Верховный Суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретареМакаршиной А.А,
с участием прокурора Иовлева Д.С, с участием представителя административных истцовБритвиной К.С, представителя административного ответчикаЛукьяновой Е.А, представителязаинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия Акулич Е.В.рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Арзамасцевой Н.В, Власьянова В.П. о признании решения LVIII сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 24 апреля 2013 г. N 282 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения" и решенияLIV сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 12 декабря 2012 г. N 265 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Сортавальское городское поселение" в части недействующими,
УСТАНОВИЛ:
Арзамасцева Н.В. и Власьянов В.П.в судебном порядке, с учетом изменений и дополненийадминистративных исковых требований, предусмотренных ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), оспорилирешениеLVIII сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 24 апреля 2013 г. N 282 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения" и решение LIV сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 12 декабря 2012 г. N 265 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Сортавальское городское поселение" в части нахожденияземельного участка площадью (... ) кв.м, расположенного по адресу: (... ) в трех территориальных зонах: зоне коллективного садоводства (Ж5), зоне зеленых насаждений общего пользования (Р-2) и зоне коммунально-складских и транспортных объектов (ПК-2).
Требования мотивированы тем, что административные истцы как фактические землепользователи имеют право на приобретение земельного участка в собственность, поскольку на нем располагается принадлежащий по 1/2 доли в праве собственности дом.Вместе с тем нахождение его в трех территориальных зонах не позволяет им воспользоваться таким правом.
Административные истцы просили признать вышеназванные нормативные акты в части отображения и установленияграниц земельного участка площадью (... ) в трех территориальных зонах недействующими.
Определением судьи от 13 августа 2018 г. к участию в деле заинтересованными лицами привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Глава Сортавальского городского поселения, Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия.
В судебном заседании представитель административных истцов поддержала измененные административные исковые требования по изложенным в административном иске основаниям.
Административные истцы в суд не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель Совета Сортавальского городского поселениявозражала против удовлетворения административных исковых требований.
Представитель Министерстваимущественных и земельных отношений Республики Карелия оставила разрешение спора на усмотрение суда, пояснив, что считает нарушенными при принятии правил землепользования и застройки положенияст.34 ГрК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не просили.
Выслушав объяснения явившихся лиц,показания свидетеля П, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора,полагавшего необходимым административный иск удовлетворить,суд приходит к следующему.
Частью 4 ст.7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Частью 4 ст.3ГрК РФ предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В соответствии с п.20 ч.1, ст.14Федерального закона N 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатациюпри осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений относятся к вопросам местного значения, входят в полномочия органов местного самоуправления района.
Частью 1 ст.208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с Уставом муниципального образования Сортавальского городского поселения (далее - Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения является Совет Сортавальского городского поселения (ст.13 Устава).
Решением LIV сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 12 декабря 2012 г. N 265 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Сортавальское городское поселение" принят Генеральный план Сортавальского городского поселения.
На LVIII сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения24 апреля 2013 г. принято решение N 282 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения".
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 24 июня 2016 г, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2016 г,по административному иску Б. Н.В. о признании не действующими решенияLVIII сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 24 апреля 2013 г. N 282 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения" и решенияLIV сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 12 декабря 2012 г. N 265 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Сортавальское городское поселение", установлено, что генеральный план Сортавальского городского поселения и Правила землепользования и застройки Сортавальского городского поселения приняты уполномоченным органом, с соблюдением порядка и процедуры принятия указанных нормативных правовых актов.
Таким образом, оспариваемые нормативные акты, с учетом положений ст.64 КАС РФ приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка и процедуры их принятия.
Установлено, что Власьянову В.П. и Арзамасцевой Н.В. принадлежит на праве собственности (по 1/2 доли) жилой дом по адресу: (... ) (... ) года постройки. Жилой дом расположен на земельном участке, границы которого в соответствии с требованиями законодательства не определены, но существуют на местности более 15 лет.
В соответствии со ст.85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с ч.1 ст.34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся территории и существующего землепользования.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов (ч.2 ст.36 ГрК РФ).
Частью 1 ст.30 ГрК РФ установлено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (ч. 4 ст. 30ГрК РФ).
При разработке оспариваемых нормативных правовых актов требования приведенных норм права были нарушены. Территориальная зона коллективного садоводства (Ж-5) установлена без учета фактического землепользования.
При этом жилой дом расположен в двух территориальных зонах:зоне коллективного садоводства (Ж-5) и зоне коммунально-складских и транспортных объектов (ПК-2). Земельный участок, фактически сложившийся для обслуживания жилого дома, располагается в трех территориальных зонах - коллективного садоводства (Ж-5),коммунально-складских и транспортных объектов (ПК-2),зеленых насаждений общего пользования (Р-2).
Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
С учетом вышеизложенного, нахождение жилого дома в двух территориальных зонах, и фактически сложившегосяк нему земельного участка - в трех территориальных зонах, создают законным владельцам препятствия в оформлении и использовании указанного земельного участка в соответствии с правами, предусмотренными ст.40 ЗК РФ.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что решение LVIII сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 24 апреля 2013 г. N 282 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения" и решение LIV сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 12 декабря 2012 г. N 265 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Сортавальское городское поселение", утвердившие оспариваемые фрагменты карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Сортавальского городского посления и карты зон с особыми условиями использования территории Генерального плана Сортавальского городского поселения в части нахождения земельного участка площадью 1286 кв.м в трех территориальных зонах в границах фактически сложившихся координат не соответствует требованиям ст.ст.30, 34 ГрК РФ и ст.85 ЗК РФ, согласно которым границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зонеи установлению границ территориальных зон с учетом сложившейся территории и существующего землепользования.
Указанные обстоятельства являются основанием для удовлетворения требования административного истца в части оспаривания нормативного правового акта.
Возражения административного ответчика и заинтересованного лица об отсутствии доказательств нарушения прав административного истца не являются основанием для отказа в удовлетворении требования Арзамасцевой Н.В. и Власьянова В.П, поскольку оспариваемые нормативные акты создают препятствия административным истцом для реализации ими своих прав собственников, что прямо следует из ответа Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
В силу п.1 ч.2 ст.215КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку установлено применение оспариваемых нормативных правовых актов, на основе которых реализованы права граждан и юридических лиц, суд признает их не действующими в оспариваемой части с момента вступления решения суда в законную силу.
С учетом положений ч.4 ст.215 КАС РФ сообщение о принятии решения судом подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы. Поскольку при подаче административного иска Власьянов В.П. уплатил государственную пошлину в размере 300 руб. с административного ответчика подлежит возмещению административному истцу указанная сумма.
Руководствуясь ст.ст.178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Власьянова В.П. и Арзамасцевой Н.В. удовлетворить.
Признать не действующимисо дня вступления в законную силу решения суда:
решение LVIII сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 24 апреля 2013 г. N 282 "Об утверждении Правил землепользования и застройки Сортавальского городского поселения" и решение LIV сессии II созыва Совета Сортавальского городского поселения от 12 декабря 2012 г. N 265 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Сортавальское городское поселение"в части включения земельного участка площадью (... ) кв.м, расположенного по адресу: (... ), со следующими координатами характерных точек:н1 -х 332359, у 1327030;н2 -х 332359, у 1327050;н3 -х 332331, у 1327051; н4 -х 332316, у 1327052; н5 -х 332316, у 1327047; н6 -х 332311, у 1327036; н7 -х 332311, у 1327016;н8 -х 332335, у 1327016; н9 -х 332335, у 1327030, в трех территориальных зонах: зоны коллективного садоводства (Ж5), зоны зеленых насаждений общего пользования (Р-2) и зоны коммунально-складских и транспортных объектов (ПК-2), установленную картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки и трех функциональных зон:зоне огородов, личных подсобных хозяйств, зоне зеленых насаждений общего пользования и зоне неэлектрифированных железных дорог, установленную картой зон с особыми условиями использования территорииГенерального плана Сортавальского городского поселения.
Обязать Совет Сортавальского городского поселения опубликовать сообщение о решении суда в течение месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном органе административного ответчика.
Взыскать сСоветаСортавальского городского поселения в пользуВласьянова В.П. государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный СудРоссийской Федерации в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.
Судья Е.П. Кудряшова
Мотивированное решение
изготовлено 29 октября 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.