Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"О республиканской целевой программе
"Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике
на 2007-2011 годы"
Республиканская целевая Программа
"Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике
на 2007-2011 Годы"
Паспорт Программы
Наименование Программы | республиканская целевая программа "Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2011 годы" (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации "Об образовании"; Закон Кабардино-Балкарской Республики "Об образовании"; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года N 1756-р; Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 июня 2005 года N 178; федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года N 803 |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Разработчик и ответственный исполнитель Программы |
Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики |
Цель Программы | создание условий и механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом запросов личности, общества и рынка труда |
Задачи Программы | повышение эффективности управления образованием; модернизация экономических механизмов системы образования; модернизация содержания и технологий общего образования; формирование новых экономических механизмов обеспечения системы образования; формирование системы обеспечения качества образовательных услуг; развитие системы воспитания и дополнительного образования детей; совершенствование системы социальной защиты детства и коррекционного образования; формирование системы непрерывного профессионального образования с учетом потребностей рынка труда республики; информатизация системы образования; развитие материально-технической базы системы образования; обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений |
Важнейшие целевые показатели и индикаторы Программы |
удельный вес численности детей старшего дошкольного возраста, обучающихся в системе предшкольного образования в вариативных формах; удельный вес численности учащихся 9-11 классов, обучающихся по программам предпрофильной подготовки и программам профильного обучения; удельный вес численности образовательных учреждений, перешедших на новые государственные образовательные стандарты, включающие в себя требования к уровню подготовки выпускников различных ступеней общего образования и условия осуществления образовательной деятельности; удельный вес численности выпускников учреждений начального профессионального образования, трудоустроившихся по полученной специальности или продолживших обучение по направлению подготовки; удельный вес численности образовательных учреждений, пользующихся услугами медиацентров; удельный вес численности работников системы образования, повысивших квалификацию в области информационно-коммуникационных технологий; удельный вес численности предметов национально-регионального компонента, обеспеченных учебно-методическими комплектами нового поколения |
Сроки и этапы реализации Программы |
2007-2011 годы, осуществляется в три этапа: I этап - 2007-2008 годы; II этап - 2009-2010 годы; III этап - 2011 год |
Объемы и источники финансирования Программы |
общий объем финансирования Программы составляет 1802289 тыс. рублей, из них: прогнозируемые средства федерального бюджета - 1216949 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 558668 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 11759 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 14913 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономичес- кой эффективности |
повышение эффективности бюджетных расходов через переход на нормативное подушевое финансирование 100 процентов общеобразовательных учреждений; повышение мотивации работников системы образования через переход на новую систему оплаты труда 100 процентов общеобразовательных учреждений; охватить 85 процентов детей дошкольным образованием; выравнивание стартовых возможностей для детей и повышение уровня подготовленности к обучению в школе через введение предшкольной подготовки, охватив 95 процентов детей программами предшкольной подготовки; обновление содержания общего среднего образования в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, переход на новые государственные образовательные стандарты 100 процентов общеобразовательных учреждений; переход к индивидуальному обучению в соответствии с запросами и потребностями учащихся через организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения; совершенствование системы управления образованием на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий; создание механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе; модернизация сети учреждений начального профессионального образования и профессионально-квалификационной структуры подготовки специалистов на их базе |
Организация контроля за исполнением Программы |
контроль за исполнением Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
I. Характеристика проблем, на
решение которых направлена Программа
Наиболее существенным фактором, определяющим конкурентное преимущество любого региона, является уровень развития человеческого потенциала, в частности уровень образования населения.
Между тем в настоящее время отсутствуют механизмы, обеспечивающие связь развития человеческого потенциала с ростом благосостояния граждан. Образование, которое не оказывает влияния на успешность граждан и эффективность экономики, не может считаться качественным. На решение этих задач направлена государственная политика модернизации образования.
Реализация Программы позволит:
создать условия для оптимизации сети образовательных учреждений на основе интеграции учреждений дошкольного и общего среднего образования, поставки в городские, поселковые и сельские учреждения компьютерной техники, оснащения их спортивным инвентарем и оборудованием;
заложить основы внешней объективной оценки качества образования, создать республиканский центр контроля качества образования, осуществить подготовку и реализацию эксперимента по введению единого государственного экзамена;
продолжить работу по информатизации образования путем использования новых информационных технологий на всех ступенях обучения, расширения доступа к сети Интернет, подготовки педагогического персонала, создания образовательного портала, республиканского центра дистанционного обучения и районных ресурсных центров по информационным технологиям образования.
В целом реализация Программы позволит приступить к созданию условий для модернизации республиканского образования: накоплен кадровый инновационный потенциал, создана определенная материальная база, есть предпосылки для усиления общественной составляющей в управлении образованием.
В настоящее время Кабардино-Балкарская Республика имеет развитую сеть образовательных учреждений. В республике функционируют 419 образовательных учреждений, в том числе 87 интегрированных учреждений типа "начальная школа - детский сад", 5 специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждений, 229 полных (средних) общеобразовательных учреждений, 62 учреждения дополнительного образования детей, 12 учреждений начального профессионального образования. Сеть образовательных учреждений приведена в приложении N 1.
Ведущим мотивом изменений, произошедших в республике, было создание многоуровневой и непрерывной системы образования с преемственностью всех образовательных ступеней от дошкольной до послевузовской.
Произошли заметные изменения в структуре учреждений образования всех типов и видов. Основными факторами, предопределившими их, были изменения в социально-экономической и демографической ситуации и как следствие необходимость приведения сети образовательных учреждений в соответствие с новыми реалиями, интеграционные процессы в дошкольном, общем среднем и профессиональном образовании.
В результате в системе общего среднего образования получили широкое распространение школы с углубленным изучением предметов - 35 (15,3 процента), лицеи - 6 (2,6 процента), гимназии - 11 (4,8 процента), средние общеобразовательные школы с правом реализации программ дошкольного образования - 133 (58,8 процента).
Вследствие интеграции учреждений дошкольного и общего среднего образования в период с 1999 по 2005 год произошло существенное уменьшение числа дошкольных учреждений с 235 до 5 (остались только коррекционные), увеличилось число общеобразовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования (133), и комплексов "начальная школа - детский сад" (87).
В начальном профессиональном образовании сформировались учебные заведения повышенного типа, в основном профессиональные лицеи, осуществляющие подготовку высококвалифицированных кадров рабочих и специалистов. Завершен процесс регионализации начального профессионального образования.
Республика вошла в число регионов Российской Федерации - участников эксперимента по введению единого государственного экзамена, в 2003-2006 годы прошла успешная апробация технологий и процедур его проведения.
Существенный шаг вперед совершен в области информатизации образования. Все образовательные учреждения республики получили комплекты компьютерной техники и другие средства информатизации. Начато масштабное подключение образовательных учреждений к сети Интернет. Налажена планомерная система повышения квалификации работников образования по информационно-коммуникационным технологиям, в том числе и в дистанционных формах.
Таким образом, в предшествующий период благодаря приоритетности политики органов власти республики по отношению к системе образования удалось сохранить стабильное функционирование сети образовательных учреждений.
В то же время система образования Кабардино-Балкарской Республики в указанный период функционировала в условиях значительного недофинансирования из бюджетов различных уровней, что привело к существенному старению основных фондов, проблемам с обеспечением учебного процесса необходимыми материалами и оборудованием.
На основании анализа состояния системы образования республики можно сформулировать следующие основные проблемы в контексте реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года:
несоответствие качества и эффективности системы государственного и муниципального управления образованием задаче создания условий для развития системы образования в соответствии с потребностями общества, обучающихся и рынка труда;
несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики, недостаточный учет индивидуальных запросов и потребностей обучающихся и их родителей;
неполный охват детей дошкольным образованием (предшкольной подготовкой) и вследствие этого отсутствие равных стартовых возможностей для детей при их поступлении в школу;
отсутствие государственного стандарта по предметам национально-регионального компонента, недостаточный уровень учебно-методической, кадровой и информационной обеспеченности национального образования;
неполное соответствие имеющейся сети учреждений образования задаче обеспечения равных возможностей получения качественного образования разными категориями обучающихся;
несовершенство информационной образовательной сети, отсутствие достаточных условий для широкого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном и управленческом процессах;
отсутствие эффективных механизмов формирования гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности и способности к социализации в обществе;
несоответствие учебно-материальной базы образовательных учреждений требованиям организации образовательного процесса на современном уровне;
нерешенность вопросов комплексной безопасности образовательных учреждений.
При отсутствии Программы указанные проблемы не могут быть устранены, а стоящие перед образованием задачи не найдут своего решения. Без Программы не будут созданы условия и механизмы, обеспечивающие доступность, качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом запросов личности, общества и рынка труда.
II. Цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
повышение качества подготовки кадров Кабардино-Балкарской Республики как ключевого фактора ее ускоренного социально-экономического развития;
создание условий и механизмов, обеспечивающих доступность, качество и эффективность образования, его постоянное обновление с учетом запросов личности, общества и рынка труда.
Для достижения указанных целей необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
1) повышение эффективности управления образованием:
развитие кадрового потенциала системы управления образованием;
создание системы дифференцированной оценки результатов деятельности муниципальных (городских) образовательных систем и образовательных учреждений;
автоматизация управленческой деятельности;
совершенствование управления инновационными процессами в системе образования;
2) модернизация экономических механизмов системы образования:
внедрение системы финансово-экономических механизмов, основанных на нормативном подушевом бюджетном финансировании;
введение новой системы оплаты труда работников образования;
3) модернизация содержания и технологий общего образования:
обеспечение необходимых условий для введения в систему образования нового содержания образования;
создание условий для введения предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста;
организация и введение профильного обучения в системе образования Кабардино-Балкарской Республики;
охрана здоровья обучающихся на основе здоровьесберегающих образовательных технологий;
развитие образования на родных языках народов Кабардино-Балкарской Республики;
4) формирование системы обеспечения качества образовательных услуг:
развитие новых форм и механизмов оценки и контроля качества деятельности образовательных учреждений;
совершенствование процедур проведения лицензирования, аттестации (включая кадры) и аккредитации образовательных учреждений;
создание республиканского сегмента общероссийской системы оценки качества образования;
5) развитие системы воспитания и дополнительного образования детей:
обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей;
совершенствование работы с одаренными детьми;
повышение эффективности воспитания в системе образования;
повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования и воспитания;
6) социальная защита детства и развитие системы коррекционного образования:
модернизация сети специальных (коррекционных) учреждений;
разработка и реализация системы мер социальной защиты детей с ограниченными возможностями;
создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) формирование системы непрерывного профессионального образования с учетом потребностей рынка труда республики:
модернизация содержания начального профессионального образования;
модернизация сети учреждений начального профессионального образования Кабардино-Балкарской Республики;
развитие и укрепление учебной и материально-технической базы учреждений начального профессионального образования;
развитие кадрового потенциала начального профессионального образования;
8) информатизация системы образования:
развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры системы образования Кабардино-Балкарской Республики;
информационно-технологическая поддержка управления образованием;
развитие системы обеспечения информационно-коммуникационной компетентности работников системы образования, в том числе в дистанционных формах;
9) развитие материально-технической базы системы образования:
строительство объектов образования;
оснащение образовательных учреждений различными типами и видами технологического, медицинского, учебно-лабораторного оборудования, приобретение автотранспорта;
10) обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений:
организационное обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений;
оснащение образовательных учреждений современным охранным и противопожарным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;
повышение квалификации кадров в области пожарной безопасности.
III. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 2007-2011 годы и осуществляется в три этапа.
На первом этапе (2007-2008 годы) предусмотрены подготовка нормативных, организационно-педагогических и научно-методических условий для решения поставленных задач, разработка моделей развития образования по отдельным направлениям и их экспериментальная апробация в системе образования.
На втором этапе (2009-2010 годы) реализуются мероприятия, направленные на последовательное осуществление основных изменений в системе образования.
На третьем этапе (2011 год) осуществляется корректировка действий, завершение выполнения основных мероприятий.
На каждом из этапов планируется проведение мониторинга хода реализации Программы и влияния программных мероприятий на состояние системы образования.
IV. Механизмы реализации Программы
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 2. Выполнение мероприятий Программы осуществляется в рамках годовых и перспективных планов Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, его структурных подразделений и муниципальных органов управления образованием.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики, являясь заказчиком Программы, обеспечивает финансирование Программы и осуществляет контроль за расходованием выделенных средств.
Координацию реализации Программы осуществляет Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики. В этих целях Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики:
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
готовит ежегодно информацию о ходе реализации Программы;
представляет ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет расходы по программным мероприятиям, а также механизмы реализации Программы;
разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию мероприятий Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией Программы и контроля за ходом исполнения программных мероприятий.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, бюджетов муниципальных образований, средств внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 1802289 тыс. рублей, в том числе:
прогнозируемые средства федерального бюджета - 1216949 тыс. рублей,
средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 558668 тыс. рублей,
средства бюджетов муниципальных образований - 11759 тыс. рублей,
средства внебюджетных источников - 14913 тыс. рублей.
В качестве внебюджетных источников будут привлечены средства некоммерческих фондов, спонсорская помощь и другие.
Финансовое обеспечение Программы приведено в приложении N 3.
Данные по ресурсному обеспечению Программы по задачам (без учета государственных капитальных вложений) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сводные данные по расчету потребности в ресурсном обеспечении,
необходимом для реализации Программы
(без учета государственных капитальных вложений)
(тыс. руб.)
Направления | Источники финансирования | Объем финансирования | |||||
2007-2011 годы, всего |
в том числе | ||||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||
1. Повышение эффективности управления образованием |
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики бюджеты муниципальных образований внебюджетные источники |
2789 3574 0 |
320 460 0 |
438 546 0 |
507 638 0 |
738 935 0 |
786 995 0 |
2. Модернизация экономических механизмов системы образования |
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики бюджеты муниципальных образований |
966 484 |
168 84 |
180 90 |
192 96 |
206 104 |
220 110 |
3. Модернизация содержания и технологий общего образования |
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики бюджеты муниципальных образований внебюджетные источники |
5469 3853 1022 |
845 670 227 |
944 716 242 |
1134 764 171 |
1253 825 185 |
1349 878 197 |
4. Формирование системы обеспечения качества образовательных услуг |
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики бюджеты муниципальных образований |
722 598 |
135 104 |
148 111 |
160 119 |
135 128 |
144 136 |
5. Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей |
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики бюджеты муниципальных образований внебюджетные источники |
1650 767 1050 |
130 130 100 |
229 0 214 |
359 296 228 |
382 0 246 |
550 341 262 |
6. Социальная защита детства и развитие системы коррекционного образования |
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики |
3263 | 400 | 460 | 650 | 849 | 904 |
7. Формирование системы непрерывного профессионального образования с учетом потребнос- тей рынка труда республики |
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики внебюджетные источники |
0 4903 |
0 840 |
0 920 |
0 1060 |
0 1009 |
0 1074 |
8. Информатизация системы образования |
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики бюджеты муниципальных образований внебюджетные источники |
91070 2483 294 |
5267 432 294 |
17636 462 0 |
20999 492 0 |
22841 531 0 |
24327 566 0 |
За счет средств государственных капитальных вложений финансируются мероприятия Программы по реконструкции и строительству образовательных учреждений. Целями реконструкции и строительства объектов образовательных учреждений являются обеспечение доступности получения образования, улучшение качества образования, сохранение и улучшение здоровья обучающихся. Перечень строящихся и реконструирующихся объектов образования приведен в приложении N 4.
Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы по направлению финансирования "Развитие материально-технической базы системы образования" за счет средств различных источников приведены в таблице 2.
Таблица 2
Сводные данные
по необходимому ресурсному обеспечению Программы по направлению
финансирования "Развитие материально-технической базы системы
образования" (за счет средств государственных капитальных вложений)
(тыс. руб.)
Источник финансирования | Объем финансирования | |||||
2007-2011 годы, всего |
в том числе | |||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
Всего, | 1589233 | 540232 | 365938 | 241445 | 238205 | 203413 |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | 1183863 | 458156 | 330276 | 140990 | 128737 | 125704 |
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики |
405370 | 82076 | 35662 | 100455 | 109468 | 77709 |
бюджеты муниципальных образований | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
В перечень мероприятий Программы включены также мероприятия по обеспечению комплексной безопасности образовательных учреждений, в том числе пожарной и антитеррористической. Объемы финансирования мероприятий по обеспечению противопожарной безопасности в образовательных учреждениях Кабардино-Балкарской Республики приведены в приложении N 5.
Сводные данные по необходимому ресурсному обеспечению Программы по направлению финансирования "Обеспечение комплексной безопасности образовательных учреждений" за счет средств различных источников финансирования приведены в таблице 3.
Таблица 3
Сводные данные
по необходимому ресурсному обеспечению Программы по
направлению финансирования "Обеспечение комплексной
безопасности образовательных учреждений"
(тыс. руб.)
Источник финансирования | Объем финансирования | |||||
2007-2011 годы, всего |
в том числе | |||||
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
||
Всего, | 88043 | 41860 | 21312 | 24871 | 0 | 0 |
в том числе: | ||||||
федеральный бюджет | 33086 | 10473 | 10819 | 11794 | 0 | 0 |
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики |
47313 | 28200 | 8752 | 10361 | 0 | 0 |
бюджеты муниципальных образований | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
внебюджетные источники | 7644 | 3187 | 1741 | 2716 | 0 | 0 |
VI. Целевые индикаторы и показатели оценки
хода реализации Программы
Для оценки эффективности и результативности решения задач, определенных Программой, предлагается система целевых показателей, характеризующих ход реализации Программы.
Система целевых индикаторов и показателей по основным направлениям деятельности в рамках задач Программы приведена в приложении N 6.
VII. Контроль за реализацией Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики и Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ежегодно в установленном порядке информирует Правительство Кабардино-Балкарской Республики о ходе реализации Программы.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики в составе отчета об итогах исполнения республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год информацию о ходе реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.