Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы.
2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы предусматривать средства на реализацию республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы.
3. Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики ежегодно представлять на рассмотрение Правительства Кабардино-Балкарской Республики отчет о ходе реализации республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики А.Х. Абрегова.
Председатель Правительства |
А. Меркулов |
Республиканская целевая программа
"Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 февраля 2011 г. N 27-ПП)
Паспорт программы
Наименование программы |
республиканская целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 года N 1996-р |
Государственный заказчик Координатор программы |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики |
Основные разработчики программы |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики |
Цели и задачи программы |
цель программы - государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачи программы - предоставление молодым семьям - участницам программы, социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
обеспечение жильем 2211 молодых семей, в том числе: в 2011 году - 434 молодые семьи; в 2012 году - 432 молодые семьи; в 2013 году - 448 молодых семей; в 2014 году - 456 молодых семей; в 2015 году - 441 молодую семью |
Сроки реализации программы |
2011-2015 годы |
Исполнители основных мероприятий |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики; Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики; Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики; Министерство по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики; местные администрации муниципальных районов и городских округов (по согласованию); открытое акционерное общество "Кабардино-Балкарская республиканская ипотечная корпорация" (по согласованию); финансово-кредитные и экспертно-аналитические организации (по согласованию) |
Объем и источники финансирования программы |
общий объем финансирования программы составляет 3454,4 млн. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1036,3 млн. рублей, в том числе на: 2011 год - 203,4 млн. рублей; 2012 год - 202,5 млн. рублей; 2013 год - 210,0 млн. рублей; 2014 год - 213,7 млн. рублей; 2015 год - 206,7 млн. рублей; средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 172,7 млн. рублей, в том числе на: 2011 год - 33,9 млн. рублей; 2012 год - 33,7 млн. рублей; 2013 год - 35,0 млн. рублей; 2014 год - 35,6 млн. рублей; 2015 год - 34,5 млн. рублей; средства бюджетов муниципальных образований - 172,7 млн. рублей, в том числе на: 2011 год - 33,9 млн. рублей; 2012 год - 33,7 млн. рублей; 2013 год - 35,0 млн. рублей; 2014 год - 35,6 млн. рублей; 2015 год - 34,5 млн. рублей; собственные и заемные средства - 2072,7 млн. рублей, в том числе на: 2011 год - 406,8 млн. рублей; 2012 год - 405,0 млн. рублей; 2013 год - 420,0 млн. рублей; 2014 год - 427,5 млн. рублей; 2015 год- 413,4 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
успешное выполнение мероприятий программы в 2011-2015 годах позволит обеспечить жильем 2211 молодых семей, а также: создать условия для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, а также собственные средства граждан; укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе; улучшить демографическую ситуацию в республике; развить систему ипотечного жилищного кредитования |
Система организации контроля за исполнением программы |
государственный заказчик - отвечает за своевременное и качественное проведение мероприятий и реализацию проектов программы. Административный контроль дополняется текущим финансовым контролем за использованием средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики. Координацию реализации программы осуществляет Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики |
I. Характеристика проблемы
Поддержка молодых семей в улучшении жилищных условий является важнейшим направлением жилищной политики Кабардино-Балкарской Республики.
Молодежь как потенциал привлечения финансовых ресурсов составляет более четверти населения республики и имеет тенденцию роста. С другой стороны, рост численности молодежи (как части населения с наименее удовлетворительными условиями проживания) усугубляет положение с обеспеченностью жильем, что усиливает деструктивную роль молодежи в обществе.
Неудовлетворительные жилищные условия оказывают отрицательное влияние на репродуктивное поведение молодой семьи. Вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Установлено, что средний размер семей, занимающих отдельную квартиру или дом, значительно выше, чем семей, которые снимают квартиру или проживают в общежитии.
Молодые семьи, как правило, не располагают накоплениями и имеют меньший доход по сравнению с другими возрастными группами населения, что не позволяет им приобрести жилье за счет собственных средств. Кроме того, молодые семьи объективно нуждаются в большей государственной поддержке, поскольку вынуждены инвестировать часть средств в профессиональную подготовку и приобретение товаров длительного пользования.
В связи с этим для улучшения демографической ситуации в республике необходимо, в первую очередь, создать условия для решения жилищных проблем молодых семей.
По состоянию на 1 января 2010 года 2211 молодых семей состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, что составляет около 14,7 процента от общего количества семей Кабардино-Балкарской Республики, состоящих на учете на получение жилья, как это показано в таблице 1.
Необходимо отметить, что подобный показатель может быть гораздо выше, поскольку не все молодые семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обращаются в местные администрации муниципальных образований из-за отсутствия уверенности в получении жилья.
В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, необходимо проводить государственную политику, направленную на государственную поддержку молодых семей в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на репродуктивное поведение молодежи.
Таблица 1
Муниципальные образования |
Количество семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий |
Городской округ Нальчик |
723 |
Городской округ Баксан |
125 |
Городской округ Прохладный |
70 |
Баксанский муниципальный район |
44 |
Зольский муниципальный район |
194 |
Лескенский муниципальный район |
135 |
Майский муниципальный район |
47 |
Прохладненский муниципальный район |
50 |
Терский муниципальный район |
152 |
Урванский муниципальный район |
353 |
Чегемский муниципальный район |
92 |
Черекский муниципальный район |
174 |
Эльбрусский муниципальный район |
52 |
Всего по республике |
2211 |
Решение проблемы возможно лишь на основе гарантированных долгосрочных механизмов адресной социальной поддержки молодых семей во взаимодействии исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и местных администраций муниципальных образований в сочетании с рыночным механизмом ипотечного кредитования.
Итоги реализации республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2007-2010 годы продемонстрировали ежегодный рост числа молодых семей, желающих стать участниками программы. Так, на 1 января 2010 года изъявила желание участвовать в программе 821 молодая семья, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, что составляет 37,1 процента от общего количества молодых семей, состоящих на учете в местных администрациях муниципальных образований.
В течение четырех лет (2007-2010 годы) в рамках республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике на 2007-2010 годы" улучшили жилищные условия, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, при оказании поддержки за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований 742 молодые семьи.
В 2007-2010 годах мероприятия Программы осуществлялись в 12 из 13 муниципальных образований республики (Терский муниципальный район не принял участие в Программе) при активном участии местных администраций.
Реализация Программы также способствовала разработке и утверждению республиканской целевой программы развития ипотечного жилищного кредитования.
В период финансово-экономического кризиса кредитные организации ужесточили условия предоставления ипотечных жилищных кредитов. В условиях, когда практически все кредитные организации установили минимальный размер первоначального взноса не менее 30 процентов от стоимости жилья, основными факторами, сдерживающими использование заемных средств для приобретения или строительства жилья, являются отсутствие у значительного числа граждан средств для оплаты первоначального взноса по жилищному или ипотечному жилищному кредиту, а также высокая процентная ставка за использование кредитных средств (от 14,5 процента и выше).
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в стране. Возможность решения жилищной проблемы, в том числе с привлечением средств ипотечного жилищного кредита или займа, создаст для молодежи стимул к повышению качества трудовой деятельности, уровня квалификации в целях роста заработной платы. Решение жилищной проблемы молодых граждан России позволит сформировать экономически активный слой населения.
См.:
Закон Российской Федерации от 29 мая 1992 г. N 2872-I "О залоге"
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 28 июля 2006 г. N 55-РЗ "О регулировании жилищных отношений в Кабардино-Балкарской Республике"
II. Основные цели и задачи Программы
Республиканская целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы (далее - Программа) направлена на реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", который предполагает формирование системы оказания государственной поддержки определенным категориям граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.
Основной целью программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
О перечне основных категорий лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения, см. справку
Участником Программы может быть молодая семья, возраст супругов которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья).
Для целей Программы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы и имеющие доходы, достаточные для получения жилищного кредита или займа, в том числе ипотечного жилищного кредита, на рыночных условиях.
Об исчислении среднего совокупного дохода семьи, учитываемого при предоставлении жилого помещения см.:
Федеральный закон от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
Постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи"
Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922
Основными задачами Программы являются:
предоставление молодым семьям - участницам программы социальных выплат на приобретение жилья эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса (далее - социальные выплаты);
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты.
Молодые семьи-участницы Программы могут обратиться в уполномоченную организацию для оказания услуг по приобретению жилого помещения (жилых помещений) эконом-класса на первичном рынке жилья.
Отбор уполномоченных организаций осуществляется Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики.
Основными принципами реализации Программы являются:
добровольное участие в Программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках Программы из федерального бюджета, из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и (или) из бюджетов муниципальных образований при улучшении жилищных условий только один раз.
Условиями прекращения реализации Программы являются досрочное достижение целей и задач, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
III. Перечень программных мероприятий
Реализация системы мероприятий Программы осуществляется по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации Программы;
финансовое обеспечение реализации Программы;
организационное обеспечение реализации Программы.
Мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы включают в себя разработку нормативных правовых документов, связанных с механизмом реализации мероприятий Программы. Перечень основных мероприятий Программы (2011-2015 годы) приведен в приложении N 1 к Программе.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению Программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующий год и плановый период.
Организационные мероприятия на республиканском уровне предусматривают:
внесение предложения на участие в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации для участия в соответствующем году в реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы;
заключение Правительством Кабардино-Балкарской Республики с государственным заказчиком соглашений по реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в соответствующем году;
сбор данных о молодых семьях, участвующих в Программе, предоставляемых местными администрациями муниципальных образований, обеспечивающими реализацию мероприятий Программы, и формирование единой информационной базы данных об участниках Программы по Кабардино-Балкарской Республике;
ежегодное определение объема бюджетных ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на реализацию мероприятий Программы;
отбор муниципальных образований для участия в Программе и распределение субсидий между муниципальными образованиями в соответствии с утвержденной методикой;
отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей-участниц Программы по приобретению жилого помещения (жилых помещений) эконом-класса на первичном рынке жилья (при необходимости);
определение исполнителей Программы в Кабардино-Балкарской Республики;
осуществление контроля за реализацией Программы на республиканском и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
обеспечение освещения целей и задач Программы в республиканских средствах массовой информации;
проведение мониторинга реализации мероприятий Программы на республиканском уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают:
признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий в порядке, установленном требованиями Программы;
формирование списков молодых семей для участия в Программе;
ежегодное определение объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета муниципального образования на реализацию мероприятий Программы;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Основными источниками финансирования программы являются:
средства федерального бюджета (софинансирование мероприятий программы);
средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований;
средства кредитных и других организаций, предоставляющих молодым семьям кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты;
средства молодых семей, используемые для частичной оплаты стоимости приобретаемого жилья или строящегося индивидуального жилья.
Общий объем финансирования с 2011 по 2015 год составит 3454,4 млн. рублей, в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 1036,3 млн. рублей;
за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 172,7 млн. рублей;
за счет бюджетов муниципальных образований - 172,7 млн. рублей;
за счет собственных и заемных средств молодых семей - 2072,7 млн. рублей.
При расчете потребности в бюджетных средствах используются следующие исходные данные:
1) количество молодых семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных администрациях муниципальных образований - 2211 семей;
2) средний размер молодой семьи (расчетно) - коэффициент семейственности - 3,5 человек;
3) норматив общей площади жилого помещения на 1 человека - 18 кв. м;
4) средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Кабардино-Балкарской Республике по состоянию на IV квартал 2010 года, определенная уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Приказ Минрегиона России от 30 сентября 2010 года N 438) - 24800 рублей;
См. Справку о средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья и нормативе стоимости 1 кв.метра общей площади жилья
См. Методику определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства регионального развития РФ от 12 апреля 2006 г. N 39
5) доля собственных и заемных средств - 60 процентов от расчетной (средней) стоимости жилого помещения;
6) доля федерального бюджета - 30 процентов от расчетной (средней) стоимости жилого помещения;
7) доля республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилого помещения;
8) доля бюджета муниципального образования - 5 процентов от расчетной (средней) стоимости жилого помещения.
Объемы финансирования программы приведены в приложении N 2 к Программе.
В ходе реализации Программы объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований на соответствующий год.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям-участницам Программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Реализация программы осуществляется Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики. Исполнителями программы являются исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, местные администрации муниципальных районов и городских округов, открытое акционерное общество "Кабардино-Балкарская республиканская ипотечная корпорация", кредитно-финансовые, экспертно-аналитические, научно-исследовательские организации.
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики осуществляет:
координацию деятельности исполнителей Программы;
подготовку предложений на финансовый год по объемам и условиям предоставления средств из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на реализацию Программы;
содействие местным администрациям муниципальных районов и городских округов в разработке муниципальных программ поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы;
контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, составление отчетов о расходовании бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на реализацию Программы;
Об ответственности за нецелевое использование бюджетных средств см. статью 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, статью 15.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статью 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
подготовку соответствующих документов для участия в конкурсном отборе, проводимом Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на получение средств из федерального бюджета;
организацию информационной и разъяснительной работы среди населения, направленной на освещение целей и задач Программы.
Задачами исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики (участников программы) являются:
формирование необходимой нормативной правовой базы и методологическое обеспечение реализации Программы, включая совершенствование правовых, финансовых и организационных механизмов;
определение объемов, форм и методов оказания государственной поддержки молодым семьям за счет бюджетных средств и привлеченных внебюджетных источников.
Задачами местных администраций муниципальных районов и городских округов являются:
разработка и утверждение муниципальных программ обеспечения жильем молодых семей;
разработка и утверждение правил предоставления дополнительной социальной выплаты за счет средств бюджета муниципального образования в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;
формирование списков молодых семей и представление их в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики;
организация информационной и разъяснительной работы среди населения, направленной на освещение целей и задач Программы.
Критериями предоставления средств федерального бюджета и республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики местным администрациям муниципальных районов и городских округов являются:
наличие разработанной и утвержденной муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей;
наличие в бюджете муниципального образования финансовых средств на соответствующий финансовый год на реализацию Программы;
объемы привлекаемых местными администрациями муниципальных районов и городских округов внебюджетных источников финансирования на строительство (приобретение) жилья для молодых семей.
Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного (нескольких) жилого помещения (жилых помещений) эконом-класса или строительство индивидуального жилого дома эконом-класса, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована:
на оплату стоимости жилого помещения по договору купли-продажи;
на осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после чего жилое помещение, приобретенное кооперативом для молодой семьи, переходит в собственность данной молодой семьи;
на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или ипотечного жилищного займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома;
на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставленным для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома, в том числе по ипотечным жилищным кредитам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, в том числе по ипотечным жилищным кредитам, предоставляется молодым семьям-участницам Программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями Программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Условием перечисления средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, на банковский счет является заключение молодой семьей кредитного договора с банком на кредитование строительства индивидуального жилья. Банк открывает кредитную линию и поэтапно кредитует строительство индивидуального жилья.
Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Молодым семьям-участницам Программы предоставляется дополнительная социальная выплата за счет средств бюджета муниципального образования в размере не менее 5 процентов средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) 1 ребенка для погашения части кредита или займа либо для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, которое выдается местной администрацией, принявшей решение об участии молодой семьи в Программе.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, отобранный Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает с банком договор об открытии банковского счета по месту приобретения жилья.
Отбор банков для участия в реализации Программы осуществляется Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики. Условия отбора банков определяются государственным заказчиком подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и Центральным банком Российской Федерации.
Банки, претендующие на участие в Программе, должны удовлетворять следующим условиям:
наличие опыта жилищного кредитования населения (срок осуществления жилищного кредитования населения более 1 года);
отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
отсутствие убытков за последний отчетный год;
наличие структурного подразделения банка в Кабардино-Балкарской Республике.
Дополнительно могут применяться следующие оценочные критерии:
развитость сети филиалов в Кабардино-Балкарской Республике, участвующих в реализации жилищных программ;
условия предоставления ипотечных жилищных кредитов.
Правительство Кабардино-Балкарской Республики и местные администрации муниципальных районов и городских округов, участвующие в реализации Программы, определяют объемы бюджетных ассигнований для реализации Программы и предусматривают эти объемы в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики и (или) бюджетах муниципальных образований.
Возможными формами участия организаций в реализации программы, за исключением организаций, предоставляющих кредиты (займы) на приобретение или строительство жилья, в том числе ипотечные жилищные кредиты, могут являться такие, как участие в софинансировании предоставления социальных выплат, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей-участниц Программы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации Программы определяются в соглашении, заключаемом между организациями, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и (или) местными администрациями муниципальных районов и городских округов в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Кабардино-Балкарской Республики.
Расчет размера социальной выплаты производится в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Доля средств федерального бюджета, направляемых в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, рассчитывается по формуле:
,
где:
ДСФ - доля средств федерального бюджета, направляемых в республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики на софинансирование мероприятий указанной подпрограммы;
КБО - показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Кабардино-Балкарской Республики после распределения средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В случае, если показатель уровня расчетной бюджетной обеспеченности Кабардино-Балкарской Республики больше 2, то доля средств федерального бюджета, направляемых на софинансирование мероприятий указанной подпрограммы, принимается в размере 10 процентов.
Доля средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и (или) бюджетов муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики, направляемых на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, с учетом указанного уровня бюджетной обеспеченности Кабардино-Балкарской Республики должна составлять соответственно:
не менее (15 х КБО - 5), а, в случае если КБО больше 2, то не менее 25 процентов - для молодых семей, не имеющих детей;
не менее (15 х КБО), а, в случае если КБО больше 2, то не менее 30 процентов - для молодых семей, имеющих одного ребенка и более, а также для неполных молодых семей.
VI. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований будет обеспечена за счет:
исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
прозрачности использования бюджетных средств;
государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
адресного предоставления бюджетных средств;
привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
VII. Целевые индикаторы оценки эффективности реализации Программы
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе следующего индикатора:
количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов) при оказании содействия за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики и бюджетов муниципальных образований.
Успешное выполнение мероприятий Программы позволит в 2011-2015 годах обеспечить жильем 2211 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе:
в 2011 году - 434 молодые семьи;
в 2012 году - 432 молодые семьи;
в 2013 году - 448 молодых семей;
в 2014 году - 456 молодых семей;
в 2015 году - 441 молодую семью, а также позволит обеспечить:
привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств, кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение или строительство жилья, собственных средств граждан;
развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
развитие системы ипотечного жилищного кредитования.
VIII. Организация управления и контроль за реализацией Программы
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики до 15 февраля года, следующего за отчетным годом, представляет в Правительство Кабардино-Балкарской Республики информацию о ходе реализации программных мероприятий.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Ежемесячно Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики подготавливает и до 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет в Министерство регионального развития Российской Федерации сведения о расходовании средств федерального бюджета, предоставленных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Государственному заказчику предоставляется право по данным систематического контроля и с учетом выделенных на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточнять целевые показатели, состав исполнителей и затраты по программным мероприятиям.
* Приказ Минрегиона России от 28 июня 2010 года N 303 "Об утверждении методических рекомендаций по отнесению жилых помещений к жилью экономического класса"
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Обеспечение жильем молодых семей
в Кабардино-Балкарской Республике"
на 2011-2015 годы
Перечень
основных мероприятий республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы
N п/п |
Наименование мероприятия |
Срок выполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
Подготовка соответствующих документов для участия в конкурсном отборе по предоставлению субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы |
ежегодно |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, открытое акционерное общество "Кабардино-Балкарская республиканская ипотечная корпорация", финансово-кредитные и экспертно-аналитические организации |
2 |
Организация учета молодых семей, участвующих в республиканской целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы |
постоянно |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
3 |
Разработка и утверждение муниципальных программ по обеспечению жильем молодых семей |
2011 год |
местные администрации муниципальных районов и городских округов |
4 |
Формирование списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы |
ежегодно |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики |
5 |
Распределение и выдача свидетельств о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы |
ежегодно |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
6 |
Предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, уплату первоначального взноса и (или) погашение основной суммы и уплату процентов по ипотечным кредитам и займам на приобретение (строительство) жилья |
ежегодно |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, местные администрации муниципальных районов и городских округов |
7 |
Предоставление дополнительной субсидии молодым семьям при рождении (усыновлении) ребенка для погашения части расходов, связанных с приобретением (строительством) жилья |
ежегодно |
местные администрации муниципальных районов и городских округов |
8 |
Организация информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач программы "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы |
постоянно |
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, Министерство по информационным коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики |
Примечание. Поручения, касающиеся местных администраций муниципальных районов и городских округов, открытого акционерного общества "Кабардино-Балкарская республиканская ипотечная корпорация", финансово-кредитных и экспертно-аналитических организаций носят рекомендательный характер.
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Обеспечение жильем молодых семей
в Кабардино-Балкарской Республике"
на 2011-2015 годы
Объемы финансирования республиканской целевой программы "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы
(млн. рублей, в ценах 2010 года)
Источники и направления финансирования |
2011- 2015 годы |
В том числе |
||||
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
||
Всего |
3454,4 |
678,0 |
674,9 |
700,0 |
712,4 |
689,1 |
федеральный бюджет - всего |
1036,3 |
230,4 |
202,5 |
210,0 |
213,7 |
206,7 |
в том числе |
|
|
|
|
|
|
субсидии Кабардино-Балкарской Республике на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья |
1036,3 |
203,4 |
202,5 |
210,0 |
213,7 |
206,7 |
средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики |
172,7 |
33,9 |
33,7 |
35,0 |
35,6 |
34,5 |
средства бюджетов муниципальных образований |
172,7 |
33,9 |
33,7 |
35,0 |
35,6 |
34,5 |
собственные и заемные средства молодых семей |
2072,7 |
406,8 |
405,0 |
420,0 |
427,5 |
413,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 февраля 2011 г. N 27-ПП "О республиканской целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в Кабардино-Балкарской Республике" на 2011-2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 11 февраля 2011 г. N 6 ( 184 )
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 марта 2014 г. N 34-ПП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 20 февраля 2013 г. N 39-ПП
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 апреля 2012 г. N 97-ПП
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 19 апреля 2011 г. N 110-ПП