Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 марта 2019 г. N 78-АПА19-2 настоящее решение оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Павловой О.А.
при секретаре Кулик А.К,
с участием прокурора Кононенко Н.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр Делового Сотрудничества "Северная Столица" о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 526 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Санкт-Петербурга 21 июня 2016 года принято постановление N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", которым утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 526 внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524, в частности пунктом 1.2 Приложение N 2 "Карта градостроительного зонирования Санкт-Петербурга. Границы территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий строений, сооружений)" к указанному постановлению изложено в новой редакции согласно приложению N 2 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 526.
Общество с ограниченной ответственностью "Центр Делового Сотрудничества "Северная Столица" обратилось в суд с административным иском, в котором просит признать недействующим со дня принятия пункт 1.2. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 526 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" в части новой редакции Приложения N 2 Карты градостроительного зонирования Санкт-Петербурга. Границы территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений, сооружений)" к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в соответствии с Приложением N 2 (лист 86) к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 526, и указанное Приложение N 2 (лист 86) в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 78:10:0005125:6274, расположенного по адресу: город Санкт-Петербург, проспект Маршала Блюхера, к двум территориальным зонам: ТУ "зона улично-дорожной сети - городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также объектов основных видов разрешенного использования прилегающих территориальных зон с учетом санитарно-гигиенических и экологических требований, а также технических регламентов" и ТЗЖ2 "жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры".
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что в отношении принадлежащего ему на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 78:10:0005125:6274, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пр. Маршала Блюхера, оспариваемым постановлением установлены две территориальные зоны: "Т3Ж2" и "ТУ", что противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, которые не допускают распространение правового режима двух территориальных зон на территорию единого земельного участка, а именно: пункту 9 статьи 1, части 4 статьи 30, пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статье 7, пунктам 2 и 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 6 части 2 статьи 34 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Административный истец полагал нарушенным оспариваемым нормативным правовым актом его право на использование названного земельного участка, в том числе посредством осуществления деятельности по строительству на нём многоквартирного дома, ввиду неопределённости правового режима земельного участка.
Представитель административного истца в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представители Правительства Санкт-Петербурга в суд явились, возражали против удовлетворения административных исковых требований, полагая оспариваемый нормативный правовой акт принятым в пределах полномочий, с соблюдением требований к процедуре принятия и опубликования. Опровергая доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, административный ответчик ссылался на то, что положения части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми не допускается принадлежность земельного участка к различным территориальным зонам, регулируют отношения, возникающие при формировании земельного участка. Также административный ответчик полагал, что оспариваемые положения права общества не нарушают, поскольку использование земельного участка возможно в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешённого использования. Представителями административного ответчика представлены письменные возражения относительно административного иска (том 1 л.д. 189-194).
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, суд считает, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отношения, связанные с градостроительным зонированием регламентированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Правительство Санкт-Петербурга является высшим исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, посредством издания, в том числе, постановлений (пункт 1 статьи 1, подпункт 10 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 года N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга", пункт 3.2 Регламента Правительства Санкт-Петербурга, утверждённого постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 г. N 100).
Следовательно, Правительство Санкт-Петербурга компетентно утвердить Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга и внести в них изменения.
Процедура подготовки и принятия нормативного правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки регламентирована статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьёй 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", разделом 6 приложения N 1 к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524.
В соответствии с установленной процедурой Правительством Санкт-Петербурга 24 августа 2017 года принято постановление N 708 "О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга", по проекту в период с 29 декабря 2017 года по 28 февраля 2018 года проведены публичные слушания, после чего проект утверждён Правительством Санкт-Петербурга (том 1 л.д. 216-251, том 2 л.д. 1-191, 207-212).
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru) 28 июня 2017 года, то есть в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга".
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге на основании распоряжения от 30 апреля 2014 года N 101-р по договору купли-продажи от 28 мая 2014 года N 02/14 административному истцу передан в собственность земельный участок с кадастровым номером 78:10:0005125:6274, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, пр. Маршала Блюхера (том 1 л.д. 89-93, 94-103, 106).
Как следует из карты градостроительного зонирования Санкт-Петербурга (лист 86 приложения N 2 к оспариваемому постановлению), сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, указанный земельный участок располагается в границах территориальных зон ТУ "зона улично-дорожной сети - городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также объектов основных видов разрешенного использования прилегающих территориальных зон с учетом санитарно-гигиенических и экологических требований, а также технических регламентов" и ТЗЖ2 "жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры" (том 1 л.д. 55, 58, 60, 82, 83).
Вместе с тем, частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что границы территориальных зон, которые устанавливаются на карте градостроительного зонирования, должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации также предусматривает, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Поскольку материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 78:10:0005125:6274 относится к нескольким территориальным зонам (ТУ и ТЗЖ2), Приложение N2 (лист 86) к оспариваемому постановлению в части установления нескольких территориальных зон в границах данного земельного участка противоречит части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в указанной части постановление подлежит признанию недействующим.
Вопреки позиции административного ответчика приведённые положения градостроительного и земельного законодательства регулируют отношения, возникающие не только при формировании земельного участка, но и при осуществлении градостроительного зонирования, что с очевидностью следует из расположения части 4 статьи 30 в главе 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей правоотношения, возникающие при осуществлении такой деятельности, и имеющей название "Градостроительное зонирование".
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что нахождение земельного участка в двух территориальных зонах не нарушает прав административного истца, поскольку общество может использовать его в соответствии с любым видом разрешённого использования, предусмотренным для каждой территориальной зоны.
Градостроительные регламенты территориальных зон ТУ и ТЗЖ2, утверждённые в составе правил землепользования и застройки, устанавливают отличающиеся требования к разрешенному использованию земельных участков, находящихся в данных территориальных зонах.
Нахождение частей единого земельного участка в двух территориальных зонах в рамках действующего правового регулирования означает сохранение неопределенности его правового режима, что ограничивает право административного истца на использование принадлежащего ему на праве собственности земельного участка.
Определяя момент, с которого вышеназванные положения подлежат признанию недействующими, суд учитывает разъяснения, содержащиеся в пункте 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", согласно которым если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые положения применялись, порождая правовые последствия, с учётом приведённых разъяснений, оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258-260 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Центр Делового Сотрудничества "Северная Столица" о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 N 526 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" удовлетворить.
Признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 1.2. постановления Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 526 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" в части изложения Приложения N2 "Карты градостроительного зонирования Санкт-Петербурга. Границы территориальных зон и подзон (кроме подзон, отличающихся по высоте зданий, строений, сооружений)" к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в соответствии с Приложением N 2 (лист 86) к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 28 июня 2018 года N 526 в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 78:10:0005125:6274, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, проспект Маршала Блюхера, к двум территориальным зонам: ТУ "зона улично-дорожной сети - городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также объектов основных видов разрешенного использования прилегающих территориальных зон с учетом санитарно-гигиенических и экологических требований, а также технических регламентов" и ТЗЖ2 "жилая зона среднеэтажных и многоэтажных многоквартирных жилых домов, расположенных вне территории исторически сложившихся районов Санкт-Петербурга с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры".
Возложить на Правительство Санкт-Петербурга обязанность опубликовать данное решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А. Павлова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.