Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Волковой О.В,
судей Иванова Ан.В. и Халиулина А.Д,
при секретаре Сафиулиной Э.И,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Объединение автовокзалов и автостанций" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 сентября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл удовлетворить.
Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью "Объединение автовокзалов и автостанций" по неисполнению обязанности по обеспечению безопасности автовокзала.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью "Объединение автовокзалов и автостанций" обязанность в течение одного месяца со дня вступления в законную решения суда принять меры по установлению и оборудованию периметрального ограждения и металлических конструкций, въездных и выездных ворот, систем видеонаблюдения с устройством регистрации событий, стационарных постов, оснащенных стационарными металлодетекторами для пропуска граждан и въезда автотранспорта, утвердить схемы размещения технических систем и средств досмотра.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Автовокзалы Марий Эл" (далее - ООО "Автовокзалы Марий Эл") о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по обеспечению антитеррористической безопасности автовокзала г. Козьмодемьянска Республики Марий Эл; возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по установлению и оборудованию периметрального ограждения из металлической конструкции, въездных и выездных ворот; системы видеонаблюдения с устройством регистрации событий; стационарных постов, оснащенных стационарными металлодетекторами для пропуска граждан и въезда автотранспорта; утвердить схемы размещения технических систем и средств досмотра.
В обоснование исковых требований указано, что автовокзал г. Козьмодемьянска внесен в перечень объектов транспортной инфраструктуры с присвоением третьей категории. Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры проведена 27 июня 2014 года. Автовокзал передан во временное владение и пользование ООО "Автовокзалы Марий Эл" на основании заключенного 29 сентября 2017 года с ООО "Автовокзал" договора субаренды. Недостаточность принимаемых ответчиком мер создает угрозу безопасности людей, предпосылки для совершения терактов.
Определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 июля 2018 года в качестве соответчиков по делу привлечены общество с ограниченной ответственностью "Объединение автовокзалов и автостанций" (далее - ООО "Объединение автовокзалов и автостанций") и общество с ограниченной ответственностью "Автовокзал" (далее - ООО "Автовокзал").
Определением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 сентября 2018 года производство по делу по иску Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл прекращено в части указанных выше требований к ООО "Автовокзалы Марий Эл" и ООО "Автовокзал" в связи с отказом истца от иска к данным ответчикам.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что прокурорская проверка в отношении ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" не проводилась, представление об устранении недостатков не выносилось, поэтому ответчик не мог исполнить требования прокурора. Полагает, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры автовокзала, осуществленная в 2014 году, недействительна, так как нормы, в соответствии с которыми она была сделана, утратили силу. Соответственно план обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры не соответствует законодательству. Также указывает на то, что ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" находится в стадии банкротства, в отношении него введена процедура конкурсного производства, имущество выставлено на торги, в связи с чем предписание прокурора не может быть реализовано.
В возражениях на апелляционную жалобу Горномарийский межрайонный прокурор Республики Марий Эл приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить его без изменения.
Заслушав объяснения прокурора Назарова А.А, возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - ФЗ "О транспортной безопасности") транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ "О транспортной безопасности" целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками (часть 1 статьи 8 ФЗ "О транспортной безопасности").
Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2016 года N 924 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства; требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта (далее - Требования).
В соответствии с подпунктами 22, 24, 25, 29, 33 пункта 6 названных Требований субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны: определять помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности (далее - пункты управления обеспечением транспортной безопасности) в соответствии с утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры и оснащать пункты управления обеспечением транспортной безопасности необходимыми средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры I, II и III категорий, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие; обеспечивать аудио- и видеозапись в целях документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах объекта транспортной инфраструктуры, а также на пунктах управления обеспечением транспортной безопасности в соответствии с планом объекта транспортной инфраструктуры; устанавливать на основании утвержденных результатов оценки уязвимости: границы зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, для которой устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных, а также критических элементов объекта транспортной инфраструктуры; границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, на которых в отношении проходящих (проезжающих) физических лиц (транспортных средств) и (или) проносимых (провозимых) грузов и вещей правовых оснований для прохода (проезда) не требуется (сектор свободного доступа); границы частей зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, допуск в которые
ограничен и осуществляется по пропускам установленных видов, а также с учетом запрета предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения (далее - технологический сектор); осуществлять организацию пропускного и внутриобъектового режимов на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, предусмотренными приложением к настоящему документу, организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе устанавливать единые виды постоянных и разовых пропусков; принимать меры к недопущению проникновения любых лиц в зону транспортной безопасности (за исключением сектора свободного доступа) и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов и постов объекта транспортной инфраструктуры путем осуществления контроля (наблюдения, мониторинга состояния) границ зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части и (или) критических элементов объекта транспортной инфраструктуры, поддержания установленных пропускного и внутриобъектового режимов контроля передвижения физических лиц, транспортных средств в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, использования технических средств обеспечения транспортной безопасности, реагирования на попытки проникновения или проникновение в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее часть и (или) на критические элементы объекта транспортной инфраструктуры.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" является собственником нежилого помещения - автовокзала, назначение нежилое, общей площадью 369,3 кв.м, лит. А, расположенного по адресу: "адрес"
Земельный участок с кадастровым номером "N" находящийся по указанному адресу, на котором расположено данное имущество, находится в собственности Республики Марий Эл.
Согласно договору аренды от 19 октября 2011 года, заключенному между Министерством государственного имущества Республики Марий Эл и ООО "Объединение автовокзалов и автостанций", названный выше земельный участок передан ответчику в аренду на срок по 15 сентября 2060 года.
По договору аренды нежилых зданий от 25 июня 2015 года, заключенному между ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" и ООО "Автовокзал", недвижимое имущество - автовокзал по адресу: "адрес", передано в аренду ООО "Автовокзал" на срок по 30 июня 2050 года.
Согласно договору субаренды нежилых помещений от 26 февраля 2018 года, заключенному между ООО "Автовокзал" и ООО "Автовокзалы Марий Эл", указанное выше имущество передано в субаренду ООО "Автовокзалы Марий Эл" на срок по 29 февраля 2048 года.
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2018 года договор аренды нежилых помещений от 25 июня 2015 года, заключенный между ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" и ООО "Автовокзал", расторгнут. Действие договора субаренды прекращено.
14 июня 2018 года Горномарийской межрайонной прокуратурой проведена проверка автовокзала г. Козьмодемьянска, в ходе которой были выявлены следующие недостатки: отсутствует периметральное ограждение из металлической конструкции, въездные и выездные ворота; не установлена система видеонаблюдения с устройством регистрации событий; не оборудованы стационарные посты, оснащенные стационарными металлодетекторами, для пропуска граждан и въезда автотранспорта, а также для осуществления комплекса организационных, административных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение безопасности объекта; отсутствует система технических систем и средств досмотра.
Разрешая спор, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, установив, что ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" является субъектом транспортной инфраструктуры и, соответственно, обязано соблюдать положения указанных выше Требований, учитывая не представление ответчиком доказательств их соблюдения, суд первой инстанции удовлетворил заявленные прокурором исковые требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 1 ФЗ "О транспортной безопасности" субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Поскольку материалами дела подтверждено, что на момент проведения проверки ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" являлось собственником нежилого помещения - автовокзала, расположенного по адресу: "адрес", суд пришел к обоснованному выводу о признании незаконным бездействия ответчика и возложении на него заявленных в иске обязанностей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что проверка проводилась в отношении ООО "Автовокзалы Марий Эл", а не в отношении ООО "Объединение автовокзалов и автостанций", не являются основанием для освобождения последнего от возложенных на него как субъекта транспортной инфраструктуры обязанностей по обеспечение транспортной безопасности принадлежащего ему объекта.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО "Объединение автовокзалов и автостанций" является банкротом, в отношении него введена процедура конкурсного производства и имущество выставлено на торги, основанием для отмены обжалуемого решения не являются, поскольку ответчиком не представлено доказательств реализации указанного объекта транспортной инфраструктуры и прекращении права собственности на него.
Содержащиеся в апелляционной жалобе иные доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Таким образом, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Объединение автовокзалов и автостанций" - без удовлетворения.
Председательствующий О.В.Волкова
Судьи Ан.В.Иванов
А.Д.Халиулин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.