Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьи Булгытовой С.В.
судей Захарова Е.И, Нимаевой О.З.
при секретаре Абзаевой В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ к межведомственной комиссии при Администрации г. Улан-Удэ об оспаривании действий
по апелляционной жалобе административного ответчика
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 3 октября 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В, объяснения представителя административного истца Голобоковой И.А, представителя административного ответчика Манхановой Б.Б, ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
1. ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (далее - СибТУИО) предъявило к межведомственной комиссии при Администрации г. Улан-Удэ административный иск об оспаривании возврата без рассмотрения заявления СибТУИО о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Требования мотивированы тем, что на основании передаточного акта от 1 апреля 2011 года, подписанного 235 КЭЧ района Сибирского военного округа и СибТУИО, на баланс СибТУИО переданы многоквартирные жилые дома, расположенные по адресам: г "... ".
9 апреля 2018 года СибТУИО обратилось в межведомственную комиссию при Администрации г. Улан-Удэ с заявлением о признании указанных домов аварийными и подлежащими сносу.
24 апреля 2018 года межведомственная комиссия возвратила заявление без рассмотрения по мотиву, что не представлены правоустанавливающие документы в отношении домов.
СибТУИО не согласно с возвратом заявления, ссылаясь на то, что к заявлению приложены необходимые документы.
Межведомственная комиссия требования не признала.
Районный суд отказал в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе СибТУИО ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель СибТУИО поддержала доводы жалобы, представитель комиссии возражала против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).
Согласно пункту 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в данном Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 данного Положения.
В пункте 45 Положения перечислены документы, которые заявитель представляет в комиссию для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным.
Из подпункта "б" данного пункта следует, что представляются копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела видно, что заявление СибТУИО о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу возвращено межведомственной комиссией по мотиву, что не представлены правоустанавливающие документы в отношении жилых домов.
Районный суд признал указанные действия межведомственной комиссии правомерными.
При этом суд не учел следующее.
Согласно пункту 4 Положения жилым помещением признается изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.
В соответствии с пунктом 5 Положения жилым помещением признается:
жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем;
квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;
комната - часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.
Из пункта 6 Положения следует, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Таким образом, жилое помещение и многоквартирный дом являются разными понятиями.
В пункте "б" пункта 45 Положения говорится о копиях правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указания на необходимость представления правоустанавливающих документов на многоквартирные дома данный подпункт не содержит.
СибТУИО обратилось в межведомственную комиссию с заявлением о признании аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов, а не жилых помещений, поэтому не обязано представлять документы, указанные в подпункте "б" пункта 45 Положения.
Из представленных документов видно, что многоквартирные жилые дома находятся в федеральной собственности, полномочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Дома переданы СибТУИО на основании передаточного акта от 1 апреля 2011 года, утвержденного министром обороны РФ. Этот акт приложен к заявлению СибТУИО.
Таким образом, СибТУИО обладает правами и обязанностями по отношению к указанным домам как представитель Министерства обороны РФ и правомочно подавать заявления о признании этих домов аварийными и подлежащими сносу.
Возвращение межведомственной комиссией заявления СибТУИО без рассмотрения является необоснованным, поэтому административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 3 октября 2018 года по административному иску ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ к межведомственной комиссии при Администрации г. Улан-Удэ об оспаривании действий отменить.
Принять по делу новое решение, которым административный иск удовлетворить.
Обязать межведомственную комиссию при Администрации г. Улан-Удэ рассмотреть заявление ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ от 9 апреля 2018 года о признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.
Председательствующий судья
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.