Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Милютина В.Н,
судей Субхангулова А.Н,
Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Сидоровой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2018 года, которым постановлено:
признать отказ Администрации муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан от 28.03.2018г. в предоставлении земельного участка с кадастровым номером... путем перераспределения, расположенного по адресу: РБ, адрес, незаконным.
обязать Администрацию муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан принять решение о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, расположенного по адресу: адрес, кадастровым номером.., с Вотинцевым Н.А, с последующим выкупом на основании п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ.
Заслушав доклад судьи Фахретдиновой Р.Ф. судебная коллегия
установила:
Вотинцев Н.А. обратился в суд с административным иском к Администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка путем перераспределения и обязании принятия решения о заключении соглашения о перераспределении земельного участка.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником земельного участка общей площадью 500 кв.м из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10 июня 2016 года. С целью увеличения площади земельного участка административным истцом было заказано градостроительное заключение для оформления межевого плана по перераспределению земельных участков, площадью 600 кв.м (увеличение площади земельного участка на 100 кв.м) в соответствии со ст. 39.28 ЗК Российской Федерации, что подтверждается Градостроительным заключением N... от 13 октября 2017 г..Административный ответчик после обращения Вотинцева Н.А. с соответствующим заявлением вынес Постановление от 21 ноября 2017 г..N 2443 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которому была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером... площадью 600 кв.м с видом разрешенного использования "личное подсобное хозяйство", в территориальной зоне - "Ж1", на кадастровом плане территории, согласно приложению к настоящему постановлению. На основании полученных документов земельный участок общей площадью 600 кв.м, расположенный относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира адрес) был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером.., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 25 декабря 2017 года.
Далее 09 января 2018 года административный истец обратился в МАУ "Управление землеустройства, архитектуры и строительства MP Уфимский район РБ" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером... путем перераспределения, однако получил отказ, выраженный в письме от 15 февраля 2018 года исх. N... 13 марта 2018 г..административный истец обратился в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером... путем перераспределения. Письмом от 28 марта 2018 года исх. N... Администрация MP Уфимский район Республики Башкортостан отказала Вотинцеву П. А. на том основании, что увеличение площади земельного участка с кадастровым номером... ведет к невозможности выезда с земельного участка с кадастровым номером.., а также приводит к сокращению площади коммуникационного коридора газопровода, который должен проходить по месту увеличения земельного участка.
Административный истец полагал данный отказ уполномоченного органа неправомерным, не соответствующим нормам земельного законодательства, нарушающим права и законные интересы Вотинцева Н.А, поскольку перечисленные в отказе основания не относятся к каким-либо из перечисленных в ст. 39.29 ЗК Российской Федерации.
Вотинцев Н.А. просил признать отказ Администрации муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан от 28 марта 2018 года незаконным; обязать Администрацию муниципальный район Уфимский район Республики Башкортостан принять решение о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: адрес, с Вотинцевым Н.А, с последующим выкупом на основании п. 5 ст. 39.28 ЗК Российской Федерации.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрации сельского поселения Михайловский сельсовет Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что исправшиваемый истцом земельный участок относится к охранной зоне ЛЭП и не может быть передан для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами. Кроме того, в апелляционной жалобе также приведены доводы о невозможности выезда с земельного участка с кадастровым номером.., а также о сокращении площади коммуникационного коридора газопровода, который должен проходить по месту увеличения земельного участка.
В отзыве на апелляционную жалобу административный истец просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителей Вотинцева Н.А, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 39.28 ЗК Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что административный истец является собственником земельного участка общей площадью 500 кв.м из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства", с кадастровым номером.., расположенного по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10 июня 2016 г.
Административным истцом было заказано Градостроительное заключение для оформления межевого плана по перераспределению земельных участков, площадью 600 кв.м (увеличение площади земельного участка на 100 кв.м) в соответствии со ст. 39.28 ЗК Российской Федерации, что подтверждается градостроительным заключением от 13 октября 2017 года N...
Административный ответчик после обращения тр. Вотинцева Н.А. с соответствующим заявлением принял постановление от 21 ноября 2017 года N2443 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", согласно которому была утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером... площадью 600 кв.м с видом разрешенного использования "Личное подсобное хозяйство", из категории земель - "Земли населенных пунктов", в территориальной зоне "Ж1", расположенного по адресу: адрес, на кадастровом плане территории, согласно приложению к настоящему постановлению.
На основании полученных документов административный истец обратился в филиал ФКП Росрестра по Республики Башкортостан с целью постановки на государственный кадастровый учет перераспределенного земельного участка, в результате чего земельный участок общей площадью 600 кв.м, расположенный относительно ориентира, расположенного в границах участка (почтовый адрес ориентира адрес) был поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером.., что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости от 25 декабря 2017 года.
09 января 2018 г. административный истец обратился в МАУ "Управление землеустройства, архитектуры и строительства MP Уфимский район РБ" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером... путем перераспределения, однако получил отказ, выраженный в письме от 15 февраля 2018 года исх. N...
13 марта 2018 года административный истец обратился в Администрацию муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером... путем перераспределения, расположенного по адресу: адрес.
Письмом от 28 марта 2018 года исх. N... Администрация MP Уфимский район Республики Башкортостан отказала истцу на том основании, что увеличение площади земельного участка с кадастровым номером... ведет к невозможности выезда с земельного участка с кадастровым номером.., а также приводит к сокращению площади коммуникационного коридора газопровода, который должен проходить по месту увеличения земельного участка.
Удовлетворяя требования, суд исходил из того, что фактически перераспределение земельного участка по заявлению Вотинцева Н.А. административным ответчиком произведено, так как уполномоченным органом самим были даны рекомендации по осуществлению распределения, более того, административным ответчиком утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он сделан при неправильном применении норм материального права и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 ЗК Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 11.7 ЗК Российской Федерации при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
- принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
- направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
- принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределение земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК Российской Федерации.
В соответствии с п. 9 ст. 39.29 ЗК Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии, помимо прочего, хотя бы одного из следующих оснований: образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 39.28 настоящего Кодекса.
В частности, п. 6 ст. 11.9 ЗК Российской Федерации установлено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Как следует из текста оспариваемого постановления Администрации, это основание - невозможность размещения объектов недвижимости, препятствие рациональному использованию земель, предусмотренное п. 6 ст. 11.9 ЗК Российской Федерации, положено в основу отказа Вотинцеву Н.А. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Подп. 3 п. 1 ст. 1 ЗК Российской Федерации установлен принцип приоритета охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации, что предусмотрено ст. 89 ЗК Российской Федерации.
Во исполнение данной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 N 160 утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, согласно пункту 2 которых в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты \ предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
В соответствии с п. 10 названных Правил в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений; посадка и вырубка деревьев и кустарников; проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом V или без груза от поверхности дороги более 4,5 м (в охранных зонах воздушных линий электропередачи); земляные работы на глубине более 0,3 м (на вспаханных землях на глубине более 0,45 м), полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 м (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
Исходя из фактических обстоятельств дела и с учетом предполагаемого целевого использования испрашиваемого земельного участка (территориальная зона Ж-1: для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками) учитывая наличие на испрашиваемом земельном участке инженерных коммуникаций: ЛЭП (охранная зона 10 м согласно Градостроительного плана земельного участка от 03 апреля 2017г.), что подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, руководствуясь положениями указанных норм права, усматривается наличие объективных препятствий, исключающих возможность предоставление испрашиваемого участка в порядке перераспределения.
Поскольку имеющийся у истца земельный участок расположен на пересечении улиц, судебная коллегия также полагает, что образование нового земельного участка в данном случае осуществляется за счет нераспределенных земель, которые фактически являются землями общего пользования, что подтверждается выкопировкой из генплана, представленного суду первой инстанции. В связи с этим, приведенные административным ответчиком основания к отказу в перераспределении земельного участка, связанные с сужением коммуникационного коридора газопровода, который должен проходить по месту увеличения земельного участка, судебная коллегия также находит заслуживающими внимания, поскольку уменьшение территории перекрестка не отвечает требованиям рационального использования земель.
В связи с изложенным, учитывая, что размещение в соответствии с разрешенным использованием на истребуемом земельном участке построек в пределах охранной зоны ЛЭП, а также ограничение территории общего пользования с планируемым размещением газопровода, само по себе создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью, затрудняет доступ к указанным объектам и противоречит целям их охраны, оспариваемый отказ в указанной части является законным и обоснованным, а потому решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 307-309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 28 августа 2018 года отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении иска Вотинцева Н.А. к Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан о признании незаконным отказа Администрации Муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан от 28 марта 2018 года, возложении обязанности принять решение о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером... по адресу: адрес, с Вотинцевым Н.А. с последующим выкупом отказать.
Председательствующий В.Н. Милютин
Судьи А.Н. Субхангулов
Р.Ф. Фахретдинова
Справочно: судья Кузнецов А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.