Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Осиповой И.Г,
судей Селюковой З.Н, Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Кузьмичевой Е.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края по доверенности Деревича В.А. на решение Грачевского районного суда Ставропольского края от 18 сентября 2018 года по гражданскому делу по исковому заявлению Василевского В.И, Василевской И.О, действующей от своего имени, а также от имени и в интересах несовершеннолетних - Василевского И.В, Василевского М.В, Василевской А.В, Куготовой В.Р, Куготова В.Р. к администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включения в список граждан нуждающихся в государственном жилищном сертификате, признании права на получение государственного жилищного сертификата,
заслушав доклад судьи Селюковой З.Н,
установила:
Василевский В.И, Василевская И.О, действующая от своего имени, а также от имени и в интересах несовершеннолетних Василевского И.В, Василевского М.В, Василевской А.В, Куготовой В.Р, Куготова В.Р, обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включения в список граждан нуждающихся в государственном жилищном сертификате, признании права на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей подтопления, произошедшей в период с 15.05.2017 по 13.06.2017 на территории Грачевского района Ставропольского края, произошло подтопление жилого дома, принадлежащего на праве собственности Василевскому В.И, расположенного по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. ***, ул. ***, д. ***. По указанному адресу вместе с истцом зарегистрированы и проживают супруга - Василевская И.О, сын - Василевский И.В, *** года рождения, сын - Василевский М.В, *** года рождения, дочь - Василевская А.В, *** года рождения, дочь супруги - Куготова В.Р, *** года рождения, сын супруги - Куготов В.Р, *** года рождения. Указанное домовладение вошло в границы зоны подтопления и пострадало в результате чрезвычайной ситуации. Согласно техническому заключению в отношении вышеуказанного домовладения, на основании проведенного обследования несущих конструкций жилого дома установлено, что жилое помещение пострадало в связи с выпадением значительного количества осадков, а также резким повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края. Общее состояние жилого помещения оценивается как непригодное для проживания.
Комиссия пришла к выводу о нецелесообразности проведения ремонтно-строительных работ в связи с нахождением жилого дома в пойме рек Горькая и Калаус, а также возникновением оползневого явления, влекущего обрушение дома. Эксплуатация здания создает угрозу жизни и здоровью граждан. Между тем, по настоящее время, кроме компенсации - единовременной материальной помощи из резервного фонда Ставропольского края и Российской Федерации, истцы не получили. Просили суд признать Василевского В.И, *** года рождения, Василевскую И.О, *** года рождения, Василевского И.В, ***года рождения, Василевского М.В, *** года рождения, Василевскую А.В, *** года рождения, Куготову В.Р, *** года рождения, Куготова В.Р, *** года рождения, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края, в результате паводкового наводнения полностью утратившими жилье. Признать за Василевским В.И, *** года рождения, Василевской И.О, *** года рождения, Василевским И.В, *** года рождения, Василевским М.В, *** года рождения, Василевской А.В, *** года рождения, Куготовой В.Р, *** года рождения, Куготовым В.Р, *** года рождения, право на получение государственного жилищного сертификата. Обязать Администрацию муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края включить Василевского В.И, *** года рождения, Василевскую И.О, *** года рождения, Василевского И.В, *** года рождения, Василевского М.В, *** года рождения, Василевскую А.В, *** года рождения, Куготову В.Р, *** года рождения, Куготова В.Р, *** года рождения, в список граждан нуждающихся в государственном жилищном сертификате, в связи с утратой ими жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского в период с 25.05.2017.
Обжалуемым решением Грачевского районного суда Ставропольского края от 18 сентября 2018 года исковые требования Василевского В.И, Василевской И.О, действующей от своего имени, а также от имени и в интересах несовершеннолетних Василевского И.В, Василевского М.В, Василевской А.В, Куготова В.Р, Куготовой В.Р, к администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края о признании права на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, удовлетворены.
Признаны Василевский В.И, *** года рождения, Василевская И.О, *** года рождения, Василевский И.В, *** года рождения, Василевский М.В, *** года рождения, Василевская А.В, *** года рождения, Куготова В.Р, *** года рождения, Куготов В.Р, *** года рождения, пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края в результате паводкового наводнения полностью утратившими жилье.
Признано за Василевским В.И, *** года рождения, Василевской И.О, *** года рождения, Василевским И.В, *** года рождения, Василевским М.В, *** года рождения, Василевской А.В, *** года рождения, Куготовой В.Р, *** года рождения, Куготовым В.Р, *** года рождения, право на получение государственного жилищного сертификата.
Суд обязал администрацию муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края включить Василевского В.И, *** года рождения, Василевскую И.О, *** года рождения, Василевского И.В, *** года рождения, Василевского М.В, *** года рождения, Василевскую А.В, *** года рождения, Куготову В.Р, *** года рождения, Куготова В.Р, *** года рождения, в список граждан нуждающихся в государственном жилищном сертификате, в связи с утратой ими жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского в период с 25.05.2017.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачёвского района Ставропольского края по доверенности и ордеру -Деревич В.А. просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, и принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказаны установленные судом первой инстанции обстоятельства, выводы суда первой инстанции не соответствуют, изложенным в решении суда обстоятельствам дела. Судом не дана оценка доказательствам, представленным ответчиком и исследованным судом, которые достоверно и в полном объеме подтверждают, что объект недвижимости, расположенный по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. ***, ул. ***, д. ***, является непригодным для дальнейшей эксплуатации в силу ветхости, физического износа, что не связано с чрезвычайной ситуацией 25-29 мая 2017 года. Достоверность сведений является объективной ввиду того, что осмотр объекта проводился в короткий срок после чрезвычайной ситуации. Согласно Заключению межведомственной комиссии администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края N 1 от 31.10.2017 об оценке состояния помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. ***, ул. ***, д. ***, составленном на основе Акта обследования помещения N 1 от 31.10.2017 домовладение является непригодным для проживания в силу физического износа в процессе эксплуатации.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от ДД.ММ.ГГГГ, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям обжалуемое судебное решение не соответствует.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Василевский В.И, является собственником жилого дома, площадью 58,2 кв.м, литер А этажность 1, и земельного участка площадью 1100 кв.м, расположенных по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. ***, ул. ***, д. *** (свидетельство о государственной регистрации серии *** N *** запись регистрации N *** от 01.09.2014, свидетельство о государственной регистрации серии *** N *** запись регистрации N *** от 01.09.2014 (л.д. 31-32).
Василевский В.И, Василевская И.О, Василевский И.В, Василевский В.М, Василевская А.В, Куготова В.Р, Куготов В.Р, зарегистрированы по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. ***, ул. ***, д. ***, что подтверждается домовой книгой (л.д.13-20).
В результате ЧС на территории Сергиевского сельсовета, произошедшей в период с 25 по 29 мая 2017 года вследствие подъема уровня воды в реке Калаус выше допустимого, в зону подтопления попал жилой дом, расположенный по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. ***, ул. ***, д. ***.
Василевский В.И. 26.05.2017 обратился к главе администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края Мельникову В.А. с заявлением о включении его и членов его семьи (супруги Василевской И.О, сына Василевского И.В, сына Василевского М.В.) в списки на оказание единовременной материальной помощи, в связи с нахождением жилого помещения, в котором они проживают, в зоне чрезвычайной ситуации (л.д. 36).
Василевский В.И, Василевская И.О, Василевский И.В, Василевский М.В, Василевская А.В, Куготов В.Р, Куготова В.Р. были включены в список граждан на получение единовременной материальной помощи, проживающих на территории муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации -подтопления, из-за подъема воды в реке Калаус (л.д. 67-70).
Истцы получили единовременную материальную помощь, что подтверждается ведомостью с росписью Василевской И.О. о получении (л.д. 64-66).
Вместе с тем, согласно заключению межведомственной комиссии администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета N 1 от 31.10.2017 года об оценке состояния помещения, расположенного по адресу: Ставропольский край, Грачевский район, с. ***, ул. ***, д. ***, назначенной на основании постановления администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета от 15 марта 2010 N 22, указанное жилое помещение признано непригодным для проживания в силу физического износа в процессе эксплуатации (л.д.33).
Судебной коллегией также установлено, что истцы, до момента обращения в суд с настоящим иском не принимали мер для реализации своего права на получение государственного жилищного сертификата.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий". При этом суд исходил из того, что истцы имеют право на получение государственного жилищного сертификата как лица, лишившееся жилья в результате чрезвычайной ситуации -подтопления, произошедшего на территории Грачевского района Сергиевского сельсовета в 2017 году, - поскольку принадлежащее Василевскому В.И. на праве собственности жилое помещение, являлось для него единственным местом проживания на момент чрезвычайной ситуации.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием не может согласиться судебная коллегия, и считает, что приведенные выводы основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой, девятый пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).
В целях оказания помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, Правительство Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий, приняло 7 июня 1995 г. постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий" (постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 835 наименование этого постановления изменено - "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", которым установлено, что государственные жилищные сертификаты выпускаются на основании решения Правительства Российской Федерации (абзац второй пункта 1 постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561). Пунктами 3, 4 и 5 постановления Правительства РФ от 7 июня 1995 г. N 561 предусмотрены обязанности ряда федеральных органов исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, разработать и утвердить порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов; обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать предоставление жилья гражданам, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, и другие обязанности.
Во исполнение указанного постановления 10 июля 1995 г. Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации и Министром финансов Российской Федерации утвержден Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 июля 1995 г. N 916, далее - Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов).
Согласно пункту 2 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата.
Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата, паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу, справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации (пункт 4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 октября 1995 г. N 982 утвержден Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. N 835 наименование этого акта Правительства Российской Федерации изменено - Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями.
Таким образом, из нормативных положений, в их взаимосвязи следует, что право на получение государственного жилищного сертификата возникает у граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, то есть утративших единственное жилое помещение, в котором они проживали. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов. Таким образом, реализация гражданином права на получение государственного жилищного сертификата носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия, при условии предоставления ими всех необходимых документов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых проживают такие граждане, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. На основании этих списков, утвержденных решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, определяется потребность в государственных жилищных сертификатах и Правительством Российской Федерации принимается решение об их выпуске, который осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации или стихийного бедствия.
Как установлено судом, истцы в списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата, включены не были, поскольку после подтопления, произошедшего на территории Ставропольского края Грачевского района муниципального образования Сергиевского сельсовета в мае 2017 года, с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата в компетентный орган исполнительной власти не обращались, обязательный заявительный порядок реализации права на получение государственного жилищного сертификата ими соблюден не был. Впервые истцами было выражено волеизъявление на получение государственного жилищного сертификата при подаче настоящего иска в суд.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N 561 государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при одновременном выполнении на момент чрезвычайной ситуации следующих условий: постоянное проживание в утраченном жилом помещении и регистрация по месту жительства в утраченном жилом помещении. Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.
В пункте 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов содержатся следующие нормативные предписания.
Выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
На основании заявления гражданина, чье жилое помещение было утрачено в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, и после проведения сверки сведений, указанных в заявлении, с данными паспорта или другого документа, удостоверяющего личность гражданина (для детей - свидетельство о рождении), органом местного самоуправления подготавливается список по форме согласно приложению N 3(1), который подписывается главой местной администрации муниципального образования, на территории которого проживают граждане, лишившиеся жилого помещения.
Начальник главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации подписывает списки, подтверждая нахождение адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, совершения террористического акта или проведения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями.
Руководитель территориального органа Федеральной миграционной службы проверяет списки граждан на соответствие указанных в них сведений об адресе регистрации по месту жительства и паспорте сведениям об этих гражданах, которые находятся в распоряжении Федеральной миграционной службы, после чего подписывает их.
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Согласно пунктам 7 и 8 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 данного порядка. Внесение изменений в утвержденный список путем включения в него дополнительных граждан или семей не допускается. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, утверждающие список, несут ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в списке.
Таким образом, как следует из приведенных нормативных положений, на момент обращения истцов в суд с требованием о признании права на получение государственного жилищного сертификата была подробно регламентирована правоприменительная процедура реализации права граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата. Обращение гражданина, претендующего на получение государственного жилищного сертификата, в компетентный орган исполнительной власти с соответствующим заявлением является условием начала этой процедуры, в рамках которой органом местного самоуправления по месту проживания граждан, лишившихся жилых помещений, после проверки сведений, указанных в заявлении, подготавливается список таких граждан. Этот список подтверждается и подписывается начальником главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации, затем проверяется и подписывается руководителем территориального органа Федеральной миграционной службы, после чего утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляется для согласования в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а затем в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления финансового обеспечения и последующего погашения государственных жилищных сертификатов.
На территории Ставропольского края уполномоченным органом исполнительной власти по осуществлению мероприятий, связанных исполнением обязательств по государственным жилищным сертификат, выдаваемым гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, согласно пп.6 п.10.2 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 25 декабря 2014 г. N 545-п, является министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Однако суд первой инстанции при рассмотрении дела по существу не учел требования приведенных выше норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, в части необходимости соблюдения истцами заявительного порядка в качестве обязательного условия для реализации гражданином права на получение государственного жилищного сертификата и обязал включить истцов, минуя установленный действующим правовым регулированием порядок, в списки граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края в период с 25.05.2017 года администрацию муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района, при этом не принял во внимание, что вопросы включения в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата в Ставропольском крае не входят в компетенцию администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района.
Ввиду изложенного нельзя признать законными выводы суда первой инстанции о праве истцов на получение государственного жилищного сертификата как лиц, утративших жилье в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского в период с 25.05.2017.
Судом первой инстанции также допущены нарушения норм процессуального права.
Часть 2 статьи 56 ГПК РФ обязывает суд определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, а также предписывает суду вынести обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, суд первой инстанции не выполнил возложенные него приведенными выше положениями гражданского процессуального закона обязанности и, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, не определилобстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения спора.
Установив, что истцы не обращалась с заявлением о получении государственного жилищного сертификата, суд первой инстанции не определилв качестве юридически значимых и не установилобстоятельства, подтверждающие наличие у истцов условий, при которых граждане приобретают право на получение государственного жилищного сертификата. Суд не выяснил наличие или отсутствие уважительных причин, препятствовавших истцам обратиться в органы исполнительной власти Ставропольского края с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов.
С учетом изложенного судебная коллегия не может признать правомерными выводы суда первой инстанции, а решение Грачевского районного суда Ставропольского края от 18 сентября 2018 года законным. Решение принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя апелляционной жалобы, что согласно статье 330 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь статьями 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Грачевского районного суда Ставропольского края от 18 сентября 2018 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Василевского В.И, Василевской И.О, действующей от своего имени, а также от имени и в интересах несовершеннолетних Василевского И.В, Василевского М.В, Василевской А.В, Куготова В.Р, Куготовой В.Р. к администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края в результате паводкового наводнения полностью утратившими жилье, признании права на получение государственного жилищного сертификата, об обязании администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района включить в список граждан нуждающихся в государственном жилищном сертификате, в связи с утратой ими жилья в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории администрации муниципального образования Сергиевского сельсовета Грачевского района Ставропольского в период с 25.05.2017 отказать.
Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.