Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"О республиканской целевой программе
"Жилище" на 2008-2012 годы"
Республиканская целевая программа "Жилище" на 2008-2012 годы
Паспорт программы
Наименование Программы |
- республиканская целевая программа "Жилище" на 2008-2012 годы (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы". |
Государственный заказчик Программы |
- Правительство Кабардино-Балкарской Республики. |
Координатор Программы |
- Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики. |
Основной разработчик Программы |
- Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики. |
Цели Программы |
- формирование и развитие устойчиво функционирующей жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для жителей Кабардино-Балкарской Республики, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем. |
Сроки реализации Программы |
- 2008-2012 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы |
- прогнозируемый объем средств на реализацию Программы - 26168,19 млн. рублей, из них: бюджетные средства - 1964,8 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 462,0 млн. рублей; из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 964,8 млн. рублей; из местных бюджетов - 538,0 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 24203,39 млн. рублей. |
Перечень мероприятий Программы: |
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством; строительство жилья для граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; переселение семей, проживающих в общежитиях; обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства; развитие жилищного строительства; развитие базы строительной индустрии. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы: |
улучшение жилищных условий населения республики; доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры площадью 54 кв. м будет равна среднему совокупному доходу семьи из трех человек за 3 года; сокращение к 2012 году времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущих граждан с 15-20 лет до 5-7 лет; улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета более 166 семей граждан, относящихся к категориям, установленным законодательством Российской Федерации; создание условий для улучшения демографической ситуации в республике; создание необходимых условий для решения жилищных проблем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий; снижение социальной напряженности в обществе, содействие занятости населения; повышение объема подрядных работ более чем в два раза. |
Исполнители Программы и основных мероприятий |
- Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Министерство промышленности, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, филиал федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Кабардино-Балкарской Республике (по согласованию), администрации муниципальных районов и городских округов республики, а также предприятия и организации, отобранные по конкурсу. |
Контроль за ходом реализации Программы |
- контроль за ходом реализации Программы осуществляется Парламентом Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе реализации Программы одновременно с отчетом об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики по итогам финансового года. |
I. Характеристика проблемы
На начало 2007 года жилищный фонд Кабардино-Балкарской Республики составил 14,7 млн. кв. м общей площади.
Проблема обеспечения жильем населения остается весьма острой. Несмотря на то, что средняя обеспеченность жильем одного жителя республики ежегодно растет, она продолжает оставаться значительно ниже среднероссийского уровня. По состоянию на 1 января 2007 года на одного жителя республики приходилось 16,4 кв. м общей площади (на 0,6 процента больше, чем в 2005 году) против 20,9 кв. м в целом по России за 2005 год.
Число семей, состоящих на учете на получение жилья, на 1 января 2007 года увеличилось на 0,7 тыс. по сравнению с 2005 годом и составило 13,5 тыс. При этом прослеживается тенденция замедления предоставления им жилья: если в 2000 году получили жилье и улучшили жилищные условия 1,2 тыс. семей, то в 2001 году - 0,7 тыс. семей, в 2005 году- 0,5 тыс. семей.
Более 6,9 тыс. человек (около 1 процента от всего населения республики) в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания. Количество семей, проживающих в указанных домах, составляет 51 процент от общей численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
В республике имеются 66 общежитий (в основном коридорного и блочного типов), в которых проживают около 4,5 тыс. семей. Наиболее острая проблема остается в г. Нальчике, где сосредоточено 76,5 процента общежитий (52 объекта), в которых проживают 3412 семей.
Построенные в 70-е и 80-е годы здания общежитий имеют значительный физический износ, близкий к аварийному состоянию.
В Кабардино-Балкарии с 1999 года отмечается сокращение численности населения, которое происходит за счет отрицательного сальдо миграции на фоне постоянно сокращающегося естественного прироста населения. В 2006 году естественный прирост составил 544 человека (в 1991 году - около 8 тыс. человек). Анализ состояния динамики демографических процессов и причин, их вызывающих, свидетельствует о невозможности стабилизации демографической обстановки в республике и последующего ее улучшения без преодоления духовного и социально-экономического кризиса, подъема экономики, повышения уровня жизни населения. Тенденции суженного воспроизводства населения могут быть преодолены только в случае изменения демографического поведения населения, в первую очередь молодого поколения. Как показали социологические исследования, проводившиеся в 90-е годы, основные причины, по которым молодые семьи не желали заводить детей, - отсутствие перспективы получения (приобретения) жилья и низкий уровень доходов.
Основными проблемами в сфере жилищного строительства являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство коммунальной инфраструктуры, а также непрозрачные и обременительные для застройщика условия подключения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
Завершается период так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей. Для наращивания объемов жилищного строительства ограничены возможности использования действующих мощностей. В целях увеличения объемов жилищного строительства необходимо опережающее развитие коммунальной инфраструктуры.
Принятые в 2005 году федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Были созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.
Существовавшая практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, основанная на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры или выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, должна быть изменена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Это создаст равные конкурентные условия для застройщиков и будет способствовать освоению новых перспективных площадок для жилищного строительства.
Для участия в данной Программе органы местного самоуправления должны завершить разработку комплексных планов развития систем коммунальной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования (генеральных планах) прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
В подавляющем большинстве муниципальных образований отсутствуют надежные механизмы финансирования и реализации проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой.
Наличие системных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует для их решения программно-целевой подход, что позволит не только сохранить, но и увеличить объемы жилищного строительства, создаст необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения средств федерального бюджета.
II. Основные итоги реализации республиканской целевой программы
"Жилье-2010"
В ходе реализации республиканской целевой программы "Жилье-2010" в 2002-2006 годах ежегодный рост объемов вводимого в эксплуатацию жилья составлял 1-3 процента. При этом доля жилищ, построенных индивидуальными застройщиками, составляла более 80 процентов, соответственно прогнозные показатели по ним выполнены на 100,3 процента. Существенно сократился объем незавершенного жилищного строительства. Из 66 объектов общей площадью 259,6 тыс. кв. м, включенных в программу, по состоянию на 1 января 2007 года остаются незавершенными строительством 26 жилых домов общей площадью 133,63 тыс. кв. м.
Прогнозируемые объемы средств на реализацию программы (без индивидуального жилищного строительства) составили всего 12,4 млрд. рублей, из них на 2002-2006 годы - 8,0 млрд. рублей, в том числе бюджетные ассигнования - 1,3 млрд. рублей. При этом ввод многоквартирных жилых домов должен был составить всего 1102,8 тыс. кв. м, в том числе в 2002-2006 годах - 784,3 тыс. кв. м.
Фактическое финансирование жилищного строительства составило в 2002-2006 годах из федерального бюджета 61,4 млн. рублей, из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 165,1 млн. рублей. Введено общей площади жилья в эти же годы 1103,1 тыс. кв. м, в том числе многоквартирных жилых домов общей площадью 158,1 тыс. кв. м, индивидуальными застройщиками введено жилых домов общей площадью 945 тыс. кв. м.
Низкий процент реализации программы по вводу многоквартирных жилых домов свидетельствует о завышенных бюджетных обязательствах по финансированию жилищного строительства и необоснованных расчетах внебюджетных источников.
В рамках мероприятий по обеспечению жильем категорий граждан, предусмотренных входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы подпрограммами "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", федеральными законами "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и "О вынужденных переселенцах", за счет средств федерального бюджета обеспечено жильем 86 семей.
В состав промышленности строительных материалов республики входят 16 крупных и средних предприятий.
Объем выпуска стеновых материалов отвечает потребностям застройщиков, уровень загрузки производственных мощностей по стеновым материалам составляет 72 процента.
Снижение объемов выпуска сборных железобетонных конструкций связано с тем, что при капитальном строительстве чаще применяется монолитный железобетон. Уровень загрузки производственных мощностей по железобетонным конструкциям составляет 22 процента.
По нерудным материалам выпуск продукции составляет 44 процента от общей мощности по этому виду продукции.
III. Цели и задачи Программы
Цели и задачи Программы определяются направлениями приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", поскольку Программа является основным инструментом его реализации.
Целью приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий для проживания гражданам России.
Основными целями Программы являются формирование и развитие устойчиво функционирующей жилищной сферы, обеспечение доступности жилья для жителей Кабардино-Балкарской Республики, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития жилищного и жилищно-коммунального секторов экономики и повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства;
создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями (33 кв. м общей площади жилого помещения - для одиноких граждан, 42 кв. м - на семью из двух человек, по 18 кв. м - на каждого члена семьи при семье из трех человек и более, далее - стандарты обеспечения жилыми помещениями).
Решение этих задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативных правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий по четырем основным направлениям:
развитие жилищного строительства;
совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
развитие базы строительной индустрии;
исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, и нормативное правовое обеспечение организации предоставления гражданам жилых помещений социального использования.
Для развития жилищного строительства необходимо обеспечить:
формирование системы территориального планирования, создание условий для разработки правил землепользования и застройки, градостроительной документации для жилищного строительства;
развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке жилищного строительства, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекционизма на рынке, внедрение прозрачных конкурентных процедур предоставления земельных участков для жилищного строительства;
развитие кредитования застройщиков на цели жилищного строительства;
коммунальной инфраструктурой земельные участки в целях жилищного строительства;
создание условий для привлечения кредитных средств и частных инвестиций для этих целей;
модернизацию и обновление оборудования, повышение эффективности технологий строительства и производства строительных материалов;
комплексную застройку территорий, реконструкцию и обновление кварталов застройки;
создание единой системы государственного учета объектов недвижимости.
Для совершенствования жилищно-коммунального комплекса необходимо обеспечить:
создание условий для развития конкурентного бизнеса в сфере управления жилищным фондом и коммунальным комплексом;
развитие финансовых инструментов и институтов в целях привлечения инвестиций для модернизации жилищно-коммунального комплекса;
создание условий для привлечения средств частных инвесторов с целью модернизации и развития объектов коммунальной инфраструктуры;
государственную финансовую поддержку процессов модернизации и развития коммунальной инфраструктуры, в том числе с целью минимизации рисков частных инвесторов.
Основные направления развития промышленности строительных материалов на период до 2012 года определяют задачи и приоритеты развития отрасли в целях:
обеспечения строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями, способными конкурировать с импортной продукцией;
обеспечения снижения стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов;
повышения комфортности проживания в жилых домах, необходимой надежности и долговечности.
Эти цели базируются на требованиях строительного комплекса к промышленности строительных материалов, основанных на необходимости:
увеличения объемов жилищного строительства и изменения его структуры с переходом на новые архитектурно-строительные системы, типы зданий и современные технологии их возведения;
снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат при строительстве и эксплуатации жилья, сокращения продолжительности инвестиционного цикла;
обеспечения потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественных, экологически чистых современных видах продукции, отвечающих по ассортименту и номенклатуре платежеспособному спросу различных слоев населения.
Для достижения указанных целей в промышленности строительных материалов необходимо решить следующие задачи:
провести обновление основных фондов предприятий промышленности строительных материалов с переходом на более высокий уровень их технического оснащения;
обеспечить выпуск высококачественных конкурентоспособных материалов и изделий;
добиться снижения ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление продукции;
повысить производительность труда за счет максимальной механизации и автоматизации производственных процессов;
обеспечить рациональное использование минеральных природных ресурсов и вовлечение в производство техногенных отходов различных отраслей промышленности;
организовать подготовку отраслевых специалистов всех уровней;
привлечь необходимые инвестиции для модернизации действующих производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации.
При этом продукция отрасли должна содержать номенклатуру строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих современным требованиям товарного рынка.
Исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, осуществляется путем предоставления им субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.
Категории граждан и условия предоставления им субсидий на приобретение жилья устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по реализации в республике подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, определяется нормативным правовым актом Кабардино-Балкарской Республики.
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Кабардино-Балкарской Республики осуществляет:
регистрацию и учет граждан, имеющих право на получение субсидий;
расчет размера предоставляемой субсидии;
выдачу сертификата на получение субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения;
отбор банков, участвующих в реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
другие действия, связанные с реализацией в Кабардино-Балкарской Республике подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
IV. Перечень программных мероприятий
Программные мероприятия ориентированы на реализацию поставленных задач и подразделяются на мероприятия по совершенствованию законодательной, нормативной правовой базы, организационные мероприятия, а также мероприятия по финансированию капитальных и других расходов. Перечень основных мероприятий по реализации Программы приведен в приложении N 1.
Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем
категорий граждан, установленных федеральным законодательством
См. также Справку о средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья и нормативе стоимости 1 кв.метра общей площади жилья
В рамках настоящей Программы предусматривается разработка документов, позволяющих унифицировать механизмы содействия в обеспечении жильем отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законодательством путем предоставления субсидий на приобретение жилья.
Программные мероприятия, связанные с финансированием за счет средств федерального бюджета, направлены на исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, которые будут реализованы в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
В настоящее время в Кабардино-Балкарской Республике проживают 166 семей граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе:
граждане, уволенные с военной службы, и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года, - 14 семей;
граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, - 110 семей;
граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, - 9 семей;
граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - 33 семьи.
В соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 года N 56-РЗ "О порядке и форме предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года" указанным категориям граждан будут предоставляться субсидии. Финансирование приобретения (строительства) жилья будет осуществляться за счет субвенций, предоставляемых из Федерального фонда компенсаций, средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, местных бюджетов и собственных средств граждан, которым предоставляется указанная мера социальной поддержки. Порядок предоставления жилищных субсидий для приобретения или строительства жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержден постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 2 ноября 2006 года N 296-ПП. Объемы финансирования из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и местных бюджетов определяются при формировании бюджетов на соответствующий год. По состоянию на 1 января 2007 года единый список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, по Кабардино-Балкарской Республике составляет 1284 граждан.
Строительство жилья для граждан, нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договорам социального найма
О жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма см. Раздел III. Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ
См. также Приказ Министерства регионального развития РФ от 25 февраля 2005 г. N 18 "Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма"
См. Типовой договор социального найма жилого помещения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 21 мая 2005 г. N 315
В настоящее время в органах местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике в очереди на улучшение жилищных условий состоит 10,6 тыс. семей. Это семьи, относящиеся к категориям граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договору социального найма, установленным Законом Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2005 года N 55-РЗ "О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике". Исходя из среднего размера семьи общее количество состоящих в очереди составляет 40,3 тыс. человек.
В соответствии с нормами предоставления жилых помещений общая потребность в социальном жилье составляет не менее 725 тыс. кв. м, стоимость строительства по ценам 2008 года составляет 14863,3 млн. рублей.
Очевидно, что решение жилищной проблемы граждан, состоящих в очереди, невозможно в среднесрочной перспективе. Следовательно, необходимо создание рынка наемного жилья за счет легализации коммерческого и расширения социального найма.
Создание жилищного фонда для предоставления по договорам социального найма будет осуществляться по трем направлениям:
завершение строительства жилых домов, которое было начато за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики;
расширение возможностей муниципальных образований и строительство жилых помещений за счет местных бюджетов;
строительство некоммерческого жилья на основе государственно-частного партнерства.
Переселение семей, проживающих в общежитиях
Результаты реализации мероприятий республиканской целевой программы "Жилье-2010" свидетельствуют, что проблемы общежитий:
не могут быть решены в пределах пятилетнего периода и требуют расходов капитального характера в течение 8-10 лет;
требуют привлечения внебюджетных источников финансирования;
должны решаться комплексно, путем переселения части жильцов в новые дома и поэтапного проведения реконструкции общежитий.
Для практической реализации данного программного мероприятия необходимо разработать на уровне органов местного самоуправления правоустанавливающие документы, регулирующие вопросы, связанные:
с переселением семей из общежитий и предоставлением им другого жилья;
с созданием механизмов финансирования реконструкции и модернизации зданий общежитий с учетом привлечения средств предприятий и населения.
Органам местного самоуправления необходимо:
упорядочить очередность переселения семей из общежитий, принять в соответствии с действующим законодательством меры по выселению семей и граждан, проживающих в общежитиях с нарушением паспортного режима и жилищного законодательства, исключить заселение новыми жильцами освобождающихся комнат;
совместно с Министерством строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики разработать проекты реконструкции и модернизации зданий общежитий, предусматривающие поэтапное проведение соответствующих работ.
Переселение намечается осуществить путем предоставления квартир во вновь вводимом жилищном фонде, домах после реконструкции общежитий и отвода земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Для обеспечения комфортабельным жильем граждан, проживающих в общежитиях, необходима 4441 квартира. После реконструкции общежитий примерный выход квартир составит 2641. Дополнительно потребуется построить 1800 квартир и индивидуальных домов.
Ежегодно необходимо утверждать адресные программы переселения из общежитий.
Перечень общежитий, подлежащих реконструкции с расселением жильцов, приведен в приложении N 2.
Таблица 1
Сводные данные по общежитиям, расположенным в Кабардино-Балкарской
Республике
Муниципальные районы и городские округа |
Количество общежитий |
Количество семей, проживающих в общежитиях |
Выход квартир после реконструкции (ориентировочно) |
Требуется квартир для переселения |
Баксанский муниципальный район |
2 |
72 |
72 |
|
Терский муниципальный район |
3 |
136 |
94 |
42 |
Майский муниципальный район |
2 |
142 |
100 |
42 |
Зольский муниципальный район |
2 |
82 |
45 |
37 |
Городской округ Нальчик |
52 |
3412 |
1932 |
1480 |
Городской округ Прохладный |
5 |
597 |
398 |
199 |
Всего |
66 |
4441 |
2641 |
1800 |
Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства
Реализация мероприятий будет осуществляться путем предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, в размере 50 процентов от стоимости строительства.
Объемы государственных гарантий Российской Федерации предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год в рамках программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации.
Предоставление в 2008-2012 годах государственных гарантий Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления по заимствованиям на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства будет осуществляться в размере 50 процентов от стоимости строительства.
Реализация мероприятий должна обеспечить увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья, формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры.
Дополнительный ввод жилья в рамках реализации Программы составит 728,6 тыс. кв. м, в том числе:
в 2009 году - 146,3 тыс. кв. м;
в 2010 году - 166,5 тыс. кв. м;
в 2011 году - 176,8тыс. кв. м;
в 2012 году - 190,0 тыс. кв. м.
Таблица 2
Перечень объектов, подлежащих обеспечению коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства
N п/п |
Наименование строительных площадок, адрес |
Площадь застройки (га) |
Общая площадь квартир (тыс. кв. м) |
Стоимость строительства жилья (млн. рублей) |
Стоимость строительства инженерной инфраструктуры (млн. рублей) |
1. |
Жилой район "Восточный", г. Нальчик |
300,0 |
649,8 |
9750,0 |
1462,5 |
2 |
ул. Тарчокова - ул. Кирова, г. Нальчик |
2,8 |
20,8 |
312,0 |
9,6 |
3. |
Микрорайон "Южный", г. Нарткала |
11,0 |
30,0 |
450,0 |
26,8 |
4. |
Микрорайон "Кооператор-2", г. Баксан |
10,0 |
28,0 |
420,0 |
24,4 |
|
Итого |
323,8 |
728,6 |
10932,0 |
1523,3 |
Развитие жилищного строительства
В настоящее время в республике в стадии незавершенного строительства находятся 47 жилых домов общей площадью 209,9 тыс. кв. м.
До 2012 года предусматривается ввести в эксплуатацию 2,3-2,5 млн. кв. м общей площади жилых домов, в том числе объектов индивидуального жилищного строительства - 1,2 млн. кв. м.
Ведется разработка проектов современного индустриального и индивидуального жилья, ориентированных на малоэтажное строительство, в том числе на селе с учетом национальных традиций. Одной из основных проблем на пути реализации проектов является отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой.
В целях увеличения объемов индустриального жилищного строительства Программой предусматривается завершить строительство жилых домов, начатых до 2000 года.
Для решения задачи по сокращению незавершенных объемов до нормативного уровня местным органам самоуправления необходимо:
разработать порядок и условия передачи незавершенных строительством жилых домов платежеспособным застройщикам;
определить механизмы совместного долевого финансирования жилищного строительства.
Перечень объектов незавершенного жилищного строительства, подлежащих вводу в эксплуатацию до 2012 года, приведен в приложении N 3.
Обеспечение жителей республики участками под индивидуальное жилищное строительство в основном удовлетворило потребности населения в участках. В настоящее время в республике имеется большое количество проектов индивидуальных жилых домов, разработанных с учетом национальных традиций, для семей с различным составом семьи, с учетом климатических и региональных особенностей. Имеющаяся строительная база, в большей степени ориентированная на малоэтажное строительство, обеспечивает потребности населения в строительных материалах.
В целях увеличения объема индивидуального жилищного строительства предстоит решить задачи по:
подготовке площадок для нового строительства, развитию систем инженерного обустройства, дорог и проездов;
созданию механизма долгосрочного кредитования;
развитию производства строительных материалов и конструкций, применение которых обеспечит снижение стоимости строительства при создании должного комфорта в возводимых домах;
обобщению и использованию опыта по привлечению средств населения для строительства жилья.
Прогнозируемые объемы индивидуального жилищного строительства на период реализации Программы по муниципальным районам и городским округам приведены в приложении N 4.
Развитие базы строительной индустрии
Развитие экономики республики (прежде всего строительного сектора) в совокупности с ростом реальных доходов населения будет способствовать увеличению спроса на новое качественное жилье.
К 2012 году в большей степени получат развитие такие направления, как производство:
эффективных стеновых материалов;
вяжущих материалов;
кирпича;
сухих смесей различного назначения;
широкой номенклатуры изделий на основе гипса;
отделочных материалов, в том числе облицовочных плит;
изделий из бетона и железобетона, в том числе пенобетона;
теплоизоляционных материалов;
высокопрочных нерудных материалов.
Основными источниками финансирования строительства новых производственных мощностей и модернизации действующих предприятий на 2008-2012 годы будут являться внебюджетные средства. Для реализации этих направлений инициаторами проектов внесены на рассмотрение 28 инвестиционных предложений, из них по 8 инвестиционным проектам имеются положительные заключения:
"Строительство кирпичного завода в г. Тереке";
"Техническое и технологическое перевооружение предприятия по добыче и переработке вулканических туфов с целью получения пористого щебня в качестве заполнителей для легких бетонов, строительных растворов и производства стеновых блоков";
"Организация производства стеновых блоков и одноразовой посуды";
"Организация производства пустотелого керамического кирпича";
"Модернизация производства туфовых стеновых блоков и строительство технологической линии по производству облицовочных плит и переработке отходов на Заюковском туфовом карьере";
"Организация производства облицовочного кирпича мощностью 1,5 млн. штук условного кирпича";
"Расширение производства керамической черепицы";
"Строительство цементного завода в с. Заюково производительностью 1 млн. тонн в год".
Учитывая планируемый объем строительства жилых домов в совокупности с объектами социального назначения, приведенный расчет в потребности строительных материалов показывает, что необходимо наращивать производственные мощности по производству стенового материала.
Потребность в сборных железобетонных конструкциях может быть удовлетворена существующими мощностями. При использовании в проектах нетиповых железобетонных конструкций возможно привлечение для изготовления новой технологической оснастки предприятий республики.
Производство нерудных строительных материалов имеет большой резерв и при необходимости предприятия готовы увеличить объемы добычи и переработки нерудных материалов. Республика располагает месторождениями твердых пород, которые разрабатываются в незначительных объемах. Реализация инвестиционных проектов, предусматривающих переработку твердых пород, позволит выпускать высокопрочный щебень, необходимый для строительства дорог и объектов с повышенными прочностными требованиями.
В настоящее время актуальна разработка базальтовых пород, являющихся сырьем для производства волокна для минеральной ваты - утеплителя, широко применяющегося в современном строительстве.
В результате к 2012 году прогнозируется рост объемов производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций в размере от 137 процентов до 170 процентов. Оценка текущего состояния и прогноз по объемам производства основных конструктивных строительных материалов в Кабардино-Балкарской Республике приведены в приложении N 5.
Одним из главных направлений государственной политики в области промышленности строительных материалов является обеспечение потребности капитального строительства и эксплуатационных нужд в качественной, экологически чистой современной продукции, отвечающей по ассортименту и номенклатуре платежеспособности различных слоев населения.
Изменяющаяся структура жилищного строительства требует необходимости развития группы производств, выпускающих легко монтируемые конструкции для возведения жилых домов.
В связи с этим важнейшее значение приобретает проведение реформирования части предприятий строительной индустрии и строительных организаций в направлении повышения эффективности их деятельности, перепрофилирования или закрытия нерентабельных бесперспективных производств.
Реестр инвестиционных проектов, направленных на развитие базы жилищного строительства, приведен в приложении N 6.
Результатом проведения мероприятий развития отрасли в рассматриваемом периоде является полное покрытие потребностей внутреннего рынка и увеличение поставок за пределы республики строительных материалов и изделий, производимых предприятиями строительных материалов и строй индустрии Кабардино-Балкарской Республики.
V. Механизм реализации Программы и ресурсное обеспечение
Общая координация хода реализации Программы осуществляется Министерством строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики.
Реализация Программы предусматривает участие федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления.
На федеральном уровне осуществляются:
формирование нормативной правовой и методологической базы;
реализация совместно с субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления входящих в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы подпрограмм;
предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий для обеспечения жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством;
содействие осуществлению демонстрационных проектов выполнения мероприятий федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
организация и проведение информационной работы среди населения;
обеспечение мониторинга преобразований в жилищной сфере с целью анализа ситуации, обобщения положительного опыта;
координация деятельности исполнителей мероприятий Программы и входящих в ее состав подпрограмм.
На уровне исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики осуществляются:
развитие нормативной правовой базы, связанной с реализацией федерального законодательства в республике;
разработка и реализация региональных программ;
проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом передового опыта.
На уровне органов местного самоуправления осуществляются:
разработка и реализация муниципальных программ;
проведение предусмотренных Программой мероприятий с учетом местных особенностей и передового опыта.
Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы за счет федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики будут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета и бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий год. На финансирование мероприятий Программы необходимо также привлечение заемных средств.
Сводные данные прогнозируемых объемов средств на реализацию мероприятий, включенных в республиканскую целевую программу "Жилище" на 2008-2012 годы, приведены в приложении N 7.
На органы местного самоуправления возлагается ответственность за содержание и использование муниципального жилищного фонда, содержание и развитие муниципальных объектов жизнеобеспечения, регулирование планировки и застройки территорий городов и населенных пунктов, создание условий для жилищного строительства и привлечение внебюджетных средств. В условиях ограниченности средств администрациям муниципальных образований необходимо использовать различные формы, методы и модели инвестирования для решения жилищной проблемы, внедрять новые строительные технологии.
Органам местного самоуправления необходимо создать фонды развития жилья и инженерной инфраструктуры, где будут аккумулироваться средства из различных источников. Одним из источников могут стать платежи за право аренды (или продажи) земельных участков под жилищное строительство частным инвесторам.
В целом реализация Программы предусматривает участие органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления, направлена на консолидацию всех бюджетных средств и повышение инвестиционной привлекательности жилищной сферы, снижение рисков инвестирования с целью привлечения внебюджетных финансовых ресурсов.
Таблица 3
Показатели, использованные в расчетах
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
Расчетный индекс-дефлятор в строительстве |
1,089 |
1,074 |
1,068 |
1,063 |
1,061 |
Стоимость 1 кв. м общей площади нового жилья, возводимого подрядным способом (руб./кв. м) |
20500 |
22017 |
23514 |
24996 |
26520 |
Стоимость 1 кв. м общей площади индивидуального жилья, возводимого собственными силами (руб./кв. м) |
14812 |
15908 |
16989 |
18059 |
19161 |
VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы осуществляется на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период с целью уточнения или корректировки поставленных задач.
Оценка реализации Программы производится по муниципальным районам и городским округам ежегодно Министерством строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики до 1 февраля.
Ответственность за представление информации и расчет индикаторов возлагается на подразделения органов местного самоуправления, курирующие вопросы жилищной политики.
Министерством строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики направляется в органы местного самоуправления электронная версия системы индикаторов с методикой расчетов, утвержденной федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 годы. Система индикаторов оценки реализации целевой программы "Жилище" на 2008-2012 годы приведена в приложении N 8 (таблицы 1 и 2).
Реализация государственной жилищной политики в рамках Программы потребует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения с учетом определенных приоритетов в соответствующем периоде.
Успешная реализация Программы позволит обеспечить:
улучшение жилищных условий для населения республики;
доступность жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры площадью 54 кв. м будет равна среднему совокупному доходу семьи из трех человек за три года;
сокращение к 2012 году времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущим гражданам с 15-20 лет до 5-7 лет;
обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета более 166 семей граждан, относящихся к отдельным категориям, определенным законодательством Российской Федерации;
создание условий для улучшения демографической ситуации в республике;
решение жилищных проблем граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
снижение социальной напряженности в обществе, содействие занятости населения;
повышение объема подрядных работ более чем в два раза.
VII. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Контроль за реализацией Программы осуществляет Парламент Кабардино-Балкарской Республики.
Ход выполнения мероприятий Программы анализирует Правительство Кабардино-Балкарской Республики и основные исполнители Программы. Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представляет в Парламент Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе реализации Программы одновременно с отчетом об исполнении республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.