Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в составе:
председательствующего Басхановой М.З,
судей Дауркиной П.П, Эмиева Т.Ш-А,
при секретаре Магомадовой Л.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФСИН России и УФСИН России по Чеченской Республике Даргаева И.С. на решение Ленинского районного суда города Грозного от 17 мая 2018 года по делу по иску Магомедова Ибрагима Хамидовича к ФСИН России, ФКУ ГУОДОП ФСИН России, УФСИН России по ЧР о назначении ежемесячных выплат,
УСТАНОВИЛА:
Магомедов И.Х. обратился в Ленинский районный суд города Грозного с иском к ФСИН России, ФКУ ГУОДОП ФСИН России, УФСИН России по ЧР о назначении ежемесячных выплат, мотивируя свои требования тем, что приказом по УФКУ ОУДОП ФСИН России по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ года он уволен с должности по ограничению состояния здоровья. ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ГБ МСЭ по ЧР ему установлены 2 группа инвалидности в связи с военной травмой, полученной в период прохождения службы и стойкая утрата трудоспособности в размере 90%. В соответствии с приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N N ему с 29 сентября 2015 года по 30 сентября 2016 года произведена выплата денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера пенсии по 2 группе инвалидности в размере 90% месячного денежного довольствия. С 01 октября 2016 года указанные выплаты прекращены, в связи с вступлением в силу 12 мая 2016 года Федерального закона от 01 мая 2016 года N 125-ФЗ "О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", изменившего условия назначения выплат ежемесячной денежной компенсации. 18 апреля 2017 года он обратился в ФКУ ГУОДОП ФСИН России с просьбой о дальнейшей выплате ежемесячных сумм в соответствии законом, действовавшим на момент установления утраты трудоспособности. В процессе переписки, 13 ноября 2017 года им получен ответ из УФСИН России по Чеченской Республике, в соответствии с которым полагающиеся выплаты ему могут быть выплачены только в соответствии с действующим законодательством.
Указанные действия ответчика являются не законными, в связи с чем просит обязать ФКУ ГУОДОП ФСИН России по Чеченской Республике назначить ему ежемесячные денежные выплаты с 01 октября 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 гола N 28З-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона N 125-ФЗ от 01.05.2016 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в размере 90 % ежемесячного денежного довольствия.
Решением Ленинского районного суда города Грозного от 17 мая 2018 года исковые требования Магомедова И.Х. удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал ФКУ ГУОДОП ФСИН России по Чеченской Республике назначить Магомедову И.Х. ежемесячные денежные выплаты с 01 октября 2016 года, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 282-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона N 125-ФЗ от 01.05.2016 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в размере 90% ежемесячного денежного довольствия.
В апелляционной (основной и дополнительной) жалобе представитель ФСИН России и УФСИН России по Чеченской Республике Даргаев И.С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что они не были извещены о времени и месте судебного заседания. Судом неправильно определены фактические обстоятельства дела и к спорным правоотношениям применен приказ, не подлежащий применению.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Чеченской Республике Даргаев И.С. просил об отмене решения суда, ссылаясь на доводы апелляционной жалобы.
Магомедов И.Х, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает возможным данное дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель Магомедова И.Х. - Хаджиева Л.Ш. просит решение суда оставить без изменения.
Заслушав доклад судьи Дауркиной П.П, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 330 частью 4 пунктом 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является: рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции в нарушение требований статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не был надлежащим образом извещен представитель ФСИН России и УФСИН России по Чеченской Республике.
Наличие указанного обстоятельства является основанием для перехода к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики от 13 ноября 2018 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.
Как усматривается из обстоятельств дела, Магомедовым И.Х. заявлен иск к ФСИН России, ФКУ ГУОДОП ФСИН России, УФСИН России по ЧР о назначении ему ежемесячных денежных выплат с 01 октября 2016 года в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 гола N 28З-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона N 125-ФЗ от 01.05.2016 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в размере 90% ежемесячного денежного довольствия.
Судебная коллегия оценив представленные сторонами доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования основаны на ошибочном толковании требований закона, регулирующего спорные правоотношения.
Так, из материалов дела следует, что требования истца сводятся к понуждению ответчика назначить ежемесячные денежные выплаты с 01 октября 2016 года, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 282-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона N 125-ФЗ от 01.05.2016 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в размере 90% ежемесячного денежного довольствия.
Оценив предмет, основания и характер спорных правоотношений, судебная коллегия полагает, что обстоятельствами имеющими существенное значение для правильного разрешения спора и, следовательно, подлежащими доказыванию является факт причинения истцу вреда здоровью при исполнении служебных обязанностей, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и момент возникновения у истца прав на ежемесячную выплату в виде возмещения вреда здоровью, причиненного при исполнении служебных обязанностей.
Согласно статьи 5 Федерального закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Истец исходит из того, что изначально его право на получение ежемесячных денежных выплат возникло на основании положений Федерального закона от 30 декабря 2012 гола N 28З-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона N 125-ФЗ от 01.05.2016 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а потому спорные правоотношения должны разрешаться без учета указанных в новом законе изменений.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами истца.
Как следует из материалов дела, Магомедов И.Х. уволен из органов Управления ФКУ ОУДОП ФСИН России по Чеченской Республике по пункту "з" статьи 58 (по ограничению состояния здоровья), что подтверждается выпиской из приказа Управления по ЧР ФКУ УО ДОП ФСИН России N N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13).
Также установлено, что приказом ФСИН России от 25 апреля 2016 года N N истцу назначена ежемесячная компенсация на период установления второй группы инвалидности с 25 сентября 2015 года по 30 сентября 2016 года.
Из справки ФКУ ГУОДОП ФСИН России от 26.09.2017 г. видно, что истец получает пенсию по инвалидности вследствие военной травмы по линии УИС с 01 августа 2015 года. Размер пенсии составляет "данные изъяты" (л.д. 7).
Согласно справке от 27.09.2017 года, выданной Управлением ФКУ ГУОДОП ФСИН России истцу выплачена денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия за вычетом размера пенсии по 2 группе инвалидности в размере 90% месячного денежного довольствия, с 29 сентября 2015 года по 30 сентября 2016 года включительно. Общая сумма выплаты составляет "данные изъяты"..
Таким образом, судебной коллегией достоверно установлено, что назначенная истцу приказом ФСИН России от 25 апреля 2016 года N N ежемесячная компенсация имела временный характер, и, следовательно, при наступлении установленного в указанном решении органа (30 сентября 2016 года), правоотношения между сторонами прекратились.
Обращаясь в суд иском истец сослался на то, что в связи с причинением вреда здоровью при исполнением служебных обязанностей, ему установлена инвалидность второй группы по причине военной травмы бессрочно, о чем имеется справка об инвалидности серии МСЭ-2015 N N, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
В настоящее время отношения, связанные с реализацией сотрудниками прав на выплату ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия регулируется Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ (ред. от 01.05.2016 N 125-ФЗ) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 12).
По смыслу приведенных выше норм права, назначение ежемесячной денежной выплаты носит заявительный характер и право на ее получение возникает у сотрудника со дня обращения с соответствующим заявлением и предоставлением необходимых для этого документов.
Вместе с тем доказательств, подтверждающих обращение истца в специальную комиссию для решения вопроса о возмещении вреда, как того требует статья 12 Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 01.05.2016) "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в материалах дела не имеется, истцом суду апелляционной инстанции не представлено.
При таких обстоятельствах доводы истца о наличии у него права на получение ежемесячных денежных выплат на основании положений Федерального закона от 30 декабря 2012 гола N 28З-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции, действовавшей до вступления в законную силу Федерального закона N 125-ФЗ от 01.05.2016 года "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" судебная коллегия находит не состоятельными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 27.01.2010 г. при рассмотрении исков о возмещении вреда, причиненного здоровью, предъявленного по истечении трех лет со дня возникновения права на удовлетворение требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина следует иметь в виду, что в силу положений статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации выплаты за прошлое время взыскиваются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска. Вместе с тем, суд вправе взыскать сумму возмещения вреда и за период, превышающий три года при условии вины ответчика в образовавшихся недоплатах несвоевременных выплатах гражданину.
Вопреки доводам истца, каких-либо обстоятельств, подтверждающих вину ответчика в нарушении прав истца на получение выплат в связи с возмещением вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют какие-либо правовые основания для возложения на ответчика обязанности по выплате истцу ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью по доводам, указанным истцом.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Магомедова И.Х..
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Грозного от 17 мая 2018 года по делу по иску Магомедова Ибрагима Хамидовича к ФСИН России, ФКУ ГУОДОП ФСИН России, УФСИН России по ЧР о возложении обязанности назначения ежемесячных выплат отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Магомедова Ибрагима Хамидовича к ФСИН России, ФКУ ГУОДОП ФСИН России, УФСИН России по ЧР о возложении обязанности назначения ежемесячных выплат отказать.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.