Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 20. Гласность в деятельности комиссий
1. Деятельность комиссий при подготовке и проведении местного референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов местного референдума осуществляется открыто и гласно.
2. На всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов участников местного референдума и осуществлении комиссиями работы со списками участников местного референдума, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников местного референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением местного референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов участников местного референдума, осуществляется работа с указанными документами, связанными с подготовкой и проведением местного референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов участников местного референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
3. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением местного референдума, публикуются в муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения участников местного референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в полном объеме в пятидневный срок с момента их принятия.
4. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов участников местного референдума на участках местного референдума вправе присутствовать лица, указанные в части 2 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
5. При проведении местного референдума наблюдатель может быть назначен инициативной группой по проведению местного референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню местного референдума, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица Кабардино-Балкарской Республики, иных субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, иных субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.
6. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на участке местного референдума, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также в помещение для голосования на этом участке местного референдума должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, наблюдателям.
7. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов местного референдума, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах местного референдума, а также при повторном подсчете голосов участников местного референдума.
8. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном инициативной группой по проведению местного референдума, иной группой участников местного референдума, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка местного референдума, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делает запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя инициативной группой по проведению местного референдума, иной группой участников местного референдума и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
9. Документ, указанный в части 8 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую комиссию в период, указанный в части 4 настоящей статьи, в комиссию муниципального образования - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на участках местного референдума до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одной инициативной группы по проведению местного референдума, иной группы участников местного референдума, одного общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, указанных в настоящем Законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов участников местного референдума, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования.
10. Наблюдатели вправе:
1) знакомиться со списками участников местного референдума, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего участка местного референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в части 4 настоящей статьи;
2-1) наблюдать за выдачей бюллетеней участникам местного референдума;
3) присутствовать при голосовании участников местного референдума вне помещения для голосования;
4) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки участников местного референдума, бюллетеней, выданных участникам местного референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов участников местного референдума на участке местного референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок участников местного референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов участников местного референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в части 4 настоящей статьи;
5) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
6) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах местного референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем;
7) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также наименования общественной организации, направившей наблюдателя в комиссию;
8) обжаловать в порядке, указанном в статье 60 настоящего Закона, действия (бездействие) комиссии;
9) присутствовать при повторном подсчете голосов участников местного референдума в соответствующих комиссиях.
11. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать участникам местного референдума бюллетени;
2) расписываться за участника местного референдума, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней;
3) заполнять за участника местного референдума, в том числе по его просьбе, бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
6) совершать действия, препятствующие работе комиссии;
7) проводить агитацию среди участников местного референдума;
8) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
12. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения местного референдума, вправе:
1) присутствовать на заседаниях комиссий;
2) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах местного референдума, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов;
3) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
4) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.
13. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.