Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону Кабардино-Балкарской Республики
"О Республиканской целевой программе
улучшения демографической ситуации
в Кабардино-Балкарской Республике
на период до 2015 года"
Республиканская целевая Программа
улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской
Республике на период до 2015 года
Паспорт программы
Наименование Программы |
Республиканская целевая программа улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р, распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2006 года N 363-рп |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Основной разработчик и координатор Программы |
Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики |
Исполнители Программы |
Министерство труда и социального развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, Министерство культуры и информационных коммуникаций Кабардино-Балкарской Республики, Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по занятости населения, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по физической культуре и спорту, Государственный комитет Кабардино-Балкарской Республики по делам молодежи и общественных объединений, органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (по согласованию) |
Цели Программы |
улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, повышение рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни |
Задачи Программы |
сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста; совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний; улучшение социально-экономического положения семей с детьми, профилактика социального сиротства; укрепление и повышение престижа семьи, сохранение духовных и семейных ценностей; создание системы мониторинга демографической ситуации в республике |
Основные направления реализации программных мероприятий |
повышение рождаемости и социально-экономическая поддержка семей с детьми; укрепление здоровья населения и увеличение продолжительности жизни; снижение материнской, младенческой и детской смертности; пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни; информационно-аналитическое обеспечение Программы |
Сроки реализации Программы |
2007-2015 годы |
Источники и объемы финансирования Программы |
мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, внебюджетных средств. |
Прогнозируемый объем средств на реализацию Программы |
1758 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 978,7 млн. рублей; из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 584,3 млн. рублей; внебюджетные средства - 195,0 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
улучшение демографической ситуации в республике: повышение рождаемости до 15 на 1000 человек населения; снижение общей смертности до 8,9 на 1000 человек населения; снижение младенческой смертности до 9 на 1000 родившихся; увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 75,3 года |
Организация контроля за исполнением Программы |
контроль за ходом исполнения Программы осуществляют Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Правительство Кабардино-Балкарской Республики в соответствии с действующим законодательством |
Введение
Программа разработана в соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 29 сентября 2006 года N 363-рп.
Основными целями Программы являются улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, повышение рождаемости и снижение смертности населения, укрепление здоровья, увеличение продолжительности активной жизни населения республики.
Разработка Программы проводилась в соответствии с положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года и Концепцией программы улучшения демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике на период до 2015 года.
I. Обоснование необходимости разработки программы
1. Характеристика проблемы
Численность населения Кабардино-Балкарской Республики на конец 2006 года составила 891,3 тыс. человек. Республика относится к числу немногих регионов, в которых сохраняется естественный прирост населения. Показатель смертности по республике в 1,6 раза ниже, чем в среднем по стране, показатель рождаемости соответствует среднероссийскому уровню.
Однако, несмотря на относительно благополучную демографическую ситуацию, в течение последних лет в республике наблюдается негативная динамика всех показателей, характеризующих воспроизводство населения. Динамика основных демографических показателей за 1990-2006 годы приведена в таблице.
1990 год | 1995 год | 2000 год | 2004 год | 2005 год | 2006 год | |
Число родившихся, тыс. человек | 15,4 | 10,9 | 9,2 | 9,4 | 9,0 | 9,3 |
Число умерших, тыс. человек | 6,6 | 8,3 | 8,8 | 8,7 | 9,1 | 8,8 |
в том числе детей в возрасте до года, тыс. человек |
0,3 | 0,2 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,15 |
Естественный прирост населения, тыс. человек |
8,8 | 2,6 | 0,4 | 0,7 | -0,1 | 0,5 |
Коэффициент рождаемости на 1000 человек |
20,1 | 13,1 | 10,4 | 10,5 | 10,0 | 10,4 |
Коэффициент смертности на 1000 человек | 8,5 | 9,9 | 10,0 | 9,7 | 10,1 | 9,8 |
Коэффициент младенческой смертности на 1000 родившихся |
19,3 | 14,5 | 14,2 | 14,6 | 14,5 | 16,4 |
Коэффициент естественного прироста на 1000 человек |
11,5 | 3,2 | 0,4 | 0,8 | -0,1 | 0,6 |
За последние 15 лет динамика естественного прироста населения приобрела регрессивный характер. Если в 1990 году общий коэффициент естественного прироста населения составлял 8,8 на 1000 человек, то в 2005 году он снизился до -0,1, а в 2006 году несколько увеличился и составил 0,6 в расчете на 1000 человек.
По сравнению с 1990 годом рождаемость населения снизилась в два раза (с 20 родившихся на 1000 человек в 1990 году до 10,4 в 2006 году). Современные параметры рождаемости намного меньше, чем требуется для замещения поколений: в республике в среднем на одну женщину приходится 1,13 рождений, тогда как для простого воспроизводства населения этот показатель должен составлять 2,15.
Одним из существенных факторов, оказывающих влияние на динамику демографических показателей, является экономический кризис 90-х годов, вызвавший снижение реальных доходов населения. Уровень бедности населения, несмотря на некоторое снижение в последние годы, сохраняется достаточно высоким: в 2006 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 18 процентов. Основную часть бедных семей составляют семьи с тремя и более детьми.
Крайне недостаточны средства, выделяемые на поддержку семей с детьми. В течение 6 лет не менялся размер ежемесячного детского пособия, составляющий 70 рублей, или всего 2,8 процента прожиточного минимума. С учетом инфляции реальное содержание детского пособия снизилось за эти годы в 2,5 раза.
Вместе с тем необходимо отметить, что спад рождаемости, произошедший в течение последних лет, нельзя объяснять только снижением уровня жизни населения. Снижение рождаемости произошло в результате изменения воспроизводственных установок населения в сторону уменьшения числа детей, что обусловлено общемировыми тенденциями и характерно для большинства экономически развитых стран. В республике все большее распространение получает модель семьи с одним ребенком.
В течение последних лет увеличилась смертность населения с 8,5 на 1000 человек населения в 1990 году до 9,8 в 2006 году. При общей тенденции роста смертности населения следует отметить чрезвычайно высокую смертность мужчин трудоспособного возраста. Уровень смертности трудоспособных мужчин в четыре раза выше, чем уровень смертности женщин, а в возрастной категории от 25 до 30 лет - в 7,7 раза превышает уровень смертности женщин.
Высокий уровень преждевременной и предотвратимой смертности связан с сердечно-сосудистыми, онкологическими заболеваниями, несчастными случаями, отравлениями и травмами и в значительной мере обусловлен ухудшением состояния здоровья населения, распространением социально обусловленных заболеваний (туберкулез, наркомания, токсикомания, алкоголизм).
Негативное влияние на здоровье населения оказывают стрессы, низкий уровень и качество жизни, неудовлетворительное состояние системы здравоохранения. В условиях высокой преждевременной смертности мало внимания уделяется формированию у населения установок здорового образа жизни, профилактике сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Важным индикатором, отражающим социально-экономическое благополучие республики, состояние здоровья населения и качество медицинской помощи, является уровень младенческой смертности.
В 2006 году коэффициент младенческой смертности составил 16,1 на 1000 родившихся. Смертность новорожденных остается в полтора раза выше, чем в среднем по Российской Федерации, и в три-четыре раза выше, чем в развитых странах. По данному показателю республика находится в числе пяти самых неблагополучных регионов страны.
Состояние здоровья и уровень смертности населения негативно отразились на показателе ожидаемой продолжительности жизни, который снизился с 70,9 года в 1990 году до 69,3 года в 2006 году. При этом продолжительность жизни мужчин (63,3 года) намного меньше, чем продолжительность жизни женщин (75,4 года). Эти показатели несколько выше, чем в среднем по Российской Федерации (соответственно 58,9 года и 72,4 года), но значительно уступают соответствующим показателям в развитых странах (75 и 80 лет).
Долговременные процессы, происходящие в естественном движении населения, обусловили изменение его возрастной структуры в сторону увеличения доли трудоспособного населения и уменьшения доли детей. Удельный вес населения младше трудоспособного возраста сократился с 29,6 процента в 1990 году до 20 процентов в 2006 году. Удельный вес трудоспособного населения увеличился с 55,9 процента в 1990 году до 64,2 процента в 2006 году, а доля лиц старше трудоспособного возраста возросла за этот же период с 14,5 процента до 15,8 процента.
Сокращение численности населения младше трудоспособного возраста привело к снижению иждивенческой нагрузки за 1990-2006 годы с 806 до 575 человек в расчете на 1000 человек трудоспособного возраста.
Серьезной проблемой, связанной с демографическим и социально-экономическим развитием республики, являются миграционные процессы. В течение последних 15 лет в республике наблюдается отрицательное сальдо миграции.
Если в прежние годы миграционная убыль компенсировалась относительно высоким естественным приростом населения, то за последние пять лет в результате оттока на фоне резко сократившегося естественного прироста численность населения республики уменьшилась на 9,8 тыс. человек. В 2006 году миграционная убыль населения составила 3,3 тыс. человек, это самый высокий показатель оттока населения за последние 10 лет.
Основными причинами миграционного оттока из республики являются острая нехватка рабочих мест, высокий уровень безработицы (в 2006 году общая численность безработных по методологии Международной организации труда составила 92 тыс. человек), низкий уровень заработной платы. Основную часть мигрантов составляет экономически активное население, главным образом молодежь в возрасте от 20 до 30 лет. Интенсивный отток из республики квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению интеллектуального потенциала Кабардино-Балкарии.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость концентрации усилий исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения комплексности и системности в работе по преодолению негативных тенденций в демографическом развитии, конкретизации приоритетных направлений по созданию условий для улучшения демографической ситуации в республике.
2. Прогноз демографического развития Кабардино-Балкарской
Республики на период до 2015 года
Вследствие высокой инерционности демографических процессов существующие тенденции изменения численности населения Кабардино-Балкарской Республики сохранятся на длительную перспективу. При этом прогнозируется некоторое улучшение отдельных параметров демографической ситуации в республике.
Прогноз демографического развития Кабардино-Балкарской Республики на период до 2015 года выполнен в двух вариантах, основанных на различных прогнозных сценариях демографического и социально-экономического развития республики и предположениях относительно рождаемости, смертности и миграции.
Вариант 1 (оптимистический) базируется на разработке и реализации благоприятной инвестиционной политики, улучшении общеэкономической ситуации в республике, создании новых производств и существенном расширении занятости, положительных изменениях в уровне и качестве жизни, приближении уровня доходов населения к среднероссийским показателям.
Вариант 2 (инерционный) характеризуется отсутствием позитивных сдвигов в экономической ситуации, не предусматривает расширение занятости и значительные вложения в социальную сферу. По данному варианту наряду с умеренным ростом рождаемости и снижением смертности прогнозируется сохранение интенсивного миграционного оттока из республики, вызванного низким уровнем жизни и высоким уровнем безработицы.
Прогнозируется, что численность населения республики к 2015 году по сравнению с 2005 годом изменится следующим образом: по оптимистическому варианту увеличится на 14,7 тыс. человек, по инерционному варианту уменьшится на 12,6 тыс. человек.
Оба варианта предполагают, что в прогнозируемом периоде продолжатся рост рождаемости и снижение смертности при сохранении миграционных потерь населения.
Расчетная численность населения по указанным вариантам прогноза приведена в целевых индикаторах реализации Программы (приложение N 1).
Рождаемость. Увеличение уровня рождаемости на среднесрочную перспективу будет определяться благоприятными изменениями в возрастной структуре населения и мерами социальной политики. В ближайшие годы в возраст наиболее интенсивного деторождения (20-29 лет) будет входить относительно многочисленное поколение женщин, родившихся в 1986-1990 годах.
Положительное значение для стимулирования рождаемости в долгосрочном периоде будет иметь реализация мер материальной поддержки семей с детьми, принимаемых на федеральном уровне.
Под влиянием этих факторов по первому варианту прогноза ожидается, что рождаемость увеличится в полтора раза и достигнет к 2012 году своего максимального значения - 15,7 в расчете на 1000 человек. По второму варианту прогноза рождаемость увеличится до 13,4 в расчете на 1000 человек.
После 2012 года, когда активного репродуктивного возраста достигнет сравнительно малочисленное поколение, родившееся в 90-е годы, произойдет некоторое снижение показателя рождаемости: по первому варианту прогноза - до 14,9 в расчете на 1000 человек, по второму варианту прогноза - до 12,5 в расчете на 1000 человек.
Смертность. Динамика смертности также будет определяться социально-экономическими перспективами республики, прежде всего уровнем доходов населения и качеством медицинской помощи. С учетом мер, принимаемых в рамках реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и настоящей Программы, по обоим вариантам прогноза предполагается снижение смертности: по первому варианту - до 8,9 в расчете на 1000 человек, по второму варианту - до 9,6 в расчете на 1000 человек.
Миграция. Показатель миграции в большей степени по сравнению с показателями рождаемости и смертности зависит от уровня экономического развития, уровня и качества жизни населения региона. Поэтому прогнозные сценарии миграционных процессов определяются экономическими и политическими перспективами республики на рассматриваемый период.
По первому варианту важными стимулирующими факторами сокращения миграционного оттока из республики будут развитие регионального рынка труда, создание новых рабочих мест в результате размещения производственных объектов, увеличение потребности предприятий в кадрах, повышение уровня заработной платы и активизация жилищного строительства в республике. В этом случае отрицательное сальдо миграции снизится до 1,3-1,5 тыс. человек в год.
По второму варианту, предусматривающему сохранение существующих темпов экономического развития и сложившегося отставания по уровню доходов населения от среднероссийских параметров, в течение всего периода будет наблюдаться отрицательное сальдо миграции на уровне 3-3,5 тыс. человек в год.
Возрастная структура. До 2008 года сохранится тенденция увеличения численности трудоспособного населения - с 572,4 тыс. человек в 2006 году до 576,5 тыс. человек в 2008 году. Начиная с 2009 года прогнозируется сокращение численности населения трудоспособного возраста, вызванное вступлением в рабочий возраст малочисленного поколения 90-х годов и выбытием лиц послевоенных годов рождения.
По расчетам, за 2009-2015 годы ожидается сокращение численности населения трудоспособного возраста на 31 тыс. человек. При этом в прогнозируемом периоде доля населения трудоспособного возраста уменьшится с 64,9 процента в 2008 году до 59,8 процента в 2015 году.
Численность лиц моложе трудоспособного возраста будет сокращаться вплоть до 2010 года. Доля населения моложе трудоспособного возраста сократится с 20 процентов в 2006 году до 18,6 процента в 2010 году. Затем предполагается рост данной категории, обусловленный мерами социальной поддержки семей с детьми.
Продолжится процесс старения населения. Доля лиц старше трудоспособного возраста будет устойчиво расти в течение всего периода и увеличится с 15,8 процента в 2006 году до 19,4 процента в 2015 году.
Вследствие прогнозируемых изменений демографической ситуации иждивенческая нагрузка на трудоспособное население возрастет с 557 до 672 человек в расчете на 1000 человек трудоспособного населения.
Прогноз структуры населения Кабардино-Балкарской Республики по основным демографическим группам на 2007-2015 годы приведен в приложении N 2.
3. Влияние демографических процессов на социально-экономическое
развитие Кабардино-Балкарской Республики
Занятость. В течение многих лет демографическая ситуация является основным фактором устойчивого дисбаланса на рынке труда в Кабардино-Балкарской Республике. Высокий естественный прирост населения при недостаточных темпах экономического развития обусловил ее высокую трудоизбыточность.
В прогнозируемом периоде в трудоспособный возраст будут вступать малочисленное поколение рожденных в 90-х годах, выбывать лица послевоенных годов рождения. Вместе с тем, учитывая значительный ресурс незанятого населения, сложившийся к началу 2006 года (более 120 тыс. человек), сокращение трудоспособного населения не вызовет дефицита рабочей силы. Вследствие сохранения дисбаланса на рынке труда в сторону превышения предложения рабочей силы над спросом со стороны экономики в течение всего рассматриваемого периода ожидается отрицательное сальдо миграции.
В случае высоких темпов экономического роста сальдо миграции снизится до 1,3 тыс. человек в год.
При инерционном варианте развития событий в экономике трудовая миграция из республики сохранится на уровне 3-3,5 тыс. человек в год. Основную часть мигрантов, как и в прежние годы, составит наиболее активная часть трудоспособного населения - молодежь, оканчивающая профессиональные учебные заведения.
Старение населения. Прогнозные показатели свидетельствуют о том, что старение населения республики, главной причиной которого является деформация возрастной структуры вследствие низкой рождаемости последних лет и перехода в старшие возрастные категории многочисленного поколения послевоенных годов рождения, будет продолжаться в течение всего периода.
Численность населения старше трудоспособного возраста увеличится с 139,9 тыс. человек в 2005 году до 176,6 тыс. человек в 2015 году, или на 36,7 тыс. человек.
Численность лиц старше 70 лет увеличится с 54,5 тыс. человек в 2005 году до 69,7 тыс. человек в 2012 году. Высокая доля пожилых людей будет обусловливать приоритетное значение проблем, связанных с их медицинским, социальным и пенсионным обслуживанием. Эти проблемы будут усугубляться тем, что в связи с тенденцией к отделению молодых семей и большим разрывом в продолжительности жизни мужчин и женщин доля одиноких пожилых людей будет, вероятно, увеличиваться.
Увеличение числа лиц престарелого возраста вызовет необходимость расширения службы социальной помощи одиноким пожилым людям, сети домов-интернатов и других учреждений социального обслуживания.
Увеличение доли лиц пожилого возраста с более высокими потребностями в лечении приведет к росту нагрузки на медицинские учреждения геронтологического профиля.
Демографическое развитие и система образования. Вследствие изменения демографической структуры населения будет происходить ежегодное сокращение численности детей школьного возраста, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, достигнув к 2013 году наименьшего значения, - 88,3 тыс. человек против 115,4 тыс. учащихся в 2005 году. Учитывая, что за предыдущие пять лет контингент школьников также уменьшился на 28,8 тыс. человек, предстоит внести серьезные коррективы в организацию системы образования республики. Снижение численности школьников приведет к реорганизации или закрытию малокомплектных сельских школ и сокращению числа учителей. В дальнейшем ожидается незначительный рост численности детей школьного возраста - до 90 тыс. человек в 2015 году, который не окажет существенного влияния на развитие системы образования.
Прогнозируется также серьезное обострение ситуации в сфере профессионального образования. В ближайшей перспективе численность молодежи в возрасте от 17 до 21 года (основной контингент студентов высших и средних профессиональных учебных заведений) сократится с 85,1 тыс. человек до 58,1 тыс. человек, или в 1,5 раза.
Ввиду сокращения числа абитуриентов и контингента обучающихся, вызванного демографическим спадом, системе профессионального образования республики предстоит функционировать в условиях жесткой конкурентной борьбы за абитуриентов. Сокращение числа студентов неизбежно вызовет высвобождение профессорско-преподавательского состава по ряду специальностей.
4. Последствия демографических процессов в
Кабардино-Балкарской Республике
В перспективе основными последствиями демографического развития Кабардино-Балкарской Республики будут:
дальнейшее сокращение численности населения республики в связи с миграционными процессами;
уменьшение численности детей и молодежи и как следствие снижение численности обучающихся в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях;
сокращение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и неблагоприятное соотношение возрастных групп населения моложе и старше трудоспособного возраста;
дальнейшее развитие тенденции старения населения и рост масштабов демографической нагрузки на трудоспособное население, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения.
В сложившихся условиях необходима разработка мер, направленных на улучшение демографической ситуации, прежде всего в области повышения рождаемости, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни и укрепления здоровья населения.
II. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является улучшение демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике, что включает повышение рождаемости и снижение смертности населения, увеличение продолжительности жизни.
Достижение цели будет осуществляться в ходе реализации основных задач Программы:
улучшение социально-экономического положения семей с детьми, профилактика социального сиротства;
См. также постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 ноября 2008 г. N 246-ПП "О Положении о единовременной адресной социальной помощи многодетным семьям на строительство или приобретение жилья при рождении (усыновлении) пятого или последующего ребенка"
сохранение и улучшение здоровья и качества жизни населения, снижение преждевременной, особенно предотвратимой смертности в младенческом возрасте, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;
совершенствование системы здравоохранения, усиление ее профилактической направленности, реализация мер, направленных на профилактику социально обусловленных заболеваний;
укрепление и повышение статуса семьи, возрождение национальных традиций семейного воспитания, сохранение духовных и семейных ценностей;
создание системы мониторинга демографической ситуации в республике.
III. Система программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
Мероприятия предусматривают решение проблем социально-демографического развития Кабардино-Балкарской Республики и создание условий по улучшению демографической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике.
В разделе "Мероприятия по повышению рождаемости и социально-экономической поддержке семей с детьми" предусматриваются меры, направленные на улучшение жизнедеятельности семей с детьми, включающие:
введение мер государственной поддержки многодетных семей;
развитие системы дошкольного образования;
развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
реализацию мер по развитию семейного отдыха и оздоровления семей с детьми;
государственную поддержку молодых семей в улучшении жилищных условий;
расширение возможностей трудоустройства матерей и подростков из малообеспеченных семей.
Раздел "Мероприятия по укреплению здоровья населения и увеличению продолжительности жизни" ориентирован прежде всего на укрепление материально-технической базы, обеспечение лекарственными препаратами медицинских учреждений и служб, деятельность которых непосредственно связана со снижением преждевременной и предотвратимой смертности, особенно в трудоспособном возрасте.
Среди мероприятий по предотвращению преждевременной смертности наиболее значимыми являются:
развитие системы профилактики и службы диагностики сердечно-сосудистых заболеваний;
развитие системы ранней диагностики онкологических заболеваний;
борьба с алкоголизмом, наркоманией среди подростков и молодежи;
совершенствование профилактической и лечебно-диагностической помощи путем развития и укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения;
совершенствование системы профилактики несчастных случаев, травм и отравлений, особенно среди трудоспособного населения;
развитие специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.
В разделе "Мероприятия по снижению материнской, младенческой и детской смертности" содержатся мероприятия, направленные на охрану здоровья матери и ребенка, среди которых:
внедрение высокотехнологичных методов диагностики и профилактики наследственных и врожденных заболеваний, пороков развития у детей;
развитие перинатальной и педиатрической помощи;
укрепление материально-технической базы учреждений детства и родовспоможения;
строительство нового здания перинатального центра в г. Нальчике.
В разделе "Мероприятия по пропаганде семейных ценностей и здорового образа жизни" предусматриваются меры, направленные на повышение статуса семьи, формирование здорового образа жизни:
проведение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, материнства и отцовства, возрождение национальных традиций в семейной жизни и воспитании детей;
создание условий для развития массовой физической культуры и спорта;
разработка и распространение информационных, образовательных программ, социальной рекламы, материалов, направленных на формирование культа семьи и моделей поведения, сберегающего здоровье.
В разделе "Информационно-аналитическое обеспечение Программы" предусматриваются меры, направленные на изучение, анализ и прогнозирование демографических процессов в Кабардино-Балкарской Республике.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, внебюджетных средств.
Объем финансирования Программы за счет всех источников оценивается в 1758 млн. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 978,7 млн. рублей;
из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 584,3 млн. рублей;
из внебюджетных источников - 195,0 млн. рублей.
Ряд предлагаемых мероприятий не требует дополнительных финансовых расходов, поскольку их реализация входит в функциональные обязанности соответствующих исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Частично ресурсное обеспечение некоторых мероприятий Программы предусмотрено в ряде нормативных правовых актов, а также в рамках федеральных и республиканских целевых программ.
Объем финансирования Программы на 2010-2015 годы носит прогнозный характер и подлежит ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы, исходя из возможностей республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
V. Механизм реализации Программы
Государственным заказчиком Программы является Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Государственный заказчик и исполнители Программы осуществляют в установленном порядке меры по полному и качественному выполнению ее мероприятий.
Механизм реализации Программы предусматривает:
объединение и координацию действий исполнительных и законодательных органов государственной власти, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на оздоровление демографической ситуации;
разработку и реализацию республиканских целевых программ в сфере охраны здоровья, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, направленных на решение основных задач, сформулированных в Программе;
обеспечение учета демографической ситуации при разработке республиканских целевых программ;
организацию информационно-просветительской деятельности по пропаганде целей и задач региональной демографической политики через средства массовой информации при помощи информационных структур органов государственной власти и управления.
VI. Ожидаемые результаты Программы
Реализация мероприятий Программы позволит значительно улучшить демографическую ситуацию в республике и достичь следующих результатов:
повышение рождаемости с 10,4 до 15 на 1000 человек населения;
снижение смертности с 9,8 до 8,9 на 1000 человек населения;
снижение младенческой смертности с 16,4 до 9 на 1000 родившихся;
увеличение средней продолжительности жизни с 69,3 года до 75,3 года.
Кроме того, техническое переоснащение ряда лечебно-профилактических учреждений позволит значительно улучшить диагностику и лечение широкого круга заболеваний, уменьшить инвалидизацию, улучшить качество жизни, что в совокупности даст значительный социальный и экономический эффект.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.