Дата вступления в законную силу - 11 декабря 2018 г.
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Говорова С.И,
при секретаре Манжиковой А.Э,
с участием представителя административного истца Бембеевой Б.А. - Очир-Горяева Ю.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бембеевой Б.А. к Правительству Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
установил:
Бембеева Б.А. обратилась в суд (19 октября 2018 года) с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, Администрации города Элисты, ссылаясь на то, что является собственником расположенного по адресу: ***, земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под кафе. Кадастровая стоимость земельного участка в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 декабря 2012 года N 518 "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия" составила 4*** руб. 44 коп. Сведения о кадастровой стоимости данного объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 апреля 2014 года. Поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, что нарушает ее права как плательщика земельного налога, истец обратилась за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету независимого оценщика С. от 10 октября 2018 года N *** рыночная стоимость земельного участка составила 1*** рублей. Просила установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости в соответствии с отчетом оценщика; возложить обязанность на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Калмыкия внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость в размере 1*** рублей.
Определением Верховного Суда Республики Калмыкия от 19 октября 2018 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Правительство Республики Калмыкия.
В уточненном исковом заявлении от 6 ноября 2018 года в качестве административных ответчиков Бембеева Б.А. указала Правительство Республики Калмыкия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, в качестве заинтересованного лица - Администрацию города Элисты, просит установить кадастровую стоимость указанного выше земельного участка в размере его рыночной стоимости 1*** рублей.
В судебном заседании представитель административного истца Бембеевой Б.А. - Очир-Горяев Ю.А. уточненные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Административный истец Бембеева Б.А, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не сообщив суду о причинах неявки.
Представители административных ответчиков - Правительства Республики Калмыкия, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованного лица - Администрации города Элисты, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, не сообщив суду о причинах неявки и не представив доводов и возражений по поводу заявленных административных исковых требований.
Поскольку установленных статьями 150, 152 КАС РФ оснований отложения судебного разбирательства не имеется, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, признав причину их неявки неуважительной.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав представителя административного истца - Очир-Горяева Ю.А, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, Бембеева Б.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26 октября 2018 года N ***, свидетельством о государственной регистрации права серии ** N *** от * июня 2014 года.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 27 декабря 2012 года N 518 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия. В соответствии с указанным нормативным актом кадастровая стоимость принадлежащего Бембеевой Б.А. земельного участка составляет 4*** руб. 44 коп; дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 10 апреля 2014 года (выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 4 октября 2018 года N ***).
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 389 Налогового кодекса РФ земельный участок, расположенный в пределах соответствующего муниципального образования, признается объектом налогообложения.
Согласно ст. 390 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объекта налогообложения по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
В силу статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В свою очередь пунктом 3 приведенной нормы установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно абз. 5 ч. 16 ст. 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта оценки.
Из отчета от 10 октября 2018 года N ***, составленного независимым оценщиком С., усматривается, что рыночная стоимость принадлежащего Бембеевой Б.А. объекта недвижимости по состоянию на 10 апреля 2014 года составила 1*** рублей.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в этой статье.
Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 названного Федерального закона.
Пунктом 5 Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2015 года N 299, предусмотрено, что при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователи отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
В отчете об оценке от 10 октября 2018 года N *** приведено описание объекта исследования - земельного участка, его основные количественные и качественные характеристики; изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты оценки; проведен анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость. В результате выбора подходов оценщиком для оценки объекта исследования применен сравнительный подход к оценке, реализуемый методом сравнения продаж. Отказ от использования затратного и доходного подходов и соответствующих методов мотивирован. В отчете об оценке приведены все необходимые сведения об использовании источников информации, проанализирован рынок земельных участков на дату оценки в районах, идентичных району расположения объекта оценки; корректировки по основным факторам стоимости объекта оценки приведены по всем значимым группам элементов сравнения. Корректировка на площадь участка не применялась, так как все аналоги и объект оценки меньше 1 га (справочник оценщика недвижимости, 2016 год, под редакцией Л.А. Лейфера, том 3 (Земельные участки) стр. 176 таблица 53). Расчет рыночной стоимости произведен исходя из скорректированной стоимости 1 кв.м. объектов-аналогов, является математически верным. Расчеты, проведенные в рамках используемого сравнительного подхода, позволяют объективно определить рыночную стоимость объекта оценки по состоянию на 10 апреля 2014 года.
Отчет от 10 октября 2018 года N *** об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: **, составлен независимым оценщиком С, который включен в реестр оценщиков общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" * июля 2008 года под регистрационным N *** (свидетельство N * от * мая 2017 года), обладает необходимыми специальными знаниями и правом на проведение оценочной деятельности: квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ФБУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" N ** от * марта 2018 года по направлению оценочной деятельности "Оценка бизнеса", квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ФБУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" N *** от * декабря 2017 года по направлению оценочной деятельности "Оценка движимого имущества", квалификационный аттестат в области оценочной деятельности ФБУ "Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров" N *** от * октября 2017 года по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", диплом НОУ ВПО "Московская финансово-промышленная академия (МФПА)" по программе профессиональной переподготовки "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)" серии ** N *** от * мая 2008 года; ответственность оценщика застрахована в АО СК "РСХБ-Страхование" (страховой полис N *** от * июня 2018 года).
С учетом положений ст. 84 КАС РФ прихожу к выводу, что представленный отчет о рыночной стоимости объекта оценки соответствует требованиям Федерального закона N 135-ФЗ, положениям и нормам федеральных стандартов оценки, действующих на момент проведения оценки, выводы в отчете предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. В целом отчет соответствует требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Доказательств обратного ответчиками и заинтересованными лицами не представлено.
При таких обстоятельствах суд признает требования Бембеевой Б.А. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в размере его рыночной стоимости подлежащими удовлетворению и считает возможным установить указанную стоимость в размере 1 *** рублей по состоянию на 10 апреля 2014 г.
В соответствии с положениями абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона
N 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит установлению на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
С учетом установленных обстоятельств дата подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости соответствует дате обращения административного истца в суд - 19 октября 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
административное исковое заявление Бембеевой Б.А. удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв.м, расположенного по адресу: ***, в размере рыночной стоимости - 1 *** (***) рублей по состоянию на 10 апреля 2014 года, на период с 1 января 2018 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 октября 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Калмыкия С.И. Говоров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.