Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 июня 2011 г. N 180-ПП в настоящее постановление внесены изменения
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 17 ноября 2009 г. N 292-ПП
"О республиканской целевой программе "Повышение устойчивости
жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в
Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2014 годы"
22 июня 2011 г., 22 марта, 25 мая, 7 августа 2012 г.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 марта 2012 г. N 58-ПП (в редакции постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 августа 2012 г. N 193-П) действие настоящего постановления было приостановлено до 1 января 2013 года в части, предусматривающей финансирование мероприятий, запланированных к проведению в 2012 году
Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2014 годы.
2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (А.А. Бишенов) при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на 2010-2014 годы предусматривать средства на реализацию мероприятий республиканской целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2014 годы.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской |
А. Меркулов |
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2012 г. N 132-ПП в настоящую Программу внесены изменения
Утверждена
постановлением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 17 ноября 2009 г. N 292-ПП
Республиканская целевая программа
"Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем
жизнеобеспечения в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2014 годы
22 июня 2011 г., 25 мая 2012 г.
Паспорт программы
Наименование Программы |
республиканская целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2014 годы |
Дата принятия решения о разработке Программы |
постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365 "О федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2010-2014 годы"; распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24 июня 2009 года N 382-рп |
Государственный заказчик Программы |
Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
Координатор Программы |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики |
Основные разработчики Программы |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике |
Цель и задачи Программы |
создание условий для устойчивого функционирования жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения; достижение приемлемого уровня сейсмической безопасности; уменьшение возможного экономического и экологического ущерба от сейсмических воздействий; реализация подготовительных организационных мероприятий и совершенствование нормативно-правовой базы для обеспечения скоординированного подхода к выполнению работ по сейсмоусилению объектов, имеющих дефицит сейсмостойкости; создание и функционирование эффективной системы гарантирования защиты населения от землетрясений и их последствий на основе комплексного страхования; сейсмоусиление существующих жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения, мест массового пребывания людей, зданий и сооружений, задействованных в системе экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации и ликвидации их последствий, а также объектов, обеспечивающих национальную безопасность Российской Федерации; создание условий и эффективных механизмов, сейсмической безопасности при строительстве; полномасштабное внедрение и распространение при строительстве и реконструкции на территории республики инновационных технологий сейсмоизоляции и других систем эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели |
размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений; снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений |
Сроки и этапы реализации Программы |
Программа будет реализована в течение пяти лет с 2010 по 2014 год в 2 этапа первый этап - 2010 год; второй этап - 2011-2014 годы |
Объемы и источники финансирования Программы |
прогнозируемый объем финансирования Программы за счет средств всех источников в 2010 - 2014 годах составит 784,375 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 507,214 млн. рублей; средства консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 252,391 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 24,77 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социальной и бюджетной эффективности |
снижение социального, экономического и экологического риска; уменьшение потерь населения от разрушительных землетрясений; создание условий для функционирования систем жизнеобеспечения при наступлении сейсмических событий и ликвидации их последствий; уменьшение ущерба, наносимого зданиям и сооружениям в результате землетрясения |
Исполнители Программы |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, местные администрации муниципальных районов и городских округов республики, а также предприятия и организации, отобранные по конкурсу |
Система организации контроля за исполнением Программы |
контроль за ходом реализации программы осуществляет Правительство Кабардино-Балкарской Республики |
I. Характеристика проблемы
Кабардино-Балкарская Республика занимает площадь 12,5 тыс. кв. километров. Численность населения составляет 859,7 тыс. человек, из них 467,8 тыс. человек являются городскими жителями (в том числе в столице - городе Нальчике проживают 265,9 тыс. человек).
Особенностью республики является горный характер местности с возможным развитием опасных геологических и грунтово-геологических процессов природного и природно-техногенного характера. На территории Республики расположены главные районы вулканизма на Большом Кавказе - Нижнее-Чегемский# и Эльбрус-Кюгенский, приуроченные к Эльбрусской вулканической области.
Хотя главный вулкан на горе Эльбрус считают потухшим, в настоящее время его вулканическая деятельность полностью еще не прекратилась, о чем свидетельствуют выходы фумарол (вулканических газов) в привершинной части.
Кроме этого, здесь существуют небольшие вулканы на водоразделе рек Чегем и Кестанты. Результатом их деятельности является Верхне-Чегемское лавовое нагорье высотой 3500 - 3800 метров.
Кабардино-Балкарская Республика является горным районом с большой опасностью развития при землетрясениях так называемых вторичных процессов: оползней, обвалов, проседания грунтов, селей, лавин и наводнений. Данным явлениям подвержены территории всех горных районов республики. В частности, в Эльбрусском районе находится бассейн реки Герхожан-Су - самый опасный и важный селевой объект республики.
Сейсмичность территории Кабардино-Балкарской Республики по карте сейсмического районирования ОСР-97 находится на уровне 8-10 баллов по шкале MSK-64 при среднем периоде повторения сотрясений такой силы 500 лет и 9 - 10 баллов - при периоде 5000 лет.
По экспертным оценкам (исходя из закона повторяемости), на каждое землетрясение заданного энергетического класса приходится примерно в 3 раза больше землетрясений на класс ниже. Последнее землетрясение такой интенсивности с магнитудой 3 по шкале Рихтера (т.е. более 5 баллов по MSK-64) произошло 25 декабря 2004 года с эпицентром в г. Нальчике. Сочинская сейсмологическая станция зафиксировала интенсивные толчки также в Майском и Прохладненском муниципальных районах республики.
Это средние вероятностные оценки, не гарантирующие, что периоды сотрясений указанной силы не могут быть меньше.
Приведенные показатели свидетельствуют о сохраняющемся высоком сейсмическом риске для населения Кабардино-Балкарской Республики и большой вероятности дальнейшего возникновения на ее территории катастрофических землетрясений с высокой степенью разрушений. Вследствие этого в соответствии с федеральной целевой программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2014 годы" Кабардино-Балкария включена в Перечень субъектов Российской Федерации, имеющих индекс сейсмического риска 0,1 и более, на территории которых реализуется федеральная целевая программа.
Необходимость сохранения при этом жизни и здоровья людей, предотвращения или снижения уровня материальных потерь и ущерба окружающей среде определяет комплексную задачу: обеспечить сейсмическую безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого (допустимого) риска, оценка которого должна быть дифференцирована по районам застройки.
Программой предусмотрено:
активизировать работу по обеспечению сейсмобезопасности территории Кабардино-Балкарской Республики;
повысить эффективность плановых мероприятий и высокий уровень нового строительства;
разработать и внедрить в повседневную практику эффективные экономические рычаги для обеспечения мероприятий по повышению надежности существующей застройки, а также непосредственно усилить более 23 объектов, в первую очередь в г. Нальчике и горных районах республики.
Приоритетными направлениями реализации программных мероприятий являются:
внедрение в повседневную практику рыночных механизмов гарантирования защиты населения от землетрясений и их последствий, включая страхование;
повышение общественной составляющей при решении задач по обеспечению сейсмобезопасности территории Кабардино-Балкарской Республики путем привлечения к процессу внебюджетных источников финансирования и потенциала профессиональных объединений и саморегулируемых организаций;
совместное с федеральным центром и другими сейсмоопасными регионами участие в формировании нормативно-правовой и информационной базы для обеспечения сейсмической безопасности населения и защиты населения от землетрясений и их последствий;
обеспечение сейсмостойкости эксплуатируемых зданий и сооружений;
совершенствование научных методов и внедрение в практику технических средств и инновационных технологий сейсмостойкости при осуществлении строительства и эксплуатации зданий и сооружений.
Необходимость разработки и реализации программы определяется тем, что:
вся территория Кабардино-Балкарской Республики находится в зоне высокой сейсмичности, что может вызвать в дальнейшем землетрясения с катастрофическим эффектом. По базовым экспертным оценкам, территория Кабардино-Балкарской Республики имеет высокий индекс сейсмического риска и входит в I группу сейсмической опасности и сейсмического риска;
на сейсмоопасных территориях проходят многие важные коммуникации Республики, малые гидроэлектростанции, горнодобывающие предприятия, поднадзорные промышленные объекты и другие ответственные сооружения;
большинство существующих зданий, сооружений и коммуникаций республики имеют значительный дефицит сейсмостойкости в 2-3 балла;
в республике не функционирует система гарантирования защиты населения от последствий землетрясений посредством страхования.
В основе работ по оценке сейсмической опасности и сейсмического риска используются современные карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации. Эти карты позволяют более достоверно оценивать степень сейсмической опасности и планировать "сейсмическую перспективу", а также определять приемлемый уровень сейсмического риска.
Существенное повышение сейсмической опасности, принципиально новый дифференцированный подход к ее оценке становятся весомыми аргументами необходимости проведения определенного объема работ по уточнению региональной сейсмичности (сейсмомикрорайонирование) с целью использования полученных данных для разработки возможных "сценариев бедствий" и планирования предупредительных мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории республики.
Сейсмическое микрорайонирование позволяет учесть влияние разнообразных местных грунтово-геологических условий на прогнозируемые сейсмические воздействия. Содержащиеся в построенных на ее основе картах сведения и информация могут быть использованы для построения региональных моделей сейсмического воздействия и проектирования эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений. Модернизация существующей нормативно-методической и технической базы сейсмического микрорайонирования решается в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на уровне федерального целевого планирования. Задачей исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики является внедрение полученных результатов в повседневную практику и формирование реестра услуг в обозначенной области с механизмом подтверждения соответствия.
Высокий уровень сейсмического риска определяется в значительной степени высокой сейсмической уязвимостью, то есть недостаточной сейсмостойкостью части построенных гражданских, промышленных, гидротехнических и других сооружений, а также неготовностью к землетрясениям большинства объектов в населенных пунктах.
В Кабардино-Балкарской Республике, по приближенным оценкам, от 60 до 90 процентов зданий и других сооружении.
При возможном развитии на территории опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера, которые, как правило, усугубляют разрушительные последствия землетрясений, сейсмическая безопасность населения и устойчивость материально-технических объектов должна быть обеспечена комплексно, в пределах показателей приемлемого риска, значения которого должны быть дифференцированы по районам республики и в пределах разнородных групп объектов.
Недостаточная надежность сейсмологического прогноза является принципиально неустранимой в ближайшие десятилетия, поскольку природа сейсмической деятельности крайне сложна, не до конца понята и недостаточно исследована, несмотря на несомненные и значительные достижения мировой и отечественной сейсмологии. Проблема усложняется в связи со строительством в республике гидротехнических сооружений, водохранилищ, которые провоцируют природные сейсмоявления. Поэтому в будущем можно ожидать не только землетрясения в пределах интенсивности, прогнозируемой картами общего сейсмического районирования, но и землетрясения более высокой интенсивности, превышающей расчетные сейсмические воздействия на сооружения.
Таким образом, проблема обеспечения сейсмической безопасности является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации большого числа многоуровневых задач в масштабах республики. Основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.
Программой предусмотрено осуществление максимальной координации планируемых мероприятий с решаемыми на федеральном и межрегиональном уровне, особенно по вопросам правовой, нормативно-технической базы и информационному сопровождению для обеспечения надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных и промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений задачами.
II. Цели и задачи Программы, сроки и этапы
ее реализации, целевые индикаторы и показатели
Целями Программы являются максимальное повышение сейсмической безопасности, снижение социального, экономического, экологического риска, снижение ущерба от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки объектов жизнеобеспечения, транспортных и энергетических сооружений к сильным землетрясениям. Для достижения целей в Программе предусмотрены соответствующие комплексные превентивные мероприятия.
Основными задачами программы являются:
анализ региональной и локальной сейсмической ситуации, получение, обработка и анализ оперативной информации из зон эпицентра сильных землетрясений;
уточнение сейсмической опасности для городов и населенных пунктов Кабардино-Балкарской Республики, включая Нальчик, а также экологически опасных объектов, разрушение которых может повлиять на экосистему Северного Кавказа, его водных источников и природных ресурсов;
оценка и прогноз геодинамического состояния геологической среды населенных пунктов республики;
разработка необходимых градостроительных мероприятий с целью максимального снижения сейсмического риска, включая осуществление мероприятий по сейсмоусилению наиболее важных сооружений;
проведение полномасштабного обследования и паспортизации зданий и сооружений;
создание и функционирование эффективной системы гарантирования защиты населения от землетрясений и их последствий на основе комплексного страхования;
участие в создании и внедрении научно-методической базы, механизмов реализации нормативных документов по оценке сейсмической опасности территорий;
участие в формировании нормативной базы для обеспечения сейсмической надежности строящихся и эксплуатируемых жилых, общественных, промышленных зданий, энергетических и транспортных сооружений;
внедрение научно-методической базы для снижения сейсмической уязвимости существующих сооружений и населенных пунктов;
полномасштабное внедрение и распространение при строительстве и реконструкции в республике инновационных технологий сейсмоизоляции и других систем эффективной сейсмозащиты зданий и сооружений, их оснований и фундаментов;
внедрение в Кабардино-Балкарской Республике эффективных систем подготовки специалистов по управлению (анализ и оценка) сейсмическим риском, включая подтверждение соответствия качества услуг (аттестация, сертификация и пр.) и подготовки населения и городов к сейсмическим бедствиям.
Программа будет реализована в течение 5 лет.
В 2010 году предусматривается провести:
работы по оценке сейсмической опасности территории Кабардино-Балкарской Республики, обследованию и паспортизации таких объектов, как школы, больницы, жилые дома старой застройки, объекты с опасностью проявления вторичных процессов в виде пожаров, взрывов, утечки опасных либо вредных веществ;
разработку, утверждение нормативных документов, определяющих:
основные положения по организации и функционированию территориальной системы сейсмобезопасности Кабардино-Балкарской Республики. Цель настоящего документа заключается в формировании основ для функционирования сил и средств обеспечения сейсмобезопасности территории республики в рамках единой государственной системы защиты населения и территорий от природных и техногенных воздействий;
единый порядок многофакторной оценки сейсмостойкости существующей застройки, который содержит единую форму для представления данных по оценке сейсмостойкости сооружений (паспорт), а также общий порядок и правила его заполнения на различных этапах "жизни" объекта (ввод в эксплуатацию, техническое обследование, инвентаризация, оценка, реконструкция, усиление, восстановление и анализ последствий стихийных бедствий, их последствий);
первоочередное проведение обследований и паспортизация особо важных и ответственных объектов (школы, больницы, промышленные сооружения и опасные производства и т.д.), а также принять участие в совместной с другими регионами разработке технических регламентов "О сейсмобезопасности территории России" (федеральный закон), "Строительство в сейсмических районах" и др., территориальных стандартов, включая альбомы типовых решений по сейсмоусилению существующей застройки.
В 2011-2014 годах планируются полномасштабная реализация основных мероприятий Программы, окончательное формирование реестров потенциально сейсмоопасных объектов, включая незавершенное строительство, развитие системы декларирования соответствия объектов уровню приемлемого риска, массовую паспортизацию объектов и усиление зданий и сооружений.
При необходимости может осуществляться корректировка мероприятий Программы. При корректировке будут учитываться фактические объемы финансирования, показатели, позволяющие определить порядок достижения целей и решения программных задач.
По итогам реализации программы при достижении значений целевых индикаторов менее 50 процентов установленного уровня может быть рассмотрен вопрос о неэффективности Программы и досрочном прекращении ее реализации.
Целевые показатели эффективности реализации Программы приведены в приложении N 1.
III. Перечень мероприятий Программы
Программные мероприятия охватывают основные направления государственной политики, определенной Градостроительным Кодексом Российской Федерации и Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружении" и соответствующими нормативными и правовыми актами.
См.:
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 5 августа 2006 г. N 66-РЗ "О градостроительной деятельности Кабардино-Балкарской Республике"
Закон Кабардино-Балкарской Республики от 26 июня 2004 г. N 13-РЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
В рамках Программы будет осуществлен комплекс взаимосвязанных и скоординированных мер по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких сооружений, согласно приложению N 4.
Оценка сейсмической опасности Кабардино-Балкарской Республики
В целях реализации первоочередных мероприятии, направленных на уточнение исходной (фоновой) сейсмической опасности для урбанизированных территорий республики, изучение и прогнозирование опасных геодинамических процессов для оценки сейсмического риска и принятия мер по его снижению, необходимо:
продолжить работы по уточнению сейсмологической обстановки населенных пунктов республики;
провести сейсмомикрорайонирование территорий муниципальных образований;
составить количественную оценку сейсмической опасности;
провести оценку и прогноз геодинамического состояния среды городов и населенных пунктов республики;
организовать прогнозирование геодинамического состояния геологической среды.
Основные планируемые результаты:
составление карт сейсмического районирования и микрорайонирования городов Нальчика, Терека, Нарткалы и Майского;
составление карт количественной оценки сейсмической опасности города Нальчика, других населенных пунктов республики и особо важных объектов;
формирование и функционирование единой системы оперативного контроля сейсмического режима и геодинамической опасности;
участие в оснащении совместно с федеральными органами исполнительной власти сейсмометрических станций и формирование единого информационно-обрабатывающего центра;
выявление моделей возможных очагов землетрясений и их сейсмического режима.
Реализация указанных мероприятий позволит получить уточненные показатели сейсмической опасности территорий, необходимые для выявления оптимальных градостроительных мероприятий, защите населения и объектов от сильных сейсмических воздействий.
Оценка сейсмического риска существующей застройки
В целях реализации мероприятий, обеспечивающих инженерно-техническую подготовку для проведения основных работ по снижению сейсмического риска и повышению безопасности населения посредством усиления недостаточно сейсмостойких зданий и сооружений, необходимо:
выполнить работы по инженерному обследованию и паспортизации зданий и сооружений в населенных пунктах с высокой сейсмичностью, в том числе объектов жизнеобеспечения, объектов с опасностью проявления вторичных процессов в виде пожаров, взрывов, утечки вредных и опасных веществ, других важных и ответственных объектов, с оценкой возможных степеней повреждений при прогнозируемых землетрясениях;
составить карты сейсмического риска города Нальчика и других населенных пунктов республики с оценкой прямого и косвенного экономического, экологического и социального ущерба от землетрясений.
Основные планируемые результаты:
привлечение к реализации программных мероприятий специалистов муниципальных образований, отраслевых и градообразующих предприятий;
развертывание системы внебюджетного финансирования программных мероприятий;
внедрение в повседневную практику единого паспорта, порядка и правил его заполнения с оценкой сейсмостойкости существующих зданий и сооружений на всех этапах их "жизни" с декларированием "надежности" и "безопасности";
привязка понятий "сейсмостойкость", "сейсмобезопасность" к титулу собственности объекта, необходимого для дальнейшего стимулирования экономических рычагов обеспечения защиты населения от последствий землетрясений путем стоимостной оценки рисков и гарантирования (страхования);
оценка фактической сейсмостойкости зданий и сооружений с формированием банка данных по населенным пунктам;
оценка целесообразности, а также необходимого уровня усиления зданий и сооружений;
разработка карт сейсмического риска городов и населенных пунктов республики как базы для построения "сценария бедствий" с рекомендациями по снижению его уровня.
Снижение сейсмического риска путем усиления существующей застройки
В целях первоочередного обеспечения сейсмобезопасности таких объектов повышенной ответственности, как больницы, школы, дошкольные учреждения и жилые дома первых массовых серий, объекты жизнеобеспечения и объекты с опасностью проявления вторичных процессов в виде пожаров, взрывов, утечки вредных и опасных веществ, необходимо:
участвовать в разработке альбомов типовых технических решений по усилению конструкций существующих зданий и сооружений (территориальный раздел);
разработать проектно-сметную документацию с выбором эффективного варианта усиления и реконструкции конкретных объектов по утвержденному перечню;
организовать и провести строительно-монтажные работы по усилению и реконструкции зданий и сооружений;
внедрить современные технологии по сейсмоусилению и реконструкции существующей застройки.
Основными объектами усиления являются жилые дома старой застройки, объекты образования, здравоохранения и коммунального хозяйства с дефицитом сейсмостойкости не менее 2 баллов.
По уровню сейсмостойкости здания условно разделяются на две группы:
первая группа - здания и сооружения, построенные до середины 60-х годов прошлого века, со стенами из кирпича и местного строительного материала, с деревянными перекрытиями, высотой от 2 до 4 этажей;
вторая группа - здания и сооружения более позднего периода застройки, высотой до 5 этажей и выполненные по типовым и индивидуальным проектам.
Очередность внутри каждой группы зданий устанавливается по количеству находящихся в них людей, подверженных риску для жизни и здоровья при землетрясении.
В первоочередные объекты входят:
школы и больницы высотой два и более этажей с дефицитом сейсмостойкости в 2 - 3 балла;
объекты с опасностью проявления вторичных процессов в виде пожаров, взрывов, утечек вредных и опасных веществ;
объекты жизнеобеспечения и коммунального хозяйства (связи, энерго-, газо- водоснабжения и пр.)
Снижение сейсмического риска путем подготовки
к землетрясению и защите населения
В целях внедрения эффективной системы управления, мониторинга и взаимодействия сил и средств по предотвращению материального ущерба и людских потерь при чрезвычайных ситуациях, вызванных землетрясением, формирования и внедрения надежной системы гарантирования защиты населения от их последствий путем страхования рисков и ответственности оказания своевременной помощи населению необходимо:
участие в создании нормативной правовой базы и информационного обеспечения предупреждения чрезвычайных ситуаций и защиты населения от землетрясений и их последствий;
содействие внедрению эффективных систем подготовки специалистов по анализу рисков, проектировщиков и строителей с надежными схемами подтверждения соответствия качества их продукции и услуг;
создание и ведение инженерно-сейсмометрического и инженерно-геологического мониторинга в Кабардино-Балкарской Республике;
участие в создании и функционировании единой информационной системы и формирование базы данных по проблемам сейсмобезопасности республики;
осуществление мероприятий по оказанию помощи пострадавшим и обеспечению жизнедеятельности населения после землетрясения;
подготовка населения к действиям в режиме чрезвычайных ситуаций;
совершенствование оснащения и укомплектование аварийно-спасательных служб и пунктов экстренной медицинской помощи.
Основным результатом реализации мероприятия планируется выполнение комплекса превентивных мер по подготовке участников системы безопасности, органов управления и населения по предотвращению и ликвидации последствий сильных землетрясений и других стихийных бедствии.
Совершенствование нормативной правовой базы и информационной системы по сейсмической безопасности предполагает:
укрепление на основе саморегулирования роли профессиональных общественных организаций и объединений в общем процессе защиты населения и территорий от землетрясений и их последствий;
создание и функционирование на постоянной основе информационного раздела "Кабардино-Балкария" как элемента общей федеральной информационной системы "Сейсмобезопасность России" с выходом в мировую сеть;
разработку и внедрение в практику серии технических регламентов;
совершенствование законодательной базы по правовому и техническому регулированию проблем сейсмобезопасности территорий;
разработку государственных требований и образовательных программ по подготовке квалифицированных и независимых специалистов - экспертов по природным и техногенным рискам и наличие надежной системы подтверждения их квалификации;
наличие нормативной базы по страхованию от последствий землетрясений и ответственности участников процесса обеспечения сейсмобезопасности.
Проведение комплексных научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ направленных на создание
нормативной, правовой, методической и экспериментальной базы
При реализации Программы с целью оптимизации затрат и повышения эффективности капитальных вложений предполагается проводить координацию республиканских научных исследований и экспериментальных разработок с аналогичными мероприятиями, предусмотренными в рамках федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2014 годы" и аналогичными региональными программами в сейсмически опасных субъектах Российской Федерации.
Долевое участие Кабардино-Балкарской Республики предусмотрено осуществлять:
при разработке территориальных схем оценки уровней риска и сейсмостойкости зданий и сооружений;
при разработке порядка и процедур осуществления мониторинга сейсмического риска на критически важных объектах;
при создании и обеспечении функционирования единой информационной системы "Сейсмобезопасность России", включающей региональные и тематические разделы, в которых уточняются исходная сейсмичность и сейсмический риск.
Объемы и источники финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках Программы, приведены в приложении N 2.
IV. Ресурсное обеспечение программы, сроки и источники финансирования
Реализация программных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Кабардино-Балкарской Республики, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы предусматривается в размере 784,375 млн. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 507,214 млн. рублей;
бюджета Кабардино-Балкарской Республики и местных бюджетов - 252,391 млн. рублей;
внебюджетных источников - 24,77 млн. рублей.
Расходы на капитальные вложения составят 99,1 процента общей суммы средств, предназначенных на реализацию Программы (777,379 млн. рублей), а затраты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ - 0,9 процента (6,996 млн. рублей).
Объемы капитальных вложений рассчитаны на основе предварительного анализа стоимости мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов.
Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы определены по результатам оценки трудовых и материальных затрат, необходимых для выполнения Программы.
При реализации мероприятий предусматривается использование средств лиц, в собственности которых находятся объекты, подлежащие сейсмоусилению и других заинтересованных лиц. Привлечение внебюджетных средств из различных источников осуществляется органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики и органами местного самоуправления на договорной основе.
Объемы финансирования и распределение средств между городскими поселениями и муниципальными районами приведены в приложении N 3.
V. Механизм реализации программы и контроль за реализацией программы
Координатор Программы Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики в ходе ее реализации:
осуществляет координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также анализ и контроль рационального и эффективного использования ими средств федерального бюджета, бюджета Кабардино-Балкарской Республики и внебюджетных источников;
организует текущее управление реализацией Программы;
подготавливает ежеквартальные отчеты и ежегодные доклады о ходе реализации Программы;
организует мониторинг хода реализации Программы;
несет ответственность за обеспечение своевременной и качественной реализации мероприятий Программы и эффективного использования средств, выделяемых на эти цели;
организует внедрение информационных технологий для управления реализацией Программы и контроля за ходом ее реализации, в том числе размещение в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы, финансировании ее мероприятий, привлечении внебюджетных ресурсов, проведении конкурсов на участие в реализации Программы и порядке участия в ней инвесторов.
Исполнительные органы государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органы местного самоуправления размещают государственный заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По завершению конкурсных процедур по размещению государственного заказа с победителем конкурса (аукциона, запроса котировок) заключается государственный (муниципальный) контракт.
Финансирование мероприятий Программы в очередном финансовом году осуществляется с учетом результатов мониторинга и оценки эффективности выполнения мероприятий Программы в очередном периоде.
VI. Социально-экономическая эффективность реализации Программы
Оценка социально-экономической эффективности Программы будет осуществляться на основании целевых показателей.
В результате реализации Программы:
размер предотвращенного ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений составит 7,844 млрд. рублей;
снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений составит 80 процентов;
Реализация Программы окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие Кабардино-Балкарской Республики, расположенной на сейсмоопасной территории.
Выполнение мероприятий по сейсмоусилению существующих объектов и строительству новых сейсмостойких объектов позволит снизить вероятность оттока населения из постоянных мест проживания в сейсмических районах Российской Федерации, который может возникнуть в результате увеличения вероятности сейсмических проявлений, а также материальных потерь от разрушения и повреждения зданий и сооружений во время сейсмических событий.
При разработке проектной документации и в ходе реализации Программы предусматриваются:
осуществление мер по антисейсмической защите зданий и сооружений, что обеспечит уменьшение объема разрушений и иных негативных последствий, которые могут возникнуть в результате сейсмических проявлений;
использование современных технологий и строительных материалов, что приведет к повышению эффективности затрат на мероприятия по сейсмоусилению существующих объектов и (или) строительству новых сейсмостойких объектов, а также к соблюдению необходимых экологических требований в ходе выполнения работ.
Расчет целевых показателей эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии с приложением N 7 к федеральной целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009-2014 годы".
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2012 г. N 132-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Повышение устойчивости жилых домов,
основных объектов и систем жизнеобеспечения
в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2013 годы
Целевые показатели эффективности реализации программы
25 мая 2012 г.
N |
Показатели |
Единица измерения |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1 |
Размер предотвращения ущерба от возможного разрушения жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в результате землетрясений |
млрд. рублей |
- |
- |
0,306 |
3,378 |
4,16 |
2 |
Снижение уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций вследствие разрушительных землетрясений |
процентов |
- |
- |
10,0 |
55,0 |
50,0 |
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2012 г. N 132-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Повышение устойчивости жилых домов,
основных объектов и систем жизнеобеспечения
в Кабардино-Балкарской Республике"
на 2010-2013 годы
Объемы и источники финансирования научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках программы
25 мая 2012 г.
(млн. рублей)
N |
Мероприятия |
Затраты на весь период |
в том числе: |
||||
|
|
|
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
1. |
Разработка территориальных схем оценки уровней риска и сейсмостойкости зданий и сооружений - всего |
1,5 |
- |
- |
- |
1,5 |
- |
|
в том числе: федеральный бюджет |
0,948 |
- |
- |
- |
0,948 |
- |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
0,552 |
- |
- |
- |
0,552 |
- |
2. |
Разработка порядка и процедур осуществления мониторинга сейсмического риска на критически важных объектах - всего |
0,3 |
- |
- |
- |
0,3 |
- |
|
в том числе: федеральный бюджет |
0,2 |
- |
- |
- |
0,2 |
- |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
0,1 |
- |
- |
- |
0,1 |
- |
3. |
Создание и обеспечение функционирования единой информационной системы "Сейсмобезопасность России", включающей региональные и тематические разделы, в которых уточняются исходная сейсмичность и сейсмический риск, - всего |
5,196 |
- |
- |
- |
1,485 |
3,711 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
3,372 |
- |
- |
- |
1,006 |
2,366 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
1,824 |
- |
- |
- |
0,479 |
1,345 |
|
Всего по Кабардино-Балкарской Республике |
6,996 |
- |
- |
- |
3,285 |
3,711 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
4,52 |
- |
- |
- |
2,154 |
2,366 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
2,476 |
- |
- |
- |
1,131 |
1,345 |
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2012 г. N 132-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Повышение устойчивости жилых домов,
основных объектов и систем жизнеобеспечения
в Кабардино-Балкарской Республике"
на 2010-2013 годы
Сводные данные прогнозируемых объемов средств на реализацию мероприятий программы
22 июня 2011 г., 25 мая 2012 г.
(млн. рублей)
N |
Наименование |
Затраты на весь период |
в том числе: |
||||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
1. |
городской округ Нальчик, всего |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
в том числе: федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2. |
городской округ Баксан, всего |
127,750 |
- |
- |
- |
57,968 |
69,782 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
80,295 |
- |
- |
- |
36,1 |
44,195 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
43,755 |
- |
- |
- |
19,668 |
24,087 |
|
внебюджетные средства |
3,7 |
- |
- |
- |
2,2 |
1,5 |
3. |
городской округ Прохладный, всего |
73,675 |
- |
- |
- |
73,675 |
- |
|
в том числе: федеральный бюджет |
50,553 |
- |
- |
- |
50,553 |
- |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
21,622 |
- |
- |
- |
21,622 |
- |
|
внебюджетные средства |
1,5 |
- |
- |
- |
1,5 |
- |
4. |
Баксанский муниципальный район, всего |
17,062 |
- |
- |
- |
17,062 |
- |
|
в том числе: федеральный бюджет |
10,4 |
- |
- |
- |
10,4 |
- |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
5,662 |
- |
- |
- |
5,662 |
- |
|
внебюджетные средства |
1,0 |
- |
- |
- |
1,0 |
- |
5. |
Прохладненский муниципальный район, всего |
13,878 |
- |
- |
- |
- |
13,878 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
8,4 |
- |
- |
- |
- |
8,4 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
4,578 |
- |
- |
- |
- |
4,578 |
|
внебюджетные средства |
0,9 |
- |
- |
- |
- |
0,9 |
6. |
Зольский муниципальный район, всего |
114,0 |
- |
- |
- |
50,0 |
64,0 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
77,16 |
- |
- |
- |
33,9 |
43,26 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
33,14 |
- |
- |
- |
14,6 |
18,54 |
|
внебюджетные средства |
3,7 |
- |
- |
- |
1,5 |
2,2 |
7. |
Лескенский муниципальный район, всего |
62,75 |
- |
- |
30,56 |
32,19 |
- |
|
в том числе: федеральный бюджет |
41,85 |
- |
- |
19,83 |
22,02 |
- |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
17,45 |
- |
- |
9,02 |
8,43 |
- |
|
внебюджетные средства |
3,45 |
- |
- |
1,71 |
1,74 |
- |
8. |
Майский муниципальный район, всего |
37,9 |
- |
- |
- |
27,5 |
10,4 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
25,48 |
- |
- |
- |
18,55 |
6,93 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
10,92 |
- |
- |
- |
7,95 |
2,97 |
|
внебюджетные средства |
1,5 |
- |
- |
- |
1,0 |
0,5 |
9. |
Терский муниципальный район, всего |
44,435 |
- |
- |
- |
12,413 |
32,022 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
27,726 |
- |
- |
- |
8,23 |
19,496 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
14,189 |
- |
- |
- |
3,563 |
10,626 |
|
внебюджетные средства |
2,52 |
- |
- |
- |
0,62 |
1,9 |
10. |
Урванский муниципальный район, всего |
119,474 |
- |
- |
- |
35,007 |
84,467 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
75,7 |
- |
- |
- |
22,0 |
53,7 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
41,274 |
- |
- |
- |
12,007 |
29,267 |
|
внебюджетные средства |
2,5 |
- |
- |
- |
1,0 |
1,5 |
11. |
Чегемский муниципальный район, всего |
79,669 |
- |
- |
- |
28,714 |
50,955 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
49,938 |
- |
- |
- |
17,938 |
32,0 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
27,231 |
- |
- |
- |
9,776 |
17,455 |
|
внебюджетные средства |
2,5 |
- |
- |
- |
1,0 |
1,5 |
12. |
Черекский муниципальный район, всего |
86,786 |
- |
- |
- |
- |
86,786 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
55,192 |
- |
- |
- |
- |
55,192 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
30,094 |
- |
- |
- |
- |
30,094 |
|
внебюджетные средства |
1,5 |
- |
- |
- |
- |
1,5 |
13. |
Эльбрусский муниципальный район, всего |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
в том числе: федеральный бюджет |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
внебюджетные средства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
Всего по Кабардино-Балкарской Республике |
777,379 |
- |
- |
30,56 |
334,529 |
412,29 |
|
в том числе: федеральный бюджет |
502,694 |
- |
- |
19,83 |
219,691 |
263,173 |
|
республиканский бюджет Кабардино-Балкарской Республики и местные бюджеты |
249,915 |
- |
- |
9,02 |
103,278 |
137,617 |
|
внебюджетные средства |
24,77 |
- |
- |
1,71 |
11,56 |
11,5 |
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2012 г. N 132-ПП настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 4
к республиканской целевой программе "Повышение устойчивости
жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения
в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010-2013 годы
Перечень основных мероприятий программы
25 мая 2012 г.
N |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1. |
Оценка сейсмической опасности Кабардино-Балкарской Республики |
2010 год |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике |
2. |
Оценка сейсмического риска существующей застройки |
2010 год |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике |
3. |
Снижение сейсмического риска путем усиления существующей застройки |
2011-2014 годы |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике |
4. |
Снижение сейсмического риска путем подготовки к землетрясению и защите населения |
2010-2014 годы |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике, органы местного самоуправления |
5. |
Проведение комплексных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание нормативной, правовой, методической и экспериментальной базы |
2010-2014 годы |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кабардино-Балкарской Республике |
6. |
Финансовое обеспечение реализации Программы |
2010-2014 годы |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления |
7. |
Аналитическое сопровождение реализации Программы |
2010-2014 годы |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, Министерство экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления |
8. |
Информационное обеспечение Программы |
2010-2014 годы |
Министерство строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики, органы местного самоуправления |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 ноября 2009 г. N 292-ПП "О республиканской целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Кабардино-Балкарской Республике" на 2010 - 2015 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 27 ноября 2009 г. N 48 ( 121 )
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 февраля 2013 г. N 56-ПП
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 марта 2012 г. N 58-ПП (в редакции постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 августа 2012 г. N 193-П)
Действие настоящего постановления было приостановлено до 1 января 2013 года в части, предусматривающей финансирование мероприятий, запланированных к проведению в 2012 году
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 мая 2012 г. N 132-ПП
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 22 июня 2011 г. N 180-ПП