Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Колоцей И.А,
с участием прокурора Соловьевой В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
N 3а-146/2018 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "УНИСТО Петросталь Проект-Сытнинская" о признании недействующим листа 23 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2,
установил:
21 декабря 2005 года Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят и Губернатором Санкт-Петербурга 22 декабря 2005 года подписан Закон Санкт-Петербурга N728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (далее Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане), который опубликован 23 декабря 2005 года в издании "Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга", N51.
Статьёй 1 Закона Санкт-Петербурга о Генеральном плане утверждён Генеральный план Санкт-Петербурга, включающий:
материалы, устанавливающие цели и задачи территориального планирования Санкт-Петербурга, основные параметры развития Санкт-Петербурга и виды функциональных зон на территории Санкт-Петербурга, в том числе:
карту границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга согласно приложению 2 к настоящему Закону Санкт-Петербурга, которая представляет собой графический объект (исходя из масштаба 1:25000), раскладку листов для масштаба (1:25000), условные обозначения.
В приложении 2 к указанному Закону Санкт-Петербурга лист 23 "Карты границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга" земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 6 013 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А, отнесён к функциональной зоне Д "Зона всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны".
Законом Санкт-Петербурга от 13 июля 2015 года N421-82 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в указанный закон внесены изменения (пункт 1 статьи 1): утверждён Генеральный план Санкт-Петербурга, включающий, среди прочего, карту границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга согласно приложению 2 к настоящему Закону Санкт-Петербурга.
В частности, в приложении 2 к указанному Закону лист 23 "Карты границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития указанных зон и границ Санкт-Петербурга" земельный участок с кадастровым номером N.., площадью 6 013 кв.м, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А, отнесён к функциональной зоне Р2 "Зона зелёных насаждений общего и зелёных насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зелёных насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения".
Таким образом, указанным законом функциональная зона данного земельного участка была изменена с "Д" на "Р2".
Закон Санкт-Петербурга от 13 июля 2015 года N421-82 опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru, 17 июля 2015 года, а также в периодическом издании "Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга", N25, 21 сентября 2015 года (без приложений).
Изменения, внесённые Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2017 года N442-85 в Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане, не коснулись функционального зонирования данного земельного участка, продублировано его отнесение к функциональной зоне Р2.
Закон Санкт-Петербурга от 6 июля 2017 года N442-85 опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 10 июля 2017 года.
ООО "УНИСТО Петросталь Проект-Сытнинская" обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением, в котором после неоднократных уточнений требований в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит признать недействующим лист 23 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 6 013 кв.м, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А, к зоне Р2 "Зона зелёных насаждений общего и зелёных насаждений ограниченного пользования с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зелёных насаждений, включая плоскостные спортивные сооружения", как несоответствующий части 3 статьи 24, части 3 статьи 28, части 1 статьи 34, части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также нарушающий права и законные интересы административного истца в предпринимательской деятельности (том 3, л.д.211).
Административный иск мотивирован тем, что оснований для изменения функциональной зоны принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка, приобретённого у Санкт-Петербурга на торгах для осуществления проекта строительства общественно-делового центра, не имелось, что свидетельствует о произвольности данной нормы. Такое нормативное регулирование лишило административного истца права реализовать инвестиционный проект. Кроме того, при принятии оспариваемой нормы не была соблюдена процедура проведения публичных слушаний.
Представитель административного истца, общества с ограниченной ответственностью "УНИСТО Петросталь Проект-Сытнинская", адвокат Костин С.В, действующий на основании доверенности от "дата", ордера от "дата", в судебное заседание явился, на удовлетворении иска настаивает.
Представители административных ответчиков, Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Кузнецова Т.А, действующая на основании доверенности от "дата", и Губернатора Санкт-Петербурга Курганов С.В, действующий на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явились, в удовлетворении административного иска просят отказать, ссылаясь на то, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят в пределах предоставленных представительному органу субъекта федерации компетенции с соблюдением порядка принятия, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; представили возражения на административный иск.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении административного иска, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землёй находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 79 Закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определён статьёй 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частями 1 и 19 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок подготовки документации по планировке территории, подготовка которой осуществляется на основании решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается данным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено (с учётом особенностей осуществления градостроительной деятельности в городе федерального значения Санкт-Петербурге), что полномочия в области градостроительной деятельности, предусмотренные частью 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, возложены на органы государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", установлены разграничения полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге. Статьёй 1 указанного закона предусмотрено, что он устанавливает разграничение полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге и регулирует отношения, возникающие, среди прочего, при подготовке, утверждении, изменении и реализации Генерального плана Санкт-Петербурга.
Согласно статье 2 указанного Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N508-100, к полномочиям Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге относится, среди прочего, утверждение Генерального плана Санкт-Петербурга либо изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга или отклонение и направление проекта Генерального плана Санкт-Петербурга Губернатору Санкт-Петербурга на доработку (пункт 1); установление порядка организации и проведения публичных слушаний по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга, проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, проекту Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, проекту изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, документации по планировке территории Санкт-Петербурга (пункт 2).
Статьёй 3 этого же Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N508-100 предусмотрено, что к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга относится принятие решения о подготовке проекта Генерального плана Санкт-Петербурга и внесении изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга (пункт 1); принятие решения о создании согласительной комиссии при разработке проекта Генерального плана Санкт-Петербурга (пункт 6); принятие решения о направлении согласованного или не согласованного в определённой части проекта Генерального плана Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга или об отклонении проекта Генерального плана Санкт-Петербурга и направлении его на доработку (пункт 7).
Ранее отмечено, что Закон Санкт-Петербурга о Генеральном плане, так и вышеуказанные изменения в него, официально опубликованы, что соответствует пункту 1.4 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 декабря 2003 года N173 "О порядке опубликования законов Санкт-Петербурга, нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга".
Поскольку Закон Санкт-Петербурга от 6 июля 2017 года N442-85 лишь продублировал положения Закона Санкт-Петербурга от 13 июля 2015 года N421-82, которым изменена функциональная зона принадлежащего истцу земельного участка, то абстрактному судебному нормоконтролю подлежит именно Закон Санкт-Петербурга от 13 июля 2015 года N421-82 в оспариваемой части.
Опубликование Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2017 года N442-85 и Закона Санкт-Петербурга от 13 июля 2015 года N421-82 в вышеуказанном порядке согласуется с нормами пункта 2 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга".
Таким образом, указанные региональные нормативные акты приняты уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, установленной пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьёй 32 Устава Санкт-Петербурга, доведены до всеобщего сведения.
В соответствии со статьёй 10 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009 года N508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", Генеральный план Санкт-Петербурга утверждается законом Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Решение о подготовке проекта Генерального плана Санкт-Петербурга или о подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга принимается Правительством Санкт-Петербурга (пункт 2 статьи 10).
Подготовка проекта Генерального плана Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации с учётом нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга, нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Санкт-Петербурга, результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга, а также с учётом предложений заинтересованных лиц (пункт 3 статьи 10).
Согласование проекта Генерального плана Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с федеральным законодательством (пункт 6 статьи 10).
На основании документов и материалов, предусмотренных в статье 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правительство Санкт-Петербурга принимает решение о направлении согласованного или не согласованного в определённой части проекта Генерального плана Санкт-Петербурга в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга или об отклонении такого проекта и направлении его на доработку.
Согласно статьям 24 и 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьёй 28 данного Кодекса.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по документации по планировке территории в Санкт-Петербурге урегулирован Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее Закон Санкт-Петербурга N400-61).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N400-61 к числу проектов, подлежащих рассмотрению на публичных слушаниях, отнесён проект Генерального плана Санкт-Петербурга, проект изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, за исключением случая, предусмотренного частью 18 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга N400-61, публичные слушания проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, с учётом принципа участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности.
Участниками публичных слушаний по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга, проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, проекту Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, проекту изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, проектам документации по планировке территории, проектам изменений в утверждённую документацию по планировке территории являются граждане, постоянно проживающие на территории Санкт-Петербурга, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и(или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 4 этого же нормативного правового акта предусмотрено, что опубликование оповещения о начале публичных слушаний по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга, проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга осуществляется не позднее чем за семь дней до дня размещения проекта Генерального плана Санкт-Петербурга, проекта изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга на официальном сайте организатора публичных слушаний в сети Интернет.
Пунктом 6 указанной правовой нормы установлено, что экспозиция проекта Генерального плана Санкт-Петербурга, проекта изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга должна быть открыта не позднее чем через семь дней после дня опубликования оповещения о начале публичных слушаний по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга, проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.
Экспозиция проводится в каждом районе Санкт-Петербурга.
Срок проведения экспозиции не может быть менее тридцати дней.
Пунктом 9 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N440-61 установлено, что в период размещения в соответствии с абзацем девятым пункта 2 настоящей статьи проекта Генерального плана Санкт-Петербурга, проекта изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга и информационных материалов к ним в сети Интернет и проведения экспозиции таких проектов участники публичных слушаний, прошедшие в соответствии с пунктом 5 статьи 3 настоящего Закона Санкт-Петербурга идентификацию, имеют право вносить предложения и замечания, касающиеся таких проектов:
1) в письменной или устной форме в ходе проведения собрания участников публичных слушаний;
2) в письменной форме в адрес организатора публичных слушаний;
3) посредством записи в книге (журнале) учёта посетителей экспозиции проекта Генерального плана Санкт-Петербурга, проекта изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.
Предложения и замечания участников публичных слушаний вносятся организатору публичных слушаний до окончания срока размещения проекта Генерального плана Санкт-Петербурга, проекта изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга и информационных материалов к ним на официальных сайтах, указанных в абзацах 7 и 9 пункта 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 10 статьи 4 этого же правового акта, предложения и замечания, внесённые в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи, подлежат регистрации, а также обязательному рассмотрению организатором публичных слушаний.
Данные предложения и замечания не рассматриваются организатором публичных слушаний в случае выявления факта представления участником публичных слушаний недостоверных сведений о себе.
Организатор публичных слушаний оформляет протокол публичных слушаний, который составляется на основе аудиозаписи собрания участников публичных слушаний, представленных предложений и замечаний участников публичных слушаний по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга, проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга (пункт 11 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N440-61).
На основании протокола организатор публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах публичных слушаний по проекту Генерального плана Санкт-Петербурга, проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга (пункт 10 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N440-61).
Пунктом 18 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга предусмотрено, что предложения и замечания участников публичных слушаний, содержащиеся в протоколе и заключении, рассматриваются Комиссией по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга с целью принятия решения об их включении в проект Генерального плана Санкт-Петербурга, проект изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга с учётом аргументированных рекомендаций и выводов организатора публичных слушаний по результатам публичных слушаний.
Комиссия по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга по инициативе её членов вправе рассмотреть любое предложение и замечание участников публичных слушаний, содержащееся в протоколах и заключениях.
Из материалов дела следует, что публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, разработанный на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года N353 "О подготовке проекта закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане", проведены 2 июня 2014 года (том 3, л.д.82-83). Экспозиция документации произведена в период с 8 мая 2014 года по 28 мая 2014 года по адресу: г.Санкт-Петербург, Петроградский район, Большая Монетная ул, д.17-19, в фойе первого этажа киноконцертного зала.
По результатам публичных слушаний 8 июня 2014 года составлен протокол обсуждения проекта предлагаемых изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга (том 3, л.д.82-95); 15 июня 2014 года составлено заключение о результатах публичных слушаний (том 3, л.д.96-100).
Сведений о подаче административным истцом замечаний в рамках организации проведенных публичных слушаний протокол публичных слушаний и заключение не содержат.
При этом, как следует из заключения от 15 июня 2014 года, в ходе публичных слушаний по обобщенным материалам может быть принято к рассмотрению аргументированное предложение Щербакова А.О, Гулевой М.А, Сивохиной Н.П, Андреевой В.В. об изменении функциональной зоны земельного участка по адресу: г.Санкт-Петербург, Сытнинская ул, д.11, кадастровый номер: N... с существующей "Д" на "Р2" (том 3, л.д.99). Данное предложение мотивировано тем, что из средств массовой информации стало известно об обнаружении захоронения первой трети XVIII века не менее 250 человек; такое захоронение не должно быть осквернено.
Согласно данному заключению, публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга признаны состоявшимися.
Также публичные слушания по проекту изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга, разработанный на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2011 года N353 "О подготовке проекта Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане" были проведены 14 октября 2014 года; экспозиция документации проведена в период с 19 сентября 2014 года по 9 октября 2014 года по адресу: г.Санкт-Петербург, Петроградский район, ул.Большая Монетная, д.17-19, в фойе первого этажа киноконцертного зала.
По этим публичным слушаниям протокол обсуждения предлагаемых изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга составлен 20 октября 2014 года.
Заключение о результатах публичных слушаний утверждено заместителем главы администрации Петроградского района Санкт-Петербурга 27 октября 2014 года (том 3, л.д.107-121); публичные слушания признаны состоявшимися.
Сведений об участии ООО "УНИСТО Петросталь Проект-Сытнинская" и подаче им замечаний в рамках данных публичных слушаний протокол публичных слушаний и заключение не содержат.
Из приложения N 3 к протоколу заседания Комиссии по подготовке изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга от 27 ноября 2014 года N36 следует, что поданное Щербаковым А.О, Гулевой М.А, Сивохиной Н.П, Андреевой В.В. предложение (заявка N126) об изменении функциональной зоны земельного участка по адресу: г.Санкт-Петербург, Сытнинская ул, д.11, кадастровый номер: N... с существующей "Д" на "Р2" отклонено (том 2, л.д.123).
Решением Постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 23 апреля 2015 года (протокол N94, пункт 1) рекомендовано депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга отклонить поправки, в том числе и N126, поданную к проекту Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" (том 3, л.д.128).
При этом рекомендовано принять поправку N12, поданную к данному проекту Закона.
Из поправок к проекту Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" следует, что поправка N12, поданная депутатом Анохиным А.Ю, сводится к изменению функциональной зоны земельного участка по адресу: г.Санкт-Петербург, Сытнинская ул, д.11, кадастровый номер: N... с существующей "Д" на "Р2" (том 3, л.д.130-131).
Как следует из протокола заседания Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 10 июня 2015 года, состоялось второе чтение проекта закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга"; в соответствии с установленным регламентом в срок были поданы 170 поправок, сведённые в сводный текст поправок; от депутата Анохина А.Ю. была подана поправка N12, которая была принята Законодательным Собранием Санкт-Петербурга (том 3, л.д.132-139).
Признавая несостоятельным довод административного истца о несоблюдении порядка проведения публичных слушаний, суд исходит из того, что предусмотренные действующим законодательством правила организации публичных слушаний и составления отчётных документов по ним соблюдены; доказательств несоответствия проведённых публичных слушаний вышеуказанной процедуре материалы дела не содержат, при том, что вопрос об изменении функциональной зоны земельного участка на публичных слушаниях обсуждался. То обстоятельство, что по результатам публичных слушаний данное предложение было отклонено, само по себе не свидетельствует о нарушении процедуры.
Довод административного истца о невозможности принятия во втором чтении поправок в указанный закон в части изменения функциональной зоны земельного участка без отдельного проведения по данному вопросу публичных слушаний является несостоятельным, поскольку Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 22 декабря 1994 года принято постановление N9 "Об утверждении Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга".
Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 26 апреля 2017 года N242 внесены изменения в Регламент заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. В частности, пункт 83 Регламента изложен в следующей редакции: срок подачи поправок к принятому в первом чтении проекту Генерального плана составляет 10 дней. При принятии проекта Генерального плана в первом чтении Собрание по рекомендации постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Собрания может установить иной срок подачи поправок, но не менее 2 дней и не более 9 дней.
Ко второму чтению проекта Генерального плана могут подаваться следующие поправки:
содержащие предложения, включенные в протокол публичных слушаний по данному проекту;
направленные на сохранение функциональной зоны территории, установленной законом Санкт-Петербурга о Генеральном плане Санкт-Петербурга в редакции, действующей на момент рассмотрения проекта Генерального плана.
Поправки ко второму чтению проекта Генерального плана направляются в постоянную комиссию по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Собрания на бумажном и электронном носителях.
Каждая поправка на бумажном носителе должна быть оформлена на отдельном листе (листах) и подписана автором поправки.
Каждая поправка к карте должна содержать номер приложения к проекту Генерального плана, в котором содержится данная карта, и номер листа (листов) в раскладке листов карты, в который (которые) предлагаются изменения.
Каждая поправка, поданная в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, должна содержать номер и дату протокола публичных слушаний, на которых обсуждалось данное предложение, номер предложения в протоколе.
Каждая поправка, направленная на изменение функциональной зоны территории, должна содержать:
описание границ территории, в отношении которой предлагаются изменения, или список координат характерных точек границ в местной системе координат или в геодезической системе координат на эллипсоиде WGS84 (в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 2 апреля 2013 года N 127 "Об утверждении требований к структуре и форматам информации, составляющей информационный ресурс федеральной государственной информационной системы территориального планирования");
указание на функциональную зону территории в проекте Генерального плана и предлагаемую функциональную зону, указание на необходимость отобразить предложенное изменение во всех приложениях к проекту Генерального плана;
приложение, включающее схему расположения территории, для которой предлагается изменить функциональную зону, с обозначением границ планируемых изменений, указанием функциональной зоны территории в проекте Генерального плана и предлагаемой функциональной зоны.
Постоянная комиссия по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Собрания проводит заседание по рассмотрению поданных поправок и готовит ко второму чтению проекта Генерального плана решение с рекомендацией Собранию поддержать либо с рекомендацией Собранию отклонить указанные поправки. Сводный текст поправок, а также заключение юридического управления Аппарата Собрания на указанные поправки представляются депутатам не позднее чем за 2 дня до проведения постоянной комиссией по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Собрания заседания по рассмотрению поданных поправок.
Поправки, поданные ко второму чтению проекта Генерального плана после установленного срока, постоянной комиссией по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Собрания не рассматриваются.
Таким образом, поскольку правовая норма Регламента заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, утверждающая порядок организации и внесения поправок в принимаемые Законодательным Собранием Санкт-Петербурга нормативные правовые акты не отменена, в настоящее время является действующей, поправка к Закону Санкт-Петербурга о Генеральном плане в части изменения функциональной зоны земельного участка по адресу: г.Санкт-Петербург, Сытнинская ул, д.11, кадастровый номер: N... с существующей "Д" на "Р2" внесена в рамках этой нормы (в установленной форме и сроки); оснований полагать о нарушении процедуры принятия оспариваемого в части нормативного акта у суда не имеется.
То обстоятельство, что при проведении публичных слушаний (2 марта 2017 года) по проекту изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга", разработанному на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 17 октября 2016 года N904 "О подготовке проекта Закона Санкт-Петербурга "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга (том 3, л.д.186-193), представителем ООО "УНИСТО Петросталь" было подано предложение об изменении функциональной зоны указанного земельного участка с "Р2" на "ТД" (том 3, л.д.189), которое впоследствии Комиссией было отклонено (том 3, л.д.185), правового значения не имеет.
Оценивая доводы истца о противоречии оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2003 года N33-рп утверждён план мероприятий по организации работы исполнительных органов государственной власти, государственного учреждения и государственного унитарного предприятия по подготовке документации для проведения торгов и продаже зданий и земельных участков, на которых они расположены (том 1, л.д.154-174).
Приложением к данному постановлению утверждён перечень адресов зданий и земельных участков, на которых они расположены, предназначенный для подготовки документации для проведения торгов по продаже зданий и земельных участков, на которых они расположены, в котором указан в Петроградском районе Санкт-Петербурга адрес земельного участка: г.Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А (том 1, л.д.170).
Пунктом 6.2 Приложения предусмотрено, что настоящий план предусматривает в установленном порядке с учётом заключений Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры о возможности и условиях сноса зданий принимать решения об условиях продажи зданий, указанных в приложении к настоящему плану, и земельных участков, на которых они расположены, а также зданий и земельных участков, на которых они расположены, включённых в перечни, утверждённые Комитетом по управлению городским имуществом, с условием сноса этих зданий в течение шести месяцев после заключения договор купли-продажи и возведения на освобождённых земельных участках объектов недвижимости в течение 42 месяцев после заключения договоров купли-продажи либо осуществления капитального ремонта, реконструкции зданий в течение 42 месяцев после заключения договоров купли-продажи.
На основании распоряжения Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 6 августа 2012 года N1496-рз закреплено осуществить продажу земельного участка из земель населённых пунктов, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, Сытнинская ул, д.11, литера А, кадастровый номер N.., площадью 5 270 кв.м, занимаемого объектами нежилого фонда, площадями 2 151,9 кв.м, 247, кв.м, 46,8 кв.м, и необходимого для их использования (том 1, л.д.179-187).
Приложением к данному распоряжению установлен перечень обременений (ограничений) объектов и земельных участков.
В отношении земельного участка из земель населённых пунктов, расположенного по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А, площадью 5 270 кв.м, кадастровый номер N... установлено: данный земельный участок находится в общественно-деловой зоне (зоне Д - зоне всех видов общественно-деловой застройки с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны), в связи с чем его целевое использование должно соответствовать разрешённым видам использования указанной функциональной зоны; земельный участок находится в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга - зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности в исторически сложившихся центральных районах Санкт-Петербурга 1-1 (Петроградский район), в связи с чем в отношении него действуют ограничения (обременения) в использовании, установленные для указанной зоны; земельный участок расположен на территории исторически культурного слоя в зоне участка с режимом ЗА-2, в связи с чем в отношении него действуют ограничения (обременения) в использовании, установленные для указанной зоны; земельный участок расположен в подзоне ТД1-1-1 - общественно деловой подзоне объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории исторически сложившихся районов города, с включением объектов инженерной инфраструктуры (том 1, л.д.183-184).
В отношении земельных участков из земель населённых пунктов, расположенных по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А, площадями 2 151,9 кв.м, 247,3 кв.м с кадастровыми номерами: N.., N... соответственно, установлены аналогичные характеристики (том 1, л.д.185-186).
22 ноября 2012 года между Комитетом по управлению городским имуществом в лице ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" и ЗАО "Универсальное Строительное объединение" заключён договор N241АК, согласно которому покупатель приобрёл N... долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населённых пунктов, расположенный по адресу: г.Санкт-Петербург, Сытнинская ул, д.9, литера А, кадастровый номер N.., площадью 743 кв.м, занимаемый многоквартирным домом (том 1, л.д.188-200).
В эту же дату между сторонами заключён договор N... купли-продажи земельного участка с расположенными на нём нежилыми зданиями, из которого следует, что ЗАО "Универсальное Строительное объединение" приобрело земельный участок, расположенный по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А, площадью 5 270 кв.м, кадастровый номер N... (том 1, л.д.201-214).
Между ЗАО "Универсальное Строительное объединение" и обществом с ограниченной ответственностью "УНИСТО Петросталь Проект" заключён договора купли-продажи, по которому покупатель (ООО "УНИСТО Петросталь Проект") приобрело, среди прочего, N... долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель населённых пунктов, расположенный по адресу: г.Санкт-Петербург, Сытнинская ул, д.9, литера А, кадастровый номер N... (том 1. л.д.215-224).
27 декабря 2013 года между сторонами заключён договор купли-продажи N.., согласно пункту 1 которого продавец обязуется передать в собственность покупателя объект, а покупатель обязуется принять, оплатить цену за земельный участок, расположенный по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А, площадью 5 270 кв.м, кадастровый номер N... (том 1, л.д.225-241).
Также "дата" между ООО "МАГАЗИН ЭЛИАС" и ООО "УНИСТО Петросталь Проект" был заключён договор купли-продажи, согласно которому покупатель приобрёл, среди прочего, долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, кадастровый номер: N.., общей площадью 743 кв.м, расположенный по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.9, литера А; размер доли 51/743 (том 1, л.д.242-246).
"дата" составлен межевой план, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путём объединения земельных участков с кадастровыми номерами N.., N... (том 2, л.д.1-18).
Распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 14 марта 2014 года N... утверждены границы земельного участка, площадью 6 013 кв.м, по адресу: ул.Сытнинская, д.11, литера А, образуемого в результате объединения земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 5 270 кв.м, по адресу: Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А, и земельного участка с кадастровым номером N.., площадью 743 кв.м, по адресу: Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.9, литера А (том 2, л.д.17-19).
Между ООО "УНИСТО Петросталь Проект" и ООО "УНИСТО Петросталь Проект-Сытнинская", а также ОАО "Фонд имущества Санкт-Петербурга" "дата" заключён договор купли-продажи земельного участка с расположенными на нём нежилыми зданиями N.., согласно пункту 1.1 которого продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупателя принять, оплатить цену за земельный участок, расположенный по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А, площадью 6 013 кв.м, кадастровый номер N.., входящий в состав земель населённых пунктов, предоставленный для размещения гостиниц (том 2, л.д.21-39).
В договоре установлено, что в отношении зданий, расположенных на земельном участке, надлежит осуществить либо снос (демонтаж) и строительство нового объекта либо реконструкцию, либо капитальный ремонт в течение 42 месяцев с момента заключения договора от "дата" N...
Из выписки из ЕГРН от "дата" следует, что земельный участок с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: г.Санкт-Петербург, ул.Сытнинская, д.11, литера А, площадью 6 013 +/- 16 кв.м, принадлежит на праве собственности ООО "УНИСТО Петросталь Проект-Сытнинская" (номер государственной регистрации права: N... от "дата") (том 1, л.д.19-20).
Из содержания Генерального плана Санкт-Петербурга усматривается, что в числе основных направлений комплексного градостроительного развития территории предусматривается развитие зелёной зоны общегородского назначения (парки, скверы и т.д.) согласно приложению 2 к плану, в котором отображены параметры такого планируемого развития зон и границ Санкт-Петербурга.
Согласно части 11 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы городских округов являются документами долгосрочного территориального планирования и утверждаются на срок не менее чем двадцать лет.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учёта интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Согласно части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых населённых пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 12 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечёт за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.
В силу требований части 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации должен быть соблюдён принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Иными словами, территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесённой к функциональным зонам, в соответствии с нормами статьи 1, статей 34 и 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 3.1.5 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утверждённой постановлением Госстроя России от 29 октября 2002 года N150, действовавшей до 19 июня 2018 года.
Ссылки административного истца на противоречие оспариваемого акта статье 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации не могут быть признаны обоснованными, поскольку положения указанной нормы регулируют отношения по установлению территориальных зон, а не функциональных, которые определены оспариваемым нормативным правовым актом.
По такому же основанию суд не может согласиться с доводами истца о противоречии оспариваемой нормы части 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующей вопросы, связанные с территориальным зонированием и градостроительными регламентами.
Ссылки административного истца на то, что расположение принадлежащего ему на праве частной собственности земельного участка в границах функциональной зоны "Р2" затрудняет реализацию его права собственности на этот земельный участок, не могут быть признаны обоснованными, поскольку каких-либо положений, ограничивающих указанные права заявителя, оспариваемая норма не содержит.
При этом отнесение земельных участков, принадлежащих юридическим лицам на праве собственности, к указанной функциональной зоне, не запрещено нормами федерального законодательства.
Кроме того, пункт 2.28 Приложения 7 к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N 524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" определяет градостроительный регламент указанной территориальной зоны ТР2, основные и условно-разрешённые виды использования земельного участка.
Необходимо учитывать, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит норм, обязывающих органы власти определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку исходя из главы 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план Санкт-Петербурга является документом планирования, несёт функцию определения назначения территорий исходя из планов развития территории города в целом, и не направлен на фиксацию существующего положения.
При этом суд учитывает, что административный истец вправе в соответствии с частью 16 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации обратиться в уполномоченный орган с предложением о внесении изменений в документы территориального планирования и градостроительного зонирования, которое подлежит рассмотрению комиссией при подготовке проекта изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга.
Довод административного истца о произвольности оспариваемой нормы суд находит несостоятельным, поскольку согласно протоколу заседания Постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга от 23 апреля 2015 года (протокол N94, пункт 2) депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Анохиным А.Ю. изложено обоснование необходимости изменения функциональной зоны (том 3, л.д.231-236).
Аналогичное по своей сути обоснование изложено и в предложении Щербакова А.О, Гулевой М.А, Сивохиной Н.П, Андреевой В.В, озвученном на публичных слушаниях (том 3, л.д.99), при этом вопрос оценки целесообразности такого обоснования не входит в компетенцию суда.
Таким образом, данная норма, вопреки доводам истца, не была введена произвольно, такое правовое регулирование обусловлено необходимостью разрешения вопроса о судьбе места захоронения первостроителей Санкт-Петербурга, при том, что при принятии изменений в генеральный план Санкт-Петербурга как в 2015 году, так и в 2017 году, вопрос перезахоронения останков разрешён не был; фактическое перезахоронение произведено 23 ноября 2017 года (том 2, л.д.134).
Не является состоятельным и довод истца о несоответствии оспариваемой нормы положениям части 6 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1996 года N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", поскольку указанный закон не регулирует вопросы территориального планирования и функционального зонирования территорий населённых пунктов.
Таким образом, суд полагает установленным, что оспариваемый административным истцом в части нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органов государственной власти, с соблюдением установленного порядка принятия, его содержание в оспариваемой части не противоречит Градостроительному кодексу Российской Федерации и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания его недействующим не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 215 - 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "УНИСТО Петросталь Проект-Сытнинская" о признании недействующим листа 23 Приложения 2 к Закону Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N728-99 "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" в части отнесения земельного участка к функциональной зоне Р2 - отказать.
Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность по опубликованию сообщения о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись А.В.Белоногий
Копия верна: судья А.В.Белоногий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.