Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Горшунова Д.Н.
судей Гафиятуллина Ш.Ш, Сибгатуллиной Л.И.
при секретаре судебного заседания Кадыровой А.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафиятуллина Ш.Ш. административное дело по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 сентября 2018 года, которым постановлено:
административное исковое заявление акционерного общества "Чистопольский Хлебозавод" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость: 1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия) площадью 8 168 квадратных метра с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес" 2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная территория) площадью 29 351 квадратных метра с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес" "адрес", указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3 928 952 рублей и 18 725 938 рублей соответственно.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2017 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 29 декабря 2017 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Акционерное общество "Чистопольский Хлебозавод" (далее - АО "Чистопольский Хлебозавод") обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости: 1) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под промышленные предприятия), площадью 8 168,3 квадратных метра с кадастровым номером.., расположенного по адресу: "адрес" "адрес" 2) земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная территория), площадью 29 351 квадратных метра с кадастровым номером "адрес", расположенного по адресу: "адрес" "адрес"
В обоснование указало, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами... и.., определенная в размере 12 809 936 рублей 48 копеек и 43 944 317 рублей 20 копеек, нарушает его права как собственника спорных объектов. В связи с определением рыночной стоимости земельных участков просит установить кадастровую стоимость, указав их равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года в размере 2 703 707 рублей и 11 916 506 рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан административный иск не признал.
Суд вынес решение в вышеизложенной формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия находит, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В соответствии с ч.1 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
На основании ч. 2 ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов АО "Чистопольский Хлебозавод" представило отчет... от 27 марта 2018 года об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, согласно которому по состоянию на 1 января 2015 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... составила 2 703 707 рублей и земельного участка с кадастровым номером... - 11 916 506 рублей.
По ходатайству представителя административного ответчика определением Верховного Суда Республики Татарстан от 26 июня 2018 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения их рыночной стоимости.
Эксперт определилрыночную стоимость рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером... по состоянию на 1 января 2015 года в размере 3 928 952 рублей и земельного участка с кадастровым номером... - 18 725 938 рублей.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что представленный административным истцом отчет о рыночной стоимости земельного участка не соответствует требованиям закона, в связи с чем, не может быть положен в основу решения, при этом, административным ответчиком не представлены доказательства об иной рыночной стоимости земельного участка, поэтому суд взял за основу заключение эксперта ФИО5 автономной некоммерческой организации "Финансово-экономическая судебная экспертиза" N... от 8 августа 2018 года, указав, что оно соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о судебно-экспертной деятельности и установилрыночную стоимость в соответствии с данным заключением.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, поскольку он основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии заключения судебной экспертизы требованиям федерального законодательства, не влияют на правильность вынесенного решения, поскольку они были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка. Кроме того, административный ответчик не представил суду допустимых доказательств об иной рыночной стоимости земельного участка.
Другие доводы жалобы были предметом рассмотрения суда 1-й инстанции и им дана надлежащая оценка.
Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 4 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.