И.о. Председателя Верховного Суда Республики Карелия Гуляева Н.А., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия ( ... ), поступившую в Верховный Суд Республики Карелия 16 октября 2018 года, на вступившее в законную силу решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа" (далее - МКП "Горводоканал Костомукшского городского округа", Предприятие),
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от 29 мая 2018 года МКП "Горводоканал Костомукшского городского округа" было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.33 КоАП РФ (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 июля
2018 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по данному делу прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ, с объявлением Предприятию устного замечания.
Определением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 05 сентября 2018 года старшему государственному инспектору отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока обжалования вышеуказанного судебного решения.
Заявитель в жалобе выражает несогласие с решением судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 июля 2018 года.
(... ), ссылаясь на положения действующего природоохранного законодательства, считает, что вывод судьи городского суда о малозначительности вменяемого Предприятию административного правонарушения является необоснованным.
По изложенным мотивам (... ) просит решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 июля 2018 года отменить, постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия от 29 мая 2018 года оставить без изменения.
Копия жалобы направлялась в адрес МКП "Горводоканал Костомукшского городского округа", директор Предприятия (... ). выражает несогласие с доводами жалобы, просит состоявшееся по делу оспариваемое судебное решение оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу вышеуказанное оспариваемое судебное решение законным и обоснованным, оснований для его пересмотра не имеется.
Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, и вынесения постановления должностного лица в отношении МКП "Горводоканал Костомукшского городского округа" послужило выявленное Отделом государственного контроля, надзора и рыбоохраны по РК Северо-Западного территориального Управления Росрыболовства нарушение Предприятием требований природоохранного законодательства РФ.
Так, согласно протоколу результатов количественного химического анализа пробы сточной воды от 03 апреля 2018 года N 451.18.01 (В) при сбросе сточных вод Предприятием в озеро Контокки-Ярви после биологических очистных сооружений показатели вредных веществ превышали предельно допустимые концентрации, а именно: алюминий - в 18,25 раза (фактический показатель - 0,73 мг/дм 3, нормативно-допустимый - 0,04 мг/дм 3). Согласно протоколу количественного анализа пробной сточной воды от 03 апреля 2018 года N 450.18.01 (В) наблюдается превышение нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в месте сброса сточных вод в озере Контокки-Ярви по таким показателям как: алюминий в 7,5 раза (фактический показатель - 0,3 мг/дм 3, нормативно-допустимый - 0,04 мг/дм 3).
При пересмотре постановления судья городского установил, что должностным лицом при привлечении Предприятия к административной ответственности не дана оценка следующим обстоятельствам. Управлением Росприроднадзора по Республике Карелия 16 марта 2018 года МКП "Горводоканал Костомукшского городского округа" было выдано разрешение N 4 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) в водные объекты. Указанным разрешением установлены перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к сбросу в озеро Контокки-Ярви по выпуску N 1 водопроводных очистных сооружений г. Костомукша РК в период с 16 марта 2018 года по 15 марта 2019 года. В соответствии с данным разрешением лимиты на сбросы вредных (загрязняющих) веществ составляют: алюминий - 0,660 мг/дм 3 (0,740 т/г, в первом квартале - 0,240 т). В свою очередь, согласно представленным сведениям, полученным в результате учета качества сточных (дренажных) вод за 1 квартал 2018 года, МКП "Горводоканал Костомукшского городского округа" осуществило фактический сброс загрязняющего вещества - алюминий в количестве
0,73 мг/л, то есть с превышением установленного лимита на 0,07 мг/л. В то же время фактический сброс загрязняющего вещества - алюминий в массовом выражении составляет 0,226 т, то есть меньше установленного лимита на 0,014 т.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Установив вышеуказанные обстоятельства, судья городского суда пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется возможность признания вменяемого МКП "Горводоканал Костомукшского городского округа" противоправного деяния малозначительным, при этом прекращение производства по делу в связи с признанием административного правонарушения малозначительным не устраняет состав вмененного правонарушения.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения указанного лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
Указанная правовая позиция корреспондирует положениям ст. 46, ч. 1 ст. 50, ст. 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ст. 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб может быть вынесено решение об отмене решения и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
По своей сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судьей нижестоящей инстанции. Доказательств существенных нарушений процессуальных требований материалы дела не содержат.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, и ввиду невозможности ухудшения положения лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении прекращено, оснований для пересмотра решения судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 июля 2018 года не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и.о. Председателя Верховного Суда Республики Карелия
ПОСТАНОВИЛА:
решение судьи Костомукшского городского суда Республики Карелия от 17 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.33 КоАП РФ, в отношении муниципального казенного предприятия "Горводоканал Костомукшского городского округа" оставить без изменения, а жалобу старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны по Республике Карелия (... ) - без удовлетворения.
И.о. Председателя Верховного Суда
Республики Карелия Н.А. Гуляева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.