Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Самойловой Е.В.
судей
Романовой Л.В, Беляевской О.Я.
при секретаре
Берёза О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымтеплокоммунэнерго" к Калайджи Дмитрию Николаевичу, третье лицо МУП "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство", о взыскании задолженности по оплате услуг теплоснабжения,
по апелляционной жалобе Калайджи Дмитрия Николаевича на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 16 мая 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
В марте 2016 года Государственное унитарное предприятие Республики Крым (далее - ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго") обратилось в суд с иском и, уточнив исковые требования, истец просил взыскать с ответчика Калайджи Д.Н. за период с 01.11.2014 по состоянию на 01.02.2016. сумму образовавшейся задолженности в размере 14299,76 руб. за услуги теплоснабжения по обогреву "адрес" пгт. "адрес" "адрес", принадлежащей ответчику.
Требования мотивированы тем, что тепловая энергия подается в многоквартирный жилой дом через присоединенную систему централизованного отопления в жилое помещение, принадлежащее ответчику, однако Калайджи Д.Н. свои обязанности по внесению платы за коммунальные услуги надлежащим образом не исполняет, образовавшуюся задолженность не погашает.
Определением суда от 24 января 2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МУП "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство".
В судебном заседании суда представитель истца исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик Калайджи Д.Н. и его представитель в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать, поскольку фактически ответчик не является потребителем тепловой энергии.
Представитель третьего лица МУП "Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство" в суде первой инстанции участие не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 16 мая 2017 года исковые требования ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" удовлетворены, в пользу истца с Калайджи Д.Н. взыскана задолженность по оплате услуг теплоснабжения в размере 14299,76 руб, судебные расходы - 572 руб.
Считая решение незаконным и необоснованным, ответчик Калайджи Д.Н. обратился с апелляционной жалобой, просит о его отмене и принятии нового - об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Основным доводом жалобы является то, что ответчик не является потребителем услуг, предоставляемых ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго", поскольку с 2002 г. квартира до приобретения ее Калайджи Д.Н, переоборудованная в дальнейшем им под магазин промышленных товаров, была отключена от централизованного отопления, соответственно у ответчика отсутствуют обязательства по оплате услуг теплоснабжения.
Полагает, что при рассмотрении дела суду необходимо было применять законодательство Украины, действовавшее по состоянию на 2002 год.
В письменных возражениях представитель истца просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное, апелляционную жалобу ответчика отклонить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав доклад судьи Романовой Л.В, выслушав пояснения ответчика Калайджи Д.Н, поддержавшего доводы жалобы, представителя истца Шутенко А.Ю, возражавшей против удовлетворения жалобы ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Судом первой инстанции правильно установлено, что Калайджи Д.Н является собственником "адрес" многоквартирного дома (далее - МКД) N "адрес". Квартира одновременно со смежной квартирой N, расположенных на первом этаже МКД в 2008 г. переоборудована под нежилое помещение (магазин промышленных товаров).
Ответчик является индивидуальным предпринимателем. Оплата начисляется в отношении физического лица. Подведомственность спора определена в соответствии с судебным актом, который вступил в законную силу (л.д.69-71).
Согласно материалам дела, МКД подключен к сетям централизованного отопления (л.д.116-117), услуги по теплоснабжению предоставляет ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" через структурное подразделение - филиал в г. Керчи.
Договор между ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" и Калайджи Д.Н. на предоставление услуг не заключен.
По данным филиала ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" в г. Керчи ответчик является абонентом и получателем услуг, на него открыт лицевой счет N (л.д.4).
Установлено, что ответчик оплату предоставленных услуг по централизованному отоплению не производит, в связи с чем согласно представленному истцом расчету за период с 01.11.2014 по состоянию на 01.02.2016 за ответчиком числится задолженность в размере 14299,76 рублей (л.д. 4).
Из содержания свидетельства о праве собственности на жилье от 22.07.1994 следует, что квартира расположена в многоквартирном жилом доме, имела соответствующее оборудование (л.д.225).
На момент приобретения Калайджи Д.Н. указанной квартиры (27.02.2003), сведений о том, что квартира отключена от системы централизованного отопления, договор купли-продажи не содержит (л.д.231).
Ответчик в своих возражениях указал, что отопление помещений осуществляется автономно кондиционерами "Зима-Лето".
В подтверждение указанных доводов ответчиком представлены: акт государственной приемочной комиссии от 25.12.2008 о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта "Реконструкция квартир N и N жилого "адрес", "адрес" под магазин промышленных товаров" (л.д. 43); технические условия N 49 от 04.03.2008, подписанные инженером ПТО, акт комиссии Ленинского ПУ ЖКХ (без даты) о том, что квартира отключена от центрального отепления в 2002 году (л.д.47, 48).
Из технической документации по реконструкции указанной квартиры не следует, что было предусмотрено технологическое изменение системы отопления (л.д.85-104) и что на это было дано разрешение межведомственной комиссией, утверждена проектная документация, которая согласована с соответствующими службами и в дальнейшем условия договора о предоставлении услуг теплоснабжения были изменены, а правоотношения сторон прекращены.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд правильно установилобстоятельства дела, имеющие существенное значение и исходил из того, что односторонний отказ от исполнения обязательств влечет гражданско-правовую ответственность, предусмотренную статьями 307-310 Гражданского кодекса РФ (далее -ГК РФ), а обязанность оплачивать коммунальные услуги и услуги по содержанию многоквартирного дома предусмотрена Жилищным кодексом РФ (далее - ЖК РФ).
Из материалов дела видно, что ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" предоставляет коммунальную услугу теплоснабжение, которое подается в многоквартирный жилой дом через присоединенную систему централизованного отопления многоквартирного дома в жилое помещение, принадлежащее ответчику.
Отсутствие подписанного письменного договора между ГУП РК "Крымтеплокоммунэнерго" и Калайджи Д.Н. на предоставление услуг не освобождает собственника помещения в многоквартирном доме от оплаты за коммунальную услугу.
Исследовав вышеприведенные обстоятельства, дав оценку всем доказательствам по делу в совокупности, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что требования истца, заявленные к Калайджи Д.Н, подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение), что установлено ч. 2 ст. 154 ЖК РФ.
В силу ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
В соответствии с положениями ст. ст. 209 и 210 ГК РФ, ст. 158 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества и обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) под теплоснабжением понимается деятельность по обеспечению потребителей тепловой энергией, в том числе оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Правила об энергоснабжении применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 15 статьи 14 Закона N 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания. Система централизованного отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.
Аналогичный запрет был установлен и действовавшими до 18.03.2014 на территории Республики Крым законодательством Украины.
В силу ст. 100 ЖК Украины переоборудование квартиры допускалось исключительно с согласия исполнительного комитета местного совета.
Согласно Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотведению, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины N 630 от 21.07.2005 (далее - Правила N 630) потребители были вправе отказаться от получения услуг по централизованному отоплению и горячему водоснабжению исключительно с соблюдением порядка, утвержденного центральным органом исполнительной власти по вопросам жилищно-коммунального хозяйства.
Самовольное отключение от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения запрещалось.
Пунктом 26 указанных Правил N 630 было установлено, что отключение потребителей от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения осуществляется лишь в случае, когда техническая возможность такого отключения предусмотрена утвержденной органом местного самоуправления в соответствии с Законом Украины "О теплоснабжении" схемой теплоснабжения, при условии обеспечения бесперебойной работы инженерного оборудования с соблюдением в смежных помещениях требований строительных норм и правил по вопросам проектирования жилых домов, отопления, вентиляции, строительной теплотехники; государственных строительных норм относительно состава, порядка разработки, согласования и утверждения проектной документации для строительства, а также норм проектирования реконструкции и капитального ремонта в части отопления.
Во исполнение вышеуказанных положений Правил N 630 приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Украины от 22.11.2005 N 4 был утвержден Порядок отключения отдельных жилых домов от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения (далее - Порядок).
Указанным Порядком с целью защиты прав всех жильцов многоквартирных домов предусматривалась возможность отключения от системы централизованного отопления не отдельных квартир, а многоквартирного дома в целом.
Кроме того, согласно названному Порядку потребитель был обязан обратиться в межведомственную комиссию, которая по результатам рассмотрения заявления потребителя и предоставленных им документов принимала решение, которое оформлялось протоколом. При положительном решении заявителю предоставлялся перечень организаций, к которым он вправе был обратиться для получения технических условий для разработки проекта индивидуального (автономного) отопления и отключения от системы централизованного отопления. Проект должна была выполнять проектная либо проектно-монтажная организация на основании договора с последующим его согласованием со всеми организациями, которые выдали технические условия по отключению дома от внешних сетей. Отключение помещений от внешнедомовых сетей централизованного отопления производился монтажной организацией, реализующей проект. По окончанию работ составлялся акт об отключении от системы централизованного отопления, который предоставлялся в межведомственную комиссию на утверждение и лишь при его утверждении могли быть пересмотрены условия договора о предоставлении услуг централизованного отопления.
Таким образом, собственник жилого помещения в многоквартирном доме не вправе без разрешительных документов самостоятельно осуществлять отключение квартиры от инженерных систем, обслуживающих жилой дом. Самовольное отключение собственником обогревающих приборов, предусмотренных проектной и технической документацией, не освобождает его от обязанности по оплате за поставляемую тепловую энергию.
Материалами дела не установлено, что вышеуказанный порядок отключения квартиры от системы централизованного отопления ответчиком был соблюден.
Правилами предоставления населению услуг по водо-, теплоснабжению и водоотведению, утвержденные постановлением КМУ от 30.12.1997 N1497, действовавшими на 2002 г. (до приобретения ответчиком квартиры) было установлено (п.34), что потребитель не вправе самовольно, с нарушением проектных решений переоборудовать и использовать не по назначению и портить санитарно-техническое оборудование жилых домов и жилых помещений.
Таким образом, довод жалобы ответчика о тот, что квартира была отключена от системы теплоснабжения до приобретения Калайджи Д.Н. у предыдущих собственников какими-либо допустимыми доказательствами также не подтверждается.
Вопреки доводам жалобы судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, верно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Суд правильно исходил из того, что отсутствуют основания полагать, что истцом не предоставлялись соответствующие услуги, а ответчик должен быть освобожден от их оплаты.
Судебная коллегия находит, что доводы апелляционной жалобы ответчика не свидетельствуют о том, что спор разрешен неправильно, поскольку апеллянт конкретных фактов, которые не были исследованы судом, в жалобе не приводит, ссылаясь на нормы материального права, их субъективное толкование и позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление при рассмотрении дела по существу судом первой инстанции. Мнение ответчика, что суд должен был по иному оценить имеющиеся в деле доказательства и прийти к противоположным выводам, само по себе основанием для отмены принятого судебного постановления не является.
Нарушений процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного постановления в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в т.ч. на которые имеются ссылки в жалобе, судебной коллегией не установлено.
Оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Вместе с тем, ответчик не лишен возможности обратиться в созданную во исполнение Поручения Главы Республики Крым Аксенова С.В. от 30.03.2015 N01-62/70 в муниципальном образовании комиссию с целью урегулирования вопросов, связанных с отключением центрального отопления и установкой индивидуальных источников отопления, которая рассматривает обращения граждан, жилые помещения которых отключены от системы централизованного отопления до 17.03.2014.
Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Республики Крым от 16 мая 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Калайджи Дмитрия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий судья: Самойлова Е.В.
Судьи: Романова Л.В.
Беляевская О.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.