Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 декабря 2018 г. по делу N 33а-1311/2018
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Капусте А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца и представителя Министерства обороны Российской Федерации - Яшкова В.Л. на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 29 августа 2018 г, которым частично удовлетворены заявленные требования капитана медицинской службы Писирханова Насрудина Магомеднабиевича о признании незаконными действий должностных лиц Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент жилищного обеспечения) и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с несвоевременным включением истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и неначислением инвестиционного дохода.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб и возражений на одну из них, объяснения представителей Министерства обороны Российской Федерации - Фролова А.А. в обоснование апелляционной жалобы, Департамента жилищного обеспечения и Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - Чудиновой М.А, просившей решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Писирханов Н.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия должностных лиц Департамента жилищного обеспечения, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС, признать незаконным ответ из ФГКУ "Росвоенипотека" от 19 июня 2018 г. N НИС-2/1/5761 на его заявление, возложить на Департамент жилищного обеспечения и ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность перечислить на его именной накопительный счет денежные средства в размере не начисленного инвестиционного дохода за период с 22 мая 2007 г. по 16 сентября 2014 г.
Также истец просил суд взыскать с административных ответчиков в его пользу 300 руб. в порядке возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины.
В обоснование Писирханов Н.М. указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части N. 16 сентября 2014 г. ФГКУ "Росвоенипотека" открыло именной накопительный счет на его имя, на который были начислены накопительные взносы с 22 мая 2007 г. В мае 2018 г. он обратился в ФГКУ "Росвоенипотека" с требованием о переводе на его именной накопительный счет не начисленного инвестиционного дохода за период с 22 мая 2007 г. по 16 сентября 2014 г. В своем ответе от 19 июня 2018 г. начальник 2 управления (финансово-экономического) указанного учреждения отказал в удовлетворении данного требования на том основании, что в связи с открытием именного накопительного счета 29 сентября 2014 г. накопительные взносы до 1 октября 2014 г. на его счете не учитывались, в доверительное управление не передавались, а потому доходов от их инвестирования не было. Истец считает, что несвоевременным включением в реестр участников НИС были нарушены его жилищные права.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконным ответ начальника 2 управления (финансово-экономического) ФГКУ "Росвоенипотека" от 19 июня 2018 г. N НИС-2/1/5761 и обязал названное должностное лицо его отозвать. Также суд взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Писирханова Н.М. в возмещение судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, 300 руб.
В удовлетворении остальных требований судом отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда в части возмещения судебных расходов отменить в связи с нарушением норм материального права и отказать в удовлетворении заявленных требований в данной части.
В обоснование указывается, что расходы по уплате истцом государственной пошлины подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, поскольку Министерство обороны Российской Федерации относится к органам военного управления, которые от уплаты государственной пошлины освобождены.
В письменных возражениях представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с требованиями пунктов 5 и 13 данных Правил в Министерстве обороны Российской Федерации регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения Минобороны России как структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами. При этом внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Согласно положениям главы IV действовавшего до 9 июня 2017 г. Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166, представление в региональное управление жилищного обеспечения комплекта документов для включения военнослужащего в реестр участников НИС являлось обязанностью командира воинской части, в которой военнослужащий проходит службу.
Аналогичные требования содержались в действовавших до утверждения указанного Порядка приказах Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2005 г. N 220 и от 30 января 2009 г. N 30, а также в действующем в настоящее время приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245.
По делу установлено, что Писирханов Н.М. поступил в добровольном порядке на военную службу из запаса, заключил первый контракт о прохождении военной службы 31 января 2007 г. и в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон) относится к участникам НИС. В настоящее время он проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
В ходе проведенного командованием воинской части расследования было установлено, что по вине должностных лиц войсковых частей N и N надлежащим образом оформленные документы на Писирханова Н.М. были направлены в Департамент жилищного обеспечения только в 2014 г, в связи с чем он был включен в реестр участников НИС лишь 16 сентября 2014 г. Указанные действия командования Писирхановым Н.М. не оспаривались.
Поэтому гарнизонный военный суд правильно отказал истцу в удовлетворении требования о признании незаконными действий должностных лиц Департамента жилищного обеспечения, связанных с несвоевременным включением его в реестр участников НИС.
В мае 2018 г. Писирханов Н.М. обратился в ФГКУ "Росвоенипотека" с требованием перечислить на его именной накопительный счет денежные средства в размере не начисленного инвестиционного дохода за период с 22 мая 2007 г. по 16 сентября 2014 г.
В своем ответе от 19 июня 2018 г. начальник 2 управления (финансово-экономического) указанного учреждения отказал в удовлетворении данного требования на том основании, что в связи с открытием именного накопительного счета Писирханова Н.М. 29 сентября 2014 г. накопительные взносы до 1 октября 2014 г. на его счете не учитывались, в доверительное управление не передавались, а потому доходов от их инвестирования не было.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспоренный ответ из ФГКУ "Росвоенипотека" от 19 июня 2018 г. N НИС-2/1/5761 является незаконным, а требования истца в данной части подлежат удовлетворению.
Согласно статье 10 Федерального закона основанием возникновения права на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника является:
1) общая продолжительность военной службы, в том числе в льготном исчислении, двадцать лет и более;
2) увольнение военнослужащего, общая продолжительность военной службы которого составляет десять лет и более:
а) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе;
в) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
г) по семейным обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе;
3) исключение участника накопительно-ипотечной системы из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
4) увольнение военнослужащего по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе.
В соответствии с частью 1 ст. 14 Федерального закона каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа в целях:
1) приобретения жилого помещения или жилых помещений, приобретения земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, под залог приобретаемых жилого помещения или жилых помещений, указанного земельного участка, а также приобретения жилого помещения или жилых помещений по договору участия в долевом строительстве;
2) уплаты первоначального взноса при приобретении с использованием ипотечного кредита (займа) жилого помещения или жилых помещений, приобретении земельного участка, занятого приобретаемыми жилым домом либо частью жилого дома и необходимого для их использования, уплаты части цены договора участия в долевом строительстве с использованием ипотечного кредита (займа) и (или) погашения обязательств по ипотечному кредиту (займу).
Поскольку истец не заключал с уполномоченным федеральным органом договор целевого жилищного займа и желания воспользоваться находящимися на его именном накопительном счете денежными средствами не изъявлял, то гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что требование возложить на Департамент жилищного обеспечения и ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность перечислить на его именной накопительный счет денежные средства в размере не начисленного инвестиционного дохода за период с 22 мая 2007 г. по 16 сентября 2014 г. являются преждевременными.
Согласно статье 111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В пунктах 1, 7 и 43 Устава ФГКУ "Росвоенипотека", утвержденного Министром обороны Российской Федерации 24 июня 2011 г, определено, что функции и полномочия учредителя и собственника данного учреждения, контроль за его финансово-экономической и хозяйственной деятельностью осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, в ведомственном подчинении которого оно находится.
Исходя из этого, гарнизонный военный суд обоснованно взыскал с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Писирханова Н.М. в порядке возмещения судебных расходов 300 руб.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 29 августа 2018 г. по административному исковому заявлению Писирханова Насрудина Магомеднабиевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы истца и представителя Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.