Судья Верховного Суда Республики Алтай Красикова О.Е., рассмотрев в судебном заседании жалобу главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Медведевой Натальи Александровны на решение судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 сентября 2018 года, которым
удовлетворена жалоба МО "Элекмонарское сельское поселение".
Отменено постановление по делу об административном правонарушении N 4/11-05-2018/0410000452/4/118 от 03 июля 2018 года, вынесенное главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай в отношении Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай N 4/11-05-2018/0410000452/4/118 от 03 июля 2018 года Сельская администрация Элекмонарского сельского поселения признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.
На указанное постановление главой Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения Пригоженко В.С. 23 июля 2018 года подана жалоба в Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай, которая 24 июля 2018 года передана на рассмотрение по подведомственности в Чемальский районный суд Республики Алтай.
Решением судьи Чемальского районного суда Республики Алтай от 21 сентября 2018 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление.
С решением судьи не согласился главный государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Медведева Н.А, в жалобе просит решение судьи отменить, постановление по делу об административном правонарушении от 03 июля 2018 года оставить без изменения. Жалоба мотивирована тем, что судом необоснованно сделан вывод о нарушении административным органом порядка привлечения к административной ответственности, несоблюдении ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суд указал на то, что нельзя признать правомерным вынесение 03 июля 2018 года постановления об административном правонарушении, тогда как протокол по делу об административном правонарушении был вручен только 05 июля 2018 года, т.е. после вынесения постановления. Вместе с тем, объективных причин, указывающих на получение доказательств с нарушением закона, в решении не установлено. Доказательства вины Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения в совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложены в постановлении о назначении наказания N4/11-05-2018/0410000452/4/118 от 03 июля 2018 года.
По результатам проверки выдан акт проверки от 31 мая 2018 года N4/12-433-18-И/79, предписание от 31 мая 2018 года N4/12-448-18-и-4/16, которые Сельской администрацией Элекмонарского сельского поселения не оспаривались. 27 июня 2018 года Сельская администрация Элекмонарского сельского поселения была извещена о времени и месте составления протокола посредством направления в адрес электронной почты сельской администрации извещения о необходимости прибытия законного представителя на составление протокола. В день составления протокола законный представитель Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения Пригоженко В.С. явился, однако, написал ходатайство о составлении протокола в его отсутствие, и устранился до начала составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении направлен в адрес Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения в установленные сроки. Сельская администрация Элекмонарского сельского поселения о дате и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, на рассмотрение дела законный представитель явился, ходатайств о переносе рассмотрения дела не заявлял, от подписания постановления отказался.
Ознакомившись с доводами жалобы, заслушав главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Алтай Медведеву Н.А, поддержавшую доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда в Республике Алтай от 04 мая 2018 года N 93-р в период с 11 мая 2018 года по 07 июня 2018 года в отношении Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения проведена плановая выездная проверка с целью осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В результате проверки выявлены ряд нарушений трудового законодательства, в том числе, 1) в нарушение ст. 123 Трудового кодекса РФ работники о времени начала отпуска не извещаются под роспись в установленные сроки. З не ознакомлена под роспись с приказом о предоставлении отпуска; 2) в нарушение ст. 116 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не предоставляется в трудовых договорах и локальных актах работодателя не установлен; 3) в нарушение п. 41 Правил ведения и хранения трудовых книжек книга учета движения трудовых книжек не пронумерована, не прошнурована, не заверена подписью руководителя, а также не скреплена печатью. В нарушение указанных правил приказ о назначении ответственного лица за ведение и хранение трудовых книжек отсутствует; 4) в нарушение ст. 84.1 Трудового кодекса РФ в день прекращения трудового договора трудовая книжка работнику Г не выдана; 5) согласно картам СОУТ NN 1, 3, 4, 7 работникам по должности специалист, главный бухгалтер, делопроизводитель, методист (по спорту) полагается повышенная оплата труда, в связи с тем, что работа на данных рабочих местах относится к вредным условиям труда. Оплата в повышенном размере трудовыми договорами, локальными актами работодателя не установлена.
Данные нарушения явились основанием для привлечения Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначения административного наказания в виде штрафа.
Отменяя постановление главного государственного инспектора труда N4/11-05-2018/0410000452/4/118 от 03 июля 2018 года и прекращая производство по делу, судья исходил из наличия существенных процессуальных нарушений, допущенных административным органом при составлении протокола об административном правонарушении, о несоблюдении должностным лицом требований ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. А именно, при составлении протокола об административном правонарушении права и ст. 51 Конституции РФ законному представителю Пригоженко В.С. не разъяснялись, объяснение не отбиралось, копия протокола при его составлении ему не вручалась. Копия протокола об административном правонарушении не была вручена законному представителю Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения до рассмотрения дела, чем нарушен порядок привлечения Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения к административной ответственности.
Однако с такими выводами судьи нельзя согласиться.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 87 в отношении Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения составлен 28 июня 2018 года в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При этом, в соответствии с ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законный представитель Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения Пригоженко В.С. был извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, более того, им подано ходатайство о составлении протокола об административном правонарушении в его отсутствие.
29 июня 2018 года, то есть в сроки, установленные ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, копия вышеуказанного протокола N 87 была направлена в адрес Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения, и получена Пригоженко В.С. 05 июля 2018 года, что не отрицается самим Пригоженко В.С.
Рассмотрение вышеуказанного протокола об административном правонарушении N 87 было назначено на 03 июля 2018 года на 12 часов 00 минут, о времени и месте рассмотрения дела законный представитель Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения Пригоженко В.С. был извещен надлежащим образом.
Таким образом, административный орган принял необходимые и достаточные меры по извещению юридического лица Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения о совершении в отношении него процессуальных действий.
Кодекс об административном правонарушении предусматривает обязанность направления копии протокола об административном правонарушении в адрес привлекаемого к административной ответственности лица, в случае его отсутствия при составлении протокола. Однако, не обязывает административный орган рассматривать протокол об административном правонарушении после получения привлекаемым лицом копии этого протокола.
Таким образом, нарушений процессуальных прав при составлении протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения не допущено, получение копии протокола об административном правонарушении после рассмотрения дела, не влечет нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Рассматривая жалобу, судья пришел к выводу о прекращении производства по делу, ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое решение, однако обстоятельства дела не исследовались, имеющиеся в материалах дела доказательства оценены не в полном объеме, оценка доказательств в части является неверной, вопрос о наличии события административного правонарушения, а также вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, судьей не разрешался.
При таких обстоятельствах решение судьи районного суда не может быть признано законным и обоснованным ввиду существенного нарушения процессуальных норм, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем подлежит отмене.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, поскольку установленный законом срок давности привлечения к административной ответственности не истек, дело об административном правонарушении подлежит возвращению в Чемальский районный суд Республики Алтай на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела необходимо принять меры к всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Решение судьи Чемальского районного суда от 21 сентября 2018 года отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сельской администрации Элекмонарского сельского поселения направить на новое рассмотрение в Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья О.Е. Красикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.