Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Дьяконовой З.С., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Гороховой А.Ю,
с участием прокурора Никонова В.В,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению на решение Ленского районного суда от 01 октября 2018 года по делу по административному иску администрации МО "г.Ленск" к прокурору Ленского района о признании незаконным представление, которым
постановлено:
Административный иск удовлетворить.
Признать представление заместителя прокурора Ленского района от 02 августа 2018г. в отношении администрации МО "г.Ленск" об устранении нарушений жилищного законодательства незаконным.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация МО "г.Ленск" Ленского района обратилась в суд с административным иском к прокурору Ленского района о признании незаконным представления об устранении нарушений федерального законодательства.
В обоснование требований указано о том, что по результатам проведенной проверки по обращению С. об отказе в предоставлении жилого помещения прокуратурой района 02 августа 2018г. в адрес администрации города внесено оспариваемое представление, которым указано на ненадлежащее исполнение полномочий в сфере жилищного законодательства: не проведено обследование жилого дома по адресу:... на предмет пригодности для проживания либо необходимости капитального ремонта после пожара; не решен вопрос о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда до решения вопроса о сносе или капитальном ремонте жилого помещения.
Считает представление незаконным, поскольку нарушений действующего законодательства административным истцом не допущено. Указывает, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилье. С. и члены его семьи на учете нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма не состоят, малоимущими в установленном законом порядке не признаны. Также они в жилом помещении по адресу:... фактически не проживали, с заявлением о проведении обследования жилья на предмет пригодности для проживания и предоставлении жилья из маневренного фонда не обращались. Требования прокурора района о предоставлении жилья С. по договору социального найма во внеочередном порядке незаконны, поскольку нарушаются права других граждан, имеющих такое право.
Ссылаясь на данные обстоятельства, просил суд признать представление прокурора Ленского района от 02 августа 2018г. незаконным.
Судом принято вышеуказанное решение. В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права. Указывает, что представление прокурора об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов. Однако, не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить поднадзорных лиц устранить допущенные нарушения в добровольном порядке, в связи с чем права и законные интересы административного истца не нарушены. Настаивает на правомерности своих действий, поскольку проведенной проверкой выявлены нарушения жилищных прав С.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражение на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что по результатам проведенной проверки по обращению С. об отказе в предоставлении жилого помещения взамен утраченного в адрес администрации МО "г.Ленск" 02 августа 2018г. внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам проверки выявлено ненадлежащее исполнение администрацией города полномочий в сфере жилищного законодательства. Установлено, что в результате пожара жилого дома по адресу:... предоставленная по договору социального найма членам семьи С.... повреждена по всей площади. Заявление С. о предоставлении жилья взамен непригодного оставлено без удовлетворения. При этом администрацией города не проведено обследование жилого дома по адресу:... на предмет пригодности для проживания либо необходимости капитального ремонта после пожара; не решен вопрос о предоставлении жилого помещения из маневренного фонда жильцам до решения вопроса о сносе или капитальном ремонте жилого помещения. Кроме того, временное отсутствие С. в жилом помещении не влечет прекращение права граждан на пользование данным жильем. Представление содержит требование о безотлагательном рассмотрении настоящего представления и принятии действенных мер по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствовавших, а также решить вопрос об ответственности лиц, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, о результатах принятых мерах сообщить прокурору в установленный месячный срок.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции указал, что доказательства нарушения администрацией города требований действующего законодательства в сфере жилищного законодательства отсутствуют, также из представления не усматривается, какие именно меры следует принять администрацией для устранения выявленных нарушений.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда ввиду их ошибочности.
Полномочия прокуратуры Российской Федерации в соответствии со ст.129 Конституции Российской Федерации определены Федеральным законом от 17.01.1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии со ст.1 которого прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
Согласно ст.21 ФЗ О прокуратуре РФ предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п.1 ст.21 настоящего Федерального закона, выносит представление об устранении нарушений закона (абз.3 п.3 ст.22 ФЗ О прокуратуре РФ).
В силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Пунктом 1 ст. 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона выносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Как следует из материалов дела,... по адресу:... находится в муниципальной собственности МО "г.Ленск". Данное жилое помещение на основании распоряжения главы города передан на основании договора социального найма С. на состав семьи 5 человек. В результате пожара от 02 июня 2017г. данная квартира повреждена по всей площади.
Как установлено, жилой дом с печным отоплением, кровельное покрытие отсутствует, крыша постелена армированной пленкой. Ввиду отсутствия печи семья С. в доме вынужденно не проживала. Данные обстоятельства установлены решением Ленского районного суда от 26 ноября 2014г. по делу по иску МО "г.Ленск" к С. о признании их утратившими право пользования жилым помещением и снятии их с регистрационного учета.
В связи с непригодностью жилого помещения для проживания Семченко обратился в администрацию МО "г.Ленск" с заявлением о предоставлении другого жилья. Комиссия по распределению жилья при администрации города решением от 29 марта 2018г. отказала по тем основаниям, что С. не проживал в указанном жилом помещении и на учете в качестве нуждающихся не состоит.
Прокурор, усмотрев нарушение жилищных прав С. и членов его семьи, препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, гарантированных ст.40 Конституции РФ, вправе принять меры прокурорского реагирования, каковым является представление.
Согласно ст.87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч.ч.1. и 2 ст. 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст.86 - 88 названного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В силу п.1 ст.95 ЖК РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма.
При применении указанных положений действующего законодательства в случае возникновения спора он подлежит разрешению в порядке, установленном нормами ГПК РФ.
В рамках настоящего дела суду первой инстанции не следовало входить в обсуждение вопроса о жилищных правах С. и предрешать спор, возникший между С. и органом местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, содержащейся в Определении от 24 февраля 2005г. N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (п.2 ст.21 Закона о прокуратуре), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в п.1 ст.21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке.
Поскольку представление об устранении нарушений закона является актом прокурорского реагирования и внесено в рамках реализации предоставленных законом полномочий.
При таких обстоятельствах нельзя согласиться с утверждением административного истца о незаконном возложении на него обязанностей. Права и законные интересы административного истца в данном случае не нарушаются.
Представление прокурора, выданное в адрес администрации города, соответствует требованиям статей 21, 22, 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Таким образом, у суда не имелось законных оснований для удовлетворения требований административного истца.
Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем решение суда в соответствии с положениями ст.310 КАС РФ подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленского районного суда от 01 октября 2018 года по делу по административному иску администрации МО "г.Ленск" к прокурору Ленского района о признании незаконным представление отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного иска администрации МО "г.Ленск" отказать.
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи: Дьяконова З.С.
Сыренова С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.