26 декабря 2019 г., 30 декабря 2021 г.
В целях реализации статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую методику расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике.
Пункт 2 изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2021 г. N 280-ПП
2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики осуществлять расчет нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления и представлять на рассмотрение Правительства Кабардино-Балкарской Республики проект распоряжения Правительства Кабардино-Балкарской Республики об утверждении соответствующих нормативов на очередной финансовый год и плановый период.
Постановление дополнено пунктом 2-1 с 30 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2021 г. N 280-ПП
2-1. Нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления (далее - нормативы) являются выраженными в процентах предельными долями объема расходов на содержание органов местного самоуправления в общей сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета муниципального образования (доходов консолидированного бюджета муниципального района) (за исключением доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации) и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (далее - доходная база муниципальных образований) в соответствующем финансовом году.
Постановление дополнено пунктом 2-2 с 30 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2021 г. N 280-ПП
2-2. Правительство Кабардино-Балкарской Республики ежегодно устанавливает нормативы в отношении органов местного самоуправления, в бюджетах которых доля дотаций из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов объема собственных доходов бюджета муниципального образования (доходов консолидированного бюджета муниципального района, в состав которого входят муниципальные образования), являющихся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет бюджетов муниципальных образований - получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, по которым нормативы учитываются при заключении соглашений, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципальных образований, с учетом положений, предусмотренных пунктами 2-3 и 2-4 настоящего постановления.
Постановление дополнено пунктом 2-3 с 30 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2021 г. N 280-ПП
2-3. Установить, что темпы роста объема расходов на содержание органов местного самоуправления на очередной финансовый год и плановый период, учитываемые при формировании проектов бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год и плановый период, по сравнению с объемами расходов на содержание органов местного самоуправления в текущем финансовом году не могут одновременно превышать темпы роста доходной базы органов местного самоуправления, рассчитанные на очередной финансовый год и плановый период, на основании показателей прогноза бюджетов муниципальных образований (консолидированных бюджетов муниципальных районов), предусмотренных документами и материалами, прилагаемыми к проекту решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период, и прогнозный уровень инфляции (прирост индекса потребительских цен) на очередной финансовый год и плановый период, учитываемый при формировании проекта решения о бюджете муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период.
Постановление дополнено пунктом 2-4 с 30 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2021 г. N 280-ПП
2-4. Установить, что фактическая доля объема расходов на содержание органов местного самоуправления за отчетный финансовый год в доходной базе муниципального образования за отчетный год может превысить размер норматива отчетного финансового года обратно пропорционально накопленному темпу роста доходной базы муниципального образования за 2 года, предшествующие отчетному финансовому году, по данным отчета об исполнении бюджета муниципального образования (консолидированного бюджета муниципального района) в случае, если указанный темп роста составил менее 100 процентов.
В связи с реализацией организационно-штатных мероприятий в случае прекращения полномочий главы поселения (главы местной администрации муниципального района (городского округа) и избрания (назначения) другого лица главой поселения (главой местной администрации муниципального района (городского округа) или временно исполняющим обязанности главы поселения (главы местной администрации муниципального района (городского округа) фактическая доля объема расходов на содержание органов местного самоуправления за отчетный финансовый год в доходной базе муниципального образования за отчетный год может превысить размер норматива отчетного финансового года, но не более чем на 2 процента утвержденного размера норматива.
Пункт 3 изменен с 26 декабря 2019 г. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2019 г. N 242-ПП
Изменения распространяются на правоотношения, связанные с составлением, утверждением и исполнением местных бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов)
3. Органам местного самоуправления, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями, начиная с очередного финансового года, учитывать нормативы, предусмотренные пунктом 2 настоящего постановления, при формировании проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) в качестве предельной доли объема расходов на содержание органов местного самоуправления в общей сумме налоговых и неналоговых доходов местного бюджета и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования.
Пункт 3.1 изменен с 30 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2021 г. N 280-ПП
3-1. При расчете нормативов в объеме расходов на содержание органов местного самоуправления за отчетный финансовый год не учитываются расходы на материальное стимулирование должностных лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципального образования, деятельность которых способствовала достижению показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являлись межбюджетные трансферты из федерального бюджета республиканскому бюджету Кабардино-Балкарской Республики.
По итогам исполнения в 2020 году и 2021 году муниципальным образованием обязательства по соблюдению норматива фактическая доля объема расходов на содержание органов местного самоуправления в доходной базе муниципального образования может превысить установленный размер норматива на 2020 год и 2021 год соответственно, в случае если по результатам отчета об исполнении бюджета муниципального образования (консолидированного бюджета муниципального района) фактическая доходная база муниципального образования в 2020 году и 2021 году ниже доходной базы муниципального образования за 2019 год обратно пропорционально указанному снижению доходной базы муниципального образования.
Постановление дополнено пунктом 3-2 с 30 декабря 2021 г. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2021 г. N 280-ПП
3-2. При расчете нормативов:
а) размер среднемесячной заработной платы работников органов местного самоуправления отдельных муниципальных образований определяется с учетом отдельных решений Правительства Кабардино-Балкарской Республики;
б) объем доходной базы муниципального образования в целях расчета его прогнозного размера в отчетном финансовом году уменьшается по отдельным решениям Правительства Кабардино-Балкарской Республики на сумму разовых поступлений по налоговым доходам, подтвержденных Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 декабря 2013 г. N 313-ПП "Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, а также на содержание органов местного самоуправления" (Официальная Кабардино-Балкария, 2013, N 49).
Председатель Правительства |
А. Мусуков |
Методика
расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике
(утв. постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 16 декабря 2015 г. N 299-ПП)
26 декабря 2019 г.
1. Настоящая методика определяет порядок расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, ограничивающих максимальный размер расходов муниципального образования на указанные цели (далее - норматив).
Пункт 2 изменен с 26 декабря 2019 г. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2019 г. N 242-ПП
Изменения распространяются на правоотношения, связанные с составлением, утверждением и исполнением местных бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов)
2. Размер норматива устанавливает предельную долю объема расходов на содержание органов местного самоуправления в общей сумме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета муниципального образования (за исключением доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации) и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования.
3. В целях настоящей методики муниципальные образования распределяются по следующим группам:
группа 1 - муниципальные образования с индексом бюджетных расходов более 1;
группа 2 - муниципальные образования с индексом бюджетных расходов менее 1.
Индекс бюджетных расходов муниципального образования на очередной финансовый год рассчитывается в соответствии с Законом Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2011 г. N 11-РЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике".
4. В целях настоящей методики:
а) муниципальные образования группы 1 распределяются по следующим подгруппам:
подгруппа 1 - муниципальные образования, размер среднемесячной начисленной заработной платы работников которых больше среднего значения по группе 1;
подгруппа 2 - муниципальные образования, размер среднемесячной начисленной заработной платы работников которых меньше среднего значения по группе 1;
б) муниципальные образования группы 2 распределяются по следующим подгруппам:
подгруппа 1 - муниципальные образования, размер среднемесячной начисленной заработной платы работников которых больше среднего значения по группе 2 на 10 процентов и более;
подгруппа 2 - муниципальные образования, размер среднемесячной начисленной заработной платы работников которых составил более 90 процентов, но менее 110 процентов среднего значения по группе 2;
подгруппа 3 - муниципальные образования, размер среднемесячной начисленной заработной платы работников которых меньше среднего значения по группе 2 на 10 процентов и более.
5. Каждая подгруппа муниципальных образований распределяется по 2 блокам в зависимости от плотности населения муниципального образования в отчетном году:
муниципальные образования, в которых плотность населения больше среднего значения по подгруппе;
муниципальные образования, в которых плотность населения меньше среднего значения по подгруппе.
Муниципальные образования в соответствии с типом в целях настоящей методики формируют отдельные блоки.
6. Расчет норматива для i-го муниципального образования в соответствии с показателями за отчетный финансовый год, приведенными в приложении к настоящей методике, определяется по формуле:
,
где:
- нормативный объем расходов на содержание органов местного самоуправления i-го муниципального образования в очередном финансовом году;
- прогнозный объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного местного бюджета в очередном финансовом году;
- объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности i-го муниципального образования в очередном финансовом году.
7. Нормативный объем расходов на содержание органов местного самоуправления i-го муниципального образования в очередном финансовом году определяется по формуле:
,
где:
- расчетный объем расходов на заработную плату работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования в очередном финансовом году;
- расчетный объем прочих расходов на содержание органов местного самоуправления i-го муниципального образования в очередном финансовом году.
8. Расчетный объем расходов на заработную плату работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования в очередном финансовом году определяется по формуле:
,
где:
- численность постоянного населения i-го муниципального образования на конец отчетного года;
- базовая численность работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования в очередном финансовом году;
- расчетный размер среднемесячной начисленной заработной платы работников в i-м муниципальном образовании;
- корректирующий коэффициент заработной платы работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования;
- корректирующий коэффициент перераспределения полномочий.
9. Базовая численность работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования в очередном финансовом году определяется по формуле:
,
где:
- средняя по соответствующему блоку численность работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих муниципального образования на 1000 человек;
- корректирующий коэффициент численности работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования.
Базовая численность работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования в очередном финансовом году не может более чем на 5 процентов превышать численность работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования на 1000 человек i-го муниципального образования в отчетном году.
10. Корректирующий коэффициент численности работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования определяется по формуле:
,
где:
- коэффициент численности населения i-го муниципального образования;
- коэффициент площади территории i-го муниципального образования.
11. Коэффициент численности населения i-го муниципального образования применяется в отношении муниципальных образований, у которых численность населения меньше среднего значения показателей по соответствующему блоку, и определяется по формуле:
,
где:
- средняя по соответствующему блоку численность населения на конец отчетного года.
Для остальных муниципальных образований коэффициент численности населения принимается равным 1.
12. Коэффициент площади территории i-го муниципального образования применяется в отношении муниципальных образований, у которых площадь территории превышает среднюю по соответствующему блоку площадь территории, и определяется по формуле:
,
где:
- площадь территории i-го муниципального образования;
- средняя по соответствующему блоку площадь территории.
Для остальных муниципальных образований коэффициент площади территории принимается равным 1.
13. Расчетный размер среднемесячной начисленной заработной платы работников в i-м муниципальном образовании определяется по формуле:
,
где:
- размер среднемесячной начисленной заработной платы работников i-го муниципального образования в отчетном году;
- размер среднемесячной начисленной заработной платы работников по административному центру i-го муниципального образования в отчетном году.
Размер среднемесячной начисленной заработной платы работников по административному центру для Баксанского и Прохладненского муниципальных районов принимается равным размеру среднемесячной начисленной заработной платы работников в городском округе Баксан и городском округе Прохладный соответственно.
Расчетный размер среднемесячной начисленной заработной платы работников в городских округах рассчитывается без учета размера среднемесячной начисленной заработной платы работников по административному центру городского округа и равен размеру среднемесячной начисленной заработной платы работников в городских округах.
14. Корректирующий коэффициент заработной платы работников органов местного самоуправления i-го муниципального образования определяется по формуле:
,
где:
- коэффициент отношения среднемесячной начисленной заработной платы работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования и расчетного размера среднемесячной начисленной заработной платы работников в i-ом муниципальном образовании в отчетном году;
- коэффициент прироста среднемесячной начисленной заработной платы работников i-го муниципального образования.
15. Коэффициент отношения среднемесячной начисленной заработной платы работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования и расчетного размера среднемесячной начисленной заработной платы работников в i-ом муниципальном образовании в отчетном году определяется по формуле:
где:
- размер среднемесячной начисленной заработной платы работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования в отчетном году.
Коэффициент отношения среднемесячной начисленной заработной платы работников органов местного самоуправления, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих i-го муниципального образования и расчетного размера среднемесячной начисленной заработной платы работников в i-ом муниципальном образовании, используемый для расчета, не может быть менее 1 и более 1,5.
16. Коэффициент прироста среднемесячной начисленной заработной платы работников i-го муниципального образования отражает прогнозный темп роста заработной платы на очередной финансовый год по сравнению с отчетным годом и определяется по формуле:
,
где:
, , - размер среднемесячной начисленной заработной платы работников i-го муниципального образования в отчетном году и за 3 года, предшествующие отчетному.
Для муниципальных образований, в которых темп роста размера среднемесячной начисленной заработной платы работников превышал среднее по Кабардино-Балкарской Республике значение, коэффициент прироста среднемесячной начисленной заработной платы работников i-го муниципального образования принимается на уровне среднего по Кабардино-Балкарской Республике значения.
Коэффициент прироста среднемесячной начисленной заработной платы не может превышать ожидаемые темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований, рассчитанных на очередной финансовый год на основе показателей прогноза консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики, представляемых в составе материалов к проекту закона Кабардино-Балкарской Республики о бюджете Кабардино-Балкарской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
17. Корректирующий коэффициент перераспределения полномочий применяется в том случае, если в очередном финансовом году объем публичных полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления, отличается от объема публичных полномочий, осуществляемых в отчетном году, и определяется по формуле:
,
где:
- объем расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в отчетном году в условиях перераспределения публичных полномочий, рассчитываемый как объем расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в отчетном году, увеличенный (уменьшенный) на объем расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований, необходимый для финансирования перераспределяемых полномочий, ежегодно определяемый Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики;
- объем расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований в отчетном году.
18. Расчетный объем прочих расходов на содержание органов местного самоуправления i-го муниципального образования в очередном финансовом году определяется по формуле:
,
где:
- расчетный объем расходов на начисления по оплате труда работников органов местного самоуправления i-го муниципального образования в очередном финансовом году;
- расчетный объем транспортных расходов органов местного самоуправления i-го муниципального образования в очередном финансовом году;
- расчетный объем иных расходов органов местного самоуправления i-го муниципального образования в очередном финансовом году.
19. Расчетный объем расходов на начисления по оплате труда работников органов местного самоуправления i-го муниципального образования в очередном финансовом году определяется по формуле:
.
20. Расчетный объем транспортных расходов органов местного самоуправления i-го муниципального образования в очередном финансовом году определяется по формуле:
.
21. Расчетный объем иных расходов органов местного самоуправления i-го муниципального образования в очередном финансовом году определяется по формуле:
.
22. Прогнозный объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного местного бюджета в очередном финансовом году определяется по формуле:
,
где:
- объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного местного бюджета в отчетном году;
- коэффициент прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированного местного бюджета.
23. Коэффициент прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированного местного бюджета отражает прогнозный темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного местного бюджета на очередной финансовый год по сравнению с отчетным годом и определяется по формуле:
,
где:
, , - объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного местного бюджета в отчетном году и за 3 года, предшествующие отчетному году.
Для муниципальных образований, в которых темп роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета за 3 отчетных года превышал среднее по Кабардино-Балкарской Республике значение, коэффициент прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета принимается на уровне среднего по Кабардино-Балкарской Республике значения.
Коэффициент прироста налоговых и неналоговых доходов консолидированных местных бюджетов не может превышать ожидаемые темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных местных бюджетов, рассчитанных на очередной финансовый год, на основе показателей прогноза консолидированного бюджета Кабардино-Балкарской Республики, представляемых в составе материалов к проекту закона Кабардино-Балкарской Республики о бюджете Кабардино-Балкарской Республики на очередной финансовый год и плановый период.
Пункт 24 изменен с 26 декабря 2019 г. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2019 г. N 242-ПП
Изменения распространяются на правоотношения, связанные с составлением, утверждением и исполнением местных бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов)
24. Норматив для i-го муниципального образования на очередной финансовый год не может более чем на 10 процентов превышать норматив текущего года и быть менее 90 процентов норматива текущего года. Для муниципальных образований, у которых норматив, рассчитанный в соответствии с настоящей методикой, превышает 100 процентов, норматив устанавливается в размере 100 процентов.
25. Для муниципальных образований, у которых норматив на 2015 - 2016 годы, рассчитанный в соответствии с настоящей методикой, меньше норматива, установленного на 2014 год, устанавливается переходный период, в соответствии с которым:
а) норматив в 2015 году не может составлять менее 90 процентов норматива на 2014 год;
б) норматив в 2016 году не может составлять менее 80 процентов норматива на 2014 год.
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2015 г. N 299-ПП "Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Кабардино-Балкарской Республике"
Текст постановления опубликован на официальном информационном интернет-портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvo.kbr.ru) 17 декабря 2015 г., на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 декабря 2015 г., в газете "Официальная Кабардино-Балкария" от 25 декабря 2015 г. N 51 (437)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 4 мая 2022 г. N 98-ПП
Изменения вступают в силу с 4 мая 2022 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30 декабря 2021 г. N 280-ПП
Изменения вступают в силу с 30 декабря 2021 г.
Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 26 декабря 2019 г. N 242-ПП
Изменения вступают в силу с 26 декабря 2019 г. и распространяются на правоотношения, связанные с составлением, утверждением и исполнением местных бюджетов, начиная с бюджетов на 2020 год (на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов), за исключением пункта 3 изменений