Апелляционным определением СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 апреля 2019 г. N 127-АПА19-1 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Ёна А.О,
при участии административного истца Фадеева О.Ф, представителя главы муниципального образования - председателя Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В. и Евпаторийского городского совета Республики Крым Шейхислямовой С.Р, представителя Администрация г. Евпатории Республики Крым Кобяковой Л.Б, представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым Османовой З.Б, прокурора прокуратуры Республики Крым Алексерова Д.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Фадеева Олега Филимоновича к главе муниципального образования - председателю Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В, Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация г. Евпатории Республики Крым, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым о признании недействующим в части нормативно-правового акта, выслушав пояснения представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, прокурора,
УСТАНОВИЛ
Евпаторийским городским советом Республики Крым на сессии N4 I созыва 07.11.2014 года было принято решение N 1-4/14 "О принятии Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым", согласно пункту 1 которого принят Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым был зарегистрирован Главным управлением Министерств юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю 28.11.2014 года NRU933040002014001, был опубликован в газете "Евпаторийская здравница" N124 от 03.12.2014 года, размещен на сайтах www.kalamit.info, http://rk.gov.ru.
Фадеев Олег Филимонович обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением к главе муниципального образования ? председателю Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В, в котором просил признать недействующими части 39, 40 статьи 51 решения Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07.11. 2014 года N 1-4/14 "О принятии Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым", как противоречащие пункту 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 11.07.2018 года административное исковое заявление принято к производству Евпаторийского городского суда Республики Крым в качестве суда первой инстанции, возбуждено производство по административному делу, назначено предварительное судебное заседание.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 26.07.2018 года Евпаторийский городской совет Республики Крым привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.
Определением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 01.08.2018 года данное административное дело передано на рассмотрение в Верховный Суд Республики Крым.
Не согласившись с указанным определением, Фадеев О.Ф. подал на него частную жалобу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 24.09.2018 года определение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 01.08.2018 года оставлено без изменений, частная жалоба Фадеева О.Ф. без удовлетворения.
В адрес Верховного Суда Республики Крым 08.10.2018 года поступили материалы административного дела по административному исковому заявлению Фадеева Олега Филимоновича к главе муниципального образования - председателю Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В, Евпаторийскому городскому совету Республики Крым о признании недействительным в части решения.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 08.10.2018 года принято к производству судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В. административное исковое заявление Фадеева Олега Филимоновича к главе муниципального образования - председателю Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В, Евпаторийскому городскому совету Республики Крым о признании недействительным в части решения, привлечена к участию в административном деле заинтересованным лицом Администрация г. Евпатории Республики Крым.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 17.10.2018 года удовлетворено ходатайство прокуратуры Республики Крым, привлечено у участию в административном деле заинтересованным лицом Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым.
В судебном заседании, которое состоялось 31.10.2018 года, руководствуясь статьями 44,45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Фадеев О.Ф. представил уточнение исковых требований, просил Решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07.11.2014 года N1-4/14 в части утвердить "Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым" признать недействующим, части 39,40 статьи 51 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым признать незаконными.
В судебном заседании, которое состоялось 26.11.2018 года, Фадеев О.Ф, руководствуясь статьями 44,45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, уточнил исковые требования, просил признать недействующим Решение Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07.11.2014года N1-4/14 в части пунктов 39,40 статьи 51 Устава муниципального образования городской округ как противоречащими пункту 6 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании 28.11.2018г. Фадеев О.Ф. ( далее истец) настаивал на удовлетворении административного искового заявления ( с учетом ходатайств), представитель главы муниципального образования - председателя Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В. ( далее Глава) и Евпаторийского городского совета Республики Крым, представитель Администрация г. Евпатории Республики Крым (далее Администрация), представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым возражали против удовлетворения административного искового заявления.
Прокурор в судебном заседании 28.11.2018 года представил заключение.
Исследовав материалы дела, изучив доводы искового заявления, выслушав пояснения участников процесса, представители которых явились в судебное заседание, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что Евпаторийским городским советом Республики Крым ( далее Совет) на сессии N4 I созыва 07.11.2014 года было принято решение N 1-4/14 "О принятии Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым" (далее Решение N1-4/14), согласно пункту 1 которого принят Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым (далее Устав). На председателя Евпаторийского городского совета возложена обязанность в течение 15 дней со дня принятия направить Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым на государственную регистрацию в Главное управление Министерства юстиции России по Республике Крым и Севастополю, после проведения государственной регистрации опубликовать (обнародовать) настоящее решение и Устав в газете "Евпаторийская здравница" и разместить на сайтах www.kalamit.info, http://rk.gov.ru в порядке, установленном действующим законодательством, в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) Устава направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации (пункт 2). В пункте 3 указано, что настоящее решение и Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым вступают в силу со дня его опубликования (обнародования) в средствах массовой информации. Контроль за исполнением настоящего решения возложен на комитет городского совета по вопросам нормотворческой деятельности, регламента, депутатской этики, связям с общественностью, взаимодействию с правоохранительными органами, информационной политике, межнациональным отношениям, местному самоуправлению, противодействия коррупции ( пункт 4).
Устав муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым был зарегистрирован Главным управлением Министерств юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю 28.11.2014 года NRU933040002014001, был опубликован в газете "Евпаторийская здравница" N124 от 03.12.2014 года, размещен на сайтах www.kalamit.info, http://rk.gov.ru.
В соответствии с положениями части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, соблюдены ли требования по форме и виду, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, соблюдена ли процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта.
Истец, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Устава, настаивает на том, что он, являясь жителем города Евпатория, имеет право осуществлять местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления, депутатов Евпаторийского городского совета, по его мнению отнесение к компетенции Администрации функций, которые согласно действующему законодательству Российской Федерации находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования - Евпаторийского городского совета Республики Крым, нарушает его права, установленные статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с нормами Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 1 статьи 1); граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; установленные Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом права граждан на осуществление местного самоуправления могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (абзац первый части 1, часть 3 статьи 3).
В Постановлении от 26.04.2016 года N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, исходя из понимания местного самоуправления как одной из основ конституционного строя Российской Федерации, являющейся демократическим правовым государством, признает и гарантирует самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномочий и предусматривает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12). В развитие этих положений Конституция Российской Федерации закрепляет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением непосредственно и через представительство в органах местного самоуправления вопросов местного значения (статья 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Конституционное предназначение местного самоуправления, приоритет которого - решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования как территории совместной жизнедеятельности населения, определяется, вместе с тем, целями наиболее эффективной реализации вытекающих из статей 2, 7 (часть 1) и 9 (часть 1) Конституции Российской Федерации задач по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека; органы же местного самоуправления, будучи организационно-правовым выражением власти местного сообщества как первичного субъекта права на местное самоуправление, призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется, на основе обеспечения баланса общегосударственных, региональных и местных интересов.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт затрагивания прав и законных интересов истца принятием Советом 07.11.2014 года на сессии N4 I созыва решения N 1-4/14.
Согласно пункту 19 Пленума Верховного суда Российской Федерации N48 от 29.11.2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
В соответствии со статьёй 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Материалы дела свидетельствуют о том, что решением Евпаторийского городского совета I созыва N 1-1/1 от 29.09.2014 года был утвержден Порядок учета предложений по проекту Устава муниципального образования - городской округ Евпатория Республики Крым, участия граждан в его обсуждении и создании рабочей группы по разработке Устава.
Решением сессии N 1 I созыва Совета N 1-1/6 от 29.09.2014 года "О наделении Евпаторийского городского совета правом юридического лица" представительный орган муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым - Евпаторийский городской совет - наделен правами юридического лица.
Решением сессии N 3 I созыва Совета N 1-3/13 от 21.10.2014 года утверждено положение о Евпаторийском городском совете ( далее Положение), согласно пункту 1 которого Евпаторийский городской совет муниципального образования - городской округ Евпатория является выборным представительным органом местного самоуправления муниципального образования - городской округ Евпатория, состоящим из депутатов, избираемых на муниципальных выборах в соответствии с действующим законодательством сроком на 5 лет.
Согласно пункту 1 статьи 12 Положения в исключительной компетенции Совета находится, в том числе, принятие Устава города. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Положения Устав принимается большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Совета.
Решением сессии N 3 I созыва Совета N 1-3/14 от 21.10.2014 года был утвержден Регламент Евпаторийского городского совета I созыва в новой редакции (далее Регламент), согласно статьи 62 которого рассмотрение проекта Устав города осуществляется городским советом в соответствии с Положением о порядке учета предложений по проекту Устава муниципального образования - городской округ Евпатория Республики Крым, участия граждан в его обсуждении и о создании рабочей группы по разработке проекта Устава, утверждаемым городским советом.
В материалы дела представлены доказательства того, что Советом на сессии N4 I созыва 07.11.2014 г. было принято решение N 1-4/14 в соответствии с процедурой, установленной Регламентом и Положением, после проведения 27.10.2014 года публичных слушаний по разработке проекта Устава, результат которых был отражен в заключении, утвержденном на заседании рабочей группы 30.10.2014 года.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается соблюдение Советом порядка принятия оспариваемого в части Устава, утвержденного 07.11.2014 г. решением Совета N 1-4/14.
В соответствии с пунктом 24 Пленума Верховного суда Российской Федерации N48 от 29.11.2007 года "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Истец в своем административном исковом заявлении указывает на то, что установленные частями 39 и 40 статьи 50 Устава полномочия Администрации по принятию решений по созданию муниципальных предприятий и учреждений, а также установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, противоречат положениям пункта 6 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10. 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором указано, что эти вопросы находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, которым является Совет.
Изучив обоснование административного искового заявления, материалы дела, Верховный Суд Республики Крым находит указанные утверждения истца ошибочными в силу следующих обстоятельств.
Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N131-ФЗ ).
Согласно части 1 статьи 1 Закона N131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций ( часть2 статьи 1 Закона N131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты ( часть1 статьи 4 Закона N131-ФЗ).
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 7 Закона N131-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 7 Закона N131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В статье 14 Закона N131-ФЗ оговорены вопросы местного значения городского поселения, к которым относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В части 1 статьи 34 Закона N131 - ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В части 10 статьи 35 Закона N 131-ФЗ указаны полномочия, находящиеся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, к которым относится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами ( пункт 6).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований ( часть 11 статьи 35 Закона N 131-ФЗ).
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации ( часть 1 статьи 37 Закона N 131-ФЗ).
Государственным Советом Республики Крым 11.04.2014 года принята Конституция Республики Крым, в статье 8 которой определено, что в Республике Крым признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Согласно части 2 статьи 88 Конституции Республики Крым местное самоуправление в Республике Крым обеспечивает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, настоящей Конституцией и законом Республики Крым самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.( часть 3 статьи 88 Конституции Республики Крым)
В соответствии со статьёй 92 Конституции Республики Крым организация местного самоуправления в Республике Крым, полномочия и порядок деятельности органов местного самоуправления определяются законом Республики Крым в соответствии с федеральным законом.
Согласно статьи 1 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" ( далее Закон N54-ЗРК) местное самоуправление в Республике Крым - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами Республики Крым, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.
Частью 1 статьи 3 Закон N54-ЗРК определено, что правовую основу местного самоуправления в Республике Крым составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другие федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Крым, настоящий Закон, иные законы и нормативные правовые акты Республики Крым, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В статье 10 Закона N54-ЗРК указано, что вопросы местного значения поселения, муниципального района, городского округа определены в главе 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения ( часть 1 статьи 26 Закона N 54-ЗРК).
В части 3 статьи 27 Закона N 54 -ЗРК оговорены полномочия, находящиеся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, к которым относится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами ( пункт 6).
Согласно части 1 статьи 31 Закона N 54-ЗРК местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
По результатам изучения указанных выше положений федерального законодательства и законодательства Республики Крым можно прийти к выводу, что представительный орган местного самоуправления имеет четко оговоренный круг полномочий, находящихся в его исключительной компетенции, к которым относится, в том числе, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также определение порядка принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Все остальные полномочия по решению вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных функций, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым, могут передаваться другим органам местного самоуправления согласно уставам муниципальных образований.
Как указано выше Советом на сессии N4 I созыва 07.11.2014 года было принято Решение N 1-4/14, согласно пункту 1 которого принят Устав.
Согласно части 1 статьи 8 Устава структуру органов местного самоуправления городского округа составляют представительный орган городского округа - Евпаторийский городской совет, глава муниципального образования - Глава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) - администрация города Евпатории, контрольно-счетный орган муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями, в том числе, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд ( пункт 3), установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (пункт 4).
В части 1 статье 40 Устава оговорена исключительная компетенция Евпаторийского городского совета, к которой относится, в том числе, определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами ( пункт 6).
Полномочия администрации города Евпатория указаны в статье 51 Устава, согласно частям 39 и 40 которой этот исполнительно-распорядительный орган вправе принимать решения по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, внесению предложений совету с целью реализации данных полномочий; а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд; устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Совет, реализуя свои полномочия, находящиеся в его исключительной компетенции как представительного органа муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, действуя согласно положениям части 10 статьи 35 Закона N131-ФЗ, части 3 статьи 27 Закона N 54 -ЗРК и части 1 статьи 10 Устава, 05.12.2014 года на сессии N 7 I созыва принял решение N 1-7/22, которым утвердил порядок принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий городского круга Евпатория Республики Крым, а 11.02.2015 г. на сессии N14 I созыва принял решение N 1-14/1, которым утвердил порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым.
В силу изложенного, на основании системного анализа приведенных выше норм права в совокупности с установленными в судебных заседаниях обстоятельствами Верховных Суд Республики Крым приходит к выводу, что Совет, принимая Решение N 1-14/1 об утверждении Устава, согласно частям 39 и 40 статьи 51 которого Администрации предоставлено, в том числе, право принимать решения по созданию муниципальных предприятий и учреждений, устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами, действовал в пределах своей компетенции, реализуя предоставленные ему права по разрешению вопросов местного значения с целью осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, вследствие чего этот акт в указанно части не противоречит ни Закону N 131-ФЗ, ни Закону N 54-ЗРК.
Вопрос о целесообразности принятия оспариваемой части Решения N1-14/1 Верховным Судом Республики Крым не обсуждался, поскольку это относится к исключительной компетенции Совета.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения требований о признании недействующими пунктов 39,40 статьи 51 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, принятого решением N 1-14/14 от 07.11.2014 года сессии N4 I созыва Евпаторийского городского совета Республики Крым.
Верховным Судом Республики Крым при рассмотрении настоящего дела не установлены нарушения Советом федерального законодательства и законодательства Республики Крым при принятии 07.11.2014 года Решения N 1-14/14, вследствие чего отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 200 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для вынесения в его адрес частного определения.
Руководствуясь статьями 175-180, 214,215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Фадеева Олега Филимоновича к главе муниципального образования - председателю Евпаторийского городского совета Харитоненко О.В, Евпаторийскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица Администрация г. Евпатории Республики Крым, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 03.12.2018 года.
Судья подпись С.В. Яковлев
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.