судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи Федерякиной М.А.,
судей Мухортых Е.Н, Дубинской В.К,
при секретаре Шумлянской В.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Азаровой С. В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Азарова Е.А. по доверенности Бабаева А.Г.о на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 22 июня 2018 года, которым постановлено :
В удовлетворении исковых требований Азаровой С.В, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Азарова Е.А, к Департаменту городского имущества города Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы о признании права пользования жилым помещением, обязании заключить договор социального найма жилого помещения, признании незаконным решения Комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот в части отказа в заключении договора найма жилого помещения и направления квартиры на реализацию жилищных программ города Москвы отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец Азарова С.В. обратилась в Басманный районный суд г. Москвы с иском к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы о признании недействительным решения комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мотивируя свои требования тем, что она обратилась с заявлением о рассмотрении вопроса о возможности заключения договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: *, с ней и ее несовершеннолетним сыном Азаровым Е.А, 2011 года рождения, в удовлетворении которого было отказано ( протокол N 171 от 27.04.2017 г.) Истец считает, что отказ принят в нарушении действующего законодательства и нарушает права и интересы ее и ее несовершеннолетнего сына.
Определением Басманного районного суда г. Москвы от 08.12.2017 г. гражданское дело было передано на рассмотрение по подсудности в Зюзинский районный суд г. Москвы.
В ходе судебного разбирательства истец Азарова С.В. уточнила исковые требования, предъявила исковые требования к ответчикам ДГИ г. Москвы и Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, и просила признать за ней и ее сыном право пользования жилым помещением, обязать уполномоченные органы заключить с ней договор социального найма жилого помещения, признать незаконным решение Комиссии по решению жилищных вопросов лиц из числа детей-сирот в отношении истцов от 27.04.2017 г. в части отказа в их требованиях заключить договор социального найма на жилое помещение и направить квартиру на реализацию жилищных программ города Москвы.
В обосновании уточненных исковых требований истец указала, что она и сын являются членами семьи (жена и сын) умершего нанимателя Азарова А.А, который являлся выпускником из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживают в однокомнатной квартире по адресу: *, с 2011 года, вселены нанимателем Азаровым А.А, как члены его семьи. Правообладателем квартиры является город Москва. На основании решения от 28.04.2009 г. городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот Москвы, протоколом N 59 о предоставлении жилого помещения и распоряжения ДЖП и ЖФ г. Москвы от 28.05.2009 г. N 1078, с умершим Азаровым А.А. был заключен договор безвозмездного пользования спорной квартирой. Полагает отказ в заключении договора социального найма незаконным.
Истец Азарова С.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Бабаев А.Го. в судебное заседание явился, уточненные исковые требования поддержал.
Представители ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Пантелеев А.В, Амелина Е.В. в судебное заседание явились, исковые требования не признали по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика ДГИ г. Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд постановилвышеуказанное решение, которое представитель Азаровой С.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Азарова Е.А, по доверенности Бабаев А.Г.о просит отменить по доводам апелляционной жалобы, полагая решение незаконным и необоснованным, поскольку имеет место несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, суд необоснованно принял позицию ответчика, которая основана не на действующих нормах законодательства.
В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение - и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В силу ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением Правительства Москвы 08.09.2015 N566-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы", Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (далее - Департамент) является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, Департамент создает территориальные подразделения - управления социальной защиты населения города Москвы, являющиеся юридическими лицами.
В силу Постановления Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП (ред. от 20.10.2015) "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 109.1 ЖКРФ)
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - ФЗ N 159-ФЗ): Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу ст. 92 ЖК РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Согласно п. 6 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Во исполнение нормативных положений федерального законодательства принят Закон города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве", который регулирует отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в городе Москве.
Согласно п. 9 ст. 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 г. N 61 Договор найма специализированного жилого помещения заключается с лицами, указанными в пункте 1 ст.13 Закона города Москвы от 30.11.2005 г. N 61, сроком на пять лет. По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 ст.13 Закона города Москвы от 30.11.2005 г. N 61, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы принимает решение об исключении данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы и о заключении с лицами, указанными в пункте 1 ст.13 Закона города Москвы от 30.11.2005 г. N 61, договора социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Москвы.
В целях реализации положений статьи 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве" утвержден "Порядок выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, предоставления им жилых помещений по договорам социального найма либо предоставления им жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений на новый срок" (далее - Порядок) установлен Приложением N4 к Постановлению Правительства Москвы N 430-ПП от 14 июля 2015 года "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве".
В соответствии с п.п. 8. 2. 9 Комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданная распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" выносит заключение об отсутствии у лиц из числа детей-сирот обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, и о предоставлении лицам из числа детей-сирот занимаемых жилых помещений по договорам социального найма.
В силу п.п. 10, 10.2 Порядка Департамент городского имущества города Москвы в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения протокола заседания Комиссии, поступившего в порядке и сроки, предусмотренные Положением о Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот, принимает решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы и предоставлении жилого помещения по договору социального найма в случае вынесения Комиссией заключения, указанного в пункте 8.2 настоящего Порядка.
Учитывая приведенные нормы, как правильно указал суд первой инстанции, Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы не может являться надлежащим ответчиком в спорах, связанных с возникновением, прекращением, изменением порядка пользования жилыми помещениями в городе Москве, а также по делам связанным с исключением жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы и предоставлением жилых помещений по договорам социального найма.
Из материалов дела видно и судом установлено, что спорное жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: *, было предоставлено супругу истца Азарову А.А, 1990 г.р. по договору безвозмездного пользования заключенному с ГУП г.Москвы "Московская социальная гарантия", уполномоченным постановлением Правительства Москвы от 02.10.2007 N 854-ПП (утратило силу с 14 июля 2015 года в связи с принятием постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП) на осуществление функций по заключению и оформлению договоров безвозмездного пользования жилыми помещениями, находящимися в собственности города Москвы, с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа на основании решения Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа о предоставлении жилого помещения (протокол от 28.04.2009 N 59).
В силу п.п. 1.1. договора безвозмездного пользования спорное жилое помещение находится в собственности города Москвы, а согласно п.п. 4.3 договор прекращается в связи: со смертью пользователя, истечением срока договора.
Решением Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей,оставшихся без попечения родителей от 27 апреля 2017 года (выписка из протокола N171) отказано в удовлетворении заявления Азаровой С.В. о заключении договора социального найма. Спорная квартира в связи со смертью нанимателя направлена на реализацию жилищных программ города Москвы.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как видно из материалов дела, решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 03 июня 2015 года, вступившим в законную силу, удовлетворены исковые требования ДГИ г. Москвы к Азаровой С.В. и в интересах Азарова Е.А. о выселении из спорного жилого помещения.
Указанным решением суда установлено, что Азарова С.В, несовершеннолетний Азаров Е.А, 2011 года рождения, не имея регистрации по месту жительства в спорной квартире, незаконно занимают спорное жилое помещение, расположенное по адресу: *, поскольку собственником жилого помещения - г. Москва в лице ДЖП и ЖФ г. Москвы не предоставлял указанное жилое помещение в пользование и владение Азаровой С.В, не заключал с Азаровой С.В. какого-либо договора в отношении указанного жилого помещения.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд обоснованно исходил из того, что договор безвозмездного пользования жилым помещением, заключенный с Азаровым А.А, прекратил свое действие в связи со смертью Азарова А.А. В спорном жилом помещении Азаров А.А. был зарегистрирован один. Азарова С.В. и ее несовершеннолетний сын в спорном жилом помещении не зарегистрированы, оснований
для принятия решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы и заключения договора социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: * у Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот не имелось, оспариваемое решение Комиссии принято в соответствии нормами действующего законодательства, является законным.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
При проверке законности и обоснованности решения по настоящему делу в апелляционном порядке судебная коллегия не установиланарушений норм материального и процессуального законодательства судом первой инстанции, являющихся основанием к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, основанием к отмене решения суда не являются.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 22 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий :
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.