В целях развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие в Кабардино-Балкарской Республике отраслей промышленности: машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, медицинской, легкой и деревообрабатывающей" на 2012 - 2016 годы (далее Программа).
2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики (А.А. Бишенов) при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы.
3. Министерству экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики (А.Т. Мусукову) при формировании перечня республиканских целевых программ, подлежащих финансированию из республиканского бюджета, учитывать настоящую Программу.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики К.Х.-М. Уянаева.
Председатель Правительства |
И. Гертер |
Республиканская целевая программа
"Развитие в Кабардино-Балкарской Республике отраслей промышленности: машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, медицинской, легкой и деревообрабатывающей" на 2012-2016 годы
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 23 декабря 2011 г. N 423-ПП)
Паспорт программы
Введение
Республиканская целевая программа "Развитие в Кабардино-Балкарской Республике отраслей промышленности: машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, медицинской, легкой и деревообрабатывающей" на 2012 - 2016 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с пунктом 9 перечня поручений по реализации Послания Президента Кабардино-Балкарской Республики Парламенту Кабардино-Балкарской Республики от 9 марта 2011 года N 762 по результатам изучения процессов развития и размещения производительных сил, реально складывающейся общественно-политической и экономической обстановки, хода и перспектив реализации экономических реформ в республике.
В Программе взаимосвязаны основные положения и приоритетные направления Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года и Стратегии развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2025 года, ресурсы, исполнители и сроки осуществления комплекса мер, направленных на решение установленных в стратегиях конкретных задач в сфере промышленного производства республики и достижение поставленных целей.
См. Стратегию социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. N 1485-р
Мероприятия Программы учитывают изменения конъюнктуры современного рынка, разработаны для обеспечения устойчивого социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, проведения государственной структурной и инновационной политики в сфере промышленности, координации работ промышленных предприятий и направлены на обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции, эффективное использование научно-технического и производственного потенциала, внедрение новой техники и инновационных технологий.
Программа нацелена на формирование эффективной и сбалансированной экономики, так как именно промышленность является основной ее отраслью, от развития которой в значительной мере зависит социально-экономическое положение всей Кабардино-Балкарской Республики.
В рамках Программы дана оценка состояния основных секторов, промышленности Кабардино-Балкарской Республики, выявлены основные проблемы их развития.
Создание ценовой конкурентоспособности в свете прогнозируемого роста цен на сырье и энергоресурсы обеспечивается в рамках сценария развития за счет технологического обновления производственного потенциала, прежде всего внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий и увеличения объема инвестиций, направленных на развитие высоких технологий на предприятиях.
I. Характеристика проблемы и необходимость ее решения программно-целевым методом
Промышленный комплекс Кабардино-Балкарской Республики в настоящее время является одним из основных звеньев в социально-экономическом развитии республики. В целом это успешный в инвестиционном отношении сегмент экономики. На большинстве предприятий отрасли приняты перспективные инвестиционные программы развития на период до 2016 года. По этим программам значительные объемы инвестиций уже были направлены в реконструкцию и модернизацию производств, а также на создание мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости.
Географическое положение республики предполагает наличие ряда особенностей, которые необходимо учитывать, оценивая роль и перспективы развития ее промышленного комплекса. Социально-экономические проблемы Северного Кавказа не уникальны для России, но наиболее выражены именно в этом регионе. Модернизация промышленного комплекса республики имеет свои особенности, детерминируемые внешними и внутренними факторами. Отсутствие в регионе различных крупных сырьевых ресурсов вызывает необходимость создания производств с глубокой степенью переработки, требующих постоянного внедрения современнейших технологий. Именно инновационные технологии и тотальная модернизация всех сфер экономики может рассматриваться как единственный инструмент системных изменений в экономической и социальной жизни республик, краев и областей Северного Кавказа.
Состояние промышленного комплекса и его роль в экономике Кабардино-Балкарской Республики
В результате сложившихся неблагоприятных условий хозяйствования, возникших со второго полугодия 2008 года, связанных с разразившимся мировым финансовым кризисом, показатели работы обрабатывающих производств республики по итогам 2009 года были меньше запланированных ранее. Несмотря на возникшие в условиях кризиса временные социально-экономические проблемы, на предприятиях (переход на неполный рабочий день и неполную рабочую неделю, вынужденные административные отпуска части работников) в результате предпринятых антикризисных мер в целом удалось практически полностью сохранить все рабочие места.
Численность работающих на крупных и средних предприятиях
2008 год |
2009 год |
2010 год |
7117 |
6972 |
6616 |
В числе антикризисных мер основными стали радикальное повышение инновационной активности, формирование "критической массы" эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства, продолжение технологической модернизации промышленности, стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности.
Положительная динамика и достаточно ускоренные темпы наращивания производства в условиях прошедшего мирового финансово-экономического кризиса были во многом обусловлены результатами реализации мероприятий по модернизации комплекса в период с 2008 по 2010 год, разработанными на уровне предприятий и корпоративных структур при активной поддержке Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
В частности, это нашло отражение в реализации важнейших инновационно-инвестиционных проектов: "Организация текстильного производства в г.о. Нальчик (ООО "Борен Текстиль)", "Строительство в г. Чегеме кожевенного завода (ООО "Кариста")", "Совместное с турецкими партнерами производство мебели в г. Баксане ("Джеха мебель)".
Фактический объем производства промышленной продукции в 2010 году составил 9 144,7 млн. рублей, что составляет 166,3 процента к уровню 2009 года.
В настоящее время Министерство промышленности, связи и информатизации Кабардино-Балкарской Республики осуществляет координацию следующих видов экономической деятельности на предприятиях республики: "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "производство машин и оборудования без производства оружия и боеприпасов", "производство транспортных средств и оборудования", "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", "текстильное и швейное производство", "производство кожи, изделий из кожи и производство обуви", "химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий", "обработка древесины и производство изделий из дерева", "целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность", "прочие производства", "промышленность строительных материалов".
Ведущая роль в производственно-промышленном потенциале республики принадлежит предприятиям электротехнической, машиностроительной, металлургической, радиоэлектронной и швейной отрасли. В отраслевой структуре на долю предприятий машиностроения и металлообработки приходится 63,5 процента, цветной металлургии - 27,6 процента, предприятий легкой и деревообрабатывающей промышленности - 7,6 процента и медицинской промышленности - 1,3 процента.
Объемообразующими предприятиями являются ЗАО "Кабельный завод "Кавказкабель" (годовой оборот более 4 млрд. рублей), ООО "Налкат" (годовой оборот более 2,2 млрд. рублей), ОАО "Терекалмаз" (годовой оборот более 480 млн. рублей), ОАО "Баксанский завод "Автозапчасть" (годовой оборот более 420 млн. рублей). Ведущая роль в объеме производства принадлежит городским округам Прохладный и Нальчик.
Индекс промышленного производства в республике по таким видам деятельности, как "добыча полезных ископаемых", "обрабатывающие производства", "производство и распределение электроэнергии, газа и воды", по итогам работы за 12 месяцев 2010 года составил 103,6%.
Динамика развития по видам экономической деятельности (индексы промышленного производства)
Наименование вида деятельности |
Показатель ИПП, в % к предыдущему году |
||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
|
Обрабатывающие производства - всего |
111,7 |
101,5 |
105,9 |
из них |
|
|
|
текстильное и швейное производство |
102,1 |
71,0 |
133,2 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
144,7 |
107,4 |
в 1,5 р. |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
в 3,7 р. |
96,2 |
84,1 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
103,3 |
113,0 |
74,6 |
химическое производство |
93,3 |
26,1 |
в 3 р. |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
58,1 |
94,2 |
65,2 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
104,2 |
77,0 |
86,4 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
81,7 |
42,0 |
145,6 |
производство машин и оборудования |
114,6 |
111,9 |
51,0 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
93,5 |
78,7 |
137,4 |
производство транспортных средств и оборудования |
111,8 |
43,4 |
142,1 |
прочие производства |
101,4 |
в 3,3 р. |
в 1,7 р. |
Значительный рост выпуска продукции наблюдался по видам деятельности "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", "производство кожи, изделий из кожи и производство обуви", "производство транспортных средств и оборудования", "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "текстильное и швейное производство", "прочие производства". Наибольший вклад в достижение положительной динамики по указанным производствам соответственно внесли ООО "Налкат", ООО "Кариста", ОАО "Баксанский завод "Автозапчасть", ЗАО "Кабельный завод "Кавказкабель", ЗАО "Корпорация "Глория Джинс" г. Прохладный", ООО "Джеха".
Машиностроение и металлообработка
Развитие машиностроения и металлообработки имеет первостепенное значение для развития экономики Кабардино-Балкарской Республики.
В области машиностроения и металлообработки наиболее ярко выражена необходимость достижения основных целей и задачи развития: повышение конкурентоспособности продукции, расширение производства продукции с повышенной добавленной стоимостью, снижение ресурсоемкости производства, улучшение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий и расширение рынков сбыта.
Результатом достижения поставленных целей для машиностроительного комплекса Кабардино-Балкарской Республики станет удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, расширение присутствия на внешних рынках. Это достижение должно быть осуществлено на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда.
Машиностроительный комплекс, включающий в себя производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производство готовых металлических изделий, производство машин и оборудования, производство транспортных средств и оборудования, является важнейшим сектором экономики республики.
Доля машиностроительного комплекса от общей суммы налоговых отчислений промышленных предприятий в 2010 году составила 77,6 процента, что указывает на приоритетное место отрасли в диверсификации промышленного комплекса республики.
Цветная металлургия
Цветная металлургия является одной из наиболее конкурентоспособных отраслей промышленности России, причем российские компании в ряде подотраслей входят в группу мировых лидеров. По оценке специалистов, в российской цветной металлургии прогнозируется значительный рост производственных мощностей до 2016 года. Ожидаемый объем инвестиций за эти годы в строительство и реконструкцию металлургических мощностей России составит более 220 млрд. рублей.
Успехи в развитии отрасли были обусловлены, с одной стороны, значительным наращиванием производства ООО "Налкат", проведенными структурными и технологическими мероприятиями, с другой стороны, исключительно благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой. Высокие цены на металлопродукцию и возможности наращивания экспорта обусловили в последние годы значительный вклад металлургической промышленности в прирост валового внутреннего продукта Кабардино-Балкарской Республики.
Согласно прогнозу благоприятный тренд конъюнктуры потребления и цен на рынке цветных металлов сохранится. Развитие внутреннего рынка цветных металлов и прогрессивных видов металлопродукции в период до 2025 года будет связано с увеличением их потребления, прежде всего в следующих направлениях: меди - на создание энергосберегающего безопасного оборудования и приборов, теплообменных аппаратов, прогрессивных видов медного и латунного проката для автомобилестроения, авиации, производства товаров длительного пользования; алюминия - на производство тароупаковочных материалов, строительных конструкций, транспортных средств. Прогнозируемое увеличение спроса на цветные металлы будет определяться расширением потребности в продукции четвертого передела, особенно в алюминиевом и медном прокате (в 2015 году на 50 процентов к уровню 2010 года).
Развитие металлургической отрасли в рамках реализации Программы в первую очередь связывается со строительством горного и обогатительного производств на Тырныаузском вольфрамо-молибденовом месторождении. Разведанные запасы месторождения при определенных условиях позволяют измерять срок отработки до 50 лет, на балансе месторождения числится более 400 млн. тонн вольфрамо-молибденовых руд трех сортов скарнов, скарнированных мраморов и биотитовых роговиков. Другое направление развития отрасли связано с вводом дополнительных производственных мощностей на ООО "Налкат".
Химическая и медицинская промышленность
Основной целью государственной политики Российской Федерации по развитию национальной химической и фармацевтической промышленности является создание условий для ее перехода на инновационную модель развития в соответствии со Стратегий развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Российский фармацевтический рынок представляет собой один из наиболее динамичных и быстрорастущих мировых рынков. При этом весьма значительным является потенциал роста рынка ежегодно не менее чем на 10-12 процентов. В результате объем рынка с учетом финансово-экономической ситуации составит 400 - 500 млрд. рублей в 2011 году и достигнет 1500 - 2000 млрд. рублей к 2025 году в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Вместе с тем отечественный рынок лекарственных препаратов и изготовления медицинского оборудования заполнен продукцией импортного производства, поэтому, чтобы вывести медицинскую отрасль из стагнации, планируется, как минимум, отдать приоритет российским компаниям в государственных программах закупок.
В данных отраслях в республике работают 2 крупных предприятия - ООО "Севкаврентген-Д" и ООО "Фарма Интернейшинал Компани Россия-СНГ".
В целях освоения рынка лекарственных препаратов и выпуска изделий медицинского назначения обществом с ограниченной ответственностью "Фарма Интернейшинал Компани Россия-СНГ" на имеющихся площадях смонтировано технологическое оборудование, соответствующее мировым стандартам. Компания специализируется на производстве инфузионных растворов в полиэтиленовых бутылках, а также твердых лекарственных форм - таблеток и капсул. Начав с производства инфузионных растворов, предприятие планирует расширить ассортимент новой продукции, включая препараты для лечения: сердечно-сосудистых заболеваний, вирусных заболеваний, заболеваний центральной нервной системы, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, аллергических заболеваний, диабетических заболеваний и других.
ООО "Севкаврентген-Д" является производителем медицинской и терапевтической аппаратуры, хирургического оборудования, медицинского инструмента, ортопедических приспособлений и их составных частей, производство аппаратуры, основанной на использовании рентгеновских альфа-бета-гамма-излучений. В соответствии с планом мероприятий закуплено и смонтировано современное металлообрабатывающее оборудование. Профилем предприятия является производство широкого спектра рентгеновской техники, в том числе рентгенодиагностических и рентгенотерапевтических аппаратов. Подготовлен к серийному выпуску рентген-аппарат с плоскопанельным цифровым детектором (имеется проектная документация, необходимые сертификаты, заключены договоры на сервисное обслуживание и поставку комплектующих). Идет производство усовершенствованного пленочного рентген - аппарата, для нужд агропромышленного комплекса республики выпускается аппарат индивидуального доения "Милк-А", а также оборудование для строительного комплекса.
Легкая промышленность
В целях поддержки и динамичного развития легкой промышленности разработана и утверждена "Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года".
Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года предусматривает переход экономики отрасли на новую технологическую базу, основанную на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов, совершенствование организации производства и управления.
Наряду с использованием традиционных мер, стимулирующих экономический рост легкой промышленности (бюджетные средства на финансирование науки, субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам на закупку сырья и оборудования и запчастей к нему, на производство экспортной продукции в пределах возможностей федерального бюджета), он предусматривает новые дополнительные целевые меры государственной поддержки. Это меры по привлечению инвестиций на техническое перевооружение и радикальную модернизацию производства, на реализацию высокотехнологичных пилотных проектов и важнейших инвестиционных проектов государственного и стратегического значения на основе развития частно-государственного партнерства. Это позволит увеличить масштабность внедрения прогрессивных наукоемких технологий (в том числе нанотехнологий), обеспечить более высокие темпы роста объемов выпуска продукции, повысить в объеме продаж долю инновационной продукции.
При реализации данной Стратегии объем выпуска основных видов продукции в Российской Федерации к 2016 году планируется довести до 376,4 млрд. рублей против 198,2 млрд. рублей в 2010 году.
Легкая промышленность играет существенную роль в решении задач по улучшению экономико-демографической ситуации и отвечает жизненно важным интересам Кабардино-Балкарской Республики. Развитие легкой промышленности формируется за счет укрепления конкурентных позиций отрасли на внутреннем и внешнем рынках в условиях рыночной экономики.
В структуре легкой промышленности дифференцируются такие виды экономической деятельности как "текстильное и швейное производство", "производство кожи, изделий из кожи и производство обуви". В составе статистического регистра хозяйствующих субъектов зарегистрировано 5 крупных и средних, 13 малых предприятий текстильного и швейного производства. В производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви зарегистрировано 3 хозяйствующих субъекта.
Крупные предприятия отрасли расположены:
в городском округе Нальчик - ООО "Борен Текстиль" (швейное производство);
в городе Чегеме ООО "Кариста" (кожевенное производство);
в городском округе Прохладный - ЗАО "Корпорация Глория Джинс" (швейное производство).
С 2009 года легкая промышленность стала одной из быстроразвивающихся отраслей по темпам прироста объемов производства, отрасль стала прибыльной. Прежде всего, положительная динамика связана с реализацией в 2009 - 2010 годах ряда крупных инвестиционных проектов по созданию новых производств швейной и кожевенной отраслей.
Особенностью легкой промышленности является высокая мобильность производства и технологические возможности предприятий, позволяющие при конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, осуществлять быструю смену ассортимента продукции, не уменьшая объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж, не снижая налоговые отчисления.
На предстоящий период основными задачами по поддержке и развитию легкой промышленности в республике определены:
создание условий для эффективного развития предприятий легкой промышленности, улучшение инвестиционной привлекательности отрасли;
реструктуризация отрасли, развитие системы институциональных преобразований;
развитие системы нормативно-правового и финансово-кредитного обеспечения деятельности отрасли. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставляемым на техническое перевооружение крупных предприятий, может стать эффективной мерой государственной поддержки;
развитие честной конкуренции на рынке товаров, частичное импортозамещение;
повышение управляемости процессами и эффективности отрасли;
стимулирование экспорта;
подготовка кадров.
Актуальность разработки Программы обусловлена:
необходимостью наличия инструмента практической реализации Стратегии развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2025 года (по курируемым Министерством промышленности, связи и информатизации Кабардино-Балкарской Республики видам экономической деятельности);
необходимостью наличия системного документа, определяющего задачи промышленной деятельности в республике на 2012 - 2016 годы и позволяющего сконцентрировать усилия и финансовые ресурсы для достижения поставленных целей;
общеэкономическими системными проблемами, сдерживающими развитие и эффективное функционирование промышленности в Кабардино-Балкарской Республике, а именно:
наличием в промышленном секторе экономики республики предприятий с нестабильным финансово-экономическим положением, требующих проведения процедур реформирования и финансового оздоровления (по итогам 2010 года доля убыточных предприятий составила 25 процентов от общего числа);
высокой долей износа основных фондов, наличием технологически отсталого и морально устаревшего оборудования (по итогам 2010 года степень износа основных фондов в промышленности составляла около 60 процентов);
недостаточно высоким уровнем развития наукоемких производств (отсутствие передовых технологий). Значительную долю в промышленном секторе экономики республики занимают предприятия, не производящие инновационную продукцию или производящие незначительные ее объемы (доля инновационно-активных предприятий в 2010 году не превышала 20 процентов от общего количества предприятий);
дефицитом квалифицированных трудовых ресурсов;
дефицитом инновационно-инвестиционных ресурсов, несовершенством системы стимулирования (высокие финансовые затраты, продолжительный срок окупаемости);
недостаточным совершенством правовой базы;
невысоким уровнем качества и узким ассортиментом продукции на ряде предприятий;
наличием сдерживающих факторов опережающего инновационного развития (отсутствие системы коммерциализации и внедрения в производство научных разработок, недостаточная инвестиционная привлекательность промышленного комплекса республики).
SWOT- анализ отраслей промышленности
В данном разделе использован метод SWOT - анализа, который через определение сильных и слабых сторон отрасли позволяет выбрать направления более эффективного использования имеющихся ресурсов, определить стратегические цели и направления развития видов экономической деятельности.
При этом приведенные возможности характеризуют их потенциал, а угрозы - внутренние и внешние факторы, которые могут помешать исполниться этому потенциалу.
Сильные и слабые стороны промышленного комплекса республики в соотношении с возможностями и угрозами отражены в данной таблице:
Обобщенный анализ SWOT
Сила" (S) |
"Слабость" (W) |
|
SO (как использовать сильные стороны) |
WO (как слабые стороны мешают реализации) |
|
Реконструкция и модернизация предприятий с целью повышения конкурентоспособности продукции. Создание новых высокотехнологичных производств. Отраслевое, кластерное развитие |
Низкая конкурентоспособность большинства предприятий приводит к потере рынков сбыта и снижению привлекательности предприятий для внешних инвесторов |
Возможности (О) |
ST (какие сильные стороны необходимо сохранять для предотвращения угроз) |
WT (что необходимо сделать для предотвращения явлений, вызванных слабостями) |
|
Повышение квалификации менеджмента, НИОКР, выпуск конкурентоспособной продукции, энергоизбыточность, многоплановость промышленного комплекса и улучшение условий для привлечения внешних инвесторов и расширения рынков сбыта |
Повышение эффективности управления предприятиями, снижение энергоемкости производств. Увеличение числа малых предприятий. Привлечение инвестиций в основной капитал. Интенсивный обмен опытом с субъектами РФ и странами - промышленными лидерами. Снижение уровня загрязнения среды |
"Угрозы" (Т) |
II. Цели и задачи Программы
Основная цель Программы направлена на создание условий стратегического инновационного развития отраслей промышленности и повышение на этой основе активного экономического роста, как показано в приложении N 2 к Программе.
Для достижения основной цели необходимо:
сформировать структуру промышленного комплекса, обеспечивающую занятость населения преимущественно на предприятиях с высоким уровнем производительности и добавленной стоимости произведенной продукции;
создать благоприятные условия для осуществления производственной деятельности;
повысить уровень производительности и степени модернизации предприятий;
интегрировать в производство научно-образовательный и промышленный комплексы;
повысить бюджетную отдачу предприятий.
В результате достижения намеченных преобразований отрасли она превратится в конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс.
Реализация следующих задач позволит, в конечном счете:
эффективнее использовать рынок финансовых инструментов (в сфере лизинга, кредитования, венчурного финансирования, предоставления государственных гарантий, финансового регулирования, субсидирования, стимулирования межсекторального перелива капитала и т.д.);
расширить практику применения налоговых режимов стимулирующего характера;
внедрить на предприятиях энергосберегающие, малоотходные, ресурсосберегающие, наукоемкие технологии;
повысить эффективность использования сырьевых и энергетических ресурсов;
вовлечь новые инвестиционные инструменты;
повысить эффективность управления госимуществом;
обеспечить начало общественно-государственного диалога "бизнес-власть" (разработка механизмов обратной связи);
решить актуальные задачи кадровой политики;
увеличить численность работающих в отрасли, достичь сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.
Схема целей и задач Программы представлена в Приложении 2.
III. Целевые индикаторы и показатели Программы
Целевые индикаторы Программы можно разделить на три основные группы.
Финансовые индикаторы:
объем "портфеля" заказов (общий объем предполагаемых продаж)
фактический и необходимый объем инвестиций (для поддержания и развития имеющегося потенциала);
уровень инновационной активности (объем инвестиций);
уровень рентабельности производства;
фондоотдача (капиталоемкость) производства;
просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская);
доля обеспеченности собственными источниками финансирования
оборотных средств, материалов и энергоносителей для производства.
Индикаторы производства:
динамика производства (рост, спад, темп изменения, стабильное состояние);
реальный уровень загрузки производственных мощностей;
темп обновления основных производственных фондов (реновации);
стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного времени);
оценка конкурентоспособности продукции;
доля НИОКР в общем объеме работ;
возрастная структура и технический ресурс машин и оборудования.
Социальные индикаторы:
уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю в промышленности или экономике в целом;
уровень задолженности по заработной плате;
потери рабочего времени;
структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная);
количество новых рабочих мест.
Числовые значения целевых индикаторов в разрезе годов реализации и их привязка к целям и задачам Программы представлены соответственно в Приложениях 6 и 2.
IV. Инновационная инфраструктура
Современная концепция наукоемкого бизнеса требует формирования особой среды, инфраструктуры, которая направляет наукоемкий бизнес в нужное русло, делает его престижной и выгодной сферой применения творческих сил, создает условия, чтобы ни одна достойная разработка не выпала из поля зрения общества.
Необходимо создать условия для эффективного инновационного процесса. Идеи, возникающие в сфере науки должны очень быстро доходить до сферы производства и превращаться в товар. Передача технологий из науки в промышленность может идти эффективно лишь через активное сотрудничество между наукой, производством, государственной властью, управлением и потребителями, через полную реализацию разработчиком и изобретателем права интеллектуальной собственности.
Создание и развитие рынка нанотехнологий в Кабардино-Балкарской Республике
Развитие нанотехнологий в настоящее время рассматривается как одно из приоритетных направлений развития науки и техники в Российской Федерации.
Одной из предпосылок удачного развития рынка нанотехнологий в республике является наличие крупных вузов, имеющих межрегиональное значение и готовящих специалистов для Кабардино-Балкарской Республики и соседних краев и областей. На базе государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" и "Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия имени В.М. Кокова" Министерства сельского хозяйства Российской Федерации проводятся научно-технические разработки, связанные с фундаментальными исследованиями и носящие уникальный характер.
Для создания в республике инновационного рынка нанотехнологий распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики образована рабочая группа, в состав которой вошли представители органов исполнительной власти, крупнейших промышленных предприятий республики, научно-образовательных учреждений, венчурных компаний.
В связи с необходимостью активизации усилий ученых на решении фундаментальных и прикладных проблем в области нанотехнологий и наноматериалов на базе государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" запланировано создание Единого центра нанотехнологий, как одного из основных элементов развития инфраструктуры научно-внедренческой деятельности в сфере высших технологий, предполагающих реализацию наиболее эффективных форм, в которых идеи и разработки, генерируемые в институтах, университетах и других научных учреждениях, были бы востребованы современной экономикой Кабардино-Балкарской Республики.
Единый наноцентр будет являться одним из элементов инфраструктуры НИС наряду с имеющимися и создаваемыми в республике технопарками, бизнес-инкубаторами, промышленно-экономическими зонами. Существенно, что главной целью его создания на первом этапе ставится задача развития инфраструктурной системы, а не извлечения прибыли.
Работа Единого наноцентра изначально будет ориентирована на развитие научно исследовательских и опытно конструкторских работ и малосерийный выпуск опытных образцов, поддержку и отбор перспективных проектов в наноиндустрии, в том числе проектов, находящихся на начальной стадии развития.
Единый наноцентр планируется создать в виде единого имущественного комплекса, объединяющего партнеров, которые имеют общую цель генерации, разработки и коммерциализации научно-технических проектов прикладного характера в области нанотехнологий, при этом его помещения и оборудование будут находиться в собственности различных организаций. Для обеспечения функционирования Единого наноцентра имущество может передаваться в аренду тем партнерам, которые обеспечивают наиболее эффективное его использование, а органы управления будут обеспечивать регулирование арендной платы, а также режим коллективного пользования.
Партнерами Единого наноцентра должны являться как его участники (учредители некоммерческой организации), так и прочие организации, связанные с ним договорными отношениями различных видов, в том числе инвесторы тех проектов, в рамках которых происходит коммерциализация новых технологий. Наноцентр будет функционировать в качестве центра коллективного пользования, предоставляющего свои возможности широкому кругу партнеров. Отбор и культивирование коммерчески перспективных проектов будет производить управляющая компания Единого наноцентра, деятельность которой строго подчинена цели извлечения прибыли. Именно управляющая компания производит отбор проектов по признакам их коммерциализуемости и работает с партнерами наноцентра - покупателями коммерциализуемых технологий, а также разрабатывает бизнес-план инвестиционного проекта, организует экспертизу инвестиционного проекта в вопросах экономики и финансов, маркетинга, менеджмента, проводит предварительную оценку бизнеса для определения долей инвесторов, инициаторов в совместном проекте, выбирает оптимальные источники и стратегию финансирования. Конечным продуктом работы станут принятые к исполнению и финансированию инвестиционные проекты. Комиссионные взносы, которые уплачивают инвесторы и покупатели коммерциализуемых технологий, образуют бюджет управляющей компании наноцентра. Работа наноцентра будет невозможна без всесторонней поддержки исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.
Строительство Единого наноцентра планируется за счет средств республиканского бюджета. Для этой целей потребуется 170 млн. рублей, в том числе на 2012 - 2013 годы требуется предусмотреть 40 млн. рублей, на 2014 - 2016 годы 130 млн. рублей.
Создание особых экономических зон промышленно-производственного типа
В республике планируется создать особые экономические зоны промышленно-производственного типа с учетом инициатив органов местного самоуправления и схем развития территорий, что позволит придать ускорение развитию муниципальных образований республики посредством внедрения новых высокотехнологичных производств, расширить доходную базу бюджетов различного уровня, обеспечить эффективное использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, привлекательную инвестиционную среду в муниципальных образованиях и привлечь инвестиции в реальные активы.
В процессе развития промышленного комплекса назрела необходимость интеграции науки, образования и производства в виде научных организаций, проектно-конструкторских бюро, учебных заведений, промышленных предприятий, в связи, с чем был принят Закон Кабардино-Балкарской Республики от 30 июля 2010 года N 70-РЗ "О технопарках". Реализация данного Закона, в первую очередь, направлена на содействие модернизации и диверсификации промышленности, внедрению в серийное производство новых технологий, развитие инновационного бизнеса, формирование банков данных перспективных инновационных проектов, укрепление научно-технического потенциала республики, создание центра венчурного финансирования и др.
Финансирование НИОКР. Республиканский инновационный фонд
Одним из важных инструментов для развития промышленного комплекса является возможность финансирования отраслевой науки. В этих целях планируется создать внебюджетный республиканский инновационный фонд, который будет формироваться за счет отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5 процента от себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг с отнесением этих расходов в себестоимость продукции. При этом в соответствии с п. 3 ст. 262 Налогового кодекса Российской Федерации предприятия будут вправе сокращать налогооблагаемую базу на сумму произведенных целевых отчислений, одновременно освобождаясь от уплаты НДС в процессе финансирования разработок из средств фонда (письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 года N 03-03-06/1/537).
При формировании отраслевых фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в основу будет положена трехуровневая система финансирования:
на первом уровне предприятия финансируют за счет собственных средств относительно недорогие и легко реализуемые проекты;
на втором уровне предприятия объединяются в отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды для развития профильных технологий;
на третьем уровне 25 процентов средств всех внебюджетных фондов НИОКР аккумулируется в фонде федерального отраслевого министерства для решения крупных межотраслевых проблем, носящих общесистемный характер, нацеленных на перспективу и создающих технологические заделы для развития наукоемких технологий и высокотехнологичных производств.
Предполагается, что предприятия и организации на договорной основе будут ежеквартально перечислять средства в республиканский инновационный фонд.
Другие намеченные организационные меры по стимулированию и поддержке научно-инновационных проектов:
1) принятие решения на уровне Правительства Кабардино-Балкарской Республики о проведении ежегодных конкурсов научно-инновационных проектов с оказанием победителям конкурса финансовой поддержки, для чего необходимо определить порядок и условия предоставления субсидий (грантов) победителям конкурсов - субъектам научно-инновационной деятельности. В частности, за счет предоставляемых грантов будет возможна реализация ряда перспективных проектов в рамках Программы.
На реализацию указанной цели необходимо предусматривать в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики не менее 2 млн. рублей ежегодно.
2) подготовку долгосрочного прогноза научно-технологического развития Кабардино-Балкарской Республики и других материалов по комплексному анализу тенденций научно-технического и технологического развития промышленного комплекса республики.
V. Механизм реализации Программы
Реализация Программы основана на взаимодействии Правительства Кабардино-Балкарской Республики, промышленных, научных, образовательных и других организаций республики - соисполнителей Программы.
Механизм реализации Программы предусматривает:
привлечение средств предприятий, кредитных организаций и частных инвесторов;
создание условий для повышения инвестиционной привлекательности отрасли;
использование различных форм государственной поддержки (возмещение части процентов за пользование кредитами, предоставление государственных гарантий).
Важнейшей задачей промышленных предприятий республики является эффективная работа по совершенствованию структуры предприятий с целью повышения финансовой устойчивости, активизация маркетинговой работы и на этой основе - значительное увеличение объема реализации продукции, снижение просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, остатков готовой продукции.
Долгосрочные экономические интересы республики требуют проведения активной промышленной политики по выявлению и государственной поддержке перспективных производств. Государственная финансовая поддержка должна быть ориентирована в первую очередь на предприятия, способные использовать предоставленные финансовые средства с максимальной отдачей. На структуру издержек производства, цену выпускаемой продукции и, как следствие, конкурентоспособность товаров существенное влияние оказывает наличие на балансе предприятий значительной части незадействованных в производстве основных фондов.
Государственную поддержку необходимо оказать конкурентоспособным предприятиям с точки зрения платежеспособного спроса, подотрасли промышленности, определяющие перспективное развитие Кабардино-Балкарской Республики:
машиностроение и металлообработка (производство современного технологического оборудования для добывающих и обрабатывающих отраслей, изделий электротехнической промышленности, средств автоматизации технологических процессов, телекоммуникационных систем и средств связи, изделий медицинского назначения);
цветная металлургия;
медицинская промышленность;
легкая и деревообрабатывающая промышленность.
В качестве механизма реализации приоритетных инвестиционных проектов планируется использовать порядок и условия предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, зарегистрированными и осуществляющими свою основную уставную деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа, на реализацию инвестиционных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа (далее соответственно - гарантии, инвестиционные проекты), а также порядок исполнения обязательств по гарантиям.
В целях создания успешного инвестиционного бизнеса и стимулирования экономического развития регионов Северного Кавказа в 2010 году создано ОАО "Корпорация развития Северного Кавказа". Основной задачей Корпорации является реализация масштабных проектов на территории Северо-Кавказского федерального округа, привлечение инвесторов и развитие инвестиционной среды Северо-Кавказского федерального округа.
В таких условиях на период 2011 - 2015 годов перед Корпорацией поставлены следующие цели:
Содействие в привлечении дополнительных инвестиций в Северо-Кавказский федеральный округ в объеме не менее 70 миллиардов рублей за счет частных инвесторов (акционерных и долговых).
Содействие реализации в Северо-Кавказском федеральном округе не менее 150 инвестиционных проектов, создание не менее 15 тыс. новых рабочих мест.
Формирование в течение 3-х лет собственного инвестиционного портфеля из 30-40 проектов.
VI. Мероприятия Программы
Система программных мероприятий планируется к реализации по следующим направлениям:
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере промышленности;
развитие основных промышленных видов экономической деятельности;
мероприятия ведущих промышленных организаций республики по развитию производства;
мероприятия, направленные на повышение качества продукции, конкурентоспособности продукции и организаций.
Мероприятия, которые предполагается реализовать для решения задач республиканской целевой программы и достижения поставленных целей, а также информация о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием источников финансирования и сроках) представлены в Приложении 3.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, внебюджетных средств.
Объем финансирования составит 31876 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1455 млн. рублей;
средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 156 млн. рублей;
внебюджетные средства - 30265 млн. рублей.
N |
Источники финансирования |
Всего, млн. рублей |
В том числе по годам, млн. рублей |
||
2012 год |
2013-2014 годы |
2015-2016 годы |
|||
1 |
федеральный бюджет |
1455 |
1358 |
65 |
32 |
2 |
республиканский бюджет КБР |
156 |
156 |
0 |
0 |
3 |
внебюджетные средства |
30265 |
6029 |
16992 |
7244 |
VIII. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в один этап и базируется на инновационном сценарии, который наряду с использованием конкурентных преимуществ как в традиционных секторах, так и в новых наукоемких секторах предполагает прорыв в повышении эффективности капитала, развитии высоко- и среднетехнологичных производств и превращении инновационных факторов в основной источник роста.
Мероприятия Программы по развитию промышленности в Кабардино-Балкарской Республике будут реализованы в течение 5-ти лет с 2012 по 2016 год.
IX. Результаты реализации Программы
Основным показателем эффективности выполнения Программы является реализация всех мероприятий в установленные сроки и с заданным результатом, достижение обозначенных целевых индикаторов.
В целом реализация Программы позволит к 2016 году:
довести выпуск продукции до 59,1 млрд. рублей;
создать более 5 тыс. новых рабочих мест;
довести уровень среднемесячной заработной платы в отрасли до 21 тыс. рублей;
увеличить количество рентабельно работающих предприятий до 75 процентов;
увеличить объем ежегодных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней до 5 млрд. рублей;
довести уровень инновационной продукции до 80 процентов от общего объема;
снизить степень износа основных фондов предприятий до 6 процентов.
Основные результаты реализации Программы представлены в Приложениях 1, 6.
Ожидаемый выпуск продукции в разрезе отраслей представлен в Приложении 4.
Ожидаемый выпуск основных видов продукции в натуральном выражении представлен в Приложении 5.
Основные социально-экономические показатели развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики
Показатель |
Единица измерения |
2010 г. |
2016 г. |
2016 г. к 2010 г., % |
Среднемесячная заработная плата |
рублей |
9100 |
21000 |
231 |
Количество рабочих мест с учетом развития производств и ввода новых мощностей |
тыс. единиц |
6,0 |
11,5 |
192 |
Объем прибыли предприятий до налогообложения |
млрд. рублей |
0,11 |
3,47 |
многокр. |
Налог на прибыль |
млрд. рублей |
0,02 |
0,50 |
многокр. |
В том числе в бюджет КБР |
млрд. рублей |
0,019 |
0,45 |
многокр. |
Доля продукции инновационного характера в общем объеме отгруженных товаров собственного производства |
% |
35 |
79,2 |
229 |
Достижение данных показателей позволит промышленному комплексу занять в среднесрочной перспективе устойчивые позиции в одном из стратегических направлений социально-экономического развития республики, а в долгосрочной перспективе - решать задачи ускорения социально-экономического развития республики, в том числе роста эффективности труда, экономии природных и энергетических ресурсов, коренного улучшения технико-экономических и экологических показателей в отраслях промышленности, модернизации базы научных исследований и на их основе развития - научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Критерий оценки достижения результата
Наименование критерия |
2010 г. |
2016 г |
Степень износа основных фондов, % |
60 |
6,0 |
Коэффициент обновления основных фондов, % |
0,2 |
2,2 |
Критерий оценки достижения результата
Наименование критерия |
2010 г. |
2016 г. |
Объем отгруженной инновационной продукции, млрд. рублей |
3,2 |
47,2 |
X. Координация и контроль за исполнением мероприятий Программы
Координатором реализации Программы, осуществляющим общее руководство и контроль за ходом реализации Программы, является Министерство промышленности, связи и информатизации Кабардино-Балкарской Республики.
Координатор осуществляет следующие обязательные процедуры:
мониторинг исполнения мероприятий Программы, оценка результативности, содействие решению спорных (конфликтных) ситуаций;
непосредственный контроль за ходом реализации Программы;
ежегодный мониторинг, корректировка и детализация индикаторов Программы;
подготовка отчетов о ходе выполнения мероприятий Программы;
организация проведения ежегодных расширенных совещаний Правительства Кабардино-Балкарской Республики с участием руководителей промышленных организаций и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики по итогам работы промышленности.
Общий контроль за исполнением мероприятий Программы, достижением целевых показателей и индикаторов осуществляет Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Министерство промышленности, связи и информатизации Кабардино-Балкарской Республики ежегодно до 1 марта представляет отчет о ходе реализации Программы в Правительство Кабардино-Балкарской Республики.
Приложение N 1
к республиканской целевой программе
"Развитие в Кабардино-Балкарской Республике
отраслей промышленности: машиностроения и
металлообработки, цветной металлургии, медицинской,
легкой и деревообрабатывающей" на 2012-2016 годы
Предполагаемые показатели
экономического роста по отраслям промышленности
Наименование вида экономической деятельности |
Объемы производства, млн. рублей |
Индекс физического производства |
Количество работающих на крупных и средних предприятиях |
||||||
2012 г. |
2016 г. |
в % к 2012 г. |
2012 г. |
2016 г. |
в % к 2012 г. |
2012 г. |
2016 г. |
в % к 2012 г. |
|
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
5994,7 |
9555,3 |
159,4 |
101,0 |
102,0 |
103,5 |
2532 |
3082 |
121,7 |
Производство машин и оборудования |
291,5 |
401,0 |
137,6 |
103,8 |
103,3 |
114,8 |
387 |
427 |
110,3 |
Производство транспортных средств и оборудования |
867,9 |
1962,5 |
226,1 |
110,0 |
108,9 |
146,7 |
674 |
944 |
140,1 |
Металлургическое производство |
6766,5 |
18166,9 |
268,5 |
108,0 |
109,1 |
150,0 |
667 |
2367 |
354,9 |
Производство готовых металлических изделий |
311,9 |
594,4 |
190,6 |
520 |
570 |
109,6 |
|||
Текстильное и швейное производство |
534,2 |
1123,4 |
210,3 |
100,4 |
103,8 |
116,9 |
1233 |
1663 |
134,9 |
Химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий |
1338,5 |
23724,4 |
многокр. |
многокр. |
110,0 |
многокр. |
76 |
1576 |
многокр |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
203,2 |
284,7 |
140,1 |
107,7 |
106,7 |
143,6 |
61 |
182 |
298,4 |
Деревообрабатывающее и целлюлозно-бумажное производство и прочие отрасли |
389,8 |
3246,8 |
многокр. |
многокр. |
103,5 |
многокр. |
333 |
649 |
194,9 |
Всего: |
16698,2 |
59059,4 |
353,7 |
- |
- |
- |
6604 |
11460 |
173,5 |
Приложение N 2
к республиканской целевой программе
"Развитие в Кабардино-Балкарской Республике
отраслей промышленности: машиностроения и
металлообработки, цветной металлургии, медицинской,
легкой и деревообрабатывающей" на 2012-2016 годы
Цели и задачи Программы
Цель I уровня |
Создание условий стратегического инновационного развития отраслей промышленности и повышение на этой основе активного экономического роста |
|||||
Задача |
стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности инновационных и развитие наукоемких производств, привлечение инновационных фондов развития |
|||||
Целевой индикатор |
объем производства и отгрузки продукции (59,1 млрд. рублей) объем производства и отгрузки инновационной продукции (45-50 млрд. рублей) среднегодовая динамика производства (38-42%) среднегодовой индекс физического производства (103-107%) |
|||||
Цели II уровня |
улучшение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий республики, в том числе для иностранных инвестиций |
создание благоприятных условий для ведения производственной деятельности |
повышение уровня производительности и степени модернизации предприятий |
развитие научно-образовательного комплекса и инноваций |
повышение бюджетной отдачи предприятий |
расширение рынков сбыта продукции |
Задачи |
законодательное обеспечение, совершенствование нормативно-правовой базы
применение налоговых режимов стимулирующего характера |
развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров |
максимальное использование рынка финансовых инструментов (в сфере лизинга, кредитования, венчурного финансирования, предоставления государственных гарантий, финансового регулирования, субсидирования)
внедрение энергосберегающих, малоотходных, ресурсосберегающих, наукоемких технологий |
обеспечение финансирования научных работ в соответствии с принятыми приоритетами в области науки и техники |
повышение эффективности управления госимуществом
повышение эффективности общественно-государственно-го диалога "бизнес-власть" |
развитие межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей с регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья |
Возможные целевые индикаторы |
фактический объем инвестиций
уровень рентабельности производства
просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская)
доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов и энергоносителей для производства |
структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная) |
уровень инновационной активности фондоотдача (капиталоемкость) производства
реальный уровень загрузки производственных мощностей (80-90%)
возрастная структура и технический ресурс машин и оборудования (износ не более 10%)
стабильность производственного процесса
темп обновления основных производственных фондов (реновации) |
оценка конкурентоспособности продукции
доля НИОКР в общем объеме работ
доля инновационной продукции в общем объеме продукции (80%) |
количество новых рабочих мест
уровень оплаты труда
объем налоговых платежей в бюджеты всех уровней |
объем "портфеля" заказов |
Приложение N 3
к республиканской целевой программе
"Развитие в Кабардино-Балкарской Республике
отраслей промышленности: машиностроения и
металлообработки, цветной металлургии, медицинской,
легкой и деревообрабатывающей" на 2012-2016 годы
Объем финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий РЦП "Развитие в Кабардино-Балкарской Республики на 2012-2016 годы отраслей промышленности: машиностроение и металлообработка, цветная металлургия, медицинская, легкая и деревообрабатывающая"
млн. руб.
N |
Предприятие/ наименование проекта |
Период реализации, годы |
Общий объем финансовых ресурсов |
В том числе: |
Объем производства продукции |
Число рабочих мест, чел. |
Платежи в бюджет, млн. руб./год |
Коммерческая эффективность % |
Социальная эффективность % |
Среднемесячная заработная плата в рамках Программы (руб.) |
Период окупаемости |
||||||
Федеральный бюджет |
Республиканский бюджет КБР |
Внебюджетные средства |
Среднегодовой при выходе на проектную мощность |
Всего в рамках Программы |
Всего |
В т.ч. новых |
Всего |
Федеральный |
Республиканский |
||||||||
1 |
ООО Завод чистых полимеров "Этана" "Создание завода по производству полиэтилентерефталата (ПЭТФ) пищевого и текстильного назначения производственной мощностью 486 тыс. тонн" Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2015 |
13887 |
1 338 |
156 |
12393 |
23500 |
62980 |
2500 |
2500 |
1500 |
1000 |
500 |
30 |
83,2 |
30000 |
7 лет |
2 |
ОАО "Телемеханика" "Строительство завода по производству светодиодных ламп". Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2015 |
1 450 |
0 |
0 |
1450 |
1500 |
4950 |
200 |
200 |
-* |
-* |
-* |
25 |
6,7 |
18000 |
5 лет |
3 |
ОАО "Телемеханика" "Реконструкция и техническое перевооружение действующего предприятия, увеличение объемов производства продукции". Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2015 |
135 |
117 |
0 |
18 |
200 |
710 |
120 |
70 |
50 |
35 |
15 |
30 |
5,9 |
16000 |
4 года |
4 |
"Строительство единого технологического комплекса горного и обогатительных производств с замкнутым циклом Тырныаузского вольфрамо-молибденового месторождения по добыче сырья с применением инновационных технологий". Ответственный исполнитель - предприятие |
2012-2017 |
7 000 |
0 |
0 |
7 000 |
3400 |
8300 |
1000 |
1000 |
678 |
375 |
303 |
20 |
46,2 |
25000 |
6 лет |
5 |
ООО "Астомирс" "Комплексная утилизация лежалых хвостов обогащения Тырныаузского ГОКа" Ответственный исполнитель - предприятие |
2012-2013 |
3 500 |
0 |
0 |
3 500 |
2500 |
8300 |
400 |
400 |
450 |
150 |
300 |
20 |
22,2 |
30000 |
5 лет |
6 |
ООО "Налкат" "Строительство цеха электролиза по изготовлению медных катодов". Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2012 |
890 |
0 |
0 |
890 |
4500 |
20400 |
300 |
300 |
-* |
-* |
-* |
30 |
10,0 |
18000 |
4 года |
7 |
ООО "Севкаврентген-Д" "Создание современной цифровой медицинской рентгеновской техники" Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2013 |
750 |
0 |
0 |
750 |
330 |
1620 |
200 |
200 |
26,7 |
14 |
12,7 |
35 |
7,4 |
20000 |
4 года |
8 |
ОАО "Терекалмаз" "Техническое перевооружение производства правящего, камнеобрабатывающего и шлифовального алмазного инструмента для создания конкурентоспособной продукции и внедрения в производство новых видов алмазного инструмента". Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2015 |
304 |
0 |
0 |
304 |
300 |
1050 |
50 |
50 |
40 |
15 |
25 |
25 |
1,7 |
18000 |
5 лет |
9 |
ОАО "Ордена Ленина ремонтно-механический завод "Прохладненский" "Создание совместного российско-польского предприятия по производству прицепной техники и дисков автотракторных "Евростандарт". Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2013 |
1000 |
0 |
0 |
1000 |
1000 |
4450 |
270 |
270 |
-* |
-* |
-* |
25 |
10,0 |
20000 |
5 лет |
10 |
ОАО "Нальчикский завод высоковольтной аппаратуры" "Создание высокотехнологичного производства нового поколения высоковольтных выключателей ВБО-25-20/630 УХЛ1 на базе вакуумных дугогасительных камер". Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2013 |
216 |
0 |
0 |
216 |
120 |
564 |
30 |
30 |
-* |
-* |
-* |
15 |
1,1 |
20000 |
7 лет |
11 |
ОАО "Станкозавод" "Модернизация производства предприятия и улучшение условий труда" Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2013 |
60 |
0 |
0 |
60 |
33 |
162 |
40 |
40 |
-* |
-* |
-* |
30 |
1,3 |
17000 |
4 года |
12 |
ООО "Золка" (инициатор проекта ООО "Комтекс") "Организация производства трикотажных изделий в г.о. Нальчик". Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2013 |
380 |
0 |
0 |
380 |
500 |
2225 |
430 |
430 |
-* |
-* |
-* |
30 |
14,3 |
18000 |
4 года |
13 |
"Строительство завода по производству фанеры" Ответственный исполнитель - предприятие |
2012-2013 |
489 |
0 |
0 |
489 |
270 |
1210 |
200 |
200 |
23 |
11 |
12 |
25 |
6,7 |
18000 |
5 лет |
14 |
ООО "ИНТЭКТ" "Организация производства строительных материалов из автоклавного ячеистого газобетона для ускоренного панельного домостроения" Ответственный исполнитель - предприятие |
2011-2013 |
1 815 |
0 |
0 |
1 815 |
1500 |
6600 |
116 |
116 |
172 |
-* |
-* |
15 |
5,4 |
25000 |
7 лет |
|
Всего по проектам: |
|
31876 |
1455 |
156 |
30265 |
39653 |
123521 |
5856 |
5806 |
2940 |
1600 |
1168 |
- |
- |
- |
- |
* Итоговая сумма отчислений будет уточнена по результатам мониторинга в ходе реализации Программы.
Приложение N 4
к республиканской целевой программе
"Развитие в Кабардино-Балкарской Республике
отраслей промышленности: машиностроения и
металлообработки, цветной металлургии, медицинской,
легкой и деревообрабатывающей" на 2012-2016 годы
Динамика выпуска готовой продукции по видам экономической деятельности
млн. руб.
Наименование вида экономической деятельности |
2010 г. факт |
2011 г. оценка |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
прогноз | |||||||
Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
4849 |
4805,3 |
5994,7 |
7040,9 |
7895,4 |
8920,4 |
9555,3 |
действующие производства |
|
4775,3 |
5274,7 |
5820,9 |
6295,4 |
6808,4 |
7363,3 |
реализуемые проекты |
|
30,0 |
720,0 |
1220,0 |
1600,0 |
2112,0 |
2192,0 |
темп роста производства к уровню прошлого года |
173,3 |
99,1 |
124,8 |
117,5 |
112,1 |
113,0 |
107,1 |
Производство машин и оборудования |
148,5 |
236,7 |
291,5 |
318,5 |
345,0 |
370,5 |
401,0 |
действующие производства |
|
236,7 |
261,5 |
288,5 |
312,0 |
337,5 |
365,0 |
реализуемые проекты |
|
0,0 |
30,0 |
30,0 |
33,0 |
33,0 |
36,0 |
темп роста производства к уровню прошлого года |
132,7 |
159,4 |
123,2 |
109,3 |
108,3 |
107,4 |
108,2 |
Производство транспортных средств и оборудования |
460,2 |
559,4 |
867,9 |
1681,8 |
1737,4 |
1897,5 |
1962,5 |
действующие производства |
|
559,4 |
617,9 |
681,8 |
737,4 |
797,5 |
862,5 |
реализуемые проекты |
|
0,0 |
250,0 |
1000,0 |
1000,0 |
1100,0 |
1100,0 |
темп роста производства к уровню прошлого года |
151,1 |
121,6 |
155,1 |
193,8 |
103,3 |
109,2 |
103,4 |
Металлургическое производство |
2527,5 |
4722,9 |
6766,5 |
11584,2 |
14955,6 |
16915,5 |
18166,9 |
действующие производства |
|
4722,9 |
5266,5 |
5784,2 |
6255,6 |
6765,5 |
7316,9 |
реализуемые проекты |
|
0,0 |
1500,0 |
5800,0 |
8700,0 |
10150,0 |
10850,0 |
темп роста производства к уровню прошлого года |
156,5 |
186,9 |
143,3 |
171,2 |
129,1 |
113,1 |
107,4 |
Производство готовых металлических изделий |
461,7 |
240,0 |
311,9 |
382,7 |
451,7 |
572,2 |
594,4 |
действующие производства |
|
190 |
211,9 |
232,7 |
251,7 |
272,2 |
294,4 |
реализуемые проекты |
|
50 |
100 |
150,0 |
200,0 |
300,0 |
300,0 |
темп роста производства к уровню прошлого года |
286,9 |
52,0 |
130,0 |
122,7 |
118,0 |
126,7 |
103,9 |
Текстильное и швейное производство |
331,6 |
368,0 |
534,2 |
953,3 |
990,2 |
1080,2 |
1123,4 |
действующие производства |
|
368,0 |
409,2 |
453,3 |
490,2 |
530,2 |
573,4 |
реализуемые проекты |
|
0,0 |
125,0 |
500,0 |
500,0 |
550,0 |
550,0 |
темп роста производства к уровню прошлого года |
121,1 |
111,0 |
145,2 |
178,5 |
103,9 |
109,1 |
104,0 |
Химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий |
51,4 |
149,3 |
1338,5 |
7932,4 |
13116,8 |
17832,5 |
23724,4 |
действующие производства |
|
149,3 |
163,5 |
177,4 |
191,8 |
207,5 |
224,4 |
реализуемые проекты |
|
0 |
1175,0 |
7755,0 |
12925,0 |
17625,0 |
23500,0 |
темп роста производства к уровню прошлого года |
мног. |
290,5 |
896,5 |
592,6 |
165,4 |
136,0 |
133,0 |
Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
62,3 |
182,7 |
203,2 |
225,1 |
243,4 |
263,3 |
284,7 |
действующие производства |
|
182,7 |
203,2 |
225,1 |
243,4 |
263,3 |
284,7 |
реализуемые проекты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
темп роста производства к уровню прошлого года |
109,3 |
293,3 |
111,2 |
110,8 |
108,1 |
108,2 |
108,1 |
Деревообрабатывающее, целлюлозно-бумажное производство и прочие отрасли |
251,6 |
287,1 |
389,8 |
1123,3 |
2152,0 |
2813,2 |
3246,9 |
действующие производства |
|
287,1 |
319,8 |
353,3 |
382,0 |
413,2 |
446,9 |
реализуемые проекты |
|
0,0 |
70,0 |
770,0 |
1770,0 |
2400,0 |
2800,0 |
темп роста производства к уровню прошлого года |
139,6 |
114, 1 |
135,8 |
288,2 |
191,6 |
130,7 |
115,4 |
Итого: |
9143,8 |
11551,4 |
16698,2 |
31242,2 |
41887,5 |
50665,3 |
59059,5 |
действующие производства |
|
11471,4 |
12728,2 |
14017,2 |
15159,5 |
16395,3 |
17731,5 |
реализуемые проекты |
|
80,0 |
3970,0 |
17225,0 |
26728,0 |
34270,0 |
41328,0 |
темп роста производства к уровню прошлого года |
166,2 |
126,3 |
144,6 |
187,1 |
134,1 |
121,0 |
116,6 |
Приложение N 5
к республиканской целевой программе
"Развитие в Кабардино-Балкарской Республике
отраслей промышленности: машиностроения и
металлообработки, цветной металлургии, медицинской,
легкой и деревообрабатывающей" на 2012-2016 годы
Производство важнейших видов продукции в структуре производства
Наименование продукции/товаропредставителя |
Ед. изм. |
2010 год факт |
2011 год оценка |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
прогноз | ||||||||
Станки деревообрабатывающие |
шт. |
168 |
130 |
135 |
140 |
145 |
150 |
155 |
Обувь |
тыс. пар |
93,7 |
75 |
86 |
95 |
107 |
118 |
130 |
Хромовые кожтовары |
тыс. дц2 |
11283,2 |
55700 |
60000 |
64000 |
68500 |
74000 |
80000 |
Проволока медная |
тонн |
10474 |
12000 |
13000 |
14000 |
15200 |
16500 |
18000 |
Насосы центробежные |
шт. |
210 |
212 |
214 |
216 |
218 |
220 |
222 |
Части и принадлежности для автотранспортных средств и их двигателей |
тыс. руб. |
433671 |
483000 |
781300 |
1531300 |
1550000 |
1600000 |
708767 |
Трикотажные изделия |
тыс. шт. |
7441,4 |
1300 |
3050 |
8300 |
8350 |
8400 |
8500 |
Приложение N 6
к республиканской целевой программе
"Развитие в Кабардино-Балкарской Республике
отраслей промышленности: машиностроения и
металлообработки, цветной металлургии, медицинской,
легкой и деревообрабатывающей" на 2012-2016 годы
Целевые индикаторы Программы
Наименование целевого индикатора |
Ед. измерения |
Всего |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2016 год к 2012 году, % |
Объем производства и отгрузки продукции |
млрд. руб. |
199,6 |
16,7 |
31,2 |
41,9 |
50,7 |
59,1 |
353,9 |
Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности |
% |
- |
101,0- 110,0 |
101,0- 110,0 |
101,0- 110,0 |
101,0- 110,0 |
102,0- 110,0 |
125,0- 130,0 |
Количество работающих в отрасли |
тыс. чел. |
11,5 |
8,1 |
9,8 |
10,9 |
11,5 |
11,5 |
142,0 |
Среднемесячная заработная плата |
тыс. руб. |
- |
12,2 |
13,3 |
16,0 |
19,1 |
21,0 |
190,1 |
Объем налоговых платежей в бюджеты всех уровней |
млрд. руб./год |
10,6 |
0,7 |
1,3 |
1,9 |
2,8 |
5,0 |
571,4 |
Доля инновационной продукции в общем объеме продукции |
% |
- |
51,8 |
69,5 |
74,8 |
77,4 |
79,2 |
152,9 |
Реальный уровень загрузки производственных мощностей |
% |
- |
67 |
82 |
87 |
89 |
91 |
135,8 |
Фондоотдача |
- |
- |
1,4 |
1,6 |
1,6 |
1,73 |
1,83 |
130,7 |
Уровень рентабельности производства |
% |
- |
0-35 |
0-35 |
0-35 |
0-35 |
0-35 |
- |
Доля рентабельно работающих предприятий |
% |
- |
58 |
61 |
67 |
69 |
75 |
129,3 |
Доля просроченной дебиторской задолженности от общей задолженности |
% |
- |
2,2 |
2,0 |
1,8 |
1,6 |
1,2 |
- |
Доля просроченная кредиторской задолженности от общей задолженности |
% |
- |
5,8 |
4,5 |
3,0 |
1,2 |
0,2 |
- |
Коэффициент обновления основных производственных фондов (реновации) |
- |
- |
0,83 |
2,1 |
4,8 |
3,4 |
2,2 |
- |
Износ основных фондов |
% |
- |
20,0 |
12,2 |
7,6 |
6,4 |
6,0 |
333,3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 декабря 2011 г. N 423-ПП "О республиканской целевой программе "Развитие в Кабардино-Балкарской Республике отраслей промышленности: машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, медицинской, легкой и деревообрабатывающей" на 2012-2016 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 13 января 2012 г. N 2 ( 232 )
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 15 апреля 2014 г. N 67-ПП настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28 октября 2013 г. N 292-ПП