Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В,
при секретаре Колоцей И.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N3а-172/2018 по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу о приостановлении деятельности САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ" (далее - региональное отделение политической Партии, Отделение),
установил:
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ" зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по г.Москве 8 мая 2013 года за основным регистрационным номером N... (л.д.17-53).
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ" зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу 16 августа 2013 года за основным регистрационным номером N.., ведомственный регистрационный номер N... (л.д.8-16).
Устав Санкт-Петербургского регионального отделения общественной организации - Политической партии "Партия Возрождения России" утверждён учредительным съездом партии 26 октября 2013 года (л.д.82-157).
Новая редакция Устава регионального отделения Политической партии "Партия Возрождения России" утверждена решением Учредительного съезда Политической партии "Партия Возрождения России" 26 октября 2012 года (с изменениями от 24 декабря 2016 года) (л.д.158-218).
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу обратилось в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о приостановлении деятельности регионального отделения указанной выше Политической партии, ссылаясь на осуществление им деятельности с нарушением требований Федерального закона от 11 июля 2001 года N95-ФЗ "О политических партиях".
Представитель административного истца, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу Томова Т.А, действующая на основании доверенности от "дата", в судебное заседание явилась, на удовлетворении иска настаивает.
Административный ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, извещён судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства (л.д.245-247), об отложении судебного заседания не просил, доказательств уважительности причин неявки не представил, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией права граждан Российской Федерации на объединение в политические партии и особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Закон о политических партиях).
Обязанность политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Закона о политических партиях контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, её региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
В ходе осуществления контроля соблюдения политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями действующего законодательства Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу в деятельности регионального отделения Партии выявлены нарушения.
Из материалов дела следует, что распоряжением начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу от 6 апреля 2018 года N721-р поручено провести плановую проверку в отношении: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ"; место нахождения: 191014, "адрес"; установлено, что проверка проводится с целью установления деятельности организации за период с 3 мая 2015 года по 2 мая 2018 года законодательству Российской Федерации, а также положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии, на основании плана проведения проверок некоммерческих организаций, утверждённого приказом Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу от 31 октября 2017 года N734 (л.д.64-66).
Определён срок проведения проверки в период с 3 мая 2018 года по 31 мая 2018 года.
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу 6 апреля 2018 года в адрес регионального отделения политической партии направлено уведомление N... о проведении проверки этого регионального отделения (л.д.62-63).
По результатам проведения плановой документарной проверки 31 мая 2018 года составлен акт проверки N18, из которого следует, что:
1) в нарушение пункта 3 статьи 6, пункта 1 статьи 21, подпункта "а" пункта 1 статьи 27, пункта 5 статьи 27 Закона о политических партиях отделение не представило в Главное управление сведения об изменении наименования.
В частности, указано, что согласно пункту 1 статьи 27 Закона о политических партиях, политическая партия, её региональные отделения и иные зарегистрированные структурные подразделения обязаны информировать федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трёх дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о политической партии, её региональном отделении или ином зарегистрированном структурном подразделении.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся полное и (в случае, если имеется) сокращённое наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках.
В соответствии со сведениями Единого государственного реестра юридических лиц, региональное отделение политической партии 4 апреля 2017 года зарегистрировало новую редакцию Устава Отделения (в редакции от 26 декабря 2016 года), согласно которому из прежнего наименования Партии на основании пункта 1.1 статьи 6 Закона о политических партиях исключена организационно-правовая форма Партии (общественная организация).
Отделение не представило в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу сведения об изменении наименования Отделения, что также не оспорено административным ответчиком в ходе судебного разбирательства.
2) в нарушение пункта 1 статьи 21, пункта 3 статьи 23, подпункта "а" пункта 1 статьи 27 Закона о политических партиях, пунктов 5.7, 5.8 Главы 5, пунктов 8.3, 8.4, 8.5 Главы 8 Устава партии в редакции 2014 года, пунктов 5.7, 5.8 Главы 5, пунктов 15.14, 15.18 Главы 15 Партии в редакции 2016 года, Отделением не соблюдаются положения Устава, регламентирующие порядок деятельности контрольно-ревизионной комиссии, а также порядок приёма и учёта членов Партии, состоящих на учёте в Отделении.
Частью 1 статьи 27 Закона о политических партиях предусмотрено, что политическая партия, её региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.
В ходе проведения плановой документарной проверки региональное отделение политической партии осуществляло деятельность на основании Устава в редакции от 22 ноября 2014 года и от 24 декабря 2016 года.
Согласно пункту 8.3 Устава Отделения в редакции от 22 ноября 2014 года, Совет регионального отделения является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения; среди прочего, осуществляет созыв, подготовку и проведение очередных им внеочередных конференций (общих собраний) регионального отделения, определяет нормы представительства на них; Совет регионального отделения Партии проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев, которые созываются Секретарём совета отделения. Внеочередные заседания совета могут созываться наряду с Секретарём Совета отделения, по решению Председателя регионального отделения, а также, не менее трети членов совета, а также по требованию не менее трети местных (первичных - в отсутствие местных) отделений Партии.
Устав Отделения в редакции от 24 декабря 2016 года предусматривает аналогичные положения о порядке деятельности и компетенции Совета регионального отделения Партии (пункты 15.13, 15.14 Устава) (л.д.196-197).
При этом в пункте 15.14 Устава Отделения в редакции от 24 декабря 2016 года предусмотрено, что должность Секретаря Совета Регионального отделения Партии не может занимать одно и то же лицо более пяти сроков подряд.
Из акта проверки от 31 мая 2018 года N18 следует, что в период её проведения не представлены документы, подтверждающие проведение Советом Регионального отделения Партии заседаний в проверяемом периоде (в период с 3 мая 2015 года по 2 мая 2018 года) не реже одного раза в шесть месяцев. Равно, как и не представлено доказательств, подтверждающих избрание из состава членов Совета Регионального отделения политической Партии секретаря Совета.
Такие доказательства не представлены административным ответчиком в ходе судебного разбирательства, как и не оспорено данное основание по мотиву его соблюдения Региональным отделением политической партии.
Уставом Отделения в редакции от 22 декабря 2014 года (пункт 8.5) предусмотрено, что заседания контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения созываются председателем комиссии по мере необходимости, но не реже одного раза в шесть месяцев. Внеочередные собрания наряду с председателем комиссии могут созываться по решению не менее одной трети членов контрольно-ревизионной комиссии. Заседание считается правомочным, если в нём приняли участие более половины членов контрольно-ревизионной комиссии. Члены контрольно-ревизионной комиссии не могут быть одновременно членами руководящих органов регионального отделения и штатными сотрудниками их аппаратов. Порядок деятельности контрольно-ревизионной комиссии регионального отделения определяется Положением, утверждённым Съездом партии. Полномочия ревизионной комиссии регионального отделения сохраняются до избирания на конференции (общем собрании) нового состава ревизионной комиссии регионального отделения партии (л.д.131).
В силу этого же пункта, контрольно-ревизионная комиссия, среди прочего, осуществляет контроль за соответствием решений, принимаемых партийными органами, действующему законодательству; контролирует выполнение Устава и решений партийных органов в региональном отделении; контролирует состояние учёта в региональном отделении; ежегодно проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности в региональном отделении; отчитывается о проделанной работе на конференции (общем собрании) регионального отделения.
Согласно статье 15.18 Устава в редакции от 24 декабря 2016 года, контрольно-ревизионная комиссия Регионального отделения партии, среди прочего, избирает из своего состава Председателя контрольно-ревизионной комиссии на срок своих полномочий и досрочно прекращает его полномочия по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и настоящим Уставом (пункт 15.18.1); не реже 1 раза в год проверяет состояние финансово-хозяйственной деятельности и отчётности Регионального отделения (пункт 15.18.2); информирует Председателя и Совет Регионального отделения о результатах проверок, вносит их на рассмотрение представления о необходимости устранения недостатков в деятельности отделения в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом (пункт 15.18.3); отчитывается о проделанной работе на конференции (общем собрании) Регионального отделения (пункт 15.18.4).
Уставом Отделения в редакции от 24 декабря 2016 года вопрос о порядке деятельности (порядке созыва заседаний) контрольно-ревизионной комиссии Регионального отделения урегулирован аналогичным образом, как и в Уставе Отделения в редакции от 22 декабря 2014 года.
Как следует из акта проверки от 31 мая 2018 года N18, Отделением в период проведения проверки не представлены документы, подтверждающие деятельность контрольно-ревизионной комиссии в проверяемом периоде (в период с 3 мая 2015 года по 2 мая 2018 года), избрание председателя, проведение заседаний контрольно-ревизионной комиссии Регионального отделения партии в установленные Уставом в редакции от 22 декабря 2014 года и от 24 декабря 2016 года сроки (не реже одного раза в шесть месяцев), проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности Отделения, представление отчётов о проделанной работе на общих собраниях Отделения.
Согласно пункту 2 статьи 27 Закона о политических партиях, региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделённых правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах.
Уставом Отделения в редакции от 22 декабря 2014 года в статьях 5.7, 5.8 предусмотрены положения о порядке приёма в качестве членов Партии. Так, установлено, что приём в члены Партии осуществляется по месту постоянного или преимущественного проживания вступающего на основании его личного письменного заявления, решением общего собрания или решением совета первичного отделения, решением общего собрания или решением совета местного отделения, а также решением совета регионального отделения, решением общего собрания или конференции регионального отделения Партии. Решение о приёме в Партию оформляется в виде протокола, который независимо от места приёма вступающего в партию в регионе хранится вместе с личным заявлением вступающего в совете регионального отделения. Вопрос о приёме в Партию может быть решён на Учредительном съезде Партии, очередных или внеочередных съездах, заседаниях Президиума Центрального Совета, на заседании Центрального Совета (статья 5.7 Устава).
Основной учёт членов партии осуществляется советом регионального отделения на основании списка учёта с указанием фамилии, имени, отчества членов партии, гражданства, даты их рождения, адреса постоянного или преимущественного проживания, контактного телефона, даты приёма и органа, принявшего в Партию, а также личных письменных заявлений вступающих и протоколов отделений, принявших в Партию, которые хранятся в совете регионального отделения Партии (статья 5.8 Устава в редакции от 22 декабря 2014 года).
Из Устава Отделения в редакции от 24 декабря 2016 года усматривается, что приём в члены партии, а также порядок учёта членов партии, урегулирован в статьях 5.7, 5.8 Устава.
Согласно статье 5.7 Устава в указанной редакции, приём в члены Партии производится, как правило, по месту постоянного или преимущественного проживания гражданин Российской Федерации, на основании его личного письменного заявления, форма которого утверждается решением Президиума Центрального Совета Партии (пункт 5.7.1); решения о приёме гражданина Российской Федерации в члены Партии вправе принимать (пункт 5.7.2): Федеральные руководящие органы Партии: Съезд Партии, Центральный Совета Партии, Президиум Центрального Совета Партии; региональные руководящие органы Партии: Общие собрания (конференции) региональных отделений Партии, Советы региональных отделений Партии; местные руководящие органы Партии: общие собрания (конференции) местных отделений Партии, Советы местных отделений Партии; первичные руководящие органы: общие собрания первичных отделений Партии; Советы первичных отделений Партии.
Административным ответчиком не оспорено утверждение, изложенное в акте проверки от 31 мая 2018 года N18, о том, что Отделением не представлены документы, подтверждающие численность регионального отделения Партии, состоящих на учёте в Отделении, в количестве 19 человек (как это отражено в протоколе внеочередного собрания от 30 ноября 2016 года N2016).
3) информация о продолжении деятельности в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона о политических партиях Отделением представлена несвоевременно (л.д.69-76).
В частности, в акте от 31 мая 2018 года указано, что Отделением в проверяемый период представлена статистическая отчётность и годовая бухгалтерская отчётность за 2015 год; бухгалтерская отчётность за 2016 год представлена без показателей, что свидетельствует об отсутствии хозяйственной деятельности; отсутствует информация о нарушениях действующего законодательства Российской Федерации в деятельности Отделения, в том числе направленных на дискредитацию государственной власти Российской Федерации; собственного сайта у Отделения не имеется; информация об отделении размещается на сайте Партии (http://p-v-ros.ru)
Акт проверки регионального отделения политической партии направлен в её адрес в эту же дату 31 мая 2018 года письмом с исх. N... (л.д.68-76).
Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу 4 июня 2018 года вынесено предупреждение N... о нарушении законодательства Российской Федерации; установлен срок для его устранения до 15 августа 2018 года (включительно) (л.д.77-80).
Предупреждение направлено по месту нахождения Отделения 5 июня 2018 года, что подтверждается почтовым конвертом с идентификационным номером N... (л.д.81), однако письмо вернулось с отметкой почтового отделения связи "истёк срок хранения" (л.д.81).
Сведения об обжаловании в судебном порядке указанного предупреждения материалы дела не содержат.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из требований приведённого законоположения, предупреждение Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу от 4 июня 2018 года N.., направленное Отделению по адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц и указанному в Уставе ( "адрес"), считается доставленным адресату.
До настоящего времени выявленные в деятельности регионального отделения политической партии нарушения действующего законодательства не устранены, что не оспорено административным ответчиком.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Закона о политических партиях в случае нарушения региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, данного Федерального закона и иных федеральных законов соответствующий территориальный орган выносит региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее одного месяца.
В случае, если региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии в установленный срок эти нарушения не были устранены и предупреждение территориального органа не было обжаловано в суд, деятельность регионального отделения или иного структурного подразделения политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа на основании заявления соответствующего территориального органа.
Таким образом, неустранение региональным отделением Политической партии нарушений законодательства Российской Федерации в сроки, установленные Главным Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу, является основанием для приостановления её деятельности.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учётом того, что требование о приостановлении деятельности политической партии на срок два месяца предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по г.Санкт-Петербургу удовлетворить.
Приостановить деятельность САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ - ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "ПАРТИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ" (основной регистрационный номер N.., ведомственный регистрационный номер N... ) на срок 2 (два) месяца.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: подпись А.В.Белоногий
Копия верна: судья А.В.Белоногий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.