 года N 245-Р |
|--------------------------------------------------------------------|
|Государственный - Правительство Кабардино-Балкарской |
|заказчик Программы Республики |
|--------------------------------------------------------------------|
|Координатор - Министерство жилищно - коммунального |
|исполнения хозяйства Кабардино-Балкарской Республики |
|Программы |
|--------------------------------------------------------------------|
|Основные - Министерство жилищно - коммунального |
|разработчики хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, |
|Программы Министерство экономического развития и |
| торговли Кабардино-Балкарской Республики, |
| Министерство финансов Кабардино-Балкарской |
| Республики, Министерство топлива и энергетики |
| Кабардино-Балкарской Республики |
|--------------------------------------------------------------------|
|Цели и задачи - основной целью Программы является |
|Программы, обеспечение устойчивого надежного |
|важнейшие целевые функционирования инженерных систем |
|показатели жизнеобеспечения, повышения качества |
| оказываемых услуг, комфортности условий |
| проживания и социальной защиты населения в |
| оплате жилищно - коммунальных услуг. |
| Для реализации данной цели необходимо |
| решить следующие задачи: |
| - обеспечить финансовое оздоровление |
| жилищно - коммунальных предприятий; |
| - обеспечить модернизацию основных фондов |
| жилищно - коммунального хозяйства на основе |
| обновления и внедрения новой техники; |
| - обеспечить снижение издержек и повышение |
| качества предоставления жилищно - коммунальных|
| услуг; |
| - усилить социальную направленность |
| политики в сфере жилищно - коммунального |
| хозяйства; |
| - сформировать инвестиционную |
| привлекательность жилищно - коммунального |
| комплекса; |
| - оказать государственную поддержку |
| модернизации жилищно - коммунального |
| комплекса; |
| - совершенствовать систему управления, |
| эксплуатации и контроля в жилищно - |
| коммунальном хозяйстве |
|--------------------------------------------------------------------|
|Сроки реализации - 2002 - 2010 годы: |
|Программы первый этап - 2002 - 2003 годы; |
| второй этап - 2004 - 2005 годы; |
| третий этап - 2006 - 2010 годы |
|--------------------------------------------------------------------|
|Объемы и - финансирование, всего - 1120,0 млн. |
|источники рублей, в том числе из: |
|финансирования федерального бюджета - 122,0 млн. рублей; |
|Программы республиканского бюджета |
| Кабардино-Балкарской Республики - 534,0 млн. |
| рублей; |
| местных бюджетов - 171,3 млн. рублей; |
| внебюджетных источников - 292,7 млн. рублей |
| в том числе: |
| средства предприятий жилищно - |
| коммунального хозяйства - 38,7 млн. рублей; |
| заемные средства - 254,0 млн. рублей |
|--------------------------------------------------------------------|
|Исполнители - Министерство жилищно - коммунального |
|Программы хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, |
| Министерство экономического развития и |
| торговли Кабардино-Балкарской Республики, |
| Министерство финансов Кабардино-Балкарской |
| Республики, Министерство топлива и энергетики |
| Кабардино-Балкарской Республики, Министерство |
| имущественных и земельных отношений |
| Кабардино-Балкарской Республики, Министерство |
| труда и социального развития |
| Кабардино-Балкарской Республики |
|--------------------------------------------------------------------|
|Система - система программных мероприятий включает: |
|мероприятий - инвентаризацию, реструктуризацию и |
|Программы ликвидацию дебиторской и кредиторской |
| задолженности предприятий жилищно - |
| коммунального комплекса; |
| - ликвидацию дотационности жилищно - |
| коммунального комплекса и обеспечение |
| стабильного и достаточного финансирования |
| предоставляемых жилищно - коммунальных услуг; |
| - обеспечение мер социальной защиты семей с |
| низкими доходами при переходе на полную оплату|
| жилищно - коммунальных услуг; |
| - совершенствование экономических |
| механизмов в жилищно - коммунальной сфере; |
| - формирование благоприятных условий для |
| привлечения инвестиций в жилищно - |
| коммунальный комплекс; |
| - обеспечение эффективного и целевого |
| использования средств республиканского бюджета|
| на модернизацию жилищно - коммунального |
| комплекса; |
| - создание механизмов участия государства и |
| органов местного самоуправления в привлечении |
| предприятиями жилищно - коммунального |
| комплекса долгосрочных заемных ресурсов |
|--------------------------------------------------------------------|
|Ожидаемые - повышение качества жилищно - коммунального |
|конечные обслуживания потребителей, обеспечение |
|результаты надежности работы инженерных систем |
|реализации жизнеобеспечения, комфортности и безопасности |
|Программы условий проживания, социальная защита |
| населения в оплате жилищно - коммунальных |
| услуг. Эти цели будут достигнуты за счет |
| оздоровления финансового положения предприятий|
| жилищно - коммунального комплекса, |
| демонополизации и развития конкурентных |
| отношений, совершенствования договорных |
| отношений и тарифного регулирования |
| естественных локальных монополий, |
| государственной поддержки модернизации жилищно|
| - коммунального комплекса |
|--------------------------------------------------------------------|
|Система - контроль за ходом реализации Программы |
|организации осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской |
|контроля за Республики, Правительство Кабардино-Балкарской|
|исполнением Республики, Министерство экономического |
|Программы развития и торговли Кабардино-Балкарской |
| Республики, Министерство финансов |
| Кабардино-Балкарской Республики. |
| Административный контроль Государственного |
| заказчика дополняется текущим финансовым |
| контролем за использованием средств |
| федерального и республиканского бюджетов. |
| Министерство финансов Кабардино-Балкарской |
| Республики контролирует предоставление |
| ресурсов исполнителям в сроки и объемах, |
| утвержденных Программой. Государственный |
| комитет Кабардино-Балкарской Республики по |
| статистике осуществляет систематический учет |
| по показателям Программы. Правительство |
| Кабардино-Балкарской Республики ежегодно |
| представляет в Парламент Кабардино-Балкарской |
| Республики отчет о ходе исполнения Программы в|
| сроки рассмотрения исполнения республиканского|
| бюджета Кабардино-Балкарской Республики за |
| истекший год |
\--------------------------------------------------------------------/
Введение
Настоящая Программа реформирования и модернизации жилищно - коммунального комплекса Кабардино-Балкарской Республики (далее - Программа) определяет комплекс мероприятий и качество оказываемых услуг, повышающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения, ликвидирующих дотационность жилищно - коммунального комплекса и выводящих его на режим устойчивого достаточного финансирования. Программа направлена на создание комфортных и безопасных условий проживания населения.
Программа предусматривает решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий (техническая составляющая Программы), разработку и широкое внедрение мер по стимулированию жилищно - коммунальных предприятий к эффективному и рациональному хозяйствованию для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей (организационно - экономическая составляющая Программы).
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно - целевыми методами
Кризисное состояние жилищно - коммунального комплекса характеризуется дотационностью сферы, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, неэффективной работой предприятий, большими потерями энергоносителей.
Выступив на начальном этапе экономических реформ в роли амортизатора социальных последствий, либерализации цен, жилищно - коммунальная сфера сегодня сама превращается в источник угроз нестабильности социального и экономического развития нашей республики.
Жилищно - коммунальное хозяйство сегодня - это сложнейший производственно - технологический комплекс жизнеобеспечения населения. В нем сосредоточена четверть основных фондов республики, это более 4,2 млн. кв.м жилья, 2500 жилых домов, 279 котельных, 46 ЦТП, 384 км тепловых сетей. Это мощные инженерные системы водоснабжения и водоотведения с тысячами километров распределительных сетей: 3600 км водопроводных сетей и 534 км канализационных сетей, 502 водозаборных сооружения и каптажа общей мощностью 440 тыс. куб.м в сутки. В отраслевой комплекс входят гостиницы, службы благоустройства и озеленения, ритуального и бытового обслуживания. Это - отрасль, с деятельностью которой каждый гражданин соприкасается ежедневно.
Годовой объем работ и услуг достиг 800 млн. рублей. За сутки добывается и подается потребителям более 260 тыс. куб.м воды, вырабатывается и реализуется свыше 8000 Гкал тепловой энергии на 7 тысяч объектов.
При этом износ объектов коммунальной инфраструктуры составляет более 60 процентов, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок. Количество аварий выросло за 10 лет примерно в 5 раз и составило в 2001 году 70 аварий на 100 км сетей водоснабжения и 200 аварий на 100 км сетей теплоснабжения.
Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Потери, связанные с утечками из-за внутренней и внешней коррозии труб, составляют 10 - 15 процентов. Срок службы теплотрасс в настоящее время в 4 - 6 раз ниже нормативного. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 30 процентов от произведенной тепловой энергии. Перерасход топлива в котельных достигает 12,5 процента.
Планово - предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики уступил место аварийно - восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5 - 3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. Это еще более усугубляет нехватку ресурсов. Одним из следствий такого положения стало обострение проблемы обеспечения населения республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве.
Из-за повышенного загрязнения водоисточников традиционно применяемые технологии обработки воды стали в большинстве случаев недостаточно эффективными и не всегда обеспечивают подачу населению питьевой воды, соответствующей по качеству санитарным нормам.
В 2001 году 53 процента аварий водопроводно - канализационных сетей произошли по причинам их ветхости. Дальнейшее увеличение износа сетей и сооружений приведет к резкому возрастанию аварий, ущерб от которых может значительно превысить затраты на их предотвращение.
Развитие жилищно - коммунального хозяйства Кабардино - Балкарской Республики в настоящее время производится в соответствии с:
- республиканской целевой программой "Жилье - 2010";
- государственной целевой программой "Обеспечение населения Кабардино-Балкарской Республики питьевой водой";
- республиканской целевой программой "Энергосбережение Кабардино-Балкарии" (1999 - 2005 гг.).
Более 147,0 тыс. кв.м жилья находятся в ветхом и аварийном жилищном фонде, что составляет 0,35 процента жилья в республике, в этом фонде проживает около 8 тыс. человек. Количество ветхого жилищного фонда за последние 10 лет возросло почти в 2 раза. Рост ветхого жилищного фонда обусловлен тем, что в структуре расходов на жилищно - коммунальное хозяйство удельный вес капитального ремонта составляет 0,4 процента при нормативной потребности 4 - 5 процентов.
Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что жилищно - коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально - технических ресурсов.
Все это свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и уровням программа действий.
2. Организационно - экономическая модель
реформирования отрасли
Система жилищно - коммунального хозяйства, сложившаяся при плановой экономике, является крайне неэффективной и затратной.
Мероприятия Программы в сочетании с мерами по совершенствованию жилищного строительства, развитию институтов жилищного финансирования и созданию инфраструктуры рынка жилья направлены на переход к новой экономической модели устойчивого функционирования жилищно - коммунального комплекса.
Основой экономических отношений в отрасли в настоящее время остается система бюджетного дотирования предприятий жилищно - коммунального комплекса. Дотационность отрасли и отсутствие у получателей услуг возможности влиять на их количество и качество в сочетании с сохранившейся со времен административной экономики централизацией управления коммунальными предприятиями и отсутствием конкуренции являются основными причинами существующих проблем жилищно - коммунального хозяйства: хронического дефицита финансирования, высокой затратности и отсутствия экономических стимулов снижения издержек, неэффективной и бесприбыльной работы предприятий жилищно - коммунального комплекса, высокого уровня потерь ресурсов. Бюджетные ограничения обусловливают отсутствие средств для модернизации и развития жилищно - коммунального хозяйства. Кроме того, существенную часть стоимости услуг, не покрываемых платежами населения, компенсируют промышленные предприятия за счет перекрестного субсидирования, что удорожает себестоимость их продукции и снижает ее конкурентоспособность.
Система дотирования жилищно - коммунальных предприятий в отличие от прямого субсидирования малообеспеченных семей не позволяет обеспечить адресность выделяемых субсидий. Это, во-первых, приводит к ситуации, в которой конечными получателями субсидий выступают не только малоимущие граждане, но и группы граждан с высокими и средними доходами. Во-вторых, такая система не гарантирует доведение средств бюджета до граждан - конечных получателей субсидий и, в-третьих, расчет необходимого размера дотаций в отсутствие полноценного понятия цены услуг носит субъективный, непрозрачный характер.
Совмещение функций собственника жилищного фонда и хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда создает серьезный внутренний конфликт интересов, результатом которого является отсутствие стимулов для повышения эффективности управления жилищным фондом и его эксплуатации.
Порядок установления тарифов на жилищно - коммунальные услуги устарел и не сопровождается адекватной системой контроля за уровнем производственных издержек, в том числе аудитом, не отражает объективных финансовых потребностей в развитии предприятий и замене изношенных основных фондов. Система определения рентабельности деятельности коммунальных предприятий сохранилась со времен планового хозяйства и не гарантирует достаточной прибыли для возврата капитала, вкладываемого в жилищно - коммунальную сферу.
В силу этого отмеченные негативные явления не только не ликвидируются, но и продолжают нарастать.
Новая система экономических отношений в жилищно - коммунальном хозяйстве предполагает принципиальное изменение как функций ее участников, так и механизмов их взаимодействия и организации финансовых потоков.
Основной идеей реформы жилищно - коммунального хозяйства является передача права распоряжения всеми бюджетными ресурсами, выделяемыми на дотирование отрасли, от коммунальных предприятий непосредственно гражданам - субъектам, в наибольшей степени заинтересованным в эффективном расходовании этих средств.
Будет ликвидировано существующее разделение направлений бюджетного финансирования жилищно - коммунального хозяйства. Главными участниками экономических отношений в жилищно - коммунальном хозяйстве станут жилищно - коммунальные предприятия и непосредственные потребители их услуг - граждане, а бюджетные средства, расходуемые на дотирование отрасли, будут полностью переориентированы на предоставление адресной целевой помощи непосредственно гражданам (кроме граждан с высокими доходами, в отношении которых дотирование будет прекращено).
Перевод отношений между предприятиями жилищно - коммунального комплекса и получателями их услуг на договорную основу, отделение выполнения функций собственника жилищного фонда от осуществления хозяйственной деятельности по управлению и обслуживанию этого фонда в муниципальном секторе, совершенствование системы и принципов регулирования тарифов на услуги локальных монополистов в коммунальном хозяйстве позволят:
- перейти на полную оплату стоимости жилищно - коммунальных услуг населением без увеличения в составе такого платежа (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) доли собственных расходов граждан, за исключением семей с высокими доходами, не имеющих права на получение жилищной субсидии;
- потребителям непосредственно влиять на объем и качество жилищно - коммунальных услуг путем воздействия на жилищно - коммунальные предприятия с целью повышения уровня оказываемых услуг;
- производить конкурсный отбор управляющих компаний и подрядных организаций, предлагающих более качественные услуги по наименьшей цене;
- стимулировать энергоресурсосбережение как со стороны жилищно - коммунальных предприятий (для снижения производственных издержек), так и со стороны потребителей (для уменьшения стоимости потребляемых услуг);
- создать единую республиканскую расчетную информационную сеть, отражающую в реальном времени состояние начислений и расчетов за жилищно - коммунальные услуги всех групп потребителей;
- создать единый расчетно - кассовый центр по организации сбора и обработки жилищно - коммунальных платежей и предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- перейти на полные договорные взаимоотношения между производителем, потребителем и заказчиком жилищно - коммунальных услуг, в которых будут отражены снижение ставок и тарифов за некачественно предоставленные услуги, а также дифференциация ставок оплаты государственного и муниципального жилья в зависимости от местоположения и превышения по площади социальной нормы;
- стабилизировать финансовый поток для организаций, оказывающих жилищно - коммунальные услуги, сделав его прозрачным и гарантированным.
Реализация новой экономической модели позволит привлечь дополнительные источники финансирования, обеспечить бездотационный режим функционирования жилищно - коммунального хозяйства, повысить его эффективность и, что наиболее важно, гарантировать адресность государственной помощи малообеспеченным слоям населения, прекращение дотирования граждан с высоким уровнем доходов и непосредственное доведение субсидий до получателей с использованием системы социальных счетов граждан.
3. Рыночные механизмы функционирования
жилищного хозяйства
Одна из основных задач реализации Программы - создание конкурентной среды в жилищной сфере.
Реформа собственности в жилищном хозяйстве должна привести к развитию конкуренции в двух направлениях:
- конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондом;
- конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно - коммунальных услуг от управляющей компании.
Импульсом для развития конкуренции в этих направлениях должно служить формирование многообразия объединений собственников жилья.
Создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума), включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание, является на сегодняшний день одним из эффективных способов защиты прав собственников жилья и организации управления многоквартирным жилым домом с разными собственниками отдельных помещений.
Для стимулирования создания товариществ собственников жилья в рамках реализации Программы необходимо с учетом имеющейся нормативной базы разработать пакет нормативных документов по созданию и функционированию товариществ собственников жилья.
Необходимо преобразование предприятий в хозяйствующие субъекты с более высокой степенью самостоятельности, независимости и ответственности, в равноправных партнеров договорных отношений (регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации, положениями о формировании договорных отношений, о службе заказчика), в том числе путем акционирования.
Развитие договорных отношений предполагает переход от формальных процедур заключения договоров на жилищно - коммунальное обслуживание к созданию системы, обеспечивающей сочетание прав, обязанностей и ответственности участников договорных отношений, защиту интересов потребителей, независимость и ответственность предприятий, повышение роли органов местного самоуправления.
Реализация указанных нормативных актов в городах и районах республики, а также конкретных процедур заключения договоров требует доработки следующих нормативных документов, отражающих особенности обслуживания в городах и районах:
- договора социального и коммерческого найма жилых помещений;
- договора на обслуживание с собственником жилого помещения;
- договора на содержание и ремонт жилых домов;
- договора на предоставление коммунальных услуг (по каждому виду услуг).
В каждом из этих договоров должны содержаться конкретные показатели качества обслуживания и критерии их оценки, уровень и порядок оплаты услуг в соответствии с реально достигнутым качеством обслуживания, а также санкции к обеим сторонам договорных отношений за нарушение условий договоров. В договорах должен быть также отражен порядок сбора платежей за услуги, взимания пеней за задолженность по оплате и т.д.
Наряду с этим, важным является принятие на уровне республики нормативного акта, предусматривающего ответственность заказчика, предприятия жилищно - коммунального хозяйства и потребителя услуг за уклонение от заключения договоров, за нарушение договорных обязательств по качеству услуг и их оплате.
Контроль за ходом заключения и исполнения договоров осуществляется жилищной инспекцией.
Сбор платы за жилье и коммунальные услуги должен производиться собственником домовладения или уполномоченной им организацией через расчетно - кассовые центры. Специализация расчетно - кассовых центров должна заключаться в оперативном ежемесячном расчете платежей населения в зависимости от реального потребления жилищно - коммунальных услуг. Это предполагает наличие специализированной информационно - вычислительной базы.
Поэтому в городах, где существуют несколько управляющих компаний, функции по проведению расчетов по платежам населения целесообразно передавать на условиях подрядного договора специализированным расчетно - кассовым центрам, которые собирают всю информацию по платежам, осуществляемым потребителями предприятиям жилищно - коммунального хозяйства. В муниципальных образованиях, где управление муниципальным жилищным фондом осуществляет одна управляющая компания, расчетно - кассовый центр может создаваться как структурное подразделение этой компании.
Кроме того, в ходе реализации Программы должен уточняться прогноз ценовой политики с учетом динамики реальных доходов населения, а также структуры и динамики потребительских расходов семей.
На основе полученных результатов будет проводиться корректировка темпов и этапов реализации перехода к полному возмещению затрат предприятий за счет средств населения.
Реализация программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства предполагает анализ и обобщение опыта хода реформы по каждому конкретному направлению в городах и районах республики.
Результаты анализа должны быть положены в основу уточнения либо изменения мероприятий Программы на каждый последующий период.
4. Система программных мероприятий и структура затрат
на модернизацию жилищно-коммунального комплекса
Обеспечение устойчивой и надежной работы жилищно - коммунального комплекса требует принятия экстренных мер бюджетной поддержки для проведения неотложных ремонтных и восстановительных работ, в первую очередь, за счет средств республиканского и местных бюджетов. Оперативная мобилизация ресурсов должна быть направлена на решение задач модернизации и технического переоснащения котельных, сетей тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистных сооружений, внедрения современных энергосберегающих технологий в жилищно - коммунальном комплексе.
Средства республиканского бюджета направляются на реализацию республиканских проектов, в том числе на модернизацию и завершение строительства крупных объектов, имеющих важное значение для обеспечения жизнедеятельности районов и городов республики. Эти проекты должны быть направлены на:
- ликвидацию кризисного состояния систем теплоснабжения, водоснабжения и канализации;
- модернизацию или завершение строительства крупных объектов, обеспечивающих решение задачи снабжения коммунальными услугами и имеющих определяющее значение для жизнедеятельности республики;
- решение проблемы ресурсного обеспечения и предоставления коммунальных услуг, имеющих значение для республики;
- завершение работ по переводу сельских котельных на газообразное топливо;
- капитальный ремонт тепломеханического оборудования котельных в сельских населенных пунктах республики.
Структура финансирования мероприятий Программы по модернизации жилищно - коммунального комплекса состоит из следующих составных частей:
- средства республиканского бюджета, предоставляемые в различной форме органам местного самоуправления, предприятиям жилищно - коммунального хозяйства, осуществляющим проекты по модернизации жилищно - коммунального комплекса;
- средства местных бюджетов, жилищно - коммунальных предприятий, дополнительно привлеченные заемные средства, в том числе под гарантии Кабардино-Балкарской Республики или органов местного самоуправления;
- средства федерального бюджета;
- ипотечное и льготное кредитование, средства различных фондов софинансирования.
Участие в Программе в случаях заемного финансирования требует обязательной оценки кредитоспособности заемщика - предприятия жилищно - коммунального комплекса или органа местного самоуправления и обоснованности проектных предложений по модернизации жилищно - коммунального комплекса.
Объемы и источники финансирования модернизации
жилищно - коммунального комплекса (*)
Таблица N 1
(млн. рублей в ценах 2001 года)
/-----------------------------------------------------------------\
| Источники | Объем финансовых ресурсов |
| финансирования|-------------------------------------------------|
| |На пе| по этапам |
| |риод |-------------------------------------------|
| |реали|I этап| II этап | III этап |
| |зации|------+---------+--------------------------|
| | | 2003|2004|2005|2006|2007|2008|2009 |2010 |
| | | г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. |
|---------------+-----+------+----+----+----+----+----+-----+-----|
|Всего, |1120 | 198 |139 |124 |118 |130 | 135| 138 | 138 |
|в том числе: | | | | | | | | | |
|---------------+-----+------+----+----+----+----+----+-----+-----|
|Федеральный | 122 | 31 | 22 | 16 | 15 | 12 | 10| 8 | 8 |
|бюджет | | | | | | | | | |
|---------------+-----+------+----+----+----+----+----+-----+-----|
|Республиканский| 534 | 79 | 49 | 50 | 56 | 69 | 73| 77 | 81 |
|бюджет КБР | | | | | | | | | |
|---------------+-----+------+----+----+----+----+----+-----+-----|
|Местный бюджет |171,3| 14 | 17 | 17 | 16 | 24 | 28| 28,1| 27,2|
|---------------+-----+------+----+----+----+----+----+-----+-----|
|Внебюджетные |292,7| 74 | 51 | 41 | 31 | 25 | 24| 24,9| 21,8|
|источники, в | | | | | | | | | |
|том числе: | | | | | | | | | |
|---------------+-----+------+----+----+----+----+----+-----+-----|
|Средства пред- |38,7 | 3 | 2 | 4 | 6 | 5 | 5| 6,9| 6,8|
|приятий ЖКХ | | | | | | | | | |
|---------------+-----+------+----+----+----+----+----+-----+-----|
|Заемные | 254 | 71 | 49 | 37 | 25 | 20 | 19| 18 | 15 |
|средства | | | | | | | | | |
\-----------------------------------------------------------------/
(*) Конкретные объемы средств, направления и формы финансирования из федерального, республиканского и местных бюджетов устанавливаются в рамках утвержденных бюджетов на соответствующий год.
Назначение предусматриваемых затрат приводится в таблице:
Расходы на модернизацию и обеспечение устойчивости
жилищно - коммунального комплекса
Кабардино-Балкарской Республики
Таблица N 2
(млн. рублей в ценах 2001 года)
Виды затрат | I этап | II этап | III этап | За весь период |
|||||
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
Бюджетные дотации предприятиям ЖКХ на покрытие выпадающих доходов |
69 | 20 | 17 | 106 | |||||
Необходимые расходы на модернизацию ЖКК |
129 | 119,4 | 106,6 | 118,2 | 130 | 135,1 | 137,9 | 137,8 | 1014,0 |
Итого необходимых расходов по ЖКК |
198 | 139,4 | 123,6 | 118,2 | 130 | 135,1 | 137,9 | 137,8 | 1120 |
Для обеспечения устойчивой работы жилищно - коммунального комплекса в период 2002 - 2010 гг. будут реализованы следующие подпрограммы:
- мероприятия по внедрению новых технологий в жилищно - коммунальном хозяйстве Кабардино-Балкарской Республики;
- завершение работ по переводу сельских котельных на газообразное топливо;
- капитальный ремонт тепломеханического оборудования котельных в сельских населенных пунктах республики;
- реконструкция внутридомовых инженерных сетей и ограждающих конструкций жилого фонда;
- модернизация лифтового хозяйства;
- информатизация и автоматизация производственных и управленческих процессов жилищно - коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики "Интеллектуальный город";
- создание и поддержание аварийного запаса оборудования и материалов;
- оснащение предприятий и организаций жилищно - коммунального хозяйства спецтехникой
Объемы финансирования подпрограмм
Таблица N 3
(тыс. рублей)
/------------------------------------------------------------------------------------\
| Наименования | Финансовые затраты |
| подпрограмм |---------------------------------------------------------------------|
| |На пери| по этапам |
| |од реа-|-------------------------------------------------------------|
| |лизации| I этап | II этап | III этап |
| | |------------+-------------+----------------------------------|
| | |2002 |2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
| | |г. |г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. | г. |
|--------------+-------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
|--------------+-------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------|
|Мероприятия по| 461400|22550|38650 | 72050| 57550| 54500| 54300| 54100| 53900| 53800|
|внедрению но- | | | | | | | | | | |
|вых технологий| | | | | | | | | | |
|в ЖКК КБР | | | | | | | | | | |
|--------------+-------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------|
|Завершение ра-| 59500|10000|10500 |120000| 10000| 6000| 5000| 2000| 2000| 2000|
|бот по перево-| | | | | | | | | | |
|ду сельских | | | | | | | | | | |
|котельных на | | | | | | | | | | |
|газообразное | | | | | | | | | | |
|топливо | | | | | | | | | | |
|--------------+-------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------|
|Капремонт теп-| 77100|10100|11000 | 13000| 10300| 10700| 8000| 6000| 5000| 3000|
|ломеханическо-| | | | | | | | | | |
|го оборудова- | | | | | | | | | | |
|ния котельных | | | | | | | | | | |
|в сельских на-| | | | | | | | | | |
|селенных пунк-| | | | | | | | | | |
|тах республики| | | | | | | | | | |
|--------------+-------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------|
|Реконструкция | 130000| 2000| 3000 | 5000| 8000| 15000| 20000| 25000| 25000| 27000|
|внутридомовых | | | | | | | | | | |
|инженерных се-| | | | | | | | | | |
|тей и огражда-| | | | | | | | | | |
|ющих конструк-| | | | | | | | | | |
|ций жилого | | | | | | | | | | |
|фонда | | | | | | | | | | |
|--------------+-------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------|
|Модернизация | 20000| -| 4000 | 3250| 2750| 2000| 2000| 2000| 2000| 2000|
|лифтового хо- | | | | | | | | | | |
|зяйства | | | | | | | | | | |
|--------------+-------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------|
|Информатизация| 95000| -| 2000 | 4000| 6000| 10000| 15000| 18000| 20000| 20000|
|и автоматиза- | | | | | | | | | | |
|ция производс-| | | | | | | | | | |
|твенных и | | | | | | | | | | |
|управленческих| | | | | | | | | | |
|процессов ЖКК | | | | | | | | | | |
|КБР "Интеллек-| | | | | | | | | | |
|туальный го- | | | | | | | | | | |
|род" | | | | | | | | | | |
|--------------+-------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------|
| Создание и | 83824| 3600| 3000 | 4200| 5000| 10000| 13024| 15000| 15000| 15000|
|поддержание | | | | | | | | | | |
|аварийного за-| | | | | | | | | | |
|паса оборудо- | | | | | | | | | | |
|вания и мате- | | | | | | | | | | |
|риалов | | | | | | | | | | |
|--------------+-------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------|
| Оснащение | 87194| 4000| 4618 | 5900| 7000| 10000| 12676| 13000| 15000| 15000|
|предприятий и | | | | | | | | | | |
|организаций | | | | | | | | | | |
|ЖКК спецтехни-| | | | | | | | | | |
|кой | | | | | | | | | | |
|--------------+-------+-----+------+------+------+------+------+------+------+------|
|Итого |1014018|52250|76768 |119400|106600|118200|130000|135100|137500|137800|
\------------------------------------------------------------------------------------/
Подпрограмма
Мероприятия по внедрению новых технологий в
жилищно - коммунальном хозяйстве
Кабардино-Балкарской Республики
Основные мероприятия и объемы финансирования на
реализацию подпрограммы
Таблица N 4
(тыс. рублей)
Основные мероприятия |
Финансовые затраты | |||||||||
На пери од реа- лизации |
по этапам | |||||||||
I этап | II этап | III этап | ||||||||
факт 2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. Организация производства теплоизолиро- ванных трубо- проводов на пе- нополиуретано- вой основе и переход на бес- канальную про- кладку трубо- проводов тепло- сетей |
36800 | - | 16100 | 16550 | 2050 | 800 | 600 | 400 | 200 | 100 |
2. Внедрение блок - модуль- ных источников тепло-, энерго- снабжения |
100000 | - | 28000 | 14000 | 14000 | 8800 | 8800 | 8800 | 8800 | 8800 |
3. Повышение эффективности работы котель- ных за счет за- мены устаревших котлов на новые с более высоким КПД |
250000 | - | - | 33750 | 33750 | 36500 | 36500 | 36500 | 36500 | 36500 |
4. Внедрение новых техноло- гий очистки котлов и тепло- обменников |
5800 | - | 2000 | 1000 | 1000 | 360 | 360 | 360 | 360 | 360 |
5. Внедрение новых техноло- гий водоподго- товки |
3000 | - | 2000 | 250 | 250 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
6. Освоение производства и монтаж пластин- чатых теплооб- менников на объектах ЖКХ |
65800 | - | 13100 | 6500 | 6500 | 7940 | 7940 | 7940 | 7940 | 7940 |
Итого | 461400 | - | 61200 | 72050 | 57550 | 54500 | 54300 | 54100 | 53900 | 53800 |
В том числе:
1. Организация производства теплоизолированных
трубопроводов на пенополиуретановой основе и переход
на бесканальную прокладку теплосетей
Цель мероприятия - снижение потерь тепла на теплотрассах, экономия капитальных затрат при строительстве новых теплотрасс, увеличение срока службы теплотрасс.
Физический износ тепловых сетей составляет 79 процентов. Половина всех трубопроводов тепловых сетей требует замены. При этом целесообразно использовать более экономичную бесканальную прокладку тепловых сетей.
Для наладки производства предизолированных трубопроводов тепловых сетей необходимо поэтапное вложение 26,5 млн. рублей на приобретение оборудования. Дальнейшее вложение средств необходимо на приобретение комплектующих изделий и материалов, причем величина этих затрат будет уменьшаться кратно за счет оборотных средств производства. Ожидаемый экономический эффект 80 млн. рублей. Таким образом окупаемость прокладки тепловых сетей нового типа обеспечивается в течение 4 - 5 лет эксплуатации.
Таблица N 5
(тыс. рублей)
/----------------------------------------------------------------------------\
| Основные | Финансовые затраты |
| мероприятия |-----------------------------------------------------------|
| |2002|2003 |2004 |2005| 2006|2007 |2008 |2009 |2010 |За весь|
| | год| год |год |год | год |год | год |год |год |период |
|----------------+----+-----+-----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-------|
|Организация про-| - |16100|16550|2050| 800| 600| 400| 200| 100| 36800|
|изводства тепло-| | | | | | | | | | |
|изолированных | | | | | | | | | | |
|трубопроводов на| | | | | | | | | | |
|пенополиуретано-| | | | | | | | | | |
|вой основе | | | | | | | | | | |
|----------------+----+-----+-----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-------|
|в том числе капи| - |12000|14500| -| -| -| -| -| -| 36800|
|тальные вложения| | | | | | | | | | |
|----------------+----+-----+-----+----+-----+-----+-----+-----+-----| |
|затраты на произ| - | 4100| 2050|2050| 800| 600| 400| 200| 100| |
|водство | | | | | | | | | | |
|----------------+----+-----+-----+----+-----+-----+-----+-----+-----+-------|
|Ожидаемый эконо-| - | 2000| 5000|9000|10000|12000|13000|14000|15000| 80000|
|мический эффект | | | | | | | | | | |
\----------------------------------------------------------------------------/
2. Внедрение блок - модульных источников тепло-,
энергоснабжения
Цель мероприятия - децентрализация системы теплоснабжения Кабардино - Балкарской Республики.
Теплоснабжение республики осуществляется на 99 процентов централизованной системой теплоснабжения. Децентрализация теплоснабжения ведет к экономии затрат до 30 процентов на транспортировку тепла, снижает на 1/3 расход топлива за счет автоматического регулирования режима работы котлов и систем отопления, повышает на 25 процентов КПД современных автоматизированных котельных против существующих котлоагрегатов.
Таблица N 6
(тыс. рублей)
/---------------------------------------------------\
| Этапы |Финансовые| Ожидаемый |
| | затраты |экономический|
| | | эффект |
|--------------------------+----------+-------------|
|I этап (2002 - 2003 гг.) | 28000 | 12000 |
|в том числе: 2002 г. | - | - |
| 2003 г. | 28000 | 12000 |
|--------------------------+----------+-------------|
|II этап (2004 - 2005 гг.) | 28000 | 12000 |
|в том числе: 2004 г. | 14000 | 6000 |
| 2005 г. | 14000 | 6000 |
|--------------------------+----------+-------------|
|III этап (2006 - 2010 гг.)| 44000 | 66000 |
|в том числе: 2006 г. | 8800 | 13200 |
| 2007 г. | 8800 | 13200 |
| 2008 г. | 8800 | 13200 |
| 2009 г. | 8800 | 13200 |
| 2010 г. | 8800 | 13200 |
|--------------------------+----------+-------------|
|За весь период | 100000 | 90000 |
\---------------------------------------------------/
3. Повышение эффективности работы котельных за счет замены
устаревших котлов на новые с более высоким КПД
Цель мероприятия - комплексная экономия энергоносителей (газ, электроэнергия) на этапе производства тепла.
В настоящее время теплоэнергетическое хозяйство Кабардино - Балкарской Республики оснащено на 90 процентов водотрубными котлами со средним КПД - 80 - 85 процентов.
Настоящая подпрограмма предусматривает замену 70 процентов существующего оборудования на жаротрубные котлы с КПД до 97 процентов, что позволит экономить ежегодно до 15 процентов топлива.
Таблица N 7
(тыс. рублей)
/---------------------------------------------------\
| Этапы |Финансовые| Ожидаемый |
| | затраты |экономический|
| | | эффект |
|--------------------------+----------+-------------|
|I этап (2002 - 2003 гг.) | 20500 | 10000 |
|в том числе: 2002 г. | 10000 | - |
| 2003 г. | 10500 | 10000 |
|--------------------------+----------+-------------|
|II этап (2004 - 2005 гг.) | 67500 | 62000 |
|в том числе: 2004 г. | 33750 | 31000 |
| 2005 г. | 33750 | 31000 |
|--------------------------+----------+-------------|
|III этап (2006 - 2010 гг.)| 182500 | 178000 |
|в том числе: 2006 г. | 36500 | 35600 |
| 2007 г. | 36500 | 35600 |
| 2008 г. | 36500 | 35600 |
| 2009 г. | 36500 | 35600 |
| 2010 г. | 36500 | 35600 |
|--------------------------+----------+-------------|
|За весь период | 270500 | 250000 |
\---------------------------------------------------/
4. Внедрение новых технологий очистки котлов и
теплообменников
Цель мероприятия - снижение энергозатрат в процессах теплообмена за счет повышения качества теплообменных поверхностей.
В настоящее время низкоэффективные методы очистки труб котлов и теплообменников приводят к потерям тепла за счет отложения накипи порядка 10 - 15 процентов потерь от общего объема производимой тепловой энергии. Применение электромагнитного метода очистки внутренних поверхностей труб позволит избежать этих потерь.
Таблица N 8
(тыс. рублей)
/---------------------------------------------------\
| Этапы |Финансовые| Ожидаемый |
| | затраты |экономический|
| | | эффект |
|--------------------------+----------+-------------|
|I этап (2002 - 2003 гг.) | 2000 | 2200 |
|в том числе: 2002 г. | - | - |
| 2003 г. | 2000 | 2200 |
|--------------------------+----------+-------------|
|II этап (2004 - 2005 гг.) | 2000 | 2200 |
|в том числе: 2004 г. | 1000 | 1100 |
| 2005 г. | 1000 | 1100 |
|--------------------------+----------+-------------|
|III этап (2006 - 2010 гг.)| 1800 | 2100 |
|в том числе: 2006 г. | 360 | 420 |
| 2007 г. | 360 | 420 |
| 2008 г. | 360 | 420 |
| 2009 г. | 360 | 420 |
| 2010 г. | 360 | 420 |
|--------------------------+----------+-------------|
|За весь период | 5800 | 6500 |
\---------------------------------------------------/
5. Внедрение новых технологий водоподготовки
Цель мероприятия - снижение капитальных затрат при строительстве новых и реконструкции действующих котельных.
В настоящее время в котельных используются морально устаревшие комплекты оборудования химводоочистки с громоздким дорогостоящим оборудованием.
Применение химических методов умягчения воды путем добавки специальных реактивов непосредственно в контур теплоносителя позволяет отказаться от монтажа громоздкого оборудования, экономит затраты и производственные площади.
Таблица N 9
(тыс. рублей)
/---------------------------------------------------\
| Этапы |Финансовые| Ожидаемый |
| | затраты |экономический|
| | | эффект |
|--------------------------+----------+-------------|
|I этап (2002 - 2003 гг.) | 2000 | 2400 |
|в том числе: 2002 г. | - | - |
| 2003 г. | 2000 | 2400 |
|--------------------------+----------+-------------|
|II этап (2004 - 2005 гг.) | 500 | 600 |
|в том числе: 2004 г. | 250 | 300 |
| 2005 г. | 250 | 300 |
|--------------------------+----------+-------------|
|III этап (2006 - 2010 гг.)| 500 | 600 |
|в том числе: 2006 г. | 100 | 120 |
| 2007 г. | 100 | 120 |
| 2008 г. | 100 | 120 |
| 2009 г. | 100 | 120 |
| 2010 г. | 100 | 120 |
|--------------------------+----------+-------------|
|За весь период | 3000 | 3600 |
\---------------------------------------------------/
6. Освоение производства и монтаж пластинчатых
теплообменников на объектах жилищно - коммунального
хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
Цель мероприятия - поэтапный переход в теплоснабжении жилых домов к индивидуальным тепловым пунктам, что позволит:
- сократить потери на тепловых сетях за счет уменьшения общей длины наружных трубопроводов;
- значительно снизить капитальные затраты и высвободить эксплуатационные площади благодаря высокой компактности оборудования;
- снизить затраты на капитальный ремонт трубопроводов;
- повысить качество отопления и горячего водоснабжения.
Таблица N 10
(тыс. рублей)
/---------------------------------------------------\
| Этапы |Финансовые| Ожидаемый |
| | затраты |экономический|
| | | эффект |
|--------------------------+----------+-------------|
|I этап (2002 - 2003 гг.) | 13100 | 14000 |
|в том числе: 2002 г. | - | - |
| 2003 г. | 13100 | 14000 |
|--------------------------+----------+-------------|
|II этап (2004 - 2005 гг.) | 13000 | 11000 |
|в том числе: 2004 г. | 6500 | 5500 |
| 2005 г. | 6500 | 5500 |
|--------------------------+----------+-------------|
|III этап (2006 - 2010 гг.)| 39700 | 39000 |
|в том числе: 2006 г. | 7940 | 7800 |
| 2007 г. | 7940 | 7800 |
| 2008 г. | 7940 | 7800 |
| 2009 г. | 7940 | 7800 |
| 2010 г. | 7940 | 7800 |
|--------------------------+----------+-------------|
|За весь период | 65800 | 64000 |
\---------------------------------------------------/
Подпрограмма
Завершение работ по переводу сельских котельных
на газообразное топливо
Цель подпрограммы - перевод с твердого топлива на газообразное котельных социальной сферы с заменой старых выработавших срок эксплуатации чугунных котлов на стальные типа КВА.
При полной реализации данной подпрограммы достигается экономия условного топлива, обеспечивается более стабильное и надежное снабжение теплом больничных объектов, школьных и дошкольных учреждений.
В 2003 году завершится реализация мероприятий по модернизации, замене непригодного тепломеханического, электротехнического оборудования и переводу на газ котельных в сельских населенных пунктах республики 17 объектов с их приемкой на обслуживание системой жилищно - коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Подпрограмма
Капитальный ремонт тепломеханического оборудования
в сельских населенных пунктах республики
Цель подпрограммы - доведение до нормативного уровня ранее принятых котельных:
- замена ветхих тепловых сетей от зданий котельных до потребителей;
- общестроительные работы по доведению зданий котельных до нормативного состояния;
- установка резервных котлов типа КВА;
- капитальный ремонт тепломеханического и насосного оборудования.
Выполнение данного объема работ позволит повысить надежность работ котельных по обеспечению теплом и горячим водоснабжением объектов социальной сферы.
Подпрограмма
Реконструкция внутридомовых инженерных сетей и
ограждающих конструкций жилого фонда
Цель подпрограммы - обеспечение безаварийной работы внутридомовых сетей, снижение затрат энергоносителей, сокращение затрат на содержание аварийных домовых служб.
В связи с многолетним недофинансированием капитального ремонта, реконструкции жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры износ внутридомовых тепловых и водопроводных сетей составил около 60 процентов.
Объем предусматриваемых расходов на реализацию подпрограммы на период 2002 - 2010 гг. составит 130 млн. рублей, в том числе на замену внутридомовых тепловых сетей - 52 млн. рублей, внутридомовых водопроводных сетей - 78 млн. рублей.
Подпрограмма
Модернизация лифтового хозяйства
Цель подпрограммы - обеспечение бесперебойной эксплуатации пассажирских лифтов жилых зданий муниципального фонда Кабардино-Балкарской Республики.
Лифтовое хозяйство муниципального жилищного фонда республики - это 431 пассажирский лифт с нормативным сроком эксплуатации 25 лет в соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 22011-95.
В связи с многолетним недофинансированием 29 процентов общего количества лифтов имеют устаревшую и не отвечающую требованиям правил устройства и безопасности эксплуатации лифтов конструкцию и требуют замены в связи с истекшим сроком эксплуатации; 53 процента - не оснащены устройствами безопасности; 80 процентов - не оснащены устройствами УЗЛ-1. Эксплуатируются лифты, требующие капитального ремонта, технического диагностирования и не имеющие сейсмического усиления.
Объем предусматриваемых расходов на реализацию подпрограммы на период 2003 - 2010 гг. составит 20 млн. рублей, в том числе на замену лифтов - 9,3 млн. рублей, модернизацию - 10,7 млн. рублей.
В части внедрения новых технологий Программой предусмотрена поэтапная реализация следующих подпрограмм за счет различных источников финансирования.
Подпрограмма
Информатизация и автоматизация производственных и
управленческих процессов жилищно - коммунального
хозяйства Кабардино-Балкарской
Республики "Интеллектуальный город"
Цель подпрограммы - внедрение информационных технологий в жилищно - коммунальном хозяйстве Кабардино-Балкарской Республики для создания условий:
- сбалансированности количества и качества предоставляемых жилищно - коммунальных услуг и оплаты этих услуг;
- учета и контроля за всеми процессами в системе жилищно - коммунального хозяйства;
- максимального использования кадрового и интеллектуального потенциала отрасли;
- оперативного межведомственного взаимодействия по защите малообеспеченных семей республики.
В настоящее время практически все крупные предприятия отрасли оснащены компьютерной техникой. На некоторых имеются локальные информационные сети. Однако, информационная разобщенность предприятий не позволяет в настоящее время принимать оптимальные технико - экономические решения. Поэтапное внедрение в отрасли единой компьютерной сети позволит оперативно:
- отслеживать производственные процессы в отрасли и платежи как потребителей, так и поставщиков жилищно - коммунальных услуг;
- принимать оперативные решения, актуальные для республики в целом;
- решать вопросы адресного субсидирования населения на оплату жилищно - коммунальных услуг;
- контролировать качество жилищно - коммунальных услуг.
Подпрограмма
Создание и поддержание аварийного запаса
оборудования и материалов
Цель подпрограммы - обеспечение безостановочного функционирования всех видов производств жилищно - коммунального хозяйства Кабардино - Балкарской Республики.
В настоящее время из-за недостаточного финансирования не удается поддерживать 100 процентов к нормативному республиканский аварийный запас материалов и оборудования. Вследствие повышенного износа материальной инфраструктуры недокомплект аварийного запаса ведет к увеличению количества и продолжительности устранений аварий инженерных сетей. В период проведения реформы ЖКХ эта проблема становится более актуальной в связи с переходом на использование оборудования и материалов новых типов.
Подпрограмма
Оснащение предприятий и организаций жилищно -
коммунального хозяйства спецтехникой
Цель подпрограммы - обеспечение бесперебойного функционирования организаций и служб жилищно - коммунального хозяйства в период реформирования.
В настоящее время повышенный износ основных средств - спецтехники на предприятиях жилищно - коммунального хозяйства республики практически ничем не компенсируется из-за неустойчивого финансового состояния этих предприятий.
В результате спецтехника, необходимая для производства работ по устранению аварийных ситуаций, приходит в негодность. Без целенаправленного пополнения парка спецтехники складывающаяся ситуация чревата увеличением масштабов аварий и необратимыми последствиями.
5. Механизмы реализации Программы
Реализация Программы предусматривает участие органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления.
Программа направлена на консолидацию бюджетных средств, а также средств предприятий для решения задачи модернизации жилищно - коммунального комплекса, а также на повышение инвестиционной привлекательности жилищно - коммунального комплекса и снижение рисков инвестирования с целью привлечения в эту сферу частных инвестиционных ресурсов.
На республиканском уровне осуществляются:
- развитие законодательства и нормативной базы по реформированию жилищно - коммунального комплекса, связанное с реализацией федерального законодательства, в рамках установленных Конституцией Кабардино-Балкарской Республики полномочий;
- обеспечение предусмотренных Программой преобразований на основе формируемой на федеральном уровне нормативно - правовой среды с учетом местных особенностей и передового опыта;
- проведение эксперимента по введению персонифицированных социальных счетов граждан в ряде районов и городов Кабардино - Балкарской Республики;
- предоставление средств республиканского и местных бюджетов на модернизацию жилищно - коммунального комплекса на безвозвратной и возвратной основах;
- финансирование за счет средств республиканского бюджета (при частичном финансировании за счет средств федерального бюджета) программы адресной социальной защиты населения по оплате жилья и коммунальных услуг;
- апробирование и развитие рыночных механизмов привлечения средств частных инвесторов в модернизацию жилищно - коммунального комплекса.
На уровне органов местного самоуправления и организаций:
- демонополизация, создание конкурентной среды в сфере оказания жилищно - коммунальных услуг;
- развитие договорных отношений на конкурсной основе;
- создание единых расчетно - кассовых центров по организации сбора и обработки жилищно - коммунальных платежей и предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг;
- создание товариществ собственников жилья в границах единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума);
- финансирование за счет средств местного бюджета (при частичном финансировании за счет средств федерального бюджета) программы адресной социальной защиты населения по оплате жилья и коммунальных услуг;
- предоставление средств местного бюджета на модернизацию жилищно - коммунального комплекса на безвозвратной и возвратной основах;
- предоставление гарантий и иных форм поддержки привлечения заемного финансирования;
Для достижения намеченных целей необходимы согласованные действия всех уровней власти на основе общих принципов, целей и конкретных условий их реализации, а также передового опыта.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Ресурсное обеспечение Программы определяется из условий ее реализации в течение 2002 - 2010 годов.
Модернизация сетевого хозяйства. При общей протяженности тепловых сетей республики 384 км (в двухтрубном исчислении) 28 км тепловых сетей находятся в аварийном состоянии и требуют замены. Замена 1 км теплосети диаметром 200 мм (средний диаметр трубопровода в коммунальном теплоснабжении) оценивается в 1,1 млн. рублей. При условии нормативной замены ветхих трубопроводов во время эксплуатации в объеме 5 процентов от общей протяженности коммунальных теплосетей, что составит 19,2 км, в год требуется 21,1 млн. рублей. С учетом замены имеющихся аварийных сетей на модернизацию сетевого хозяйства в теплоснабжении в целом потребуется в период 2002 - 2010 гг. - 219,8 млн. рублей.
При этом теплопотери снизятся в 3 раза, эксплуатационные расходы - в 9 раз, расходы на капитальный ремонт теплотрасс - в 3 раза.
Кроме того, на реализацию Республиканской целевой программы "Развитие и реконструкция системы водоснабжения Кабардино - Балкарской Республики на 2003 - 2006 годы" необходимо 1526,75 млн. рублей, в том числе на:
- развитие и реконструкцию систем питьевого водоснабжения - 1317,5 млн. рублей;
- модернизацию открытых поливочных водопроводов - 198 млн. рублей;
- модернизацию систем оборотного водоснабжения - 11,25 млн. рублей.
За счет этих средств будет достигнуто обновление основных фондов, износ основных фондов снизится до 30 процентов, что позволит уменьшить аварийность и довести этот показатель до среднего уровня 90-х годов.
Модернизация генерирующих мощностей. При существующем уровне износа инженерного оборудования в ближайшие 5 лет потребуется модернизация:
- 16 процентов коммунальных котельных (это 50 котельных) установленной суммарной мощностью свыше 226 Гкал/час. Стоимость модернизации одной котельной средней мощностью 2,5 - 4 Гкал/час составляет примерно 1,5 - 2,5 млн. рублей;
- лифтового хозяйства при его износе в 75 процентов (это 260 лифтов). В среднем стоимость модернизации 1 лифта в год составляет 70 тыс. рублей.
Наряду с указанными инженерными мероприятиями на существующих объектах коммунальной инфраструктуры требуется проведение следующих работ по модернизации жилищного фонда:
- ремонт и утепление наружных ограждающих конструкций зданий;
- установка домовых приборов учета потребления ресурсов: воды, газа, тепловой энергии, электричества;
- установка поквартирных приборов учета потребления ресурсов: воды, газа, электроэнергии;
- ремонт и оптимизация внутренних систем отопления и горячего водоснабжения;
- улучшение режимов вентиляции жилых помещений;
- повышение эффективности работы лифтового оборудования;
- использование энергоэффективных приборов освещения в местах общего пользования, а также энергоэффективного сантехнического оборудования.
Модернизация жилищного фонда приведет к снижению потребности в тепловой энергии, тем самым отпадет потребность в ремонте и модернизации некоторого количества котельных и тепловых сетей. Аналогичная ситуация будет складываться в случае внедрения альтернативных локальных источников тепловой энергии, что позволит сократить потребность в тепловой энергии от централизованных тепловых источников и снимет вопрос о необходимости модернизации части котельных и тепловых сетей.
7. Источники покрытия необходимых затрат на модернизацию
жилищно - коммунального комплекса и предоставление
гражданам льгот и субсидий на оплату жилья
и коммунальных услуг
Источниками покрытия потребности в затратах на модернизацию жилищно - коммунального комплекса являются средства федерального, республиканского и муниципальных бюджетов, а также средства предприятий жилищно - коммунального хозяйства, заемные средства.
Источниками покрытия потребности в затратах, связанных с предоставлением жилищных субсидий, а также установленных законодательством льгот, являются средства федерального, республиканского и муниципальных бюджетов.
Из республиканского бюджета будут также осуществляться расходы на общее управление реализацией Программы: мониторинг проведения и оценки проектов, содействие в проведении тендеров, нормативно - методическое обеспечение реализации Программы координатором исполнения - Министерством жилищно - коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Предполагается, что основные бюджетные средства на реализацию Программы, в том числе на финансирование обязательств по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилищно - коммунальных услуг и модернизацию жилищно - коммунального комплекса, будут выделяться из муниципальных бюджетов. Конкретные объемы средств и направления финансирования инвестиционных проектов из местных бюджетов будут устанавливаться в рамках утверждения бюджетов на соответствующий год.
8. Организационное и информационное обеспечение
реализации Программы
Координатором исполнения Программы является Министерство жилищно - коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Координатор исполнения Программы осуществляет свои функции во взаимодействии с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Бюджетная заявка на выделение ассигнований из федерального бюджета для финансирования Программы разрабатывается и представляется в установленном порядке координатором исполнения Программы.
Координатор исполнения Программы организует информационно - разъяснительную работу среди населения через печатные и электронные средства массовой информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
Информация о ходе реализации Программы представляется в Правительство Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики ежеквартально, а также по итогам года.
Органы местного самоуправления ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а также по итогам года, до 1 марта, представляют координатору исполнения Программы сводную информацию о результатах выполнения мероприятий Программы.
Координатор исполнения Программы совместно с органами местного самоуправления анализирует ход выполнения мероприятий Программы, ежегодно докладывает об этом в Правительство Кабардино-Балкарской Республики и вносит предложения по корректировке и совершенствованию Программы.
9. Оценка эффективности и социально - экономических
последствий реализации Программы
Оценка эффективности и социально - экономических последствий реализации Программы будет производиться на основе системы индикаторов, которая обеспечит проведение мониторинга и оценки ее реализации (сквозная оценка изменений от года к году), своевременное уточнение или корректировку поставленных задач и намеченных мероприятий.
Ответственность за предоставление информации и расчет индикаторов возлагается на местные администрации районов Кабардино-Балкарской Республики.
Индикаторы реализации основных мероприятий Программы по способу их выражения представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания проводимых мероприятий.
10. Контроль за ходом исполнения Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино - Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики. Административный контроль Государственного заказчика дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального и республиканского бюджетов. Министерство финансов Кабардино - Балкарской Республики контролирует предоставление ресурсов исполнителям в сроки и объемах, утвержденных Программой. Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по статистике осуществляет систематический учет по показателям Программы. Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе исполнения Программы в сроки рассмотрения исполнения республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики за истекший год.
Приложение
к Республиканской целевой программе
реформирования и модернизации жилищно -
коммунального комплекса
Кабардино-Балкарской Республики
на 2002 - 2010 годы
Система показателей оценки реализации программы
/------------------------------------------------------------------\
| Предмет оценки | Показатели |
|----------------------------+-------------------------------------|
|Повышение эффективности |Динамика себестоимости и роста тари- |
|функционирования жилищно - |фов на услуги жилищно - коммунального|
|коммунального хозяйства |хозяйства, уровень бюджетных расходов|
| |на дотации предприятиям жилищно - |
| |коммунального комплекса, снижение |
| |удельных издержек на оказание жилищ- |
| |но - коммунальных услуг |
|----------------------------+-------------------------------------|
|Качество жилищно - коммуна- |Количество аварий в системах инженер-|
|льного комплекса |ного обеспечения, уровень износа сис-|
| |тем инженерного обеспечения; объем |
| |капитально отремонтированных и рекон-|
| |струированных инженерных объектов |
|----------------------------+-------------------------------------|
|Энергоресурсосбережение в |Объем затрат на энергосберегающие ме-|
|жилищно - коммунальном хо- |роприятия в жилищно - коммунальном |
|зяйстве |хозяйстве и экономический эффект от |
| |их реализации |
|----------------------------+-------------------------------------|
|Внедрение приборов учета по-|Доля приборов учета потребляемых ре- |
|требляемых ресурсов |сурсов, установленных у обслуживаемых|
| |потребителей |
|----------------------------+-------------------------------------|
|Финансирование объектов ком-|Общий объем текущего финансирования,|
|мунальной инфраструктуры |общий объем инвестиций в системы теп-|
| |лоснабжения, а также водоснабжения и |
| |водоотведения (по каждой системе) за |
| |счет внебюджетных и бюджетных средств|
| |всех уровней |
|----------------------------+-------------------------------------|
|Уровень оплаты населением |Доля платежей населения в общих зат-|
|жилья и коммунальных услуг |ратах на оказание коммунальных услуг,|
| |доля платежей населения в общих зат- |
| |ратах на текущее содержание и капи- |
| |тальный ремонт жилищного фонда и |
| |инженерных систем |
|----------------------------+-------------------------------------|
|Финансирование льгот и суб- |Объем средств, выделенных из бюдже- |
|сидий по оплате жилья и ком-|тов всех уровней на предоставление |
|мунальных услуг |населению льгот и субсидий, число по-|
| |лучателей льгот и субсидий |
|----------------------------+-------------------------------------|
|Развитие концессионных меха-|Перечень концессионных соглашений |
|низмов управления коммуналь-| |
|ной инфраструктурой | |
\------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 11 февраля 2003 г. N 22-РЗ "Об утверждении республиканской целевой Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2002 - 2010 годы" (принят Парламентом Кабардино-Балкарской Республики 26 декабря 2002 г.)
Текст Закона опубликован в газете "Кабардино-Балкарская Правда" от 19 февраля 2003 г. NN 48-49 ( 20650-20651 )
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 29 апреля 2010 г. N 26-РЗ
Изменения вступают в силу на следующий день после официального опубликования названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 8 июня 2009 г. N 28-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 24 декабря 2007 г. N 98-РЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона