Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Голубевой И.В,
судей Демяненко О.В. и Жерненко Е.В.
при секретаре Тимирьянове М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан к Степанян ФИО9 о возложении обязанности демонтировать линейные объекты и ограждения, по апелляционной жалобе представителя Степанян А.О. - Вагина И.В. на решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Демяненко О.В, выслушав объяснения представителя Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан Идрисова Р.Р, полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия
установила:
Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю (далее - ИП) Степанян А.О. о возложении обязанности демонтировать линейные объекты и ограждение.
В обоснование исковых требований указано, что ИП Степанян А.О. по договору аренды N N... от 17 сентября 2012 года передан для осуществления рекреационной деятельности лесной участок, расположенный адрес. 23 августа 2017 года в ходе проверки выявлен факт нарушения ответчиком условий договора аренды и проекта освоения лесов, поскольку установлены линейные объекты (линии электропередачи) в количестве 5 железобетонных столбов и ограждение (забор) из профнастила высотой около 2 м по границе предоставленного ему земельного участка. Требование об устранении выявленных нарушений ответчиком не исполнены. Постановлениями мирового судьи судебного участка N адрес от 18 декабря 2017 года и 15 января 2018 года Степанян А.О. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.4 КоАП РФ.
Истец просил возложить на ответчика обязанности по демонтированию на арендованном им лесном участке линейных объектов в количестве 5 железобетонных столбов и ограждения из профнастила.
Определением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 28 июня 2018 года объединены в одно производство гражданские дела по искам Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан к ИП Степанян А.О.
Решением Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года исковые требования Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан удовлетворены, на Степанян А.О. возложена обязанность на арендованном по договору аренды N N... от 17 сентября 2012 года лесном участке в адрес демонтировать ограждение (забор) из профнастила по границе с 30 выделом (по таксационному описанию дорога) и на границе с адрес демонтировать незаконно установленные линейные объекты (линии электропередачи) в количестве 5 железобетонных столбов, местоположение которых имеют следующие координаты:... Решение суда подлежит исполнению в течение месяца со дня вступления его в законную силу. Также с Степанян А.О. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе Степанян А.О. - Вагин И.В. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия неявившихся лиц.
Проверив оспариваемое решение в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует.
Из материалов дела следует, что 17 сентября 2012 года между Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан и индивидуальным предпринимателем Степанян А.О. заключен договор аренды лесного участка N N.., согласно которому лесной участок с условным номером адрес передан в аренду ответчику на срок до 17 сентября 2061 года в целях осуществления рекреационной деятельности.
Обращаясь в суд с настоящим иском истец ссылается на то, что в нарушение условий договора аренды и проекта освоения лесов ответчиком на данном арендованном земельном участке установлены ограждение (забор) из профнастила высотой около 2 м по границе с 30 выделом (по таксационному описанию дорога) вышеуказанного квартала, а также линейные объекты (линии электропередачи) по границе земельного участка в количестве 5 железобетонных столбов, что подтверждается актом осмотра земельного участка лесного фонда от 23 августа 2017 года.
Письменные требования о демонтировании указанных объектов ответчиком оставлены без удовлетворения.
Постановлениями мирового судьи судебного участка N адрес от дата и дата ответчик привлечен к административной ответственности по... КоАП РФ.
Согласно выписке из ЕГРИП от дата ИП Степанян А.О. прекратил свою деятельность с 16 мая 2018 года.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан, суд первой инстанции пришел к выводу, что Степанян А.О. нарушены условия договора аренды, проекта освоения и требования лесного законодательства Российской Федерации.
Однако с данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
В соответствии частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
В соответствии со статьей 41 Лесного кодекса Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса, к которым в том числе отнесено осуществление рекреационной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства (часть 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 6, 7 Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21 февраля 2012 года N 62, леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, имеют право:
осуществлять использование лесов в соответствии с документами о предоставлении лесного участка, в том числе договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса Российской Федерации лесную инфраструктуру (лесные дороги, лесные склады и другое);
возводить согласно части 2 статьи 41 и части 7 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации временные постройки на лесных участках и осуществлять их благоустройство;
возводить физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения на соответствующих лесных участках, если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности;
пользоваться другими правами, если их реализация не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9 Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны: составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации; осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов; соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обращаясь с настоящим иском в суд, Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан указало на то, что на арендованном участке ответчиком возведены строения, которые противоречат условиям договора аренды и проекту освоения лесов.
Согласно пункту 1.1 и 1.2 договора аренды арендатору передается лесной участок в целях осуществления рекреационной деятельности, в объемах согласно Приложению N 3 к договору. Характеристика лесного участка и его насаждений приведена в Приложении N 2 к договору (том 1 л.д. 12-16).
В подпункте "б" пункта 5 договора аренды предусмотрено право арендатора осуществлять на лесном участке в установленном порядке создание инфраструктуры (лесные дороги, лесные склады и другие объекты), лесоперерабатывающие инфраструктуры, а также строительство, реконструкцию и эксплуатацию объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации.
Пользование лесным участком осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы, на основании Лесной декларации, подаваемой порядке, предусмотренном действующим лесным законодательством (пункт 1.8 договора).
Как следует из проекта освоения лесов на лесной участок, арендуемый ИП Степаняном А.О. в адрес (осуществление рекреационной деятельности), с изменениями, на указанном лесном участке предусмотрено строительство объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, - 8 некапитальных нестационарных сооружений малой архитектурной формы, 4 детских игровых площадок, 3 беседок, дорожно-тропиночной сети без вырубки насаждений (том 1 л.д. 41-43).
Согласно Приложению N 3 к договору аренды на арендуемом лесном участке возможно также строительство, реконструкция, эксплуатация линии электропередачи, линий связи дорог, трубопроводов и других линейных объектов (том 1 л.д. 17 оборот).
Материалами дела подтверждено, что на вышеуказанном лесном участке, предоставленном в аренду ответчику в целях осуществления рекреационной деятельности, находятся сборно-разборные сооружения - дома для отдыхающих, баня, дом охранника, магазин, прокат лыж, заборы с раздвижными воротами, протяженностью 90,4 м, а также детская площадка, дорожно-тропиночная сеть, линия электропередачи.
Возведенные ответчиком линейные объекты (линии электропередачи) по границе земельного участка в количестве 5 железобетонных столбов, между которыми натянут электрический кабель, используются для подачи электроэнергии к некапитальным домикам, построенным для организации отдыха граждан, что также подтверждается стороной истца.
Таким образом, установка линейных объектов (линии электропередачи) произведены ответчиком в соответствии с условиями договора аренды и назначением переданного в аренду лесного участка для обеспечения временных сооружений электроэнергией, что необходимо для их функционирования.
Установленный по периметру участка забор одновременно является границей арендуемого ответчиком участка лесного фонда и позволяет обеспечить использование лесного участка в соответствии с его назначением - осуществление рекреационной деятельности, а также для безопасности отдыхающих граждан. Забор не является объектом капитального строительства.
В данном случае, установленные ответчиком линейные объекты (линии электропередачи) в количестве пяти железнобетонных столбов и забор из профнастила являются вспомогательными объектами, созданными для обслуживания основного объекта (временной базы отдыха), сами по себе самостоятельными объектами недвижимого имущества не являются.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о нарушении ответчиком условий договора, проекта освоения лесов является ошибочным.
С учетом изложенных обстоятельств оснований для удовлетворения исковых требований Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан о возложении на ответчика обязанности по демонтированию спорных объектов не имеется.
При изложенных выше обстоятельствах, оспариваемое решение суда законным быть признано не может, ввиду неправильного применения норм материального права, и подлежит отмене с принятием в соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 27 августа 2018 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан к Степанян ФИО10 о возложении обязанности демонтировать линейные объекты (линии электропередачи) в количестве пяти железнобетонных столбов, а также забора из профнастила отказать.
Председательствующий И. В. Голубева
Судьи О. В. Демяненко
Е. В. Жерненко
Справка: судья Шагизиганова Х.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.