Заместитель председателя Верховного Суда Республики Коми Юдин А.В., рассмотрев жалобу представителя администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" (далее - администрация МО МР "Сыктывдинский") Сёминой О.В. на вступившие в законную силу постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - старшего судебного пристава Елфимова А.Н. от 29.03.2018 N 11022/18/548, решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.06.2018 и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 06.06.2018
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении администрации МО МР "Сыктывдинский",
установил:
постановлением начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - старшего судебного пристава Елфимова А.Н. от 29.03.2018 N 11022/18/548 администрация МО МР "Сыктывдинский" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.04.2018 приведенное постановление оставлено без изменения, жалоба администрации МО МР "Сыктывдинский" - без удовлетворения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Коми 06.06.2018 указанные выше постановление и решение оставлены без изменения, жалоба представителя администрации МО МР "Сыктывдинский" Сёминой О.В. - без удовлетворения.
В жалобе представитель администрации МО МР "Сыктывдинский" просит постановление и судебные акты отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные рассмотренным судами предыдущих инстанций, и дает свою оценку обстоятельствам и доказательствам по делу, указывая, на то, что администрацией предприняты все зависящие от нее меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, однако потребность администрации МО МР "Сыктывдинский" в денежных средствах для реализации программы по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений значительно превышает размер предоставляемых субвенций.
Изучив материалы истребованного дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Указанная норма направлена на своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
С указанным положением в целом корреспондирует статья 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с которой, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1); при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения (часть 2).
Как следует из материалов дела, 02.09.2014 судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Сыктывдинскому району возбуждено исполнительное производство N 8185/15/11022-ИП, на основании исполнительного листа ВС N 018423005 от 11.08.2014, выданного Сыктывдинским районным судом Республики Коми по делу N 2-561/2014, предметом исполнения которого является возложение на администрацию МО МР "Сыктывдинский" обязанности предоставить... Н.Ю. на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенное жилое помещение в пределах территории муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский", общей площадью не менее 33 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
В рамках исполнительного производства администрации МО МР "Сыктывдинский" неоднократно вручались требования об исполнении указанного решения.
Из материалов дела следует, что 11.07.2016 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми вынесено постановление о взыскании с администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми N 11022/17/3255 от 22.07.2017 администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановление в установленном порядке не обжаловано, вступило в законную силу.
17.10.2017 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" вновь вручено требование о необходимости в срок до 01.01.2018 исполнить решение суда, в котором должник предупрежден о возможности привлечения к административной ответственности по статье 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил, документов, подтверждающих невозможность исполнения решения суда по непреодолимым или независящим от должника обстоятельствам не предоставлено.
В срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил, что послужило основанием для вынесения 29.03.2018 начальником МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми постановления N 11022/18/548 о привлечении администрации МО МР "Сыктывдинский" к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами.
Доказательства собраны с соблюдением требований закона и оценены по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Действия администрации МО МР "Сыктывдинский" правильно квалифицированы по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях администрации МО МР "Сыктывдинский" вины в совершении правонарушения и, как следствие, состава правонарушения, подлежат отклонению.
Исходя из требований статьи 6 Федерального конституционного закона РФ от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, под уважительными причинами, препятствующими исполнению требований исполнительного документа, необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Отсутствие денежных средств в бюджете и недостаточное финансирование из республиканского бюджета для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствуют о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта.
Более того, обстоятельства, на которые ссылается должник к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных части 2 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", не относятся. Недостаточность субвенций, предоставленных администрации МО МР "Сыктывдинский", само по себе нельзя расценивать как принятие ею всех мер для надлежащего исполнения решений судов о предоставлении жилых помещений с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от нее по характеру обязательства.
Указанные в надзорной жалобе доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций и были обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах. Данные доводы направлены на иную оценку доказательств и оспаривание обоснованности выводов судей об установленных ими обстоятельствах. Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует, что судьями допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемых актов, не установлено.
Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств правонарушения, полномочным лицом, в установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок.
Учитывая изложенное, обжалуемые постановление и решения являются обоснованными и законными, а оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 30.17 КоАП РФ,
постановил:
постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - старшего судебного пристава Елфимова А.Н. от 29.03.2018 N 11022/18/548, решение судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 26.06.2018 и решение судьи Верховного Суда Республики Коми от 06.06.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении администрации МО МР "Сыктывдинский" оставить без изменения, жалобу представителя администрации МО МР "Сыктывдинский" Сёминой О.В. - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Заместитель председателя А.В. Юдин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.