Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
III. Основные мероприятия Программы
Основные мероприятия Программы направлены на противодействие коррупции, создание и применение законодательства антикоррупционной направленности.
Программа основывается на реализации десяти базовых направлений.
3.1. Организационные и правовые меры, направленные на реализацию антикоррупционной политики в Кабардино-Балкарской Республике
Организационные и правовые мероприятия Программы направлены на совершенствование нормативной правовой базы, а также реализацию в Кабардино-Балкарской Республике антикоррупционной политики.
3.2. Антикоррупционный мониторинг и аудит, мониторинг коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики
Антикоррупционный мониторинг включает мониторинг коррупции, коррупциогенных факторов и мер антикоррупционной политики. Мониторинг коррупции и коррупциогенных факторов проводится в целях обеспечения разработки и реализации антикоррупционных программ путем учета коррупционных правонарушений, анализа документов, проведения опросов и экспериментов, обработки, оценки и интерпретации данных о проявлениях коррупции.
Мониторинг мер реализации антикоррупционной политики проводится в целях обеспечения оценки эффективности таких мер, в том числе реализуемых посредством антикоррупционных программ, и осуществляется путем наблюдения результатов применения мер предупреждения, пресечения и ответственности за коррупционные правонарушения, а также возмещения причиненного такими правонарушениями вреда, анализа и оценки полученных в результате такого наблюдения данных, разработки прогнозов будущего состояния и тенденций развития соответствующих мер.
Эффективная реализация антикоррупционной политики должна основываться на постоянно функционирующей обратной связи, заключающейся в мониторинге уровня и структуры коррупции. Мониторинг необходим для оценки эффективности управляющих воздействий и их корректировки, он должен выполнять функцию диагностики, вследствие чего будут возможны постоянная и оправданная корректировка антикоррупционной политики, ее приспособление к изменяющимся условиям и видоизменяющейся коррупции. Предусмотренные в Программе процедуры направлены на две стратегические цели: обеспечение обратной связи и диагностику.
Для обеспечения общей цели (повышение эффективности антикоррупционной политики) мониторинг коррупции должен решать следующие задачи: изучение общепринятой антикоррупционной практики; вскрытие механизмов коррупционных сделок; измерение уровня коррупции; измерение структуры коррупции; анализ факторов, способствующих коррупции; выявление ресурсов антикоррупции; выявление рисков антикоррупции и очагов возможного сопротивления антикоррупционной политике.
Решение диагностических задач осуществляется с помощью следующих инструментов: анализ функционирования органов государственной власти; изучение статистики (экономической, криминальной и т.п.); изучение конкретных уголовных дел и судебно-следственной практики; анализ законодательства; анализ прессы; социологические технологии (включенное наблюдение, интервью, фокус-группы, формализованные интервью).
3.3. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, анализ коррупциогенности ведомственных нормативных правовых актов и их проектов
Противодействие коррупции должно включать в себя мероприятия по исключению из нормативных правовых актов норм, порождающих коррупцию, повышающих вероятность совершения коррупционных сделок.
Программа предполагает мероприятия, позволяющие минимизировать меру административного усмотрения, без которого процесс государственного управления невозможен. Наиболее актуальной представляется антикоррупционная экспертиза в отношении тех нормативных правовых актов, которые регулируют контрольные, разрешительные, регистрационные, юрисдикционные полномочия государственных служащих во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, а также порядок и сроки реализации данных полномочий.
См. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Кабардино-Балкарской Республики и их проектов и Методические рекомендации по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов Кабардино-Балкарской Республики и их проектов, утвержденные Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 октября 2008 г. N 234-ПП
3.4. Совершенствование деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по размещению государственного заказа
См. постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2008 г. N 192-ПП "Об Антикоррупционных стандартах размещения государственного заказа Кабардино-Балкарской Республики"
В основу этого направления заложена работа по оптимизации процедур закупок для государственных нужд.
В частности, будут реализованы процедуры по:
установлению регламентов, позволяющих выявлять отклонение цен при заключении договоров от среднерыночного уровня;
установлению и использованию максимального числа процедур, расширяющих свободную конкуренцию среди поставщиков продукции для государственных нужд;
устранению случаев участия на стороне поставщиков продукции для государственных нужд близких родственников, а также лиц, которые могут оказать прямое влияние на процессы формирования, размещения и контроля над проведением государственных закупок.
Необходимо разработать систему контроля за соблюдением требований Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Должны быть разработаны методика и административный регламент проведения проверок такого рода, в том числе проведения сопоставительного анализа закупочных и среднерыночных цен на закупаемую продукцию.
Информация о результатах проверок соблюдения требований закона должна выноситься на обсуждение Общественно-консультативного совета при Президенте Кабардино-Балкарской Республики и размещаться на официальных сайтах в информационно-коммуникационной сети общего пользования "Интернет".
3.5. Внедрение антикоррупционных механизмов при реализации кадровой политики в Кабардино-Балкарской Республике
В соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Кабардино-Балкарской Республики о государственной и муниципальной службе в целях противодействия коррупции будут развиваться:
системы подбора и расстановки кадров, в том числе мониторинг конкурсного замещения вакантных должностей, ротации, исключающие коррупцию;
механизмы урегулирования конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе;
процедуры предотвращения и устранения нарушений правил служебного поведения государственных и муниципальных служащих.
В отношении всех должностных лиц органов государственной и муниципальной власти, государственных и муниципальных служащих создается и внедряется комплексная система контроля за предоставлением должностными лицами, государственными и муниципальными служащими деклараций о доходах, имуществе, принадлежащем на праве собственности, об экономических и хозяйственных интересах и о конфликте интересов.
3.6. Разработка и внедрение ведомственных программ противодействия коррупции и программ противодействия коррупции в сферах с повышенным риском коррупции
Программа предусматривает в рамках ведомственных программ противодействия коррупции принятие мер по реализации антикоррупционной политики применительно к сфере правового регулирования деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления.
В отношении сфер с повышенным риском коррупции (здравоохранение, образование и т.д.) ведомственные программы противодействия коррупции подлежат утверждению Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
См.:
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 июля 2009 г. N 205-ПП "Об утверждении Программы противодействия коррупции в Министерстве образования и науки Кабардино-Балкарской Республики на 2009-2010 годы"
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 июля 2009 г. N 208-ПП "Об утверждении Программы противодействия коррупции в Министерстве здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики на 2009-2010 годы"
3.7. Внедрение внутреннего контроля в органах государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления
Противодействие коррупции будет эффективным только тогда, когда специальные мероприятия по ограничению коррупции будут приводить к существенному повышению риска вступления в коррупционные отношения как со стороны должностных лиц, так и со стороны граждан.
К полномочиям Кабардино-Балкарской Республики относится создание собственных систем внутреннего контроля, основанных на механизме служебных разоблачений, который заключается в немедленном предоставлении отдельными государственными (муниципальными) служащими информации о коррупционных инцидентах, в которые вовлечены их коллеги.
В первоочередном порядке процедуры внутреннего информирования должны быть закреплены в тех органах, которые исполняют наиболее коррупциогенные полномочия.
Отдельным направлением внутреннего контроля должна стать система постоянного мониторинга имущественного положения должностных лиц, в том числе на основе анализа деклараций о доходах и имуществе, принадлежащем должностным лицам на праве собственности, а также организация наблюдения за стилем жизни тех должностных лиц, в отношении которых есть сомнения в их беспристрастности и честности.
3.8. Антикоррупционная пропаганда и информационно-пропагандистское обеспечение антикоррупционной политики
Одним из важнейших направлений антикоррупционной политики в республике станет изменение общественного сознания под влиянием антикоррупционной пропаганды. Важнейшая роль отводится средствам массовой информации.
Ключевыми направлениями в деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления муниципальных образований республики по изменению отношения граждан к коррупции должны быть следующие:
проведение объективных исследований коррупции, ее причин, масштабов и негативных последствий с последующим публичным представлением их результатов населению;
поддержка антикоррупционных гражданских институтов, в том числе с использованием применяемых в субъектах Российской Федерации методик;
обеспечение свободного доступа граждан к информации о деятельности органов государственной и муниципальной власти;
совершенствование механизмов рассмотрения обращений граждан в органы государственной и муниципальной власти и реагирования на них;
поддержка проведения публичных обсуждений и парламентских слушаний по проблемам противодействия коррупции.
Средства массовой информации в области антикоррупционной деятельности могут:
формировать базы данных публикаций о коррупции;
проводить антикоррупционную пропаганду;
публиковать материалы о методах противодействия коррупции в других странах;
способствовать открытости деятельности органов государственной и муниципальной власти для общества.
Такая деятельность средств массовой информации должна снизить уровень коррупции.
3.9. Формирование нетерпимого отношения к проявлениям коррупции
В рамках Программы будет создан и внедрен курс этического образования государственных служащих. Его основная задача - разъяснение государственным служащим основных положений международного, федерального и республиканского законодательства по противодействию коррупции, корпоративных ценностей государственных органов, вопросов юридической ответственности за коррупцию, разъяснение ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления.
Планируется организовать постоянно действующие семинары по вопросам этики государственной службы, включающие в себя элементы правового образования. Мероприятия будут проводиться как для сотрудников аппаратов исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, так и для организаций и учреждений подведомственной сети.
Необходимо перейти к систематической публикации информационных материалов о коррупции, ее влиянии на социально-экономическое развитие страны и республики, ущербе, причиняемом стране, обществу и каждому отдельному гражданину, о мерах по противодействию коррупции, предусмотренных международным, федеральным и республиканским законодательством, остепени их влияния на конкретную ситуацию с коррупцией в Кабардино-Балкарской Республике.
3.10. Обеспечение доступа граждан к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
Для обеспечения доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики будет принят закон Кабардино-Балкарской Республики, регламентирующий порядок представления гражданам указанной информации.
В целях организации борьбы с коррупцией в исполнительных органах государственной власти Кабардино-Балкарской Республики создана и на постоянной основе действует антикоррупционная телефонная линия для сообщений о фактах коррупции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.