Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи
И.А. Харченко
судей
И.И. Мотиной
И.А. Подлесной
при секретаре судебного заседания
А.Л. Чирко
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи И.А. Харченко гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Алушты к Администрации города Алушты о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок,
по апелляционной жалобе Администрации города Алушты Республики Крым на решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 июля 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично, -
установила:
25 апреля 2018 года прокурор города Алушты, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Алушты о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой города Алушта в ходе исполнения задания прокуратуры Республики Крым о проверке исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории муниципального образования городской округ Алушта, выявлен факт несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов в месте, не предназначенном для этих целей по адресам:
- Республика Крым, город Алушта, пгт Партенит, участок автодороги Пушкино - Партенит, в районе улицы Ламбатской (географические координаты: N 44,590462, Е34,341152), общая площадь указанного занятого отходами участка составляет 1200 м.кв.;
- Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, в районе улицы Фрунзенское шоссе, общая площадь указанного занятого отходами участка составляет 980 м. кв.;
- Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, в районе улицы Фрунзенское шоссе, N 22, общая площадь указанного занятого отходами участка составляет 710 м. кв.;
- Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, в районе переулка Кривой за зданием летней открытой площадки, общая площадь указанного занятого отходами участка составляет 12 м.кв.
По морфологическому составу отходы представляют собой грунт, образовавшийся в результате проведения землеройных работ, отходы строительства и отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные), мусор и смёт уличный, отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий, тара полиэтиленовая, тара бумажная, тара стеклянная.
Согласно пункту 31 статьи 32 Устава муниципального образования городского округа Алушта Республики Крым, принятого решением Алуштинского городского совета Республики Крым от 14.11.2014 года N 5/1 к полномочиям администрации города Алушты относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Таким образом, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок, предполагающая сбор и вывоз мусора с мест, не предназначенных для размещения отходов, возложена на орган местного самоуправления города. Принимая во внимание, что указанные несанкционированные свалки, находятся в границах муниципального образования города Алушта, вышеуказанные территории в пользование третьим лицам не предоставлены, относятся к землям населенного пункта, обязанность по ликвидации этих свалок должна быть возложена на Администрацию города Алушты. В связи с изложенным, прокурор города Алушта просил суд обязать Администрацию города Алушты в течении 4-х месяцев с момента вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные по вышеуказанным адресам.
Решением Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 июля 2018 года исковое заявление прокурора города Алушты к Администрации города Алушты о понуждении к ликвидации несанкционированных свалок удовлетворено частично.
Возложено на Администрацию города Алушта Республики Крым в течение 4 (четырех) месяцев с момента вступления в силу решения суда обязанности по ликвидации несанкционированных свалок, расположенных по адресам:
- Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, участок автодороги Пушкино - Партенит, в районе улицы Ламбатской (географические координаты: N 44,590462, Е34, 341152), общая площадь указанного занятого отходами участка составляет 1200 м кв.;
- Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, в районе улицы Фрунзенское шоссе, общая площадь указанного занятого отходами участка составляет 980 м.кв.;
- Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, в районе улицы Фрунзенское шоссе, N 22, общая площадь занятого отходами участка составляет 710 м.кв.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с таким решением суда, 10 августа 2018 года Администрация города Алушты Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права.
Основные доводы жалобы заключаются в том, что согласно предписанию N 33 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований свалки, расположенные по адресу:
- город Алушта, пгт. Партенит, участок автодороги Пушкино - Партенит, в районе улицы Ламбатской ликвидирована в переделах возможности, полную ликвидацию свалки провести не представляется возможным в связи со сложившимся рельефом местности (склон с уклоном 70% глубиной порядка 20 метров, с произрастающими зелеными насаждениями, которые при ликвидации будут уничтожены, что причинит ущерб окружающей среде);
- город Алушта, пгт. Партенит в районе переулка Кривой за зданием летней открытой площадки площадью 12 кв.м. ликвидированы в полном объёме.
Остальные свалки, которые суд обязал ликвидировать, в настоящее время находятся в процессе ликвидации МУП "УБГ и КС", к этому предприняты необходимые меры. Вместе с тем, муниципальное унитарное предприятие "Управление благоустройства города и капитального строительства" осуществляет задачи по сбору, вывозу и утилизации твёрдых коммунальных отходов в городе Алушта. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителем Муниципальное унитарное предприятие городского округа Алушта Республики Крым "Управление благоустройства города и капитального строительства" является Муниципальное образование городской округ Алушта Республики Крым. Таким образом, апеллянт полагает, что Администрация города Алушты не уполномочена заниматься ликвидацией несанкционированных свалок, и является ненадлежащей стороной по данному делу.
В судебное заседание участники процесса не явились, о времени и месте слушания дела извещены в надлежащий способ, что подтверждено материалами дела, об уважительности причин отсутствия суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания по делу не подали.
Заслушав доклад судьи Харченко И.А, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, посчитав возможным рассмотрение данного дела в отсутствии сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия.
Согласно основных понятий, используемых в статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ, охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ, части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Указанные полномочия органов местного самоуправления городских округов сочетаются с пунктами 11 и 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно частям 1 и 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 21 и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
С целью эффективного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым, распоряжением главы Республики Крым от 06.09.2016 года N547-рг утверждён соответствующий Порядок.
Так, согласно пунктам 3 и 6 Порядка, выявление несанкционированных свалок отходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым. Ликвидация несанкционированных свалок отходов в границах населенных пунктов осуществляется органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований в течение 5 дней с момента выявления.
Как показала проверка, полномочия по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе направленных на ликвидацию несанкционированных свалок отходов на территории города Алушта, осуществляются администрацией города Алушта ненадлежащим образом.
На территории муниципального образования городской округ Алушта выявлены факт несанкционированного размещения твёрдых коммунальных отходов в местах, не предназначенных для этих целей, по адресам:
Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, участок автодороги Пушкино - Партенит, в районе улицы Ламбатской (географические координаты: N 44,590462, Е34,341152), общая площадь занятого отходами участка составляет 1200 кв.м.;
Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, в районе улицы Фрунзенское шоссе, общая площадь указанного занятого отходами участка составляет 980 кв.м.;
Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, в районе улицы Фрунзенское шоссе, N 22, общая площадь занятого отходами участка составляет 710 кв.м.;
Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, в районе переулка Кривой за зданием летней открытой площадки, общая площадь указанного занятого отходами участка составляет 12 кв.м.
Указанное подтверждается, в том числе, справкой отдела экологического надзора города Алушта управления экологического надзора Южно-Крымского региона (лист дела 8-10), справкой УКС И ЖКХ Администрации города Алушта с фототаблицей (листы дела 11-20).
Из акта проверки N 146 от 08.06.2018 года Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, предоставленного ответчиком, усматривается, что согласно пояснениям заведующего сектора благоустройства управления капитального строительства и ЖКХ Администрации города Алушты, большая часть свалок ликвидирована в пределах возможностей МУП "УБГиКС", полная ликвидация не проведена ввиду сложного рельефа местности (склоны).
При повторном обследовании территории установлено, что свалки не ликвидированы в полном объёме.
08.06.2018 года Министерством экологии и природных ресурсов РК в адрес Администрации города Алушты по данному факту выдано предписание N 33 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, путем организации деятельности по ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, находящихся на территории МО городской округ Алушта Республики Крым (листы дела 33-34).
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ, отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В оспариваемом судебном акте суд первой инстанции пришел к выводу, что непринятие администрацией города Алушты должных мер по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок отходов нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированных статьёй 42 Конституции Российской Федерации и создаёт угрозу причинения вреда окружающей среде.
Принимая во внимание изложенное, учитывая вышеприведенные обстоятельства, оценивая в совокупности все собранные по делу доказательства, суд нашёл исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в части ликвидации свалок по адресам:
Республика Крым, город Алушта, пгт Партенит, участок автодороги Пушкино - Партенит, в районе улицы Ламбатской (географические координаты: N 44,590462, Е34,341152), общая площадь занятого отходами участка составляет 1200 кв.м.;
Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, в районе улицы Фрунзенское шоссе, общая площадь указанного занятого отходами участка составляет 980 кв.м.;
Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит, в районе улицы Фрунзенское шоссе, N 22, общая площадь занятого отходами участка составляет 710 кв.м.;
С таким выводом суда первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, в полной мере соглашается коллегия судей.
Довод апелляционной жалобы о том, что по большей части ответчиком приняты меры к ликвидации свалок нашел своё отражение в оспариваемом судебном акте. При этом суд указал, что ликвидация не завершена, а ссылка ответчика на сложный рельеф местности не может быть принят судом как основание для вывода об отсутствии возможности для завершения полной ликвидации свалок, в связи с чем иск подлежит удовлетворению, за исключением свалки по адресу: Республика Крым, город Алушта, пгт. Партенит в районе переулка Кривой за зданием летней открытой площадки площадью 12 кв.м, поскольку она ликвидирована ответчиком полностью, в добровольном порядке и прокурор в данной части не настаивал на иске.
Мотивы частичного удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.
Доводы апелляционной жалобы повторяют основания заявленных в суде первой инстанции возражений ответчика, однако эти доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, а потому не могут служить основанием к отмене состоявшегося судебного решения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым, -
определила:
Решение Алуштинского городского суда Республики Крым от 10 июля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий судьяСудьи
И.А. Харченко И.И. МотинаИ.А. Подлесная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.