Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Бутримовой И.С., поступившую 06 ноября 2018 года, на решение Тверского районного суда города Москвы от 20 февраля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 июня 2018 года по гражданскому делу по иску Бутримовой И.С. к Министерству финансов РФ о взыскании убытков в связи с ограничением права собственности на земельный участок,
установил:
Бутримова И.С. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ, в котором, уточнив заявленные требования, просила взыскать с ответчика убытки, связанные с ограничением права собственности на земельный участок в размере 5 804 994 руб.
В обоснование заявленных требований Бутримова И.С. указала, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***. На сопряженной с указанным участком территории Российской Федерации принадлежит объект культурного наследия федерального значения "Хутынский Варлаамов монастырь (руины), XVI в.". В связи с этим принадлежащий истице земельный участок попал в зону охраняемого природного ландшафта, где запрещено строительство и хозяйственная деятельность, что ограничило виды разрешенного использования земель и снизило его кадастровую стоимость с 5 804 995 руб. до 1 руб.
Решением Тверского районного суда города Москвы от 20 февраля 2018 года в удовлетворении иска Бутримовой И.С. - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 июня 2018 года решение Тверского районного суда города Москвы от 20 февраля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Богданов Р.В. просит отменить состоявшиеся судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Судом первой инстанции установлено, что Бутримова И.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании договора купли-продажи земельного участка от 17 сентября 2009 года.
При приобретении вышеуказанного земельного участка, он имел вид разрешенного использования "индивидуальное жилищное строительство", кадастровая стоимость составляла 5 804 995 руб. 30 коп.
Постановлением Правительства Новгородской области N 1 от 13 января 2015 года утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Хутынский Варлаамов монастырь (руины), XVI в.", расположенного по адресу: Новгородская область, Новгородский район, деревня Хутынь, а также режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны вышеуказанного объекта культурного наследия.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 июля 2016 года N 84-АПГ16-3 вышеуказанное постановление Правительства Новгородской области N1 от 13 января 2015 года признано законным.
Постановлением Правительства Новгородской области N 417 от 28 ноября 2016 года утверждены границы объединенной зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Хутынский Варлаамов (руины), XVI в." и объекта культурного наследия регионального значения "Лисицкий монастырь, вторая половина XIV (?) - вторая половина XVIII века (следы)", расположенных на территории Савинского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области, а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны.
В результате принятия Правительством Новгородской области вышеуказанных постановлений изменен вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего Бутримовой И.С, на "земельные участки (территории) общего пользования", кадастровая стоимость земельного участка снизилась до 1 руб.
Отказывая в удовлетворении иска Бутримовой И.С, применительно к положениям ст.ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, ст.ст. 56, 57 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции исходил из того, что истицей в ходе рассмотрения дела не представлено доказательств несения убытков в связи с незаконными действиями государственного органа или должностных лиц.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в апелляционном порядке, с выводами суда первой инстанции согласилась исходя из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, подлежат государственной охране в целях предотвращения действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Абзацами первым, вторым п. 1, абзацем третьим п. 2, абзацем вторым п. 3 и п. 4 ст. 34 указанного Закона установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия и его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Постановлением Правительства Новгородской области N1 от 13 января 2015 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Хутынский Варлаамов монастырь (руины), XVIв.", режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Хутынский Варлаамов монастырь (руины), XVIв.", расположенного по адресу: Новгородская область, Новгородский район, деревня Хутынь;
Постановлением Правительства Новгородской области N 417 от 28 ноября 2016 года утверждены границы объединенной зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения "Хутынский Варлаамов (руины), XVI в." и объекта культурного наследия регионального значения "Лисицкий монастырь, вторая половина XIV (?) - вторая половина XVIII века (следы), расположенных на территории Савинского сельского поселения Новгородского муниципального района Новгородской области", а также режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах объединенной зоны.
Указанные выше постановления Правительства Новгородской области приняты в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", п. 14 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972, Закона Новгородской области от 05 января 2004 г. N 226-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) на территории Новгородской области", Проекта зоны охраны объекта культурного наследия, Проекта объединенной зоны охраны объекта культурного наследия, по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации.
Согласно п. 14 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972, на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального назначения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особого ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации, возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.
Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 57 Земельного кодекса Российской Федерации).
Правилами возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцам и арендаторам земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2003 года N 262, установлена обязанность компенсации собственнику, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием либо временным занятием принадлежащих им земельных участков.
В силу п. 3 выше изложенных Правил основанием для возмещения землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца и арендатора земельного участка.
Согласно п. 4 выше изложенных Правил возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызывала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.
В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 ГК РФ).
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
При взыскании убытков подлежит доказыванию факт противоправных действий причинителя вреда, наличие и размер ущерба, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и противоправными действиями причинителя вреда; на лице, заявляющем требование о возмещении внедоговорного вреда, лежит обязанность доказать наличие вреда и его размер, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинную связь между наступившими убытками и действиями (бездействием) причинителя вреда, а также его вину, за исключением случаев, когда ответственность наступает без вины.
Как указала судебная коллегия, истицей не представлено доказательств, подтверждающих причинение ей убытков в связи с незаконными действиями государственного органа или должностных лиц, в связи с чем оснований для взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытков в размере 5 804 994 руб. не имеется.
Выводы судебных инстанций являются правильными, мотивированными и в жалобе по существу не опровергнуты.
Оснований для иных выводов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии служить не могут, так как основаны на неверном толковании заявителем норм материального права и иной оценке доказательств, а применительно к положениям ст. ст. 378, 386, 387 ГПК РФ судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
При данных обстоятельствах оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Бутримовой И.С. на решение Тверского районного суда города Москвы от 20 февраля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 06 июня 2018 года по гражданскому делу по иску Бутримовой И.С. к Министерству финансов РФ о взыскании убытков в связи с ограничением права собственности на земельный участок для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.